Молебен о сохранении творения божия. Экологическое богословие церкви И ныне, Богородичен

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 13 июля 2015 года, был утвержден Чин молебного пения о сохранении творения Божия . Определен также день особой молитвы о Божием творении — первое воскресенье сентября.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.

Скачать и распечатать —

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, которое состоялось 13 июля 2015 года, определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.


2 Сентября 2018

6 сентября по решению Священного Синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви впервые будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия». С чем связано такое решение комментирует ответственный по взаимоотношениям Церкви и Общества Каменской епархии иеромонах Гавриил (Горин):

— Как известно, на своем заседании 13 июля 2015 г. в Санкт-Петербурге Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял постановление об учреждении дня особой молитвы о Божием творении. Отныне ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия».

Исстари Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди ответственного и рачительного отношения человека к творению Божию — окружающему нас миру.

Тема экологии не раз поднималась на Общецерковных форумах и собраниях различного уровня. Так в частности она получила свое развитие в следующих документах: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». И наконец, свое концептуальное оформление, она получила в документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», принятом Архиерейским Собