Богиня исида молитва. Богиня Исида в Древнем Египте: мифы и интересные факты Исида бог чего и как выглядит

Богиня Исида - одна из самых популярных богинь Египта.
Богиня Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) - одно из самых почитаемых божеств из всех богов и богинь Древнего Египта .

Исида – богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований», символ женственности, покровительница моряков, охранительница умерших.

В сложившемся мифологическом каноне, связанном с гелиопольской энниадой (девять важнейших богов и богинь Гелиополя), Исида - дочь Геба и Нут , сестра и жена Осириса , сестра Нефтиды и Сета , мать Гора .

Популярная богиня по всему Египту

Исида (Изида) - одно из самых старых божеств Египта, но происхождение ее культа пока неясно. Вероятно, что ей сначала поклонялись как местной богине на территории Дельты в районе городов Буто и Бусирис (см. Карту Древнего Египта), где находился самый старый культовый центр Осириса.

Ее культ стал позже популярен по всему Египту, она стала богиней с чрезвычайно широким перечнем качеств, свойств и возможностей. Недаром в греко-римском мире ее назвали «та, у которой тысяча имен». Исида (Изида) - ее греческое имя, она была известна древним египтянам как Асет (или Aст, Исет, Усет).

Исида в мифах об Осирисе

В традиционной версии мифа об Осирисе Исида ищет тело своего мужа, погубленного коварным Сетом. Она собрала все части тела Осириса, которые были рассеяны коварным Сетом по всему Египту.

Исида была идентифицирована не только с Хатхор, но имела много общего с другими богинями – такими, как Аментет , Нехбет , Сехмет , Бастет , Мут . Она была одной из четырех богинь-защитниц (наряду с Бастет, Хатхор или Нефтис , Серкет и Нейт), защищавших саркофаг и канопы (сосуды, в которых хранились внутренние органы умершего).

Считалось, что она помогает покойному в его трудной поездке по загробному миру; ее иногда называли также в качестве одного из судей мертвых.

Пережившая эпоху фараонов

Исиде поклонялись во множестве храмов, самые важные из которых были в городах Коптосе (город в Верхнем Египте), Бухене (Нубия), Абидосе (здесь она входила в священную триаду вместе с Осирисом и Гором) и острове Филе (находился недалеко от Асуана). Из-за тесной связи с богиней Хатхор играла важную роль в Дендере (Хатхор была богиней покровительницей этого города).

Культ Исиды пережил эпоху фараонов. В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью далеко за пределами Египта. Культ Исиды просуществовал до 6 века нашей эры и был отменен декретом римского императора Юстиниана около 537 г. н.э.

Значение ее имени и иконография

Имя богини, возможно, означает «трон», хотя точно это не доказано. Но является бесспорным то, что она была связана с королевским троном, который представлен иероглифом, который часто изображается на ее голове. Исида, как также полагали, была символической матерью живущего фараона, который был земной персонификацией Гора – сына Исиды.

Исида обычно изображается как женщина с символом трона на голове, иногда как женщина с рогами коровы и солнечным диском между ними. Также она предстает в египетской иконографии с крыльями, приложенными к ее рукам, или как птица (здесь отмечается соотношение к эпизоду мифа об Осирисе, в котором к она вернула ему дыхание жизни с помощью крыльев).

Исида изображалась также и в виде коровы. Могла изображаться в виде женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта с пером богини Маат . Много статуэток последнего периода древнеегипетской истории, где Исида изображена кормящей грудью своего сына Гора (Хора), сидящего у нее на коленях.

Широко распространенным символом богини был амулет тет - так называемый «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто изготавливавшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы.

Культ Исиды
С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.

Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Великая богиня Исида и Анубис.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"((в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.

Исида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.

Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.

Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.

Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.

«Приди ко мне, приблизься ко мне, ибо мои уста владеют тайной возвращения к жизни. Я – дочь бога, известная в городе своем тем, что могу заставить отступить ядовитую змею. Меня научил этому заклинанию мой отец, ибо я его родная, любимая дочь».
Из текста «Стелы Меттерниха».

В 1735 году на развалинах древнего Коптоса Виталино Донати – итальянский коллекционер и профессор ботаники приобрел груду каменных обломков, среди которых было восхитительное лицо статуи неизвестной женщины. Почти два века безвестные обломки хранились в ящике, который волею судеб попал в подвал Египетского музея в Турине и был забыт. Лишь в 1930 году о старой покупке вспомнили, и с ящика была стерта пыль. Несмотря на то, что некоторые фрагменты были утеряны, статую удалось отреставрировать в том облике, какой был предусмотрен скульптором, поистине гениальным творцом.


Статуя изображала женщину, а вернее, богиню Исиду стоящей; в руках богиня держит скипетр могущества уас, на ней тонкое длинное платье с широкими полупрозрачными бретелями, закрывающими грудь, украшенную накладными цветами лотоса. На голове богини - высокий убор в виде коровьих рогов и солнечного диска. Лицо богини, с узкими миндалевидными глазами и едва заметной улыбкой поразительно красиво. В облике богини Исиды, «госпожи Коптоса», благодаря таланту мастера, была запечатлена знаменитая царица Тейе, супруга Аменхотепа III, которая корнями своей семьи восходила к этому региону, а потому относилась к нему с особым почтением и вниманием. Коптос входил в число городов, где праздновалась церемония Сед Аменхотепа III, предназначенная для обновления его жизненных сил и связей с миром божеств; здесь были сооружены новые святилища, украшенные специально изготовленными статуями божеств. Среди них и была удивительная по красоте статуя богини Исиды.
В зале Египетского музея в Турине она стоит среди других скульптур Нового царства, вновь забытая на фоне потрескавшихся стен, лишенная освещения, с запыленной табличкой у колен, словно погруженная в сон. Сквозь дымку серого, матового камня виден поразительный взгляд богини, царицы, женщины, некогда властвовавшей умами народов, бескровно завоевавшей мудростью Рим и на протяжении веков «говорившей» о благочестии и вечной жизни.
В 1997 Италию всколыхнула выставка «Исида. Миф. Мистерия, Магия», посвященная величайшей богине древности. О ней вновь заговорили, был издан превосходный каталог, в котором были собраны удивительные своим разнообразием образы «великой матери богов», ставшей для Запада не просто символом земли фараонов, но и величайшей святыней, вдохновившей более поздние культы богини-матери. Впрочем, хотя они и воспели богиню под иными именами, однако даже не приблизились к тому глубинному пониманию ее сути, которое родилось в Египте, позже было утеряно и вновь привлекает наших современников, пытающихся «приоткрыть покрывало».

