Представления о смерти и загробной жизни. О загробном мире

Мы не любим думать и говорить о смерти и в своей повседневной жизни обычно избегаем этой темы. Может быть, именно в таком зашторивании, искусственном «выключении» раздумий о смерти и кроется одна из самых главных жизненных ошибок современного человека. Истина в том, что, отодвигая мысли о смерти, мы не продлеваем жизнь и не исключаем смерть. Психологи давно раскрыли феномен лицемерного обращения со смертью. Когда человек в своих мыслях сознательно избегает тему смерти, подсознание, хотим мы того или нет, отсчитывает части прожитой жизни, приближая нас к последней минуте. «Мы чувствуем, - пишет известный исследователь постклинической смерти Г. Моури, - по крайней мере хотя бы подсознательно, что, сталкиваясь со смертью, даже косвенно, мы неизбежно становимся перед перспективой нашей собственной смерти».

Итак, человек обречен на размышления о жизни и смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Жизнь и смерть - вечные темы размышления человечества на протяжении всей истории его существования. Об этом размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики… Вряд ли найдется человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

Чаще всего человек сталкивается с триадой: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все существующие духовные системы исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее значение в них уделялось смерти и обретению бессмертия в «жизни иной», а сама человеческая жизнь объяснялась как «миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию».

За небольшим исключением у всех времен и народов высказывания о жизни носили чаще всего достаточно негативный смысл: «жизнь - страдание» (Будда, Шопенгауэр и др.); «жизнь - сон» (Платон, Паскаль); «жизнь - бездна зла» (Древний Египет); «жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п. Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа: "жизнь - копейка", «это не жизнь, а каторга», «худая жизнь» и т.д.

Известный испанский философ Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как «специфически человеческую драму». Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно ни складывалась жизнь, как бы она ни была длительна, конец ее неизбежен.

Отношение людей к тайне смерти двойственное: с одной стороны, хотелось бы вовсе не знать и не думать о ней, с другой стороны, мы пробуем, наоборот, всмотреться и проникнуть в тайну, чтобы лишить ее чуждости или враждебности.

Стремление людей «освоить» феномен смерти, сделать его чем-то понятным и доступным в обращении проявилось в огромном множестве сказаний, мифов, ритуалов (похороны, оргии, жертвоприношения и т.п.). Таким образом, смерть включалась в некое игровое действо, благодаря чему она начинала представляться включенной в порядок и цели жизненного мира людей и уже не казалась такой чуждой.

В вавилонской религии представления о загробной жизни были довольно смутные. Считалось, что души умерших попадают в подземный мир и ведут там безнадежно унылое существование. Ни утешения, ни награды вавилоняне от потустороннего мира не ожидали, поэтому религия народов Месопотамии ориентирована на земную жизнь.

В Древнем Египте династической эпохи идеи потустороннего существования получили, напротив, гипертрофированное развитие. По египетским верованиям, когда умирает тело человека, продолжают жить его имя, душа, птицей улетающая из тела в небо, и, наконец, некий невидимый «ка», двойник человека, которому отводилась особая роль в посмертном существовании. Участь «ка» после смерти зависит от участи тела: он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; он может быть съеден загробными существами, если его не защитят магические формулы. Если же об умершем как следует позаботиться и мумифицировать его или сделать его статую, то «ка» может намного пережить усопшего.

В Древней Индии жрецы учили, что душа не погибает вместе с телом, а переселяется в другое материальное тело. Какое новое тело получит душа, зависит от поведения человека в теперешней жизни, прежде всего от соблюдения правил своей касты: можно в посмертном перерождении воплотиться в человека более высокой касты, а за их нарушение можно обратиться даже в низшее животное. В европейской традиции метаморфоза - переселение души в другое тело (человека, животного, минерала) или ее превращение в демона, божество - называется метемпсихозом (латинский синоним - реинкарнация); оно получило распространение и в Древней Греции, его придерживались религиозные общины орфиков и пифагорейцев, а в философии Платона ему отведена ключевая роль.

Представления древних евреев о загробной жизни человека отображены в Ветхом завете, где представлены два основных взгляда: согласно первому личность после смерти погибает. Бог создал человека «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…» (Бытие 2,7). После смерти это дыхание жизни остается, представляя собой лишь безличную силу, общую всем людям и животным, оно возвращается к Богу, а личность как конкретная форма этого дыхания исчезает. Им представляется сомнительным загробное существование, и из этого следует пожелание: «Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим… Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Книга Екклезиаста 9:7; 9:10). Согласно другому воззрению человеческая душа продолжает существование после смерти, но мир, в который она попадает, темен и безрадостен, это страна «сени смертной и мрака», «каков есть мрак тени смертной, где нет уст-ройства, где темно, как самая тьма» (Книга Иова 10: 21- 22).

У славян довольно долго сохранялся патриархально-родовой строй, с характерным для него культом почитания предков. Душам предков полагалось обитать в раю. «Рай» - дохристианское общеславянское слово, означавшее нечто вроде прекрасного сада. И поныне в белорусском и украинском языках сохранились слова «вырай», «вирий» - место, куда осенью улетают птицы и где обитают умершие. Слово «пекло» - тоже дохристианское, оно означало подземный мир, где горят души злых людей. Покойников подразделяли на две категории: «чистых», т.е. умерших «пристойной» смертью, - их почитали и называли «родителями» безотносительно к возрасту и полу (до сих пор существует традиция «родительских дней»), и «нечистых», которых называли «мертвяками» (самоубийцы, утопленники, опойцы и т.п.). Мертвяков боялись, полагали, что они могут вставать из могилы и вредить людям; чтобы помешать мертвяку выйти из могилы, труп пробивали осиновым колом, вбивали зуб от бороны позади ушей и т.д. Таким образом, по верованиям древних славян, после смерти могла сохраняться активность не только души, но и тела.

