1 проблема познания в философии. Проблема познания в философии: основные аспекты в их культурно-историческом развитии

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для: индивидуализма

Процедура мысленного расчленения целого на части: Анализ

Процесс вхождения индивида в общество, усвоение социокультурных ценностей #+: социализация

Процесс вхождения человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей #+: глобализация

Процесс оперирования идеями, образами, данными чувственного восприятия #+: мышление

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: Дедукция

Процесс современного мира, объединяющий человечество в единое пространство жизнедеятельности #+: глобализация

Процесс создания человеком социокультурных ценностей #+: творчество

Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности #+: творчество

Родоначальник позитивизма: Огюст Конт

Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает: Дуализм

Раздел философии исследующий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания #+: гносеология

Раздел философии, изучающий историческое бытие как универсальный всечеловеческий опыт #+: философия истории

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы деятельности человека #+: праксиология

Раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, изучающий основные законы развития общества #+: социальная философия

Раздел философии, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека #+: антропология

Раздел философии, посвященный изучению техники #+: философия техники

Раздел философии, посвященный исследованию нравственных ценностей #+: этика

Раздел философии, предметом которого является наука #+: философия науки

Раздел философского знания, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса #+: философия истории

Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»: Кант

Разработанный З. Фрейдом метод: Психоанализ

Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю: Абсолютная идея

Религиозное учение о конечных судьбах мира и человека #+: эсхатология

Религия, которая составляет основу западной культуры #+: христианство

Рефлексия – это: размышление личности о самой себе

Решение глобальных проблем напрямую зависит от успехов и развития науки и техники это - # направление+: технократическое

Русский философ, которым было развито понятие ноосферы #+: Вернандский

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви: гуманизм

Свойство натуры человека, наделяющее его сверхактивностью в концепции Л.Н. Гумилев #+: пассионарность

Священная книга брахманизма и индуизм #+: веды

Священная книга ислама #+: Коран

Система знаков, имеющих значение #+: язык

Система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого существования, в эпоху Возрождения #+: гуманизм

Смерть культуры в концепции О.Шпенглера #+: цивилизация

Сновидения, гипнотические состояния, состояние невменяемости являются проявлениями ### в концепции З.Фрейд+: бессознательное

Совокупность взглядов на мир, общество, человека, на его место в мире и обществе # Мировоззрение

Совокупность естественных условий существования человека и общества: Природа

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем и поиск их преодоления #+: глобалистика

Совокупность производственных отношений, составляющих экономическую основу общества #+: базис

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: теология

Совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства #+: техника

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её: Качество

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является: Мировой Дух

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? : Я-зеркальное

Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» ; Парадигма

Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно: опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: Синтез

Создатель наиболее полной и влиятельной концепции бессознательного #+: З.Фрейд

Созерцательная ориентированность, коллективное отношения к миру характерно для ### культуры+: восточная

Сознательное приведение своей психики в состояние углубленной сосредоточенности, используемое в восточной практике #+: медитация

Сон по З.Фрейду является: символическим

Сообщество философов и ученых, впервые поставившее глобальные проблемы #+: римский клуб

Соответствие между науками человеческой души, в классификации Бэкона1: история 1: память2: философия 2: разум3: поэзия 3: воображение

Соответствие типов рациональности фил направлениям.1:классический1:позитивизм2:неклассический2:экзистенциализм3:постнеклассиче3: синергет

Составляющую вещи, не являющийся объектом нашего познания И. Кант обозначал понятием #+: ноумен

Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, эквивалент угасания желаний в буддизме #+: нирвана

Социальная сущность человека выражается понятием #+: личность

Социологическая теория, согласно которой общество может быть разделено на различные слои по самым разным основаниям #+: стратификация

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий: Мессия

Способ существования материи: Движение

Способность высокоорганизованной материи отражать объективную реальность #+: сознание

Способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде #+: психическое отражение

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью: Сознание

Способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений #+: чувственность

Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с нимдругихматериальных систем #+: Отражение

Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам: Интуиция

Способность человека воспринимать и осмыслять себя и окружающий мир #+: самосознание

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал: Ньютон

Субстанция у Лейбница #+: монада

Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что: Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется: Законом

Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает: Плюрализм

Сущность деизма состоит в: Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что: Пространство и время зависят от материальных процессов

Схоластика – это: тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:: схоластике

Теории «общественного договора» придерживался: Т. Гоббс

Теория научного познания именуется: Эпистемологией

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей: Диалектика

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется: диалектика

Теория самоорганизации сложных систем: Синергетика

Теория, которая обосновывает неклассическую картину мира #+: теория относительности

Теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и развитии общества #+: Психоанализ

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: Бога

Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает: Существование

Термин в концепции Юнга, определяющий коллективное бессознательное #+: архетип

Термин культура как процесс воспитания и обучения человека впервые употребил #+: Цицерон

Тип культуры по географической принадлежности, к которому относятся произведения Леонардо да Винчи #+: западная

Тип культуры, соединяющий в себе черты востока и запада #+: маргинальная

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу: индивидуализм

Тип философского мировоззрения, для которого характерно стремление найти единую космическую первооснову #+: космоц*нтризм

Учение о спасении души: Сотериология

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»: Пантеизм

Уровень научного познания, который включает в себя наблюдение и эксперимент #+: эмпирический

Уровень научного познания, который включает в себя проблему и гипотезу #+: теоретический

Уровень развития производительных сил и средств производства выступают критерием оценки общественного #+: прогресса+: производства

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов: Эмпирическое обобщение

Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи: Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит: И. Канту

Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал: Р. Декарт

Учение о всеобщей связи и развитии #+: диалектика

Учение о сотворении мира Богом из ничего #+: креационизм

Учение об объективной закономерной связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: диалектика

Учение, отрицающее объективную закономерность связи вещей, процессов и явлений реального мира #+: индетерминизм

