Лютеранская церковь святого михаила стиль. Церковь св

1. Евангелическо-лютеранский приход собора Святого Михаила

Лютеранский приход Святого Михаила — это каменная церковь на Среднем проспекте Васильевского острова, построенная 1876 году. Как ни странно, она была возведена по проекту военного инженера — полковника Бульмеринга. Спустя 10 лет фасад церкви был перестроен уже более близким к искусству специалистом — архитектором Бернгардом. Здание выдержано в стиле псевдоготики и рассчитано на 800 мест.

Органные мессы проходят в этой церкви каждую среду с 19:00 до 21:00. Вход бесплатный.

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32.

2. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины

Чтобы дойти от прихода Святого Михаила до следующего места, где можно услышать орган, потребуется около 5 минут. Церковь Святой Екатерины расположена там же — на Васильевском острове — только не на Среднем, а на Большой проспекте. Она была построена в 18-м веке и совсем недавно отреставрирована. Внутренне убранство органной обители довольно аскетично, а орган находится за спинами слушателей. Мессы проходят в полутьме при свете алтарных свечей. Их проводят регулярно по средам и воскресеньям. Вход бесплатный.

Отметим, что послушать здесь можно не только орган, но и другие инструменты в сопровождении вокала.

Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 1а

3. Католическая церковь Божией матери (Лурдской)

Церковь Лурдской Божией матери была построена в начале 20-го века с подачи французского посольства в Петербурге специально для соотечественников. Архитектором проекта стал Л.Н. Бенуа. Орган установили здесь только в 1957 году, перенеся его из церкви Христа Спасителя при Евангелическом госпитале. Некоторые музыковеды утверждают, что этот музыкальный инструмент находится в настолько плачевном состоянии, что «его вроде как бы и нет». Однако его по-прежнему можно услышать во время богослужений.

Богослужения с органом проходят каждый вечер в 19:00. В воскресенье церковь проводит мессы также на польском языке и латыни.

Адрес: Ковенский переулок, 7

4. Мальтийская капелла

Мальтийская капелла - часть ансамбля Воронцовского дворца, построенного в середине 18-го века архитектором Ф. Б. Растрелли для графа М. И. Воронцова. В отличие от предыдущих мест, здесь за посещение органной мессы придется заплатить 350 руб. (для льготной категории граждан — 150 руб.).

Адрес: Садовая улица, 26

5. Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

Проект собора Успения Девы Марии был начат в 1870 году под руководством архитектора В.И. Со­больщиковым и закончен в 1873 году Е.С. Воротиловым. Он имеет в форму латинского креста и объ­единён единым входом со зданием семинарии. Отсутствие парадного входа часто удивляет прихожан, поэтому обитатели собора просят обращать внимание на вывеску, чтобы не пройти мимо. За собором расположен Польский сад.

Здесь установлен уникальный английский романтический орган, создание которого датировано 1905-1906 годами. Вместе с редким музыкальным инструментом в соборе можно встретить и редкого органиста Анатолия Погодина, известного мастера и настройщика.

Адрес: 1-я Красноармейская улица, 11.

В досоветское время в столице Российской империи к верующим протестантских дефиниций, как правило, относились без предубеждений. Поэтому созданию в 1731 г. общины приверженцев евангелическо-лютеранского вероисповедания никто не препятствовал. В 1834 г. организация получила имя Михаила - архистратига, архангела, верного соратника самого Творца. Спустя семь лет от общины отделились верующие-эстонцы, которые организовали собственную церковь Св. Иоанна. Лютеранам-немцам ничего не оставалось, кроме как образовать собственную церковь Св. Архангела Михаила в 1842 г., которая только в 1876 г., будучи освящённой, заняла своё нынешнее место на Среднем проспекте Васильевского острова.

Лютеранская церковь св Михаила по проекту Бульмеринга

Каменная лютеранская церковь Святого Михаила в Санкт-Петербурге возведена по проекту К. Бульмеринга, военного инженера в звании инженер-полковника. Однако фасад в 1886 г. пришлось перестроить. В таком псевдоготическом виде, с венцом из остроконечного шатра на высоком барабане, который декорирован стрельчатыми окнами и пинаклями, а также с облицованными песчанником стенами лютеранская церковь Св. Михаила вошла в XXI в.

А в XX в. коммунисты приход упразднили, прихожан разогнали или репрессировали, сама лютеранская церковь Святого Михаила, точнее, здание, в котором она находилась, перешла на баланс промышленного предприятия. Заводчане внутренности помещения значительно перестроили и приспособили церковное пространство под свои заводские нужды.