Далеко не у всех народов смерть воспринималась как печальное событие. Так, у германцев (свевов) существовала вера в воскресение умерших, это позволяло им не бояться смерти; считалось, что воины, храбро павшие в битве, должны попасть в светлый дворец бога Одина - валгаллу, где их ждут пиры и удовольствия. Даки (северофракийские племена, жившие на территории современной Румынии) верили, что существование после смерти гораздо приятнее теперешней жизни, и потому встречали смерть радостным смехом, а рождение человека, наоборот, оплакивали.

Столетиями лучшие умы человечества пытались и пытаются хотя бы теоретически опровергнуть безусловную конечность жизни человека, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь.

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал лидер национально-освободительного движения Индии Махатма Ганди, "мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".

Реалистическое ожидание смерти требует принятия того факта, что отведенное нам на земле время должно быть ограничено нормой, согласующейся с продолжительностью существования наших видов. Человечество - это лишь часть экосистемы, как и любая другая зоологическая или ботаническая форма, и природа не признает различий. Мы умираем, и именно поэтому мир может продолжать жить. Современный американский философ из Колумбийского университета в своей книге «Смерть смерти» пишет: «Нам дано чудо жизни, потому что триллионы и триллионы живых существ подготовили для нас путь и потом умерли, в каком-то смысле за нас. Мы умираем в свою очередь, чтобы другие могли жить. Трагедия отдельного индивида становится, в равновесии естественных вещей, триумфом продолжающейся жизни». Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

А русский святитель Игнатий Брянчанинов призывал «оплакивать себя благовременно». По его мнению, каждый христианин обязан «памятовать о смерти» каждый день и каждый час. Важно прожить жизнь, сверяя свои поступки и дела с последней минутой жизни, которая и есть истинное мерило всех ценностей в жизни каждого человека.

В заключении могу лишь добавить. Практически все тезисы этой статьи нашли свое отражение и раскрытие в многочисленных произведениях искусства. Тема смерти во все века была любима художниками, настоящими исследователями. У этого процесса познания средствами искусства нет конца. Московский художественный конкурс 2008 года – яркое свидетельство тому, что и современные художники продолжают дело, начатое еще первобытными людьми, когда те с помощью наскальных иероглифов пытались изобразить свои представления о загробном мире. Разница в том, что спустя века палитра художественных воззрений о смерти заметно расширилась, а сходство - смерть по-прежнему остается не познанной. Сергей ЯКУШИН, член Союза художников России, член Союза журналистов России,
академик Европейской академии естественных наук

Говорят, что потусторонний мир рядом. Как узнать об этом?

Господь близок к нам. Рубашка, которую мы носим на теле, находится дальше, чем потусторонний мир и Сам Господь.

Однажды мне пришлось на машине "Нива" ехать из поселка Палех в Пучеж. А дело было зимой, на дороге колдобины. В машине ехало несколько человек, одна матушка (зубной врач) начала рассказывать про свою поездку в Палех:

Батюшка, когда я ехала в Палех, то наш автобус как за...

Не успела она произнести слово "занесло", как нашу машину бросило в обочину, прямо в дерево ударились. Интересно, что начала она говорить внезапно. До этого речь шла совсем о другом.

Однажды я беседовал с приходским священником. Он рассказал:

У нас в Жарках до меня служил священник, и одна женщина каждый вечер приходила и устраивала ему скандалы. Когда я сменил этого батюшку, то она скандалить перестала. Я решил: "Значит, отец сам виноват". И только об этом подумал, как она в этот день пришла и такой скандал мне закатила! И теперь каждый день скандалит! Мне бы надо поблагодарить Господа, что Он меня хранит, а я другого священника обвинил, а про себя подумал, что я хороший.

А другой человек, рядом сидевший, послушал нас и говорит:

А у меня тоже интересно было. Я однажды ехал на машине и подумал: "Три года езжу и колеса ни разу не отказывали, не спускали". Забыл, что это не моя заслуга, а Господь хранил. Подумал так, проехал километр, и - раз! - колесо спустило. Заменил его. Проехал немного - второе колесо спустило...

Очи Господни день и ночь смотрят на нас, контролируют все наши мысли, слова, дела. И мы должны ходить пред Богом и стараться не допускать греховных привычек, а если где-то и допустим, покаяться и жить исправно, всегда помнить, что мир невидимый здесь, с нами.

Как объяснить неверующим, что жизнь за гробом действительно существует?

Мы знаем, что в истории Церкви было много случаев, когда Господь показывал чудеса возвращения из загробного мира. Всем известно воскрешение евангельского четверодневного Лазаря, И в наши дни, среди наших современников, таких случаев немало. Обычно люди, которые возвращались из потустороннего мира, рассказывали, что их душа продолжала мыслить, чувствовать, переживать. Рассказывали, как душа входила в общение с ангелами или с бесами, видела обители Рая и ада. Память об увиденном не исчезала, и, когда душа возвращалась назад в своё тело (видимо, еще не пришел срок для их окончательного ухода), они свидетельствовали об этом.

Такие "путешествия" в загробный мир даром для души не проходят. Многим они помогают пересмотреть свою жизнь, исправиться. Люди больше начинают думать о спасении, о своей душе.

Таких случаев немало. Но обычные мирские люди, которые живут в суете, в трудностях нашего времени, мало верят таким рассказам и говорят: "Ну, мы не знаем! Есть жизнь или нет ее в том мире - как знать? Сюда еще никто не возвращался. Мы, по крайней мере, с такими людьми не встречались. У нас нет опыта духовного общения с теми, кто умирал и вернулся".

Мне вспоминается такой случай. Мы с одним журналистом ехали в машине и проезжали мимо кладбища.

Это наш будущий городок. Мы все здесь будем, - сказал я.

Он улыбнулся и ответил:

Если бы хотя один человек возвратился из того мира, о котором Вы говорите, в земной, то можно было бы и поговорить об этом, и поверить в это. Но никто не возвратился еще из гроба.