Ученый, который обосновал классическую картину мира #+: Ньютон

Ученый, который обосновал неклассическую картину мира #+: Эйнштейн

Ученый, который обосновал постнеклассическую картину мира #+: Пригожин

Философ Древней Греции, с именем которого связывают возникновение философии #+: Фалес

Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»: Г. Лейбниц

Философ, которому принадлежат слова «Все течет, все изменяется» #+: Гераклит

Философ, который ввел термин ноосфера #+: Ле-Руа

Философ, определяющий предмет философии вопросами: Что я могу знать? Что такое человек? #+: кант

Философ, первым поставивший вопрос о бытии #+: Парменид

Философ, положивший начало спору западников и славянофилов #+: Чаадаев

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является вода #+: Фалес

Философ, представитель Милетской школы, полагавший, что первоосновой является воздух #+: Анаксимен

Философ, представитель Милетской школы, считавший, что первоосновой является апейрон #+: Анаксимандр

Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa: Дж. Локк

Философии Г.Гегеля присущ: панлогизм

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: богословию

Философская наука, занимающаяся изучением культуры #+: культурология+: философия культуры

Философские школы в Индии, которые не считали себя наследниками традиции Вед #+: настика

Философские школы в Индии, которые считали себя наследниками традиции Вед #-: астика

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга: Принцип единства и борьбы противоположностей

Философское направление 20 века, представителем Сартр утверждающее, смысл жизни создается самим человеком #+: экзистенциализм

Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию: Иррационализм

Философское направление, представителем которого является Г.В.Ф. Гегель #+: объективный идеализм

Философское направление, представителем которого является И.Кант #+: субъективный идеализм

Философское направление, признающее примат воли над другими проявлениями духовной жизни человека #+: волюнтаризм

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей: Рационализм

Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания: Философия жизни

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий: Диалектика

Философское учение признающее основой всего сущего множество первоначал #+: плюрализм

Философское учение, которое говорит, что существование предшествует сущности #+: экзистенциализм

Философское учение, отождествляющее бога с природой #+: пантеизм

Философское учение, признающее материальное начало первичным и определяющим #+: материализм

Философское учение, признающее идеальное начало первичным и определяющим #+: идеализм

Философское учение, признающее основой всего сущего одно начало #+: монизм

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета: Суждение

Форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях #+: понятие

Форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание #+: умозаключение

Форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей действительности #+: теория+: закон

Форма общественного сознания, содержащая ценности и нормы, закрепленные законодательно #+: право

Форма рационального познания, примером которой является высказывание типа: «Это – человек» #+: суждение

Форма рационального познания: : Понятие

Форма чувственного познания, выражающая образ предмета, не воспринимаемого в данный момент #+: представление

Форма эмпирического познания: Факт

Формация, для которой характерно наличие свободных наемных рабочих, экономически зависимых от буржуазии #+: капиталистическая

Формация, для которой характерны: крупная земельная собственность землевладельцев, труд зависимых крестьян #+: феодальная

Формация, для которой характерны: примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности #+: первобытнообщинная

Формация, для которой характерны: частная собственность на средства производства, рабов #+: рабовладельческая

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями: Гельвеций

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии: Р. Декарт

Французский философ, сторонник сенсуализма: Кондильяк

Фрейд З. под термином «ОНО» подразумевал #+: бессознательное

Фундаментальное влечение, направленное на разрушение в теории Фрейда #+: тонатос

Фундаментальное влечение, направленное на сохранение и объединение в теории Фрейда #+: эрос

Фундаментальное качество личности, главное, непременное условие ее функционирования и развития #+: свобода

Функция философии истории, которая позволяет предсказывать дальнейшее развитие общества # +: прогностическая +: футурологическая

Функция философии, связанная с проблемами познания #+: гносеологическая

Функция философии, связанная с разработкой проблемы ценностей в жизни человека # +: аксиологическая +: ценностная

Функция языка, обеспечивающая возможность общения между людьми #+: коммуникативная

Функция языка, позволяющая выразить свое отношение к миру и происходящим событиям #+: оценочная+: ценностная

Характеристика материи, выражающая последовательность и продолжительность событий #+: время

Характерной чертой средневековой философии является: теоцентризм

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является: антропоцентризм

Хронологические рамки немецкой классической философии: XVIII – XIX вв.

Целостный образ предмета, данный в созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений #+: восприятие

Центральная проблема в философии французского Просвещения: Человека

Центральная философская проблема Д. Юма: Познание

Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью: интуиции

Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была: Франция

Цивилизация, производная от первичной по А.Тойнби #+: вторичная+: дочерняя

«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал: Ж.-Ж. Руссо

Человек как единичный представитель, отдельный от других #+: индивид

Человек как неповторимый и уникальный комплекс качеств и действий #+: индивидуальность

Человеческая активность в определении Л.Гумилева+: пассионарность

Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств #+: личность

Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи? : Стабильность

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания? : Неопровержимость

Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»? : если я мыслю, следовательно, я существую

Чувственное познание отличается от рационального тем, что: Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались: Христианская онтология и космогония

Эвристичность относится к: Вероятностным критериям научности

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что: Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в сообществе #+: Традиции

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: Возрождение

Эпоха характеризующаяся восприятием человека как части космоса, микрокосма #+: Античность

Эпоха, когда энциклопедизм как идеал человеческого разума получил распространение #+: просвещение

Эпоха, философия которой рассматривала невежество и заблуждение как главные препятствия социального прогресса #+: Просвещение

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип космоцентризма #+: Античность

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип рационализма #+: новое время

Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип теоцентризма #+: средние века

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, объединяющее дух и тело, противоположные друг другу #+: Средневековье

Эпоха, характеризующаяся восприятием человека как существа, оторвавшегося от бога и начавшего верить в себя #+: Возрождение

Эсхатология – это: Учение о конечных судьбах мира и человека

ПОЗНАНИЕ

Научное познание

Универсальные способы познания

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Философские проблемы познания изучаются гносеологией.