Притяжение Великой Матери

Образ Исиды, ставший краеугольным для истории египетской цивилизации, в особенности на заключительном этапе ее существования, впитал в себя всю образность и многопластовую символичность египетского мировоззрения. Древняя богиня-мать, изображавшаяся еще в додинастическую эпоху в облике танцующей женщины с птичьим лицом и поднятыми вверх руками, словно имитирующими форму рогов священной коровы, ипостась и дополнение Хатхор, она «обретает» свое имя в письменных источниках лишь при V династии в Текстах пирамид, где вместе с Осирисом она становится гарантом вечной и нескончаемой жизни для умершего. Позже, при VI династии мы встречаем имя ее жреца, Неферка по прозвищу Пепианх, жившего в районе среднеегипетского города Куса, в титулатуре которого имя Исиды теологически связывалось с именем Хатхор, богини, чье имя известно нам с глубочайшей древности. Вплоть до Нового царства ее изображения, если не считать росписи на саркофагах XI-XII династий, нам не известны, и тем не менее только в Текстах пирамид она упоминается более семидесяти раз, а в Текстах саркофагов еще чаще, что свидетельствует о ее значимости.
Символ богини, составляющий ее имя – это престол, символ царской власти, на котором восседает фараон, опускаясь, тем самым, на колени своей Предвечной матери, подобно тому, как сидел на коленях Исиды ее сын Хор, воплощением которого являлся каждый царь. Этот трон – магическая сила, дающая фараону царственность и магическую защиту, это то, что делает его фараоном. В египетском языке имя Исиды было связано с корнем, означающим «иметь власть», что позволяет интерпретировать и имя Осириса, в которое, как известно, также входил иероглиф трона. Еще одно важное значение имени богини – «место», которое в случае с миром божественным может также интерпретироваться как «место почитания» божества, место, в котором происходит воссоединение мира земного и мира небесного в момент культового действия, место, где возможен переход из существующей реальности в запредельные области, известные лишь богам, и наоборот.
Исида, богиня всеегипетская, происходила из Дельты из города, считавшегося одним из крупнейших мест ее культа, и называвшегося египтянами Хебет, греками – Исейоном, а римлянами – Исеумом. Сегодня развалины храма богини, возведенного Нектанебом II в Бехбейт эль-Хагар, как это место было названо арабами, все еще представляют собой величественное зрелище, и ждет своего исследователя. Время правления XXX династии стало эпохой особенного почитания богини. Храмы Исеума и обитель Исиды на острове Филе превзошли все остальные ее культовые центры. Тем не менее, хорошо известны другие места ее почитания: храм Исиды «владычицы пирамиды» в Гизе, у подножия пирамиды царицы Хенутсен, супруги Хуфу; святилище в грандиозном храме Сети I в Абидосе; небольшой храм Эвергета I и Береники, посвященный богине в пригороде Асуана; храм Августа, сооруженный в Дендере на месте, где, согласно легенде, Нут родила Исиду и, наконец, обитель богини в Дейр эль-Шелуит, к югу от Мединет Абу в Фивах.
Исида воплощала в себе египетскую мечту об идеале женственности и материнства. Верная и любящая супруга, жертвенная ради своего супруга, скитающаяся по всему Египту и иноземным страна в поисках тела своего горячо любимого мужа, убитого братом, всесильная волшебница, зачинающая от мертвого, оживленного лишь на мгновение, тела свое дитя и, наконец, мать, вырастившая в болотах Ах-бит сына Хора, обеспечившая ему жизнь и защиту, воскуряющая перед ним, согласно Текстам пирамид, благовония, дабы «он мог идти по земле в белых сандалиях своих и увидеть отца своего, Осириса», богиня одновременно поистине человеческим и сверхчеловеческим подвигом, незадолго до новой эры превзошла всех других египетских богинь и стала символом Египта, который, как известно, также воспринимался древними как существо женского пола, законная супруга фараона. Исида, вместившая в себя семя Осириса, тем самым беременна «будущим», наследником царства, который, одновременно, и есть ее супруг, перерождающийся в облике своего сына:
«Бьется пламя, в страхе боги, ибо зачала Исида от семени брата своего Осириса. Говорит она: «О вы, боги! Вот – я Исида, сестра Осириса, рыдавшая по отцу богов… Семя его в утробе моей, создала я облик бога в яйце как сына моего, того, кто во главе Эннеады. Будет он править страной этой, наследством отца своего Геба… Придите же, о вы, боги, защитите его в утробе моей для того, кого знаете вы в сердцах ваших. Он – господин ваш, бог, тот, кто в яйце своем, лазуритоволосый обликом, властитель богов… Я – Исида, более божественная и священная, чем все боги, ибо бог в этой утробе моей и он – семя Осириса».
История человечной богини, которая тем самым давала простому египтянину надежду на обретение бессмертия, невероятно жизненна и, в то же время, мистична. Облаченная в траурные одеяния плакальщица джерит – «соколица», всесильная чарами царица-колдунья, способная оживить мертвого и боящаяся за сына мать, «свившая» для своего ребенка «гнездо» из тростников, Исида – непревзойденная высота египетской веры в женственность, истинная «матерь бога» на протяжении тысячелетий существования египетской культуры, которая, в отличие от христианского понимания образа богоматери была не земной женщиной, получившей божественный дух, но богиней, снизошедшей до человека в своей милости. С небесной сферой Исиду связывают представления о ней как о богине горизонта, которая вместе с сестрой, Нефтидой, перекладывает солнечного бога с дневной ладьи на ночную, стоя у великих врат Запада, т.е. загробного мира. Как Сепедет или Сириус, ярчайшая звезда небосвода, провозглашающая нильское половодье во время своего гелиакического восхода, невидимая до этого в течение 70 дней – дней траура по Осирису, Исида изображается в золотой короне из перьев, стоящей в ладье позади ладьи своего супруга Ориона, которого египтяне понимали как ипостась Осириса. Исида-Сепедет – еще и властительница судеб, именуемая в поздних текстах «Год», так как в день появления на небосклоне Сириуса, считавшийся днем рождения Исиды, предсказывались судьбы грядущего года, причем не только судьбы живых людей и царя, но и, возможно, судьба самого Египта.
Исида – это и образ страдания, богиня, которой сам Ра перебивает ноги, которой собственный сын Хор в ярости отрезает голову, которая от него же, овладевшего собственной матерью, рождает четырех сыновей – духов Имсети, Хепи, Дуамутефа и Кебехсенуфа, защитников внутренностей умерших; все тот же Хор в другом мифе отрезает ей руку, заменив ее потом на конечность коровы. Многоликость и всепроявленность богини, свойственная крупнейшим божествам египетской религии, позволяет увидеть ее почти в каждом женском божестве. В Коптосе Исида становится матерью Мина, отождествленного с Хором и, одновременно, его супругой; в Ассиуте она предстает как мать Упуата, родившая его от Осириса. Более того, как «великая мать бога», т.е. Хора, она отождествляется с Хатхор, становясь в греко-римскую эпоху ее вторым лицом и принимая от нее еще в Новом царстве типичную иконографию: коровьи рога и солнечный диск промеж них, установленных на голове, в знак того, что богиня – великая корова, плотью которой стало небо, стоящая над земным миром.
Впрочем, сколько не была бы богатой иконография и символизм богини, главный аспект образа Исиды заключен именно в цикле осирических преданий. Именно в действиях Исиды, ее словах и ее заклинаниях заключена тайна возрождения и победы над смертью, тайна священного молока, которым она кормит умершего царя в Текстах пирамид, и которым она совершает возлияния каждые десять дней на запретном острове Биге, почитавшемся в качестве главной гробницы Осириса.
Саркофаг, в который заключено тело убитого Осириса, также отождествляется не только с телом Нут, матери бога, но и с Исидой, которая, склоняясь в облике птицы над мумией супруга, окутывает его своими божественными крыльями, дающими исцеление и защиту. Как Шентаит – «ткущая бесконечность», Исида предстает едва ли не главной фигурой церемониала возрождения Осириса в месяц Хойяк, великой подательницей жизни, древней богиней заупокойного культа, участие в котором навсегда останется одной из ее неотъемлемых функций. Имя богини-посредницы, связанной с загробным миром, не входит в Древнем царстве ни в одно из тефорных имен, как, впрочем, и имена других божеств, тесно связанных с заупокойным культом. Вместе с развитием представлений об отождествлении с Осирисом каждого умершего и демократизацией царского погребального ритуала, отдельные элементы которого становятся общедоступными, образ Исиды приобретает поистине грандиозный размах. Фигура богини появляется на изножьях саркофагов, в то время как изображение ее сестры Нефтиды – на изголовьях; богиня вместе с другими великими защитницами – Нейт, Нефтидой и Селкет охраняет внутренности умершего и его канопы, вместе с самой Нут еще с эпохи Текстов пирамид дает ему возрождение:
«Исида обратится к тебе и Нефтида будет говорить с тобой. Духи правогласные придут к тебе, склоненные, и будут целовать землю у стоп твоих, в трепете перед тобой… И выйдешь ты к небесной матери своей Нут; возьмет она руку твою и поведет тебя дорогой к горизонту, к месту, где пребывает Ра. Двойные двери небес будут открыты для тебя…»
Как богиня защитница мертвых Исида отождествлялась с Иментет, богиней Прекрасного Запада, ипостасью Хатхор, часто изображавшейся на дне саркофагов частных лиц и персонифицировавшей пески западной пустыни, пространство, где умирает солнце, где погребают умерших и где в то же время, начинается путь божества и человека к возрождению. От имени Исиды, распростершей руки в жесте защиты у ковчега с канопами Тутанхамона, найденными в его гробнице, царю дается то покровительство богини, каким был наделен Осирис:
«Я пришла. Я укрою сына в объятьях своих, Владыку Обеих земель Небхепрура, правогласного. Я буду его защитой в вечности, таковой, какая я для Осириса...»
Исида и Нефтида, богини горизонтов, приобщают умершего царя к странствию солнца на ладьях, отголоском представлений о которых были гигантские корабли из кедрового дерева, обнаруженные в тайниках у подножия пирамиды Хуфу:
«Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, опускаясь с Нефтидой, и станешь ты темным с ладьей солнца ночной. Будешь ты выходить и будешь ты опускаться, выходя с Исидой, восходя с утренней ладьей солнца».
Именно пограничные владения, то, что она родила земного сына от отца, пребывающего в загробном мире и стала «путем», сквозь который произошло снисхождение в мир божества, а также могущество в царстве живых и в пространстве мертвых сделали позже Исиду объектом мистериального культа, величественного и проникновенного, ставшего одним из интереснейших явлений религиозной ойкумены греко-римского времени.
Как залог жизни и ее продолжения Исида доходит в египетском мировоззрении и, в частности, в ритуалах храма в Бехбейт эль-Хагар до степени андрогинного бога-творца, всетворящей сущности, которая провозглашает неделимость своего состояния словами:
«Я, ставшая мужчиной, пребывающая женщиной».
«Птица», свившая свое «гнездо» в болотах Дельты, Исида выступает как «женщина, знающая магические слова» , которая, несмотря на то, что «сердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам богов», именно для людей находит спасение от яда змей и скорпионов, колдовства и порчи, пройдя сквозь все эти испытания с младенцем Хором на руках. Богиня здесь не просто благосклонна к просящему, но и прозорлива и всеведуща, наиболее близка к образу простой женщины, несущей мудрость. Заклинания, призывающие на помощь Исиду в случае опасности, использовались и ранними христианами, которым уничтожение лика богини в древних святилищ не мешало, тем не менее, пользоваться священным знанием предков. Богиня, предстающая как в облике женщины «прекрасноликой, совершенной очами» , так и как птица, корова, змея или самка гиппопотама, милостива как к людям, так и к богам: в шестой час ночи она вместе с Хека, богом магии, тащит волоком ладью Солнечного бога сквозь полное опасностей пространство Дуата.
Богиня, изображавшаяся с младенцем на коленях, с руками-крыльями, защищающими супруга или же коленопреклоненной с поднятой к лицу в жесте плача рукой, была для Египта, а позже и для всего Средиземноморья, подлинным воплощением надежды на спасение и помощи смертным в трудностях их земного существования. Впрочем, зачастую мы лишь догадываемся о функциях Исиды и сложность и многообразие ее облика «лишь доказывает тот факт, что древние божества не должны восприниматься как непосредственное отражение каких-либо функций или понятий, обладая порой всем богатством противоречий и многообразия, присущего живым и преисполненным этой жизнью существам». Именно в силу этой непреходящей жизненности Исида пережила и сам Египет, стала богиней иной цивилизации, наполнив новые образы силой своей легенды о защитнице любимого супруга, владычице «слов власти»:
«Сестра его дала ему защиту свою,
Увела прочь противников его,
Остановившая дела супостата силой уст своих,
Прекрасная речью, чьи слова никогда не будут повергнуты,
Действенная приказаниями,
Исида благая, защитившая своего брата,
Искавшая его неустанно,
Обошедшая эту землю с плачем,
Не знавшая отдыха до находки его,
Сотворившая тень перьями своими,
Создавшая ветер северный крыльями своими,
Ликующая, возродившая брата своего,
Поднявшая усталость утомленного,
Принявшая семя его, наследника давшая,
В тайне дитя грудью вскормившая,
В месте, где был он, никому не ведомый…»