Я сказал ему:

Мы с тобой рассуждаем как два близнеца, которым вскоре предстоит выйти из утробы матери. Один говорит другому: "Слушай, дорогой брат. Сроки кончаются. Скоро мы выйдем в тот мир, где живут наши родители. Он такой великий!" А второй, атеистически настроенный, говорит: "Знаешь, ты говоришь какие-то странности. Какой может быть там мир? Какая самостоятельная жизнь? Мы сейчас полностью зависим от матери, питаемся от нее кислородом. А если выйдем, то наша связь с ней прервется и кто знает, что с нами будет. Может, погибнем? Ведь в утробу еще никто не возвратился!"

Вот что я рассказал маловерующему журналисту. Когда мы жили без веры, были воспитаны в атеистическом духе, то так и рассуждали. Все силы диавола были направлены на то, чтобы атрофировать в человеке самый главный орган - веру. Человек стал пустым. Никакие напасти, беды, вроде Чернобыльской аварии, спитакского землетрясения, московского урагана, наводнений на Западной Украине, террористических актов, не способны пробудить спящий в атеистическом гробе народ. Господь постоянно дает знать, что конец жизни у каждого близок, что все мы ходим и живем только по Его великой милости. Он Один нас хранит и ждет, когда же мы исправимся.

Неверующие как себя ощущают? Они обычно говорят: "Можно верить в то, что есть, что можно пощупать, увидеть". Что же это за вера? Это знание, да и то необъективное, неточное, невсеобъемлющее. Это знание материалистическое. А знать все обо всем может только Высший Разум, Которым является Сам Творец.

Неверующие говорят: "Мы, люди, продукт материи. Умер человек, рассыпался в прах в могиле, и никакой жизни больше не может быть". Но человек состоит не из одной только плоти. В каждом человеке есть безсмертная душа. Это исключительно духовная субстанция. Найти ее в теле, пощупать, увидеть, измерить пытались многие исследователи, но результата быть не могло, потому что они смотрели на потусторонний духовный мир нашими земными, материальными глазами. Как только душа выходит из умершего тела, так сразу у нее открывается видение потустороннего мира. Она видит оба мира вместе: духовный мир пронизывает материальный, земной. И устроен духовный мир гораздо сложнее, чем мир видимый.

Недавно одна молодая женщина позвонила из Киева и сказала:

Батюшка, помолись за меня: мне будут делать операцию.

Через три дня сообщает, что операция прошла благополучно. Когда ее положили на операционный стол, то она спросила хирурга:

Можно себя крестить рукой? Он ответил:

Лучше мысленно крестись. И рассказывает дальше:

Когда я мысленно перекрестила себя, то почувствовала, что вышла из тела. Вижу свое тело на операционном столе. Мне стало так свободно, так легко и хорошо, что даже забыла о теле. И увидела тоннель, а в конце его яркий свет. И оттуда слышу голос: "А ты веришь, что Господь тебе поможет?" Спрашивали меня так трижды, а я трижды отвечала: "Верю! Верю, Господи!" Очнулась - уже лежу в палате. И я сразу оценила земную жизнь. Все мне показалось пустым, суетным. Все это ничто по сравнению с потусторонним, духовным миром. Там истинная жизнь, там истинная свобода.

Как-то священник беседовал в роддоме с медсестрами, с врачами. Он им рассказал про доктора Моуди, который описал в книге "Жизнь после смерти" случаи клинической смерти. Люди возвращались к жизни и рассказывали о том, что они видели, будучи... мертвыми. Все как один говорили: "Да, видели тоннель, видели свет в конце его".

Услышав это, один врач сказал:

Батюшка, как интересно! Вы знаете, когда ребенок находится в утробе матери, то ему тоже надо пройти тоннель, чтобы выйти в наш мир, в свет. Здесь светит солнце, здесь все живет. Наверное, и человеку, чтобы перейти в потусторонний мир, надо пройти тоннель, а после тоннеля в том мире будет настоящая жизнь.

Что рассказывают побывавшие на том свете об аде? Какой он?

Телевидение редко показывает что-то душеполезное, назидательное. Но тут как-то по каналу "Московия" шла интересная передача. Одна женщина, Валентина Романова, рассказывала, как она была в загробном мире. Она была неверующей, попала в автомобильную катастрофу, умерла и видела, как душа ее отделилась от тела. В передаче она подробно рассказала, что было с ней после смерти.

Поначалу она не поняла, что умерла. Она все видела, слышала, все понимала и даже хотела сказать врачам, что жива. Кричала: "Я жива!" Но никто не слышал ее голоса. Хватала врачей за руки, но ничего у нее не получалось. Увидела на столе листок бумаги и ручку, решила написать записку, но не смогла взять эту ручку в руки.

И в это время ее втянул в себя тоннель, воронка. Она вышла из тоннеля и увидела рядом с собой темного мужчину. Сначала очень обрадовалась, что она не одна, повернулась к нему и говорит: - Мужчина, скажите, где я нахожусь?

Он был высокого роста, стоял от нее с левой стороны. Когда он повернулся, она взглянула в его глаза и поняла, что добра от этого мужчины ждать нельзя. Ее охватил страх, и она побежала. Когда она встретила светоносного юношу, который защищал ее от страшного мужчины, она успокоилась.

И тут ей открылись места, которые мы называем адскими. Страшной высоты обрыв, очень глубокий, а внизу много людей - и мужчин, и женщин. Были они разных национальностей, разного цвета кожи. Из этой ямы исходило невыносимое зловоние. И был ей голос, который сказал, что здесь находятся те, кто совершал при жизни страшные содомские грехи, противоестественные, блудные.

В другом месте она увидела очень много женщин и подумала:

Это детоубийцы, те, которые делали аборты и не покаялись.

Тогда Валентина поняла, что ей придется отвечать за то, что она в жизни совершила. Здесь она впервые услышала слово "пороки". Раньше не знала, что это за слово. Только постепенно уразумевала, чем страшны адские мучения, что такое грех, что такое порок.