Познание - важнейший вид человеческой деятельности. В процессе познания человек вначале учится использовать внешний мир, приспосабливаясь к этому миру, а затем учится изменять мир, приспосабливая его к своим потребностям. Человек познает для того, чтобы улучшать свою жизнь, делать ее все более совершенной. Познавая, человек увеличивает свои возможности как активного творца действительности. В этом заключается сущность процесса познания.

Одной из ведущих проблем современной теории познания является вопрос о соотношении субъекта и объекта познания.

Объектом любого действия называют то, на что направлено это действие. Субъектом деятельности называют того, кто осуществляет эту деятельность.

Объектом познания называется то, на что направлено познание. Это та часть мира, которая познается субъектом познания.

Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Человек может сделать объектом познания самого себя, свой внутренний мир. В таком случае говорят о самопознании. Многие философы, начиная с античности, считали самопознание необходимым условием мудрости. "Познай самого себя", - гласило приписываемое Фалесу изречение, написанное над входом в дельфийский храм Аполлона. В то же время другие мыслители осуждали превращение собственных чувств и мыслей в предмет пристального внимания, полагая, что подобная самонаправленность сознания (рефлексия) отвлекает человека от активной деятельности, направленной на внешний мир.

В процессе познания выделяют два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.

Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений.

Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий. Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познание осуществляется с помощью разума. Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета) размышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.

Элементарной единицей абстрактного мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания.

Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения одних суждений из других на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. Наибольшее значение в человеческом обществе имеет вербальный язык. Вербальный (от лат. verbum - слово) язык - это система звуковых, словарных и грамматических средств, с помощью которых выражаются процессы мышления.

Кроме чувственного и рационального познания существует интуитивное познание - непосредственное постижение сути вещей. Интуиция (от лат. intueri - пристально всматриваться) - это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание происходит вне процесса чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания.

В истории гносеологии выделяют ряд направлений, отдающих преимущество тому или иному источнику познания. Важнейшими из них являются сенсуализм, рационализм и интуитивизм.



Направление философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства, называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство). Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются первичным источником всех других знаний. По их мнению, данные чувственного опыта представляют собой нечто вроде атомов, или элементов, из которых строятся все остальные человеческие знания. "Нет ничего в интеллекте, чего не было бы ранее в чувствах", - гласит самый известный лозунг сенсуализма. К сенсуализму относят учение античного философа Эпикура, философские системы английских просветителей Томаса Гоббса и Джона Локка.

Рационализм утверждает, что источником истинных знаний является разум. Чувства могут дать только поверхностные, внешние знания о предметах. Суть вещей постигает только разум. К рационализму относят учения Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля и других философов, провозглашавших независимость разума от внешних чувств. По их мнению, разум изначально обладает внутренне присущими предпосылками знаний, на основе которых развивается процесс познания.

Интуитивизм полагает, что истинные знания достигаются путем прямого проникновения в сущность предметов без посредства чувственного опыта и рассуждения, т.е. путем интуиции. Религиозный интуитивизм считает источником истинного знания божественное откровение. Эстетический интуитивизм полагает, что основным источником знаний является эмоционально-интуитивное озарение, так называемое вдохновение, в результате которого создаются гениальные произведения искусства, раскрывающие истину в форме художественного образа. Интуитивизм получил особое распространение в средневековой мистике, в учениях немецких философов-классиков Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгауэра, французского философа начала ХХ в. Анри Бергсона, многих представителей русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в.

Результатом процесса познания являются знания. Знаниями называют представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей.

Знания могут быть индивидуальными, принадлежащими одному человеку, и коллективными, принадлежащими обществу в целом.

Знания могут соответствовать действительности (такие знания называются истинными), могут отличаться или противоречить действительности (такие знания называются заблуждениями или ложью). Чем полнее совпадает образ действительности с самой действительностью, тем истиннее наше знание.

Следует, однако, учесть, что определение истины как знания, соответствующего действительности, отражает только логический аспект познания. Проблема истины в истории философии рассматривается намного шире, включая самые различные стороны ее существования: объективность и субъективность, относительность и абсолютность, абстрактность и конкретность. Важное место в истории философии занимают вопрос о критериях истины и вопрос о самой возможности существования истины.

Проблемы познания в истории философии

Важнейшими проблемами гносеологии являются следующие вопросы: что такое знание, в чем состоит сущность познания, каковы источники познания, как соотносится знание со своим предметом? Двумя основными вопросами теории познания являются вопросы: Что я могу знать? и Что есть истина?

Учение об истине занимает центральное место в теории познания, т.к. проблема истины раскрывает вопрос о сущности познания.

Наиболее распространенным в истории философии является определение истины как знания, соответствующего действительности. Это формально-логическое определение истины дал еще Аристотель.

Однако уже в античной философии сложилась и другая (внелогическая) концепция истины. Согласно этой концепции, истиной называют знание, соответствующее не тому, каковы вещи в действительности, а тому, каковыми они должны быть, т.е. каковы они по замыслу, идее. Истины - это знания об идеалах, о сущностях вещей, к которым и стремится познающий ум. Отождествление истины с идеальной сущностью вещей происходит в учениях Сократа, Платона, Гегеля.

"Когда я знаю, как нечто существует, говорят, что я обладаю истиной. Так первоначально представляют себе истину. Это, однако, истина лишь по отношению к сознанию или формальная истина, это только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тождественна с понятием. Об этом-то наиболее глубоком смысле истины идет речь, когда говорят об истинном государстве или истинном произведении искусства. Эти предметы истинны, когда они суть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию. Понимаемое таким образом неистинное есть то же самое, что обычно называют также и плохим. Плохой человек есть неистинный человек, т.е. человек, который не ведет себя согласно своему понятию или своему назначению", - писал Гегель.

Важную роль в учении об истине занимает вопрос об объективности и субъективности истины: существует ли объективная, независящая от человеческого сознания, истина, или же она всегда зависит от сознания познающего субъекта, т.е. субъективна?