При А. Собчаке городские власти определили, что лютеранская церковь Св. Михаила должна быть передана в ведение только что созданной (или воссозданной - кому как нравится) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. С 2002 по 2010 гг. здание здание подвергли реставрации.

Большинство нынешних прихожан - русскоязычные верующие Санкт-Петербургского пробства ЕЛЦИР. Основной язык богослужения русский. Кроме того, руководство пробства охотно предоставляет культовое заведения для осуществления богослужений методистам, адвентистам седьмого дня, верующим иных протестантских конфессий.

Своей нынешней ролью в протестантской жизни Санкт-Петербурга лютеранская церковь Святого Михаила во многом обязана о. Сергею Прейману, который возглавлял русскую общину лютеран до своей смерти в 2003 г.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Церковь святого Михаила по праву считалась старейшей лютеранской церковью на территории Российской империи. Как и в Петропавловском храме, основу Михайловского прихода составляли выходцы из Прибалтики и германские подданные. Прихожанами храма являлись также члены московской шведской колонии, датчане и финны, проживающие в городе. Достоянием Михайловской церкви было множество церковных памятников, являвшихся летописью евангелических общин Москвы, разнообразная утварь - серебряные чаши конца XVIII - начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, красивые металлические люстры, сундуки XVIII века и т.д. На стенах древней кирхи висели картины с изображением Лютера, пасторов Дитриха и Заверса. Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В храмовый комплекс входили трехэтажное здание мужского реального училища, лазарет и часовня.

История отпустила Михайловскому храму лишь десять лет жизни после революции. Несчастьем стало то, что рядом с кирхой обосновался Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). Несмотря на то, что еще в 1925 году община пошла на уступки этой организации, институт стал настаивать на полной ликвидации церкви. Цель была вполне прозаической - завладеть церковной территорией. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь как “находящуюся на территории ЦАГИ” и мешавшую “надлежащим образом организовать охрану, так как хождение в церковь сопряжено с прохождением по территории ЦАГИ, что создает угрозу диверсии и шпионажа”. Почти одновременно, 29 марта 1928 года помощник директора ЦАГИ Южный и заведующий секретной части Рупай отправили во ВЦИК СССР Смидовичу срочную секретную депешу, в которой просили вывести лютеранскую церковь с территории ЦАГИ.

Верующие пытались активно бороться. Они отправили во ВЦИК несколько писем с сотнями подписей, содержащих настоятельные просьбы не закрывать храм. Председатель Высшего Церковного Совета епископ Мейер писал во ВЦИК: “Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР”. Все было напрасно, Президиум ВЦИК решением от 7 мая 1928 года отдал храм в распоряжение ЦАГИ, который вскоре и смёл древний памятник с лица земли.

Перед закрытием храма часть его ценностей была передана в один из центральных музеев Москвы. В июле - августе 1928 года музейные работники приняли, как следует из описи, “6 паникадил XVII века, изразцовую печь XVII века, 6 подсвечников, 20 бра XIX века, 1 старинную кованую дверь, 3 креста, 1 знамя рода Брюсов” и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

Прихожане с остатками богослужебной утвари и оборудования алтаря перебрались в здание реформатской церкви, которое им было выделено на правах соаренды. Туда же были перенесены и портреты известных пасторов и членов церковного совета, а также церковные часы.

На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло - приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Первые существенные изменения затронули церковь в 1929 году, когда ее отдали русской общине имени Иисуса Христа и произошло слияние двух приходов: русского и немецкого.

Тяжелый период для церкви начался в 1935 году, когда приход был закрыт. Помещение отдали спортивной базе, принадлежащей заводу Калинина. Немного позже здание приспособили под табачный склад, а затем сделали производственным цехом предприятия “Спорт”. Из-за такого обращения сильно пострадал интерьер церкви. Ее внутренняя планировка была изменена: главный зал разделили перекрытиями на 3 этажа.

Жизнь церкви в наши дни

В 1992 году здание вернули лютеранской общине, и богослужения в храме возобновились. Сегодня лютеранский приход, который носит имя Святого Михаила, принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.

С 2004 года началась тщательная реставрация внутреннего убранства здания, а также ремонт фасада, стен и крыши. Ремонтные работы были закончены в 2010 году.

Значительную роль в возрождении собора сыграл настоятель этого прихода - Сергей Прейман. Сегодня церковь является настоящим украшением города. В ней проводятся богослужения, интересные встречи с писателями и музыкантами, бесплатные органные вечера.