Потом увидела извержение вулкана. Лилась огромная огненная река, а в ней плавали человеческие головы. Они то погружались в лаву, то выныривали. И тот же голос объяснил, что в этой огненной лаве находятся души экстрасенсов, тех, кто занимался гаданием, колдовством, приворотами. Валентина испугалась и подумала: "А вдруг и меня здесь оставят?" Греха такого у нее не было, но она понимала, что в любом из этих мест она могла остаться навсегда, так как была нераскаянной грешницей.

А потом увидела лестницу, которая вела на небо. По этой лестнице поднималось много народа. Стала подниматься и она. Впереди нее шла женщина. Она выбилась из сил, стала изнемогать. И Валентина поняла, что если она не поможет ей, та упадет вниз. Видно, человек она милосердный, стала помогать этой женщине. Так они попали в светлое пространство. Описать его она не могла. Говорила только об удивительном благоухании и радости. Когда Валентина познала духовную радость, вернулась в свое тело. Она оказалась на больничной койке, перед ней стоял человек, который ее сбил. Фамилия его Иванов. Он говорил ей:

Больше не умирай! Я возмещу все убытки по твоей машине (она очень переживала, потому что машина была разбита), только не умирай!

Три с половиной часа была она на том свете. Медицина называет это клинической смертью, но допускает быть человеку в таком состоянии не более шести минут. После этого срока начинаются необратимые изменения мозга, тканей. И даже если человека потом оживить, он оказывается умственно неполноценным. Господь еще раз явил чудо воскрешения мертвых. Вернул к жизни человека и даровал ему новые знания о духовном мире.

Знал и я такой случай - с Клавдией Устюжаниной. Было это в шестидесятых годах. Когда я возвращался из армии, заехал в г. Барнаул. В храме ко мне подошла одна женщина. Она видела, что я молился и рассказала:

У нас в городе чудо. Женщина несколько дней лежала в морге и ожила. Желаете с ней увидеться?

И я пошел. Увидел огромный дом, высокий забор, там. У всех были такие заборы. Ставни в доме закрыты. Мы постучали, вышла женщина. Сказали, что мы пришли из церкви, и она приняла. Дома был еще мальчик лет шести, Андрей, теперь он священник. Не знаю, помнит ли он меня, но я его хорошо помню.

Я у них заночевал. Клавдия показывала справки о своей смерти. Даже показала шрамы на теле. Известно, что у Нее был рак четвертой степени и она умерла во время операции. Она много рассказала интересного.

А потом я поступил в семинарию. Знал, что Клавдия находится в гонении, газеты не оставляли ее в покое. Ее дом постоянно находился под контролем: рядом, через два или три дома было двухэтажное здание милиции. Поговорил с некоторыми отцами в Троице-Сергиевой Лавре, и ее вызвали. Она продала дом в Барнауле и купила домик в г. Струнино. Сын вырос, сейчас служит в г. Александрове.

Когда я был в Почаевской Лавре, слышал, что она отошла в потусторонний мир.

Где находится ад?

Есть два мнения. Святители Василий Великий и Афанасий Великий представляют, что ад находится внутри земли, потому что в Священном Писании Господь устами пророка Иезекииля говорит: "Низведу тебя /.../ и помещу тебя в преисподних земли" (Иез. 26, 20). Это же мнение подтверждает и канон утрени Великой Субботы: "Снисшел еси в нижняя земли", "снисшел еси в преисподняя земли".

Но другие учители Церкви, например, святитель Иоанн Златоуст, считают, что ад находится вне мира: "Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной. Но что ты спрашиваешь, где и в каком месте будет она? Что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается". И наша христианская задача избежать ада: любя Бога, ближних, смиряясь и каясь, перейти в тот мир.

На земле есть немало таинственного. Когда архидиакона Стефана побили камнями, на этом месте, у ворот в Иерусалим, ему поставили храм. В наше время из Белоруссии и Украины приезжали туда археологи, вскрыли вход под храмом, который ведет под город, внесли туда аппаратуру и вдруг увидели в огромных подземных пещерах черных птиц, с крыльями в размахе более двух метров. Птицы бросились на археологов, нагнали на них

такой страх, что те оставили аппаратуру, пригнали экскаватор и завалили вход камнями и песком, отказавшись от дальнейших исследований...

Сколько людей идет в Царство Божие, а сколько в ад?

Одному священнику задали такой вопрос. Он улыбнулся:

Знаешь, дорогой! Когда я перед Божественной литургией залезаю звонить на колокольню, то вижу: из ближних деревень по тропинкам идут к церкви люди. Бабушка с палочкой, дедушка семенит с внучкой, молодые идут... К концу службы весь храм наполняется. Так люди идут в обители Рая - по одному. А в ад... Вот служба закончилась. Я - снова на колокольню, вижу: из церковных ворот люди все вместе выходят. Сразу не могут пройти, а сзади еще поторапливают: "Что вы там встали! Быстрее выходите!"

Священное Писание говорит: "Входите тесными вратами; потому, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7,13). Отказаться от своих пороков, страстей грешному человеку очень трудно, но в Царство Божие ничто нечистое не войдет. Туда входят только очищенные в покаянии души.

Все дни жизни нашей Господь дал для подготовки в вечность - всем нам когда-то придется перейти туда. Тем, кто имеет возможность, надо постоянно ходить в церковь - и утром, и вечером. Придет кончина, и нам не стыдно будет предстать перед небесными жителями, перед Богом. Добрые дела православного христианина будут ходатайствовать за него.

Как Вы думаете, будет ли полностью счастлив спасенный, если знает, что его родные и ближние попали в ад?

Если человек входит в обители Рая, то от полноты благодати он забывает земные страдания, его не мучают воспоминания и мысли о погибших ближних. Душа каждого соединяется с Богом, а Он наполняет ее великой радостью. Святой человек, обретший блаженства Рая, молится за тех, кто остался на земле, но за тех, кто попал в ад, он молиться уже не может. За них надо молиться нам, живым. Милостыней, молитвами и добрыми делами спасать наших родных и близких. И самим, пока еще есть возможность, стараться жить свято, не грешить, не противиться Богу, не хулить Его. Ведь если будем бросать грязь на солнце, эта грязь упадет на нашу дурную голову. А Бог поругаем не бывает. Надо смириться перед Ним: "Я немощной, я слабый, помоги мне!" Будем просить Его, и Он даст то, что просим. Ибо сказано в Евангелии: "Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам" (1 Кор.11,9).