Этот вопрос впервые поставили софисты. Они утверждали, что критерий истинности любого знания находится в самом человеке - объективной, не зависимой от человека истины не существует. В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в рамках этой же линии писал: "Истина не есть нечто такое, что нужно найти, а есть нечто такое, что нужно создать".

Взгляды софистов на проблемы истины опровергали Сократ и Платон, утверждавшие, что объективная истина существует. Истина, по Сократу и Платону - это "чистое знание", знание о непреходящих, постоянных, вечных и неизменных образах (сущностях) всех вещей, пребывающих в идеальном мире.

Об истине говорят также как об относительной или абсолютной.

Относительной истиной называют неполное, приближенное к точному знание, которое может дополняться в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, "вечные истины", физические константы и т.п.

Вопрос об относительности всех истин поставили античные скептики (от греч. skepsis - сомнение), подчеркивавшие условность любых суждений. Точка зрения скептиков на проблему истины, называемая релятивистской (от лат. relativus - относительный), получила свое развитие в дальнейшей истории философской мысли.

Представление о существовании абсолютной истины свойственно средневековой философии, отождествлявшей истину с Богом: истинно все то, в чем проявляется бог. В Новое время представление об абсолютной истине было сформулировано в системах Канта и Гегеля. У Канта абсолютными истинами выступают так называемые вечные истины - врожденные знания о должном. У Гегеля абсолютная истина - это "идея, в которой познание и действительность сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о самой себе", т.е. отражение бытия в философском учении о бытии.

Материалистическая философия считает, что всеобщей абсолютной истины не существует, абсолютными истинами условно можно называть такие знания, которые не могут быть опровергнуты в настоящий момент.

Истина всегда конкретна, абстрактной (отвлеченной от действительности) истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к определенному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Одной из центральных проблем в теории познания является проблема критериев истины: чем определяется соответствие знания действительности?

Существует множество критериев истинности знаний: чувственные, опытные, логические, этические, эстетические и др. Например, эстетическое понимание истины отождествляет истину с красотой, гармонией, этическое - с добром, правдой или справедливостью, логическое - с правильностью.

Однако все они односторонне отражают истину. Большинство учений, признающих существование истины, считает всеобщим критерием истины практику. Практикой (от греч. praktikos - деятельный) в философии называют целенаправленную предметную деятельность по преобразованию действительности. В гносеологической категории "практика", понимаемой как "критерий истины", выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Познавая мир, человек воссоздает или преобразует этот мир.

Основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об окружающей действительности совпадать с этой действительностью, или же наши знания всегда отличаются от того, что есть, т.е. не могут быть истиной.

В философской литературе этот вопрос встречается в различных формулировках. Например, в учении Канта он выглядит как вопрос о пределах "чистого разума". В марксизме он называется "второй стороной основного вопроса философии" и формулируется следующим образом: познаваем ли мир? В современной литературе он наиболее часто формулируется как вопрос о "границах познания": безгранично ли познаваем мир? Существуют и другие формулировки: познаваема ли сущность вещей? Прозрачен ли для познания мир? Существует ли истина?

Философская позиция, согласно которой мир полностью доступен познанию, называется гносеологическим оптимизмом.

Философская позиция, согласно которой мир доступен познанию только частично, называется агностицизмом (от греч. a - отрицат. приставка и gnosis - знание) или гносеологическим пессимизмом.

В основе агностицизма лежит утверждение о том, что наши знания о мире, получаемые с помощью внешних чувств, всегда в той или иной мере искажают действительность. Наши знания могут только бесконечно приближаться к своему предмету, никогда не совпадая с ним.

"Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.", - утверждал в своем трактате " Об ученом незнании" философ эпохи Возрождения Николай Кузанский.

Классическая теория агностицизма, или критики разума, была создана в XVII - XVIII вв. В этот период спор между гносеологическим оптимизмом и агностицизмом принял форму спора о границах познаваемости мира человеческим разумом.

"Да и что же такое, наконец, человек в природе? - писал в своем сборнике "Мысли" французский философ, физик и математик Блез Паскаль, - Ничто в сравнении с бесконечным, всё в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем. От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей, конец вещей и их начало, бесспорно, скрыты в непроницаемой тайне; он одинаково не способен видеть и ничтожество, из которого извлечен, и бесконечность, которая его поглощает".

Крупнейшая философская система, в которой была обоснована ограниченность познавательной способности человека, была создана Кантом. Как и Паскаль, Кант утверждал, что существует бескрайняя сфера, познание которой выходит за пределы возможностей человеческого разума. Кант всесторонне рассмотрел проблему границ познаваемости мира и сделал выводы практического (этического) характера.

Кант исследовал вопрос о том, возможны ли вообще знания о сущностях вещей. Он провозгласил, что все наши знания о мире - это знания не о сущностях вещей, а лишь об их явлениях, т.е. о том, что вещи являют, или обнаруживают, нашим внешним чувствам. Кант утверждал, что, познавая мир, мы имеем дело не с самими вещами, которые навсегда остаются "вещами в себе", недоступными для проникновения в них познающего сознания, а с их явлениями, т.е. с тем, что вещи пожелали обнаружить нам: "...Все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе (fur sich); поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе (in sich), которая могла бы лежать в основе этих явлений".

Идеи Канта о принципиальной ограниченности познания оказали сильнейшее влияние на развитие современных форм агностицизма. Ведущим направлением неокантианства стал позитивизм, утверждающий, что наука должна ограничиваться констатацией чувственно наблюдаемых явлений и не претендовать на создание теорий, пытающихся объяснить их сущность.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем. Суть вещей доступна познающему разуму. Истина существует. Нет пределов у познающего разума. Гносеологическим оптимизмом проникнуты учения Сократа, Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Павла Флоренского и многих других мыслителей.

Согласно Платону, познание - это припоминание тех сущностей (идей, образов, чистых форм) всех вещей, которые душа человека видела до его рождения, т.е. пока она сама пребывала в идеальном мире. Постижение истины, говорится в диалоге Платона "Федр", "...есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия".