(c) Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006, с. 350-365. Сноски опущены.

Девственница и Мать, целительница тела и Души

Глиф для Девы - буква «mem» из древнееврейского алфавита, символизирующая Девственницу с хвостом Рыбы (мистическая полярность знака Рыб), поднятым вверх. Этот магический глиф подходит Гермесу с исцеляющим кадуцеем. Исида также соответствует герольду — Гермесу, посланнику, посреднику между человеком и Богом. Подобно своему христианскому эквиваленту, Деве Марии, Примирительнице, Исида получает свою силу от мужского божества (Тот) и играет роль посланника — основная роль Девы. История Исиды — это история смирения, эффективности, трудолюбия и технического совершенствования. Она донесла до человечества тайны богов , чтобы оно исцелилось и было уверено в бессмертии.
Исида слыла очень образованной. Ее учил египетский Гермес, бог-наставник по имени Тот, писец бога Солнца, Ра. Тот учил ее наукам и искусству исцеления посредством лекарственных трав, заговоров, использования жуков, жаб, и камней и даже способностям поднимать мертвых силой Ра. Она была очень способным целителем и на ментальном, и на физическом уровнях. Надписи в ее святилищах и храмах гласят, что те, кто спал там, получали утешение от Исиды во снах и излечивались от эмоциональнмх проблем. Девственницы посвящали себя Исиде, давая обет безбрачия, когда они служили и учились в ее храмах. Ей давали символические имена: Мудрая, Чародейка, Богиня Исида, Та, чьи слова обладают силой. В церемонии, которая вполне могла бы быть астрологической, инициатов проводили по 12-ти залам Храма (Дома Исиды) и в каждом зале на него набрасывали новую накидку с капюшоном с изображением животного. Инициат молился, постился и выходил из последнего зала к Нилу, чтобы увидеть, как мимо проплывает Лодка Исиды и для того, чтобы ощутить покой Осириса. Затем инициата называли Завоевателем Семи Планет, что, вероятно, означало покоритель натальной карты, хозяин собственной индивидуальности.
Прежде чем мы изучим историю Исиды, давайте на минуту остановимся и посмотрим, в чем состоит потенциал знака Девы. Статуи культа считались наиболее мощными, когда Исида стояла не одна, а держала на руках своего ребенка, Гора. В искусстве образ матери с ребенком — один из наиболее значимых символов во всем мире. Такая статуя представляет реализацию (ребенок) потенциала (матка). Самодостаточная Дева, стоящая одна, независимо от того, насколько она мудра, не является полной. Полнота — это новая форма. Будь это ребенок, или книга, или основание Центра целостной медицины — каким бы ни было творческое создание — должна появиться любая реальная новая форма. Эта форма обычно требует длинной и болезненной беременности и родов, типа печальных родов Исиды, в результате которых появился Гор. Для Девы ученичество может подразумевать наличие наставника, который слишком долго держит ее на минимальной заработной плате в своем офисе, лаборатории или школе. Это может включать борьбу с финансовым положением и уверенностью в себе, сомнения относительно наставника, даже колебания в рассуждениях относительно ценности службы вообще. Но в конце, обычно после длинного периода беременности, эзотерический управитель Девы, Мать Формы, Луна , порождает свое новое создание.
Другой образец, который можно увидеть в истории Исиды и в жизни Дев — это сумеречный обман Гермеса, хитрость, которая окружает их вне зависимости от того, участвуют ли они в этом активно и сознательно или нет. Вещи — часто не те, какими кажутся. Страдания Исиды начались, когда ее сводный брат, Сет, обманул и убил ее мужа. Исида не знала наверняка, что муж был мертв, но с ранних стадий своей беременности она начала длинное, болезненное одинокое путешествие, скрывшись под личиной непритязательной няньки. Подумайте об Исиде, когда видите своих знакомых Дев, спрятавшихся за образами преподавателей и администраторов. Кем мог бы быть этот человек в прошлом? Затаившийся алхимик в одиноком путешествии по чужой земле? Преобразующая сила речи , которая также принадлежала богине Исиде, потенциально существует и у этих Дев, ведущих свой скромньїй образ жизни. Возможно, уважение к власти слова предостерегает их от письма и выступлений на людях, пока они не получат сообщения об этом. Эта длинная беременность или ученичество часто, кажется, наложено на себя самой Девой — перфекционистом.