Можно ли по кончине человека узнать его загробную участь? Ведь говорят: "Смерть грешников люта" (Пс.ЗЗ). Но и у православных христиан было много смертей, которые по внешним признакам мирными не назовешь.

Мирная христианская кончина - это состояние души, когда человек чувствует присутствие Божие, покров Пресвятой Богородицы и вверяет Господу свою душу. Это кончина христианская, даже если внешне она была и мученическая. "Смерть грешников люта" не только потому, что она внешне неблагочестивая (допустим, кого-то убили в пьяной драке), но и потому, что она внезапная. У человека нет времени подготовиться, поисповедоваться, очиститься, со всеми примириться, а самое главное - с Господом.

Как умирают монахи? Мирно. У нас в монастыре одна монахиня тяжело заболела. Матушка, которая за ней ухаживала, говорит: "Батюшка, Вы уезжаете, вдруг что-то случится?" - "Подождет". Через неделю приезжаю. В 3 часа ночи ее причастили. Прихожу утром, спрашиваю: "В Царство Небесное пойдешь?" - Она еле губами шевелит. Как преподобный Силуан учил: если духовник скажет: "Иди, чадо, в Царствие Небесное и зри Господа", зная, что чадо жило достойно, Господь примет в обители Рая.

Перекрестил ее и говорю: "Господь тебя ждет. Иди в Царство Небесное". И пошел на исповедь. Матушки прочитали канон на исход души, и через 30 минут она отошла ко Господу.

Человек от рождения болен тяжелым наследственным недугом. Всю жизнь он страдает и мучается. Что ждет этого страдальца в этом мире и в том?

Если он болен от рождения и не ропщет, никого в своей болезни не обвиняет, Бога благодарит и смиряется, то он пред Богом - страдалец, мученик. Если жизнь его закончится в страданиях от болезни, в Царстве Божием он обретет мученический венец.

Многие святые люди просили, чтобы Господь еще при этой жизни дал им страдания, болезни за их грехи, чтобы временно пострадать, помучиться, и Господь за эти страдания простил бы им согрешения. А в том мире страданий уже не будет.

Телесно страдать ценно для спасения. Если мы болеем, то должны укрепляться духом в этом испытании.

Вспоминается такой случай. В тридцатых годах прошлого столетия жил в Москве богатый помещик. В течение пятидесяти лет он никогда не спал лежа. Куда бы ни выезжал из дома - везде спал сидя. И дома спал в кресле. Даже постели у него не было. А потом все открылось, почему он так делал, почему такой "подвиг" на себя взял. Оказалось, какая-то цыганка предсказала, что он умрет лежа в постели. Тогда, чтобы не умереть, он решил никогда больше в постель не ложиться. Всегда только сидел. И, конечно, умер сидя в кресле.

Этот его "подвиг" был основан на суеверии, гордыне и к спасению не вел.

Если мы страдаем ради Господа, ради ближних, терпим болезни и не ропщем, только тогда нам вменяются в подвиг мученичество и терпение; если же мы берем на себя "мученичество", потакая своим страстям, оно приведет нас к гибели.

Если человек, по мирским понятиям, был тихий, мирный, спокойный, не раздражался, не ругался, и даже в болезнях не роптал, но при этом был нецерковным, не каялся и не причащался, какова будет его участь в том мире?

Сказано, что дела человека идут в тот мир. Апостол Павел пишет: "Неверующий уже осужден, а верующий будет судиться". Есть люди, которые хотели бы быть в Церкви, но у них нет такой возможности. Но если у человека храм рядом, под боком, а он не признает таинств Церкви, то это ему особо будет поставлено в вину.

Семьдесят лет партийные агитаторы вбивали людям в голову, что вера - это мракобесие, темное неграмотное средневековье. И поколения людей, выросшие на этой "правде", можно назвать для Бога потерянными. Души их умерли раньше, чем умерли их тела. Редко в ком (только по молитвам ближних) сохранился огонек веры в Христа.

Человек, даже тихий, мирный, без Бога не имеет той полноты духовного развития, которую мог бы иметь, живя в Боге. У человека нецерковного, даже тихого, душа нераскаянная, затемненная грехами. Про таких "тихих" сам русский народ сложил поговорку: "В тихом омуте бесы водятся". То есть человек страшится показать людям свое нутро и прикрывает его благодетельным видом, а страсти-то все равно внутри есть. Без Бога и покаяния от них не освободиться. Мы знаем из Священного Писания, что "сей же род (то есть демонический - А.А.) изгоняется только молитвой и постом" (Мф.17,20). Потому надо жить по-христиански, а не просто быть тихим.

Человек при жизни совершал добрые дела и перешел в тот мир. Будут ли эти добрые дела ему во спасение, если они были совершены не ради Бога, а ради ближних, ради своего доброго имени?

В Священном Писании сказано, что все, что делается не ради Христа, есть грех.

Есть люди, которые пока еще живут по-язычески, совершают добрые дела не во славу имени Божия. Если они делают добро не во славу свою, а ради ближнего, со временем эти добрые дела приведут их к Богу, потому что Бог есть любовь, Бог есть добро.

Знаю одну женщину. Живет она в г. Кинешме. Однажды помогла одному храму, и после этого у нее сгорела дача. Женщина в делах духовных неопытная. Кто-то возьми да и скажи ей: "Видишь, сделала доброе дело, а теперь у тебя искушение, дача сгорела". Эта женщина и отвечает: "Ну, все! Теперь больше не буду никому помогать, иначе нищая останусь!"