Наиболее глубокого выражения концепция гносеологического оптимизма достигает в учении Гегеля, утверждавшего принцип тождества (совпадения) бытия и познания. В концепции Гегеля бытие - это и есть познание.

Подобное толкование истины характерно и для русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв. Павел Флоренский (1882 - 1937) подчеркивал, что в русском языке отчетливо раскрывается сущность этого понятия: истина (или естина) - это то, что есть.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений - важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

Активности творческого отображения;

Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

Практики. Практика - это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.

Познание («по знание», переход от незнания к знанию) – этотворческая деятельность человека и человечества, направленная на получение сведений о мире в целом и (или хотя бы) о его отдельных (некоторых) частях (явлениях ). Познание, даже если оно не считается достоверным (соответствующим действительности), признается необходимым для практической деятельности, особенно преобразовательной, а потому развивающимся в тесной связи с личной и общественной практикой.

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания.

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Основные теоретические подходы к познаваемости мира:

1) познавательный оптимизм , основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм ») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);

3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).

Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира:

1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.

2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.

3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.

4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.

А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект познания ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив).Объектом познания может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания » обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).

В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня :

1) чувственное познание,

2) рациональное познание,

3) интуиция.

Эти уровни взаимодействуют и обуславливают друг друга.

Чувственное познание характеризуется:

Непосредственным отражением (феномены);

Множественностью и конкретностью;

Поверхностностью понимания.

Его основные элементы: частичные и разнообразные ощущения,целостные восприятия, представление по памяти и (или) воображению.

Рациональное познание отличается:

Постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

Отражением универсально-всеобщего(общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей, мыслей);

Опосредованностью языком и культурной традицией.

Его основные элементы: общие понятия, сравнения,абстракции, обобщения, идеализации, определения, суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения (выводы).

Интуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм выпячивал верховенство разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственного опыта, интуитивизм и мистицизм – интуиции. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за относительные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии).

1. Эволюция теории познания в истории философии.

2 . Чувственная и логическая ступени познавательного процесса, их взаимосвязь.

3. Субъект и объект познания.

4. Практика как основа и источник познания.

5. Проблема истины в философии.

1. Проблема познания – одна из центральных философских проблем. Она занимает и учёных-экономистов, и физиков, и биологов и мн. др. Понятно, что учёных различных специальностей при исследовании механизмов познания интересуют разные аспекты. Но есть вопросы, с которыми так или иначе приходится сталкиваться всем. Они касаются общих закономерностей познавательного процесса. Каковы средства познания объекта? Как отделить более вероятное предположение от менее вероятного? Каким образом на основе отдельных фактов установить закономерность? Как применить её к частному случаю, как избежать ошибок? Ответы на эти вопросы даёт философия, которая разрабатывает общую теорию познания. Этот важнейший раздел философии называют гносеологией или эпистемологией.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, то есть это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Подавляющее большинство философов и учёных утвердительно решали вопрос о познаваемости мира. Мир, конструктивная реальность доступны познанию. Хотя различные философские течения по-разному представляли механизм процесса познания.

Здесь уместно рассмотреть, что такое агностицизм (от греческого аgnostos – непознаваемый). Агностицизм – течение в философии, представители которого отрицают возможность сущностного познания объективного мира. В целом при характеристике агностицизма необходимо учитывать следующее: во-первых, его нельзя рассматривать как концепцию, отрицающую сам факт существования познания. Речь идёт о возможностях познания, о том, что представляет собой познание по отношению к реальной действительности. Во-вторых, агностицизм смог выявить некоторые реальные трудности процесса познания, которые и в настоящее время не разрешены. Это, в частности, неисчерпаемость, невозможность полного познания вечно изменяющегося бытия, субъективное преломление мира в органах чувств человека и т. д.

Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное. На каждом этапе своего развития знание представляет собой синтез эволюции человечества и истории познания, общий суммарный итог всей человеческой деятельности – и теоретической, и чувственно-предметной, практической.

В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания и др. Для античной философии и гносеологии были характерны целостность взглядов на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактного, метафизического расчленения природы. Природа рассматривалась в универсальном единстве всех её сторон, во всеобщей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного восприятия, а не развитого теоретического мышления.

В средневековой философии вопрос о путях и методах познания обсуждался в полемике номиналистов и реалистов.

Эпоха Возрождения подготовила почву для значительного шага в развитии теории познания, который был сделан европейской философией (XVII-XVIII вв.), где гносеологическая проблематика заняла центральное место. Ф. Бэкон считал, что науки, изучающие познание, мышление, являются ключом ко всем остальным. Он разработал эмпирический метод познания, основанный на индуктивных умозаключениях. Индуктивной методологии Бэкона был противопоставлен рационалистический метод как единство дедукции и индукции, разработанный Декартом, который стал подлинным основателем европейского рационализма.

Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Вопрос об источниках и границах познания Кант сформулировал как основной для гносеологии вопрос.

Гегель обосновал процессуальный характер истины, включил практику в рассмотрение гносеологических проблем.

Фейербах выдвинул на первый план опыт как основной источник знания, подчеркнул взаимосвязь в познавательном процессе чувственного познания и мышления, высказал мысль об общественной природе мышления, полагая, что именно человек является исходным принципом гносеологии.

Вместе с тем, для Фейербаха как для многих других мыслителей ХVII-XIX вв. (Бэкона, Гоббса, Локка, Гольбаха, Спинозы, Чернышевского и др.) были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, механистичность, непонимание диалектического характера познания, его процессуальности, активной роли субъекта.

В дальнейшем в эволюционной эпистемологии и гносеологии процесс познания рассматривался не как зеркальное отражение, а как сложный эволюционный процесс активного адаптационного взаимодействия познающего субъекта с действительностью, который осуществляется им в ходе общественной практики.