Миф об Исиде
Исида и ее муж, Осирис, правили в дельте Нила в Египте как царица и царь. Они были счастливы, подданные любили их, но жизнь супругов была омрачена тем, что у них не было сына, который унаследовал бы царство.
Осирис известен тем, что принес в Египет искусство и ремесла. Он часто путешествовал за границей, чтобы учить менее счастливые народы. Когда он был в отьезде, Исида правила «мудро и хорошо». Она также следила за своим сводным братом, завистливым рыжебородым Сетом, который выжидал момент для захвата трона.
Однажды, во время путешествия Осириса, Сет и его друзья смастерили гроб, в точности подходящий Осирису. Он был сделан из прекрасного кедра и украшен золотом. Когда царь вернулся в дельту Нила, они устроили пир в его честь. (Исида в это время была далеко, в городе Коптос). После того как все было выпито, друзья Сета предложили каждому примерить на себя красивый гроб, подходящий царю. Все гости были либо низкорослыми, либо слишком высокими, кроме, конечно, Осириса. Как только он лег в гроб, Сет плотно захлопнул крышку, и его друзья запечатали гроб расплавленным свинцом. Они отнесли его к Нилу и столкнули в реку. Сет был счастлив, объявив себя новым правителем Египта. Осирис погиб в 28 лет, в день убывающей .
Находясь в Коптосе, Исида услышала о смерти Осириса, но она не смогла поверить этому. Она надела черную одежду и обрезала волосы. Исида пошла по берегу Нила, ища гроб среди тростников, куда его могло бы выбросить. Она плакала, поскольку только теперь поняла, как глубоко любила своего мужа. Какие-то посторонние люди сказали ей, что гроб вынесло на берег в Сирии и его прибило к стволу дерева тамариска. Царь Сирии Мелкарт, гуляя однажды днем вдоль реки, поразился, увидев дерево, и приказал срубить и сделать из него столб для дворца. Исида пришла во дворец, села на веранде и прижалась щекой к столбу. К ней подошли придворные женщины. Она научила их, как убирать волосы в прическу в египетском стиле. Царица Иштар, конечно, спросила служанок, кто сделал им прически и надушил благовониями. Они ответили, что их причесала простая египтянка в белой льняной одежде. Иштар послала за Исидой и сделала ее няней своего сына.
Исида, проведя долгое время во дворце, полюбила малыша. По ночам она держала его над огнем, чтобы выжечь из него смертные шлаки, и он смог стать бессмертным. Каждый раз, проделав эту процедуру, она превращалась в черную ласточку и летала вокруг гроба своего мужа в столбе света, страстно желая обнять Осириса и мечтая иметь собственного ребенка.
Однаждь ночью царица Иштар вошла в комнату, когда Исида держала младенца над огнем. Иштар в панике закричала и разрушила заклинание Исиды, таким образом лишив ее принца бессмертия. Исида была вынуждена сказать Иштар, кто она есть на самом деле — богиня Изобилия , царица Юга (загробного мира). Иштар встала на колени перед Исидой, а затем помогла ей извлечь тело Осириса из дерева тамариска. Две женщины обернули ствол белым полотном и поставили с почтением в храме для поклонения. Затем Исида положила тело Осириса в лодку и поплыла вниз по Нилу, прячась, она выполняла тайные обряды. С помощью Тота — Гермеса она смогла возродить Осириса на некоторое время, чтоби зачать столь долгожданного ею Божественного Ребенка, Гора. Ей поклонялись как Дому Гора или Храму Гора в память об удивительном волшебном зачатии.
Роды Исиды, однако, прошли не так, как было достойно богини и царицы. Она пряталась от Сета, бушевавшего и искавшего ее выше и ниже по течению Нила. До Сета дошел слух о том, что Исида утверждала, будто она беременна ребенком от умершего Осириса, но он отказывался верить в это чудесное зачатие. Он полагал, что ребенок Исиды будет незаконнорожденным, но не хотел рисковать. Исида знала, что он убьет ее и ребенка, если найдет их. Она села на корточки в тростниках и родила, как простая крестьянка. Несколько часов она была в агонии, находясь между жизнью и смертью, пока, наконец, не пришла подмога с амулетами из лягушек и камней, чтобы помочь ей: Ребенок родился на свет — Тот, Кого Долго Ждали, Гор, Мститель за Своего Отца, Гор, Ястреб Бога Солнца. Его рождение произошло в день весеннего равноденствия, когда Земля наиболее плодотворна.
Его отец, скрытый в своем гробу, иногда приходил к Гору и учил его. Они как мужчина с мужчиной обсуждали оружие и искусство войны, потому что знали, что когда-нибудь Гор будет вынужден бороться за трон с могущественним Сетом.
Однажды Осирис спросил ребенка: «Какое самое правое дело, которое может осуществить человек?»
«Отомстить за своего отца».
«Какое животное самое полезное?» — продолжал Осирис.
«Лошадь», — быстро ответил мальчик.
Осирис бил озадачен, потому что обычно самим значимым животным считался лев, который в виде созвездия находится над головой в пору, когда Нил начинает наполняться водой.
«Почему ты предпочитаешь лошадь?» — спросил отец сына.
«Потому что лошадь стремительнее и нужнее при перехвате и отсечении вражеских сил. Лев сильнее, но лошадь быстрее».
Однажды, когда Исида отправилась в город, чтоби пополнить запасы, оставив своего ребенка спать одного на циновке, приполз скорпион и ужалил Гора. Когда Исида вернулась, она увидела, что ее сын неподвижен и похолодел, его конечности отекли, а на губах выступила белая пена. Она испытала непередаваемый ужас, взяв своего ребенка на руки. Она и ее сестра воззвали к солнечному богу Ра с такой силой, что Диск остановился вверху на своей орбите. Путешествие Ра , длившееся миллионы лет, впервые было прервано. Тот, бог науки и писец Ра, наставник Исиды, прилетел к ней на помощь вниз с лодки Диска Солнца.
Тот имел энциклопедическую память и написал множество обьемных трактатов по магии, математике, астрономии и астрологии. Даже важнее, чем знание того, какие заклинания были подходящими для исцеления Гора, их необходимо было правильно произнести. Пока Исида рыдала над телом Гора, Тот — Гермес учил ее должным образом произносить слова. Рана открылась, и из нее вытек яд. Гор снова начал дишать!
«Гор жив! Гор жив!» — закричала толпа.
Тот вернулся на лодку солнечного диска, а богиня Исида получила новий титул — Владычица волшебства .
Исида передала волшебные заклинания, которым научил ее Тот, жрицам своего храма, чтобы ни один ребенок в Египте не умер от укуса скорпиона.
Тем временем до Сета дошла молва, что мальчик, сын Исиды, продолжает расти. Он слышал, что ребенок мастерски управлялся с оружием, и что магнетизм Гора привлекал даже собственных воинов Сета из его дворца.
Каждую ночь Сет выходил из дворца якобы поохотиться, но на самом деле, чтобы найти Гора и убить его. Он обыскивал все пещеры при свете Луны. Однажды в полнолуние он обнаружил гроб Осириса, вскрыл его и разрезал тело на 14 частей, а затем бросил их в Нил. На следующее утро Исида увидела, что саркофаг разорен. Она смастерила легкую лодку из папируса и отправилась вниз по реке искать части тела Осириса. Гор, тем временем, изучал черную и белую магию. Он сказал матери, что встретит ее в храме в Абидосе, где хранился деревянньїй гроб из тамариска. Исида должна была принести туда части тела, чтобы они при помощи ритуалов его снова восстановили.
Исида во время своего путешествия вниз по Нилу встречала множество жестоких крокодилов, но они имели такое уважение к ней, что не сьели ни одной части тела Осириса. С того времени крокодилы стали считаться в Египте священными животными. Исида нашла 13 частей, но рыбы сьели фаллос, и потому она принесла Гору тело, которое не было целым — не хватало одной очень важной части.
В храме Абидоса они собрали части тела и добавили к ним модель фаллоса, которую сделала сама Исида. Им пришлось совершить множество обрядов над телом в течение 14 дней цикла убывающей Луны . Только после того как ритуал был закончен, Гор смог отправиться на поиски своего дяди, чтобы вернуть себе свой трон.
Бог Тот спустился с Диска, чтобы выступить в роли посланника и арбитра, чтобы судить сражение между Сетом и Гором, между дядей и племянником. Некоторые источники говорят, что, возможно, он пришел, предвидя, что Исида будет нуждаться в нем.
Действительно ли Тот все знал заранее, но он, безусловно, был нужен Исиде. Сначала Сет и Гор боролись в течение трех дней подобно «большим медведям». Затем Гор смог победить и заковал дядю в цепи. Он привел Сета к матери, толкнул на пол, а затем поставил свою ногу на его большую рыжую голову. После, оставив царицу охранять своего пленника, Гор отправился распорядиться армией Сета.
Как только Гор ушел, Сет начал умолять Исиду, чтобы она его отпустила. «В тюрьме холодно и темно; это недостойное место для великого царя». «Конечно, земля восстановит свое изобилие быстрее, если ты освободишь меня». «Я, в конце концов, твой брат». Когда все эти доводы потерпели неудачу, Сет показал ей раны, которые нанес ему Гор. Его состояние, наконец, разжалобило Исиду, и она освободила его.
Гор, порывистый Овен, рожденный в день весеннего равноденствия, вернувшись, обнаружил, что мать простила и освободила человека, который дважды убивал его отца и его самого лишил законного трона. Измученный сражением и обезумев от этой новости,
Гор выхватил меч и в припадке ярости отсек голову своей матери. Тот, однако, стоял рядом и смог немедленно произнести правильные слова, чтобь спасти Исиду. Он заменил ее отрубленную голову головой Хатор, древней египетской богини-коровы. Тогда Исиду стали называть Хатор, старшей земной богиней, Покровительницей родов.
Мать и сын после этого вместе преследовали Сета. Они гнали его до берегов Красного моря. Он никогда больше не вернулся в Египет, а долина Нила вновь стала процветающей при царствии Гора и четырех его сыновей, которые правили последовательно справедливо и гармонично.
Исида и Осирис стали судьями мертвых в загробном мире. Там они встречают вновь прибывшие души и судят их согласно 42-м заповедям.
На первый взгляд эта история могла бы показаться скорее солнечным, чем лунным мифом. Солнечный Гор боролся, чтобы вернуть себе царство, захваченное злобным дядей. Но если мы посмотрим еще раз, то увидим, что на самом деле этот рассказ об Исиде и тонкой, магической силе Женского, то есть это Лунный миф. И все же, Исида — это не Великая Мать, которая собственной силой и властью осуществляет контроль над жизнью, смертью и возрождением, а Помогающая Дева — скромная Дева, дитя и ученица Гермеса — Тота.