Вот как бывает. Человек сделал добро и не понял, ради чего. Дача сгорела - ничего страшного. Сказано: "Потерял богатство - ничего не потерял, потерял здоровье - половину потерял, потерял Бога - все потерял". Господь во много раз преумножит то, что в отместку за доброе дело отняли у тебя злые духи.

Если человек совершал благие дела по доброте своей души, то это прямая дорога к Богу. А если он делал для прославления своего имени, то пользы в этом ему никакой нет, награды в том мире не получит. Какая награда коммунистам? Они храмы уничтожали, монастыри, шли против Бога. Вроде бы многим странам помогали, но цель была одна - утвердить свою идеологию по всем странам. Страны перешли к другой власти, их народы возненавидели прежнюю власть за ее безбожную пропаганду, потому что она несла смерть людям. А теперь плоды безбожия мы пожинаем, и плоды горькие. Даже природа их вынести не может: все чаще смерчи, землетрясения, катастрофы.

Родные наши умерли, мы за них молимся, но неизвестно, куда они попали- в Рай или в ад. Если они попали в ад, хочется знать, когда будет им облегчение от наших молитв: после Страшного Суда или раньше?

После Страшного Суда Господом все уже окончательно будет определено и молитвы за усопших будут не нужны. Они им нужны сейчас. После смерти душа, вышедшая из тела, предстает пред Господом на частный суд для определения ее участи. По молитвам Церкви, оставшихся жить родственников и ближних возможно изменение этой участи, Господь посылает Своих ангелов, и они либо переносят душу в места меньших мучений, либо совсем изымают ее из ада.

Одному человеку явился ангел Господень и спросил:

Желаешь ли посмотреть дела человеческие?

Да, желаю.

И повел ангел его подземными ходами. Идут, вокруг слышат стоны, вопли, крики. Приближаются к месту, где стоят огромные раскаленные печи, и оттуда слышатся ужасные крики. Вдруг ангел бросился в одну из печей и освободил человека, объятого с головы до ног огнем. Прикоснулся к его телу, и вся гарь с этого человека слетела. Одел освобожденного ангел в белые одежды, и лицо его засияло небесной радостью. Тогда спросил первый человек ангела:

Что произошло с этой душой, почему такая перемена?

Ангел ответил:

Этот человек, когда жил на земле, в церковь ходил очень редко, только свечки ставил. Изредка, раз-два в год приходил на исповедь, грехи говорил, но не все, какие-то утаивал. Приступал к Чаше и в осуждение причащался. Посты он соблюдал плохо, только первую и последнюю недели Великого Поста, в среду и пятницу, бывало, позволял себе скоромное, говоря: "Ладно, Господь милостив, простит!"

Душа его внезапно разлучилась с телом, его смерти никто не предвидел. Родственники, зная его нерадение, зная, что вместо вечерних и утренних молитв он часто читал кратенькое правило преподобного Серафима Саровского, стали усиленно за него молиться, подавали по многим монастырям, жертвовали на храмы. Прошло сорок лет, и по молитвам Церкви Господь освободил этого человека.

Знаешь, почему я показал тебе эти места? Почему рассказал об этом человеке? Я знал, что мне надо освободить его, и взял тебя сюда. Ты точно так же, как этот человек, проводишь нерадивую, греховную жизнь. Если не желаешь попасть сюда, должен исправиться, быть настоящим, живым христианином.

Пришел человек в себя. Понял, что Господь специально открыл ему тайну потустороннего мира. В корне исправился и покаялся во всех грехах.

А все постыдные грехи сгорают со стыдом. В день Страшного Суда бесы не смогут показать грехи, исповеданные человеком, - они будут прощены и стерты из бесовских хартий. А нераскаянные грехи будут объявлены перед всеми людьми, перед святыми и ангелами. Если мы на исповеди боимся духовника, то что нас ждет на Страшном Суде, какой позор и стыд! Помните: перед духовником прошли миллионы и все с одними и теми же грехами. Своими грехами вы его не удивите, и вас он не осудит, а поможет покаяться.

Что Вы скажете о тех, кто уже ушел в тот мир? Как-то могут они влиять на тех, кто остался на земле?

Конечно. Грехи родителей тяготеют над детьми, святая, богобоязненная жизнь родителей приучает детей к страху Божию.

Многие люди знают, что все дети чисты, как ангелы. Например, девушка чистая, добрая, но вдруг по попущению Божию в нее входит злой дух и, бывает, бьет-колотит ее, мучает по двадцать-тридцать лет. Она чистая, грехов своих у нее мало и все детские, но за грехи своих прародителей может нести это наказание. Бывает, прародители находятся в аду, и ей приходится пострадать за свой род, чтобы вымолить их грешные души.

Бесноватые люди рано или поздно приходят в церковь, к священнику. Часто они способны понять, почему с ними такое случилось, и готовы нести свой крест. Эти люди, в которых Господь попускает вселиться злому духу, если не будут в земной жизни роптать на свой удел, после смерти будут мучениками в Царстве Небесном. А мученические венцы самые драгоценные в очах Господних.

Грехи родителей до третьего-четвертого колена отражаются на жизни детей. Не будем далеко ходить за примером. Те люди, которые после революции разрушали храмы, расстреливали верующих людей (а уничтожено было сорок миллионов православных), многие остались на земле без наказания, но в будущей жизни за все свои преступления дадут ответ и обретут вечные адские муки. А возмездие на земле придет через жизни их детей, внуков. Если дети тоже будут жить без веры в Бога, род их закончится. Бог не даст ему продолжаться.

Те люди, которые живут свято, молятся, исполняют святые заповеди Господни, имеют радость в продолжении рода. Господь говорит Аврааму: "За твою благочестивую жизнь я умножу твой род, как морской песок". И в таком благочестивом роде будут жить и спасаться верующие христиане. Они и наследуют обители небесные.

И загадочные иероглифы, описывающие взлеты и падения их правителей. Египетская цивилизация просуществовала на северо-востоке Африканского континента более сорока веков с середины IV тысячелетия до н. э. по IV столетие н. э. Представления о загробной жизни в древнем Египте от современных существенно отличались деталями. В целом же они создали за порогом смерти мир, подобный земному. Три составляющие нематериальной души были тесно связаны с телесным воплощением, поэтому египтяне уделяли много внимания погребению и сохранению мертвого тела.