В современной западной философии гносеологические проблемы находят своё выражение в стремлении к синтезу наиболее плодотворных концепций, соединяющих в себе идеи различных школ. Удельный вес исследований в основном ориентирован на науку – постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм. Это так называемые сциентистские течения. Некоторые философы Запада и Востока (в том числе России) ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру, получившие название антисциентизма. Таковыми считаются экзистенциализм, философская антропология, различные философско-религиозные направления.

Развитие гносеологических представлений конца ХХ – начала ХХI в. определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества. Для этого исторического этапа характерны следующие особенности: изменение объектов исследования (ими всё чаще становятся целостные, саморазвивающиеся системы), методологический плюрализм, преодоление разрыва между объектом и субъектом познания, соединение объективного мира и мира человека, синергетические и логико-системные принципы.

Теория познания – открытая, динамичная, самообновляющаяся, развивающаяся система. В разработке своих проблем она опирается на данные всех форм теоретической и практической деятельности.

2. Познание – это активная, целенаправленная деятельность человека по получению, хранению, переработке и систематизации знаний о реальности.

Условно можно выделить две ступени познания: чувственную и логическую. Для чувственной ступени познания характерны такие элементы, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов органами чувств человека в процессе непосредственного взаимодействия. Ощущения бывают контактные, дистантные, внешние, внутренние. Ощущение как образ объекта – не только следствие функционирования органов чувств, но и результат активного взаимодействия человека с многочисленными объектами. На основании этого можно сделать вывод: наличие органов чувств – необходимое условие познания, но правильного знания без активной деятельности человека они не дадут.

Рассматривая ощущение как образ объективного мира, мы не исключаем возможных недостатков чувственных образов. Органы чувств способны не только «отражать» свойства предметов, но и искажать их. Известны, например, так называемые, оптические иллюзии. Психология, изучая восприятие как психический процесс, выявляет множество подобных примеров. Как убедиться в правильном, адекватном восприятии? Можно измерить, взвесить и т. п.

Хотя ощущения являются первоначальными источниками информации о внешнем мире, однако они доставляют сведения лишь об отдельных, не связанных между собой, внешних воздействиях, в то время как в мире всё взаимосвязано. Поэтому определённый вкус, цвет, запах, форма объединяются в сознании человека в целостный чувственный образ.

Восприятие – это целостный, чувственный образ предмета, формируемый при непосредственном взаимодействии человека с предметом благодаря активному отношению человека к миру. На ступени восприятия доля рационального мышления значительно увеличена. Человек выбирает те сигналы, которые для него важны, активно препарирует мир соответственно своему опыту и целям.

Объединение различных ощущений в восприятии происходит в результате синтезирующей деятельности головного мозга. Характер восприятия определяется не только свойствами воспринимаемого объекта, но и рядом других факторов, прежде всего таких, как интерес и цель человека, его предыдущий опыт, профессия, уровень образования и т. п. Следовательно, благодаря восприятию из всего многообразия внешних характеристик предметов человек может выделить те, которые представляют для него наибольший интерес. Выбирая из внешних воздействий только некоторые, сосредоточивая на них внимание, он способен действовать целесообразнее. Поэтому восприятия человека нельзя считать только результатом его биологического развития, следствием работы органов чувств и мозга. Поскольку человек есть существо социальное, то его восприятия являются продуктом общественного развития, отражают деятельность человека, его положение в обществе.

Чувственный образ может возникнуть не только в случае непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Представление – обобщённый образ предмета или явления, возникающий в сознании без непосредственного чувственного контакта с познаваемым. Представление является источником воображения и фантазии, связкой между чувственным и рациональным познанием.

Представление оказывается возможным потому, что в мозгу остаются следы прошлых восприятий, действует механизм памяти. Обычно память закрепляет в сознании всё повторяющееся, важное, отсеивая несущественное. Поскольку прошлые восприятия суммируются, обобщаются в едином образе, прежний опыт становится путеводителем в новых ситуациях.

Характер представлений зависит от образа жизни людей, предыдущего опыта в гораздо большей степени, чем характер восприятия. Но в представлении обнаруживается ещё одно свойство. Человек может вообразить себе и такие вещи, которые он не воспринимал раньше. Даже более того, человек может представить то, что вообще не существует.

Cодержательно представление беднее, чем восприятие. С другой стороны, в нём уже имеется элемент обобщения, то есть в представлении мы выходим за рамки единичного, выделяем общее и оперируем им в своем мышлении, действиях. Доля рационального в представлении гораздо выше.

Специфика чувственного познания состоит в том, что оно непосредственно связывает нас с внешним миром, раскрывая его проявления, фиксируя конкретные свойства.

Однако задачей процесса познания является изучение не столько внешней стороны явления, сколько раскрытие существенного, выявление закономерностей. Это становится возможным благодаря тому, что человек обладает логической, рациональной, абстрактной формами познания. Мышление перерабатывает данные чувственного познания, рождая нечто новое, – то, что не дано в чувственности.

В процессе перехода от чувственной ступени познания к абстрактной (от латинского – отвлечение) осуществляется понимание, выявление существенного в предмете. Элемент отвлечения содержится уже на чувственной ступени познания.

Известно, что многие явления нельзя представить наглядно. Скорость света, равную 300 км/с, храбрость, силу, красоту мы можем понять, дать определение. А как представить всё это в виде конкретных предметов?

Конкретные формы рационального логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Полученные сведения люди выражают в словах и при помощи речи передают друг другу.

Понятие – это форма мысли, при помощи которой человек фиксирует совокупность существенных свойств предметов, позволяющих отличать эти предметы от остальных.

Система понятий нужна человеку для координации его действий с другими людьми. Понятия образуются на основе совместной практической деятельности людей и ради этой деятельности. В понятиях отражено не то, что бросается в глаза отдельному человеку, но то, что интересно и важно для коллектива, общества в целом. Благодаря понятиям мы можем передать конкретное знание об объекте любому человеку, даже никогда не воспринимавшему его.