Дева — более нежная осенняя богиня, она не обладает Шакти Великой Матери. Исида сообщает Иштар, что она — царица Юга, закатного Солнца — Шестой Дом, или область сумерек природного Зодиака . Мы понимаем роль Исиды как посредника, когда Плутарх говорит нам, что она является дочерью Гермеса. Она Девственница и Мать, проситель и посредница при передаче дара божественной милости и мудрости. Но она остается полностью зависимой от Тота, ее Божественного Наставника, когда приносит сознание человечеству. В этом мифе Исида ничего не делает сама, собственной властью. Она — скромное средство, Храм Гора, благодаря которому передаются методы исцеления.
Дева-Богиня учится, ждет, просит, верит (полярность знака Рыб) и эффективно и правильно действует в кризисной ситуации. Исида проявляет милосердие к Сету, которое появляется, как нам говорят, из «жалости ко всем его человеческим слабостям». Все же, в награду за все ее тихое смирение, Исида побеждает в итоге; солнечные фигуры не столь сильны, как она. Даже Сет изгнан из Египта благодаря ее терпеливим, постоянным усилиям.
Сын Исиды Гор, Божественний Ребенок Ра, бога Солнца, всем обязан своей матери — своим чудесным рождением от семени умершего отца, тем, что он выжил во время родов, тем, что был спрятан от воинов Сета в пещерах по берегам Нила, своим чудесным исцелением от укуса скорпиона, возможностью научиться магии у Исиды и искусству войны у Осириса и, таким образом, косвенно, даже своей победой над Сетом в борьбе за трон. Всем этим он обязан Женскому, своей скромной матери. Фактически, он слишком много задолжал собственному эго, и в конце он отсек матери голову, чтоби достичь собственной свободы и пространства для личного роста. Таким образом, Гор стал способен занять трон и править своей собственной властью.
В мифе об Исиде есть много характерных черт Девы: смирение, перфекционизм (магические слова должны быть произнесены абсолютно правильно), эффективные действия во время кризиса, применение приобретенных навыков и методов для решения проблемы, заступничество за других перед богами (многие Девы занимаются работой посредников при подборе персонала, детской психотерапией, менеджментом среднего звена в государственних структурах и т.д.), целительство (не повреждая тело). Целительство — другая черта, характерная для Девы, а также для поисков Исиды. Сначала она хранила тело Осириса неповрежденным, затем она спасла и возродила холодное тело Гора, и, наконец, в случае врага, Сета, Исида приняла решение освободить его. Она сделала это не для того, чтоби восстановить царство, и не потому, что он был ее родственником, а потому, что ему нанесли раны в сражении, и он не должен был оказаться в холодной, темной, сырой тюрьме. Ему необходим был солнечный свет и исцеление. Исида не могла допустить, чтобы даже враг испытывал физические страдания.
В «эзотерической астрологии» Алиса Бейли обращает внимание на то, что двойственность Гермеса выражает себя в знаке Девы как дихотомия души и тела. Полярность Рыб подчеркивает эту дилемму, потому что выделяет отказ от имущества, иногда даже включая необходимые для здоровья вещи типа витаминов, всякий раз, когда транзиты выступают в гороскопе против энергии Девы.
Таким образом, эзотерическая Дева может колебаться от акцента на тело к акценту на душу в зависимости от времени года — транзиты через середины Шестого — Двенадцатого Домов или оппозиция Солнца в Деве, восходящей Деве. Исцеление тела, сознания или души (психическое исцеление ) — естественный вид поисков людей этого архетипа , но у Девы бывают периоды сомнения. Должна ли она забыть о собственном теле и своем здоровье или отречься от всего этого и работать над развитием интуиции, воображения и способности Рыб к отречению? Больше медитировать? А может, поискать монашеского уединения?
Ожидание, скрытая жизнь, служение — это также характеристики Девы. Исида и Осирис долгое время ждали ребенка. Казалось, они думали, что впереди у них очень много времени, и, таким образом, Гор стал посмертным Божественним Ребенком Осириса. Многие Девы занимают выжидательную позицию подобно Исиде или Персефоне до середины жизни, прежде чем принять главное решение. Исида не понимала до смерти Осириса, насколько сильно она его любила. Многие Девы не отвечают на свои внутренние потребности и чувства вплоть до середины жизни или даже позже, до того момента, когда эзотерический управитель поворачивается к индивидуальности.
Тихая, скрытая жизнь Девы может быть проведена в обучении, больнице или на государственной службе в качестве низкооплачиваемого служащего, который на самом деле знает, что он обладает интеллектом и достаточно талантлив, чтоби двигаться вперед. Дева проводит долгий период ученичества, как Исида с Тотом, прежде чем она сама стала Богиней.
Часто Дева, восходящая Дева спрашивает: «Почему кажется, что я — поздний цветок?» Если задуматься о сущности Гермеса, у которого есть два мнения насчет возможности рискнуть и оставить свое безопасное, надежное ученичество, и о замечании Исиды о том, что до того, как Осирис умер, она не понимала, как сильно его любила и как хотела от него ребенка. До трагедии с Осирисом жизнь для нее была просто возможностью учиться. В конечном счете, она родила собственного Божественного Ребенка, но только после того, как сначала помогла Иштар воспитывать ее младенца.
Таким образом, Дева часто дает жизнь собственным творческим проектам после того, как сыграет поддерживающую (лунную) роль в создании творческого предприятия другого.