Ах, Ба и Ка - три элемента духа

В современном мире не найти точного соответствия древнеегипетским понятиям о душе. «Ах» связывают с духовными силами человека. Эта часть находится в тесном контакте с физическим телом. Частица «Ба» представляла собой чистый дух и способна была покидать мертвеца при погребении, странствуя по миру. «Ка» считалось наиболее важным элементом нематериального тела египтянина. Оно содержало его личность, характер, индивидуальные особенности, предписанную человеку судьбу. После смерти носителя «Ка» требовало жертвоприношений в виде пищи, иначе могло прекратить существование. А после уничтожения этой частицы духа и жизнь человека в загробном мире прекратилась бы безвозвратно. Становится понятно, почему мумификация проводилась так тщательно, а погребение старались сделать понадежнее, защищая покойного от диких животных и грабителей.

Жизнь за порогом смерти по представлению древних египтян

Бальзамировщик выполнил свою работу и можно не беспокоиться за сохранность «Ах», «Ба» и «Ка». Строители соорудили гробницу. Все готово к погребению. Вместе с саркофагом, где покоилось тело покойного, помещались внутренние органы в отдельных сосудах. В гробнице размещали все, что понадобится мертвецу в новой посмертной жизни. Поначалу путь египтянина после смерти вел к звездам, а в более поздний период - в подземный мир. Но в обоих случаях ему приходилось преодолевать различные трудности, чтобы добраться до вожделенной новой нематериальной жизни. На следующем этапе умерший оказывался на последнем суде и если он давал правильные ответы, то попадал в Царство Осириса, бога мертвых.

  • Путь в загробный мир даже для фараонов был сложен и тернист. Египтяне составили подробные карты для душ покойных с описанием пути. Им предстояло преодолеть зловещие Подземные Пещеры и многочисленные таинственные Врата, требующие назвать правильные наименования составляющих их конструкций. Представление о загробной жизни позволяло избежать всех ловушек и опасностей, подстерегавших умершего в Древнем Египте.
  • Лишь после этого египтянин попадал в чертог Обеих Истин , где его ждал последний суд. На троне возвышался над подсудимым бог мертвых Осирис. По обе руки от него находились две богини - Исида и Нефтида. У подножья трона расположился трибунал из сорока двух богов. Решение принимали с помощью весов: на одну чашу клали сердце умершего, а на другую - страусовое перо богини справедливости Маат. Каждый из богов задавал человек вопрос о его жизни. Если подсудимый давал ложные ответы, то сердце оказывалось легче истины и чаша поднималась вверх. В случае, если приговор был в пользу умершего, то ему позволялось войти в царство мертвых. В противном случае он поглощался Пожиратильницей.
  • Если на суде все проходило благополучно, нематериальное тело египтянина отправлялось в Царство Осириса . Это не означало, что теперь все опасности позади. В загробном мире древних египтян поджидали еще более зубастые крупные хищники, знакомые им по миру живых. Каждый продолжал жить также, как и на Земле, только чуточку лучше: обычный крестьянин становился зажиточным крестьянином, а богач приобретал большее состояние. Хотя человек был мертв, его «Ка» нуждалось в одежде, постели, чтобы спать, миске для еды, любимых вещах. Потребности эти удовлетворялись материально с помощью погребальной утвари и жертвоприношений. Умерший способен был посещать живых родственников и друзей.

Представления о загробной жизни в Древнем Египтеберут начало из легенды о боге Осирисе, умершем и горько оплакиваемом своими сестрами. Одна из них - Исида - рыдала столь горько, что верховное Ра сжалилось над ней и послало бога Анубиса. Он собрал части тела Осириса, забальзамировал и запеленал. Исида зачала дитя от мертвого брата. Так появился Гор, а Осирис вернулся к жизни и стал править Царством Мертвых.

Про загробную жизнь известно человеку немного. Ученые вообще не могут прийти к единому мнению, существует ли она, ведь доказать такое невозможно. Можно лишь довериться тем, кто пережил клиническую смерть и видел, что происходит за чертой. В этой статье мы попытаемся разобраться, существует ли загробная жизнь, какие ее тайны на сегодняшний день раскрыты, а что еще остается недоступным для человека.

Загробная жизнь – это загадка. У каждого человека есть свое личное мнение на счет того, может ли она существовать. В основном ответы обосновываются тем, во что верит человек. Приверженцы христианской религии однозначны во мнении, что человек после смерти продолжает жить, ведь умирает только его тело, а душа – бессмертна.

Есть доказательства загробной жизни. Все они основываются на рассказах людей, которым пришлось побывать одной ногой на том свете. Речь идет о людях, переживших клиническую смертью. Они рассказывают, что после того, как останавливается сердце и прекращают работу другие жизненно важные органы, события развиваются так:

  • Душа человека покидает тело. Умерший видит себя со стороны, и это шокирует его, хотя состояние в целом в такой момент описывается, как умиротворенное.
  • После этого человек отправляется в путь по туннелю и приходит либо туда, где светло и красиво, либо туда, где страшно и мерзко.
  • В пути человек просматривает свою жизнь, как фильм. Перед ним появляются самые яркие моменты, имеющие моральную основу, которые ему пришлось пережить на земле.
  • Никто из тех, кто побывал на том свете, не чувствовал никаких мук – все рассказывали о том, что там хорошо, свободно, легко. Там, по их словам, счастье, ведь там люди, которые уже давно ушли из жизни, и все они довольные, счастливые.

Ученые считают, что люди, пережившие клиническую смерть, не боятся умирать по-настоящему. Некоторые вообще ждут, когда наступит их час отойти в мир иной.