Главное преимущество абстрактных понятий в том, что они приводят к обнаружению закономерностей. Знание этих закономерностей имеет в жизни и практике людей гораздо большее значение, чем индивидуальный опыт, фиксирующий множество разнообразных, иногда неповторимых, ситуаций. Любое правило полезнее, чем знание сотни примеров, за которыми человек не заметил правила.

Понятия о предмете не являются застывшими: они изменяются, уточняются, углубляются. Самые общие понятия в науке – категории. Для каждой науки характерна своя система понятий. Выработка научных категорий – это сложный процесс. Каждое новое понятие обязательно должно войти в систему тех понятий, которыми оперирует данная наука.

На базе понятий возникает следующая форма абстрактного мышления – суждение. Суждение – это такая мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается. По своей форме суждение представляет собой связь между понятиями. В форме суждений выражается всё наше знание. Роль суждений состоит ещё и в том, что на их основе образуется умозаключение.

Мышление – это не просто смена одних суждений другими. Когда человек мыслит, рассуждает, его мысли соединены так, что одна мысль выводится из другой. Процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания и есть умозаключение.

Благодаря способности к умозаключению мы расширяем наши знания, из уже имеющихся получаем новые.

Понятие, суждение и умозаключение взаимосвязаны в процессе абстрактного мышления. Это проявляется в том, что, образуя общую основу суждений и умозаключений, понятия могут выступать в качестве их продукта.

Специфика рационального мышления состоит в обобщённом, опосредованном отражении действительности, в котором велика роль абстракции; на этой ступени мы имеем возможность получать теоретическое знание, а это позволяет устанавливать закономерности, объяснять факты, предсказывать возможности различных систем, активно преобразовывать действительность; в-третьих, отличительной особенностью мышления является и то, что с его помощью не только фиксируются связи и отношения настоящего и прошлого, но и конструируется будущее. В этом конструировании проявляется творческая активность сознания, которая является существенным признаком познавательной человеческой деятельности.

Чувственное и рациональное познание находятся в единстве, не существуя одно без другого. В истории философии и гносеологии были мыслители, которые указывали на доминирующую роль либо чувственного, либо логического познания. Сенсуалисты преувеличивали роль чувственной формы познания и принижали логическое мышление. Рационалисты умаляли роль ощущений и восприятий, рассматривая мышление как основной источник познания.

В реальном процессе познания логическое мышление в отрыве от чувственного восприятия невозможно; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем, чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.

3. Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. Субъект познания – тот, кто познаёт. Это социальный, деятельный человек на данном конкретном этапе его исторического развития. Общество также можно рассматривать как субъект познания, поскольку все знания, которые накапливает человек, входят в общественное, объективированное духовное. Поэтому субъектом в конечном итоге является всё социальное целое – то есть человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности – отдельные народы. Каждый народ, создавая нормы, ценности, идеалы, закреплённые в его культуре, выступает как субъект познавательной деятельности.

В обществе имеются группы индивидов, специальным занятием которых является научная деятельность. В этом случае субъектом выступает сообщество учёных, в нём выделяются отдельные индивиды, наиболее талантливые и одарённые.

То, на что направлено познание, составляет объект познания.

Объект познания – это явление, выделенное человеком и вошедшее в сферу его познавательной деятельности. Сам человек и общество тоже могут быть объектами познания. О субъекте и уровне его развития можно судить по тому, что является объектом его интересов. И субъект познания, и объект носят общественный характер и зависят от практической деятельности человека. Фактически мы познаем субъект-объектное взаимодействие.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом понимают реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет – это конкретные аспекты, на которые направлено изучение. Например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, философии и т. д. Однако каждая из них имеет свой предмет исследования: психология изучает поведение человека, тип его темперамента, медицина ищет пути предотвращения заболеваний и способы лечения болезней и т. д.

В социальном познании усложняется связь субъекта и объекта познания, так как человек, общество являются одновременно и субъектом и объектом познания. (Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Общество. Основы философского анализа»).

4. Человек – не пассивное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, их свойства, приспосабливая к своим потребностям. Этот процесс воздействия и преобразования человек осуществляет в ходе практической деятельности.

Практика – чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на изменение условий их существования. В практике человек творит себя и свою историю.

Здесь речь идёт не только о деятельности отдельного человека, но и о совокупном опыте всего человечества. Практическая деятельность носит общественный характер. Она включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, предмет, на который направлена деятельность, результат деятельности.

Общественная практика находится в единстве с познавательной деятельностью. По отношению к познанию практика является: во-первых, источником, основой познания, даёт ему необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке; во-вторых, сферой применения знаний. Научные знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.

К практике относятся:

· Материальное производство (например, зданий, машин, продуктов, одежды, книг, картин, фильмов).

· Духовное производство (например, деятельность архитектора, конструктора, инженера-изобретателя, писателя, режиссера, художника, преподавателя).

· Экономическая и управленческая деятельность, участие в отношениях собственности (обмен, распределение, потребление, организация различных форм деятельности).

· Семейно-бытовая, общественно-политическая (скажем, участие в выборах), спортивная деятельность. Труд, отдых, быт, рождение и воспитание детей, вся деятельность, направленная на физическое и интеллектуальное воспроизводство человечества, – всё это практика, понимаемая в самом широком смысле.

Существует и научная практика, включающая в себя естественнонаучный и социальный эксперименты.

Практика является побуждающим стимулом и источником познания, движущей силой и целью познания, критерием истины, то есть она пронизывает все ступени познания. Теория, в свою очередь, активно использует данные практики, творчески перерабатывает эмпирический материал, открывая новые пути для развития практики.

5. Одной из основных целей процесса познания является получение знания, верного, истинного, адекватно отражающего исследуемый объект. Проблема истины – центральная в теории познания. Возникнув на ранних этапах развития философии, она остаётся актуальной по сей день.

В современной философии выделяются такие концепции истины, как корреспондентная, когерентная и прагматическая.

Первая концепция истины (ее называют классической) была сформулирована Аристотелем. Мыслитель полагал, что истина – это знание, в котором содержится верное суждение о действительности, и рассматривал истину как соответствие (корреспонденцию) знания и действительности.