Чудотворные слова: богиня исида молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Богиня ИСИДА. Ред. В те давние времена, когда цивилизация Атлантиды была в самом расцвете, прекрасный благоприятный климат, высокие вибрации Земли позволили Жить нам, Богам и Богиням в плотном теле человека. Мы познавали вашу жизнь, но и обучали вас, людей. Учили любить, отдавая, благодарить ГОСПОДА за Дар Жизни. Эту Оду Я сочинила в Своем сердце, вложила всю гамму чувств Своих, всю Мою Любовь к ГОСПОДУ. Я Жила ИМ всегда. Мы общались с Ним как с самым Дорогим что есть в Нашей Жизни. И Господь всегда нас всех одаривал Своей безграничной Великой Любовью.

Моя Ода ГОСПОДУ! Смысловой перевод.

ГОСПОДЬ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВЕЛИКИЙ, Славлю Тебя!

Все, что Сотворено Тобой, прекрасно.

О каждой Душе ТЫ Знаешь и каждую Душу Светом Своим согреваешь.

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ, Славлю Тебя!

Ты Дал нам Жизнь, вдохнул и запечатал Огонь Любви Своей,

И в сердце нашем горит Твоя Любовь, огонь не угасает, давая Жизнь и Свет.

ГОСПОДЬ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ, Славлю Тебя!

ТЫ Создал Вселенные – всюду Жизнь Твоя.

Создал ТЫ звезды и миры прекрасные – Это все ТЫ,

Куда бы взор мы свой не обратили, везде Твоя Любовь и Сила.

О БОГ Мой ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Тебя!

О Мой ГОСПОДЬ НЕПОСТЕЖИМЫЙ, Славлю Тебя!

Прошу Тебя, Великий БОЖЕ, не покидай Меня, когда Мой дух ослабнет.

Дай силы Мне, ВЕЛИКИЙ БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И Я тогда смогу сполна всю Себя Тебе отдать,

Чтоб насладился ТЫ Моею к Тебе Любовью.

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Славлю Я Тебя!

Мой ГОСПОДИН, Мой ПОВЕЛИТЕЛЬ, ТЫ наша Жизнь,

ТЫ Свет Великий, Моя Душа и Жизнь Моя,

Лишь одному Тебе принадлежу, Один лишь ТЫ надо Мною ПОВЕЛИТЕЛЬ,

О БОГ ВСЕВЫШНИЙ, Мой ГОСПОДЬ.

Нет никого Прекрасней и Могущественней, Чем ТЫ, Мой Повелитель.

Сияй Великим Светом в Душе, Мой БОГ ВСЕВЫШНИЙ,

И никогда Твой Свет не угаснет, ведь ТЫ БЕССМЕРТНЫЙ, ВЕЧНЫЙ

Пусть Моя Ода согреет ваши сердца, ваши души, очистит от страха, сомнений и лжи, от демонов, что терзают ваши души. Я всю силу Своей Любви в эти строки вложила, чтоб Светом Своим вас всех наполнить. Пусть Мои слова станут огромным притяжением Божественного Света и Любви. Пусть воссияет аура ваша и аура вашей Земли, очистится, и благодатью наполнится, покоем.

Богиня исида молитва

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА КАК БОГИНЯ ЛЮБВИ

Исида-Астарта. Исида-Инанна. Исида-Афродита. Эти три божества символизируют чувственные и романтические аспекты культа Исиды. Согласно мифу, Исида и Осирис впервые соединились еще в чреве своей матери, движимые непреодолимой страстью. Их союз, одновременно романтический и эротичный, был моделью образцового брака для древних египтян. Будучи супругами, они дали своему народу все искусства и ремесла цивилизации: сельское хозяйство, музыку, строительство, ткачество, письменность, пивоварение. Разделенные трагедией, Исида и Осирис поддерживают связь друг с другом даже за гранью жизни и смерти.

Осирис и Исида

История о смерти и расчленении Осириса как будто отрицает чувственность их союза, но на самом деле она предоставляет возможность для возрождения, а точнее - для восстановления жизнетворной силы фаллоса и зарождения новой жизни. Это резко контрастирует с другими мифами, например о Кибеле, где ради духовного благословения от человека требовалось жертвование собственной плотью.

Действия Исиды после смерти Осириса, когда она возвращает его к жизни на достаточно долгий срок, чтобы зачать Гора, воспринимаются некоторыми авторами как свидетельство того, что Исида побуждала своих последователей к сексуальной агрессивности.

Внешние дворы храмов Исиды иногда подвергались осуждению как места, предназначенные для тайных встреч любовников. В то же время многие почитатели и особенно жрецы Исиды давали обет целомудрия и воздерживались от интимных отношений в течение долгого времени. Одна жрица поклялась Исиде, что останется девственной до самой смерти; есть также свидетельства того, что многие женщины давали десятидневный обет воздержания перед праздником в честь богини.

Кибела, древняя богиня-мать, требовавшая человеческих жертвоприношений

При исследовании мифологии в целом становится ясно, что лишь немногие божественные супруги испытывали страстную любовь друг к другу, особенно в пантеонах стран Северной Европы и Скандинавии. В египетской мифологии боги и богини наделены сильными индивидуальными чертами, но среди них нет супругов, испытывающих друг к другу такие же чувства, как Исида и Осирис. Их зеркальным отражением является несчастный брак Сета и Нефтиды, которая не любит своего мужа и томится по Осирису.

ИСИДА И ЛЮБОВНЫЕ ЗАКЛЯТЬЯ

Нет сомнения в том, что Исида слышит молитвы с просьбами о любви и отвечает на них. Обращаясь к Исиде с просьбой о прочных и счастливых отношениях с партнером, вы доверяетесь ее воле. Но как быть с любовными заклятиями, обращенными к конкретному человеку? Очевидно, что они неэтичны, так как нарушают принцип свободы воли. Следует ли воздерживаться от подобных вещей? Мы полагаем, что да. Если вы стоите перед алтарем и обращаетесь к Исиде с просьбой о любви, но втайне надеетесь, что она удовлетворит ваше желание к конкретному человеку, то вы на самом деле творите любовное заклятие, направленное на этого человека. Можно сколько угодно делать вид, что это не входило в ваши намерения, но вы все равно будете лукавить.

Гравюра знаменитой Венеры Милосской, XIX в. Венера/Афродита часто ассоциировалась с Исидой

Молитва для неразделенной любви

О великая Исида,

Услышь мою молитву.