У каждого народа существуют свои поверья и понимание, как живут умершие в загробной жизни:

  1. Например, жители Древнего Египта считали, что в загробной жизни человек первым делом встречается с богом Осирисом, который проводит над ними суд. Если при жизни человек совершил очень много плохих дел, то его душа отдавалась на растерзание ужасным животным. Если же он при жизни был добрым и порядочным, то его душа отправлялась в рай. До сих пор такого мнения о жизни после смерти придерживаются жители современного Египта.
  2. Подобное представление о загробной жизни и у греков. Только они считают, что душа после смерти однозначно отправляется к богу Аиду, и там она остается навсегда. Только избранных Аид может отпустить в рай.
  3. А вот славяне верят в перерождение человеческой души. Они считают, что она после смерти тела человека на какое-то время отправляется на небеса, а потом возвращается на землю, но уже в другой мерности.
  4. Индуисты и буддисты убеждены, что душа человека вообще не попадает на небеса. Она, высвобождаясь из тела человека, ищет сразу же себе другое пристанище.

18 тайн загробной жизни

Ученые, пытаясь исследовать, что происходит с телом человека после смерти, сделали несколько выводов, о которых мы хотим рассказать и своим читателям. На многих из этих фактов основываются сценарии для фильмов про загробную жизнь. О каких фактах идет речь:

  • В течение 3 дней после того, как человек умирает, его тело разлагается полностью.
  • У мужчин, которые покончили жизнь путем повешения, всегда происходит посмертная эрекция.
  • Мозг человека после того, как у него останавливается сердце, живет еще максимум 20 сек.
  • После того, как человек умирает, его вес существенно снижается. Данный факт был доказан доктором Дунканом Макдугало.

  • Тучные люди, которые умерли такими же, через несколько дней после своей кончины, превращаются в мыло. Жир начинает, будто таять.
  • Если похоронить человека живьем, то смерть придет за ним через 6 ч.
  • После того, как человек умирает, у него прекращают расти и волосы, и ногти.
  • Если ребенок проходит через клиническую смерть, то он видит только хорошие картины, в отличие от взрослых.
  • Жители Мадагаскара каждый раз на поминки выкапывают останки своего умершего родственника, чтобы станцевать с ними ритуальные танцы.
  • Самое последнее чувство, которого лишается человек после своей смерти – это слух.
  • Память о произошедших в жизни событиях на земле остается в мозге навсегда.
  • Некоторые слепые люди, которые родились с такой патологией, могут видеть то, что будет с ними происходить после кончины.
  • В загробном мире человек остается собой – таким же, каким он был при жизни. Все качества его характера, разум сохраняются.
  • Мозг продолжает обеспечиваться кровью, если сердце человека остановилось. Это происходит до тех пор, пока не будет констатирована полная биологическая смерть.
  • После того, как умирает взрослый человек, он видит себя ребенком. Дети же, наоборот, видят себя уже взрослыми людьми.
  • В загробной жизни люди одинаково красивые. Никакие увечья и прочие уродства не сохраняются. От них человек избавляется.
  • В теле человека, который умирает, накапливается очень большое количество газа.
  • Людям, которые покончили жизнь с собой, чтобы избавиться от накопившихся проблем, на том свете все равно придется ответить за этот поступок и разрешить все эти проблемы.

Интересные истории о загробной жизни

Некоторые люди, которым пришлось пережить клиническую смерть, рассказывают, что они чувствовали в этот момент:

  1. Настоятель Баптистской церкви в США попал в аварию. Его сердце перестало биться, и скорая помощь даже констатировала смерть. Но, когда приехали полицейские, среди них был прихожанин, который лично был знаком с настоятелем. Тот взял жертву ДТП за руку и прочел молитву. После этого настоятель ожил. Он рассказывает, что в момент, когда над ним произносилась молитва, Бог ему говорил, что тот должен вернуться на землю и доделать мирские дела, важные для церкви.
  2. Строитель Норман МакТагерт, работавший и на объекте по возведению жилого дома в Шотландии, однажды упал с большой высоты и впал в коматозное состояние, в котором пробыл 1 день. Он рассказывал, что, находясь в коме, он побывал в загробном мире, где общался с матерью. Именно она оповестила его о том, что ему нужно вернуться на землю, потому что там его ждет очень важная новость. Когда мужчина пришел в себя, его жена сказала, что беременна.
  3. Одна из канадских медсестер (имя ее, к сожалению, неизвестно) рассказала потрясающую историю, которая случилась с ней на работе. Среди ночного дежурства к ней подошел десятилетний мальчик и попросил, чтобы она передала его маме, чтобы та не переживала о нем, что с ним все хорошо. Медсестра начала гнаться за ребенком, который после сказанных слов начал от нее убегать. Она увидела, как тот забежал в дом, поэтому начала в него стучать. Дверь открыла женщина. Медсестра рассказала ей о том, что услышала, но женщина была крайне удивлена, ведь ее сын не мог выйти из дома, потому что был сильно болен. Оказалось, что к медсестре приходил призрак ребенка, который скончался.

Верить в эти рассказы или нет – личное дело каждого. Однако нельзя быть скептиком и отрицать существование чего-то сверхъественного рядом. Чем же можно объяснить тогда сны, в которых некоторые люди общаются с покойниками. Их явление часто означает что-то, предвещает. Если человек общается с покойником в первые 40 дней во сне после смерти, то это значит, что к нему реально приходит дух этого человека. Он может ему рассказывать обо всем, что с ним происходит в загробной жизни, просить о чем-то и даже звать с собой.

Конечно, в реальной жизни каждому из нас хочется думать только о приятном, хорошем. Готовиться к смерти бессмысленно, и думать о ней тоже, ведь она может нагрянуть не тогда, когда мы ее себе запланировали, а тогда, когда наступит час человека. Мы желаем вам, чтобы ваша земная жизнь была полна радости и добра! Совершайте высокоморальные поступки, чтобы в загробном мире Всевышний вас за это вознаградил прекрасной жизнь в райских условиях, в которых вы будете счастливы и умиротворены.

Видео: «Загробная жизнь реальна! Научная сенсация»