Знание выразимо в языке, то есть в отдельных предложениях (знание об отдельном факте) или теории (знание о фрагменте действительности).

Установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные высказывания приобретают смысл лишь в системе суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Теория когерентной истины, авторство которой чаще всего приписывают Гегелю, предполагает, что знание организовано в некоторую целостную систему типа юридических законов, научной теории или философской системы и означает внутреннюю согласованность всех частей этой целостности. Вся трудность состоит в том, как понимать и проверять эту согласованность. Для стройных систем знания, наподобие математических, физических или логических теорий, согласованность означает их непротиворечивость. Для сложных систем знания, таких как философия Платона или Гегеля, обнаружить согласованность всех их частей непросто. Эта сложность связана с неоднозначностью философских понятий, неочевидностью и непроверяемостью исходных положений философии, различными типами объяснений, обоснований и аргументаций, убедительных для одной философской школы и неприемлемых для других школ и т. д.

Прагматизм полагает истинным то, что полезно. Прагматическая теория истины, имеющая много версий, была впервые высказана американским философом Пирсом и сформулирована его соотечественником Джемсом: любые знания, гипотезы, верования истинны, если из них можно извлечь полезные (выгодные) для материальной или духовной жизни людей следствия. Эта теория содержит много интеллектуальных трудностей. Не вполне ясно, что означает «полезное», поскольку одни и те же знания, гипотезы, верования для одних людей могут быть полезными, для других – нет. Найти же объективные критерии полезного невозможно, так как сама оценка полезного неразрывно связана с субъективным миром человека, его желаниями, идеалами, предпочтениями, возрастом, культурной средой обитания и т. д.

Следует согласиться с утверждением американского философа Н. Ришера, согласно которому указанные концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, а следовательно, необходимо учитывать все эти концепции. Однако это не свидетельствует об их равнозначности во всех случаях жизни. Так, для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы суждения не противоречили друг другу, а составляли гармоничную целостность. Для физика важным будет то, чтобы его суждения вместе с их математическим сопровождением соответствовали миру физических явлений, поэтому он будет обращаться к концепции соответствия. Для техника, инженера большое значение имеет практика, поэтому первостепенное место будет отводиться прагматической концепции истины.

Заслуживает внимания диалектико-материалистическое понимание истины. Под истиной понимается такое содержание знаний, которое не зависит от человека, человечества. В целом объективность истины связывается со следующими положениями:

Источник знания – объективная реальность;

Качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

Вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем её является человек, но она объективна по содержанию;

Истина есть процесс;

Истина всегда носит конкретный характер.

Постижение истины не происходит сразу и целиком, это сложный, противоречивый процесс перехода от незнания к знанию более глубокому, точному. Для характеристики процесса уточнения и углубления познания вводятся понятия абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается знание, по содержанию абсолютно совпадающее с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретных исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. В науке чаще приходится довольствоваться относительными истинами, то есть частично верными, приближенно и неполно соответствующими действительности. В реальном познании исследователь всегда ограничен рамками своей эпохи, техникой, логическим и математическим аппаратом.

В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины не противостоят одна другой, а напротив, взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражает процессуальный и динамичный характер достижения истины в науке. В реальном процессе познания путь к абсолютной истине проходит через познание ряда уточняющих, дополняющих и обогащающих друг друга относительных истин. В каждой относительной истине содержится элемент абсолютного знания, суммирование этих элементов, постепенное развитие познания дает всё более полное, глубокое отражение изучаемого объекта. (Примером этого может служить история развития научных взглядов на строение атома и мн. др.).

Важный аспект проблемы истины – её конкретность. Принцип конкретности истины требует определённой гносеологической культуры, учёта конкретных гносеологических предпосылок. Конкретность истины предполагает воспроизведение действительности в контексте реальной ситуации, постижение целостности предмета, учёта условия, места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект – объект». Суждения, верно отражающие объект в одних условиях, становятся ложными по отношению к тому же объекту в других условиях. Например, основные положения классической механики истинные применительно к макротелам, за пределами макромира свою истинность теряют.

Как показывает практика человеческого познания, неотъемлемым элементом поиска истины являются заблуждения. Заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут возникать в результате некорректной экстраполяции чужого опыта без учёта конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, заблуждения имеют социальные, психологические и гносеологические основания.

Ложь является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта. В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом.

Вопрос о путях достижения истины тесно связан с вопросом о её критериях. Под критерием истины обычно понимают некоторый эталон или способ её проверки. Критерий истины должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) быть независимым от проверяющего субъекта; 2) быть каким-то образом связанным с знанием, чтобы подтверждать или опровергать это знание.

В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности. Практика соединяет человека с объективной реальностью. Что бы ни думал человек о вещах, процессах, в ходе предметной деятельности он может заставить их измениться только согласно их собственной природе. В конечном счете практика позволяет сделать окончательный вывод об истинности того или иного положения.

Важную роль при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые вторичные критерии. Таковыми принято считать принципы простоты и непротиворечивости теории, красоты и изящества, плодотворности и эффективности и др.

Принцип простоты предполагает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий, с тем чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она может быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в единстве с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива. Вторичные критерии не заменяют основного – практику, а всего лишь дополняют его.

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Течение в теории познания, представители которого отрицали возможность сущностного познания мира:

а – эмпиризм;

б – агностицизм;

в – скептицизм;

г – прагматизм.

2. Элементом рационального познания является:

а – представление;

б – образ;

в – понятие;

г – впечатление.

3. Течение, сторонники которого считают, что без данных органов чувств не было бы «пищи» для логического познания:

а – рационализм;

б – сенсуализм;

в – сциентизм;

г – структурализм.

II. Дайте определение понятиям:

1. Правильное, адекватное отражение окружающей действительности, –

2. Отражение отдельных внешних свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, –

3. Логический процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания о предмете, –

III. Контрольные вопросы