Знай, что в глубине моего сердца

Пылает огонь любви к___.

Пути сердца неисповедимы,

И я обращаюсь к тебе за советом и поддержкой.

Если моя любовь к___

Кажется истинной в твоих глазах,

Дай ____ знать, что меня радуют его (ее) взгляды,

Дай ему (ей) знать, что меня восхищают его (ее) речи,

Дай ему (ей) знать, что я томлюсь по прикосновению его (ее) рук

И хочу любви и счастья для нас обоих.

Если мое чувство неприятно для___,

Пусть мое сердце освободится от желания к нему (к ней);

Если ты находишь мою любовь недостойной,

Освободи мое сердце от нее,

Возьми ее силу - это мой дар тебе.

Пусть будет новая радость

И свобода от всякой печали.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

Соберите несколько предметов - фотографий, писем или других вещей, напоминающих вам о любимом человеке (или о том, кого вы хотели бы полюбить). Это может быть реальный человек, которого вы знаете, исторический персонаж, киноактер или образ «идеального партнера», созданный в вашем воображении. Более того, не обязательно, чтобы изображения или предметы напоминали об одном человеке; будет даже лучше, если они напоминают хотя бы о трех разных людях.

Посмотрите на предметы. Решите, какой аспект каждого образа больше всего привлекателен для вас. Возможно, фотография кинозвезды отражает ваш идеал физической формы, а цитата из любовной лирики соответствует вашему представлению о том, как лучше всего должен выражать ваш избранник свои чувства. Сувенир, оставшийся от первого свидания, может напоминать вам о первых моментах влюбленности, о тех чувствах, которые вы хотели бы испытать вновь. Один человек привлекает вас своей честностью, другой - выдающимся трудолюбием. Просите обо всех качествах, которые вы хотите видеть в своем партнере. Если у вас на примете есть человек, обладающий большинством этих качеств, пользуйтесь его образом для их воплощения, но с оговоркой, что вы ищете партнера, похожего на этого человека, а не его самого.

Выберите аромат благовония или духов, напоминающий вам об «идеальном партнере». Примите душ или ванну и оденьтесь так, словно готовитесь к встрече с любимым человеком. Воскурите благовоние (в качестве альтернативы можно воспользоваться духами), зажгите свечу и встаньте перед выбранными предметами. Глубоко подышите, каждый раз немного задерживая дыхание на вдохе.

Ты, кто направляет любящие сердца,

Прошу тебя, в твоей славе и мощи

Окинь землю своим божественным взором

И дай мне знать о том,

Кто будет приветствовать мою любовь.

(Выберите соответствующие строки.)

Кто напоминает обликом___,

Кто обладает [качество]___,

Кто вернет мне чувство, которое я знала с___,

(Добавьте дополнительные строки, если это необходимо.)

Загляни в мою душу и сердце,

Дай знать, что принесет мне истинную радость,

Позволь мне любить того, кто ответит на мою любовь,

Позволь мне обнять того, кто обретет счастье в моих объятиях.

О великая Исида,

Услышь мою молитву!

В цикле мифов о богах-олимпийцах можно найти немало примеров похоти, насилия и браков по расчету, но истории о настоящей любви между богами встречаются довольно редко. Исключение составляет история Эроса и Психеи, упоминаемая Апулеем в связи с культом Исиды, когда он пишет о своем посвящении в мистерии Исиды и Осириса.

Эрос и Психея

В этой истории прекрасная Психея становится женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходит к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна видеть его без покрова. В течение некоторого времени Психея наслаждается близостью с Эросом, но потом ревнивые сестры убеждают ее, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают ее к убийству мужа. В одну роковую ночь Психея зажигает лампу, чтобы увидеть монстра, но вместо этого видит прекрасного юношу. При виде его красоты ее охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке, и в ужасе убегает прочь.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Пер-сефоны шкатулку с частицей ее красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персе-фоны, Психея открывает ее в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера принять его сторону в споре с сердитой Венерой. В конце концов им удается умиротворить Венеру. Психея и Эрос сочетаются браком, и вскоре у них рождается дочь, которую называют Наслаждением. Полный текст мифа, с подробными комментариями, см. в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие

* Эрих Ньюманн, «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Писхея возвращается из Нижнего Мира со шкатулкой, которую Венера/Афродита приказала ей взять у Персефоны

Соседство религии с романами о любви может показаться странным. Тем не менее романтическая любовь представляет собой краеугольный камень культа Исиды. Эта тема развивается в ряде античных историй, где сочетаются черты современных боевиков, приключенческих и сентиментальных романов. Центральными героями этих историй обычно бывают влюбленные, насильственно разлученные пиратами, похитителями, грабителями, вождями варварских племен, природными катаклизмами, злонамеренными родственниками и т. д. Твердые в своей вере и любви друг к другу, влюбленные в конце концов воссоединяются и живут долго и счастливо. С незначительными изменениями подобные истории вполне могут лечь в основу сюжетов для современных кинофильмов или занять достойное место на полках книжных магазинов.

Одна из таких историй - «Эфесянка» Ксенофонта, в которой повествуется о невзгодах двух влюбленных. Главная героиня Антия стремится сохранить целомудрие для своего возлюбленного Гарбокрама. Она так прекрасна, что ее считают воплощением богини Артемиды (в описании Артемида предстает двойником Исиды). Антия упорно отстаивает свою честь перед многочисленными женихами, в то время как Гарбокрам попадает в плен и едва не погибает на берегах Нила. Когда они наконец соединяются по благословению Исиды, Антия приветствует Гарбокрама ритуальным поцелуем, сходным с поцелуем Исиды, оживляющей Осириса. Время для целомудрия миновало, и нам говорят, что «с тех пор их жизнь превратилась в один долгий праздник».

В данном случае Антия берет на себя инициативу в интимных отношениях. В своей книге «Исида в греко-римском мире» Р. Е. Уитт приводит следующую цитату: «Она прильнула к его губам в долгом поцелуе, и вместе с этим поцелуем все мысли, наполнявшие их разум, передались от одной души к другой». Уитт предполагает, что Антия таким образом имитирует Исиду, воскрешающую Осириса*.

* Р. Е. Уитт, «Исида в греко-римском мире». Изд. Корнеллского университета, Нью-Йорк, 1971.

Исида в романе Д. Г. Лоуренса

В своей последней книге «Мавр и человек, который умер» Д. Г. Лоуренс совместил и противопоставил тему воскрешения в культе Исиды с христианской верой. Лоуренс, в сущности, был язычником и апологетом древних культов и мистерий. Он ввел в западный мир того времени понятие священной любви и чувственности*.

* Д. Г. Лоуренс, «Мавр и человек, который умер». Нью-Йорк, 1953.

В романе Лоуренса Христу удается выжить после распятия, но в умственном и духовном отношении он становится отрешенным от всего, что произошло раньше. Он покидает тех, кто знал его, и отправляется в странствие, где случайно знакомится с жрицей Исиды, которая содержит маленький храм, посвященный богине. Уже долгое время она особенно чтит Исиду Ищущую, путешествующую в поисках Осириса. В Христе она находит своего Осириса и знакомит его с духовной стороной чувственности и плотской любви. Иисус переживает еще одно воскрешение - на этот раз в радостях и невзгодах повседневной жизни, а не в смерти. Они зачинают ребенка. Хотя враждебность родственников жрицы заставляет их расстаться, Иисус обещает вернуться к любимой. (Связь между Христом, Осирисом и Исидой рассматривается из иной перспективы в книге Кристы Кинслер «Луна под ее ногами»*,

* Криста Кинслер, «Луна под ее ногами: история о Марии Магдалине, служившей Великой Матери». Сан-Франциско, 1991

Лоуренс был не первым писателем, в книгах которого эротические моменты заслонили глубинный смысл повествования, что, впрочем, способствовало их популярности и широкому распространению. Наиболее полное описание посвящения в мистерии Исиды, дошедшее до нас, принадлежит Апулею в его романе «Золотой осел, или Метаморфозы». Популярно это произведение из-за откровенно эротических сцен. В эпоху средневековья этот роман переписывался в скрипториях монастырей по всей Европе, многочисленные рукописные копии сохранились до наших дней.

В магических романах Дион Форчун также ощущается влияние произведений Лоуренса. В своем романе «Крылатый бык» она косвенно признает этот факт, выбрав для главной героини, Урсулы Бренгуин, то же имя, которым пользовался Лоуренс для героини своего романа «Влюбленные женщины».

Магические романы Дион Форчун

Романы Дион Форчун, особенно «Лунная магия», «Морская жрица» и «Крылатый бык», повествуют о том волшебстве, которое рождается при полном развитии отношений между мужчиной и женщиной, с четкой поляризацией ролей. Отношения, которые она описывает, с полным правом можно назвать романтичными, но эта романтика лишена сентиментальности: любовь и страсть ценны не сами по себе, а как средство для духовного развития, открывающее перед человеком бесконечные возможности для самореализации. Герои ее романов играют роли жриц и жрецов; они посвящают и наставляют друг друга в традиции древнего культа Исиды.

Дион Форчун полагала, что чтение ее романов будет своеобразной литературной инициацией в мистерии Исиды. Поскольку таково было ее намерение, я не пытаюсь пересказать содержание ее романов. Они привели меня к вере в Исиду, и я настоятельно советую всем, кто испытывает интерес к Исиде, прочитать их. Сама я перечитываю их ежегодно и почти всегда нахожу новые откровения, которые пропустила или не смогла до конца осознать в прошлый раз.

Жизнь действующей пары жрец/жрица нельзя назвать легкой ни по каким меркам; отношения между мужчиной и женщиной достаточно хрупки и без дополнительной ответственности, которую влечет за собой религиозное и духовное совершенствование. Но конечная цель - создание слаженной пары, способной не только обеспечить собственную эволюцию, но и помочь другим людям обрести просветление, - достойна затраченных усилий.

Как подготовиться к выполнению такой нелегкой задачи? Начинать нужно не с поисков идеального партнера, как можно было бы подумать, и не с беспорядочных знакомств и разлук в надежде обнаружить желанного человека. Для того чтобы эффективно действовать вместе с партнером, человек должен сначала научиться самостоятельности. Каждый из нас должен трезво оценить свои качества, поскольку они все равно проявятся впоследствии, и часто не совсем так, как нам бы того хотелось.

Игнорирование любого полюса в «человеческой батарее» приводит к короткому замыканию, что проявляется в различных недомоганиях, как психического, так и физического свойства (хотя с духовной точки зрения между ними нет разницы). Это приводит к сексуальным отклонениям, насилию, депрессии, переутомлению и творческому параличу.

Люди, которые ведут очень активную жизнь и добиваются успеха в материальном мире, могут испытывать скованность и дискомфорт в духовном мире. Женщины иногда ощущают отголоски этого конфликта в своих месячных циклах; некоторые исследователи считают, что симптомы ПМС (предменструальный синдром) и других расстройств можно заметно ослабить, если женщины будут больше спать в определенные дни каждого месяца. У мужчин, чья активность проявляется во внешнем мире, конфликт чаще бывает в виде физических недугов, которые тоже ослабевают и усиливаются через регулярные промежутки времени.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНОСТИ

Представьте себя идеальным человеком, воплощающим черты, противоположные вашим в повседневной жизни.

Если вы пассивны и застенчивы, вообразите самого динамичного и общительного человека, какого только можете представить. Если вы вечно заняты и создаете столько новых проектов, что даже мысль об отдыхе кажется вам гнетущей, представьте одинокого философа, безмятежного в своей созерцательности.

Обратите внимание на образ, который вы создаете перед своим мысленным взором. Во что одет этот человек? Какое у него выражение лица? В какой обстановке он находится. Кажется ли вам, что он знает вас? Если нет, представьтесь своему созданию. Скажите ему, что вас восхищают его качества, и вы хотите время от времени обращаться к нему за советом. Послушайте, что он скажет вам. Подумайте о ситуациях, в которых вы могли бы обратиться за помощью к своему другому «я». Если хотите, можно делать записи или рисовать эскизы.

Возможно, вам понадобится более одного персонажа для создания целостной личности. В моем воображении существуют по меньшей мере двое: жизнерадостный, принципиальный мужчина, который не боится отстаивать свою точку зрения в любых обстоятельствах, и изящная темноволосая жрица, такая же таинственная и спокойная, как Лотосовый пруд, который я представляю у нее за спиной.

Кстати говоря, безупречное равновесие - это не самоцель. Вам нужно подняться на новый уровень осознания, позволяющий всесторонне оценивать ситуации, переключаясь с одного подхода на другой. Опыт и обстоятельства диктуют вам, какие аспекты вашей личности должны преобладать в данное время.

Земля - источник любви и плодородия. Земная Исида предстает перед нами в более темном аспекте, который нужно осознать, принять и включить в свой чувственный опыт. Более яркие аспекты богини останутся недоступными для нас, если мы не поймем глубину и богатство Земной Исиды. Короткая медитация, которая приведена ниже, может послужить отправной точкой для такого понимания.

Во многих египетских храмах есть подземные помещения и коридоры, которые находятся в прямом контакте с первичными силами Земли. Начиная эту медитацию, нужно помнить о том, что по другую сторону планеты простираются звездные поля, а глубоко внутри нее находится раскаленное ядро, «внутреннее Солнце».

Мы созданы Землей: наши тела состоят из звездной пыли, которая некогда уплотнилась под воздействием Солнца и образовала голубую сферу нашего общего дома. Исходный материал Земли пришел со звезд и в назначенный срок вернется к ним, чтобы начался новый цикл.

В любом посвящении последний переход считается прорывом в другую сферу бытия. С Землей мы входим в сферу звезд; в яростном пламени Солнца мы находим силу, противостоящую холоду межзвездных пространств; в звездной инициации мы познаем объединяющую ткань Вселенной; в инициации вод и приливов мы находим структуру, облекающую хаос.

Земная Исида - черная богиня, обугленная подземным огнем, темная и плодородная, как нильский ил. Она могуча и ужасна; ее движущая сила - не жизнь, а существование. Все вещи, которые существуют и имеют осязаемую форму, находятся в ее владении. Ей принадлежат кристаллы, колонны сталагмитов и суровое безмолвие гранита: все древнее и неподвижное, извечное, не считая моментов сотворения или уничтожения.

Ее чувственность выражается в грубом единении двух начал; позднее, гораздо позднее, появятся тонкие эмоции и эфирные нити, соединяющие ее жриц и жрецов. Однако без нее, Владычицы Тьмы, нет ничего. Она движет потоки лавы и воздвигает горные хребты, неразрывно связанные с плотью земли. Она дает начало линиям и формам.

С изначальных времен дети Земли высекали и рисовали на стенах пещер то, что высшие чувства нашептывали им о пришествии великой богини, которая будет царить над миром. Но до этого еще далеко; пока она безмолвно правит неосознанным бытием и первородной красотой юной планеты. Через тысячи и миллионы лет она,примет светлый образ Той, Кто Станет Покровительницей Человечества. А пока что она хранит и оберегает вещи, которые кажутся нам бездушными и безжизненными. Жизнь и смерть едины для нее - нет скорби, нет страданий. Когда-нибудь мы узнаем в ней богиню, которая научилась любить и познала горечь утраты. Сейчас она затеряна в бесконечной дали времен, и нет никого, кто мог бы осознать ее присутствие. У нее нет молитв, только команды: живи, существуй. Созерцай круговорот звезд на небосводе, ощущай тяжелую дрожь земных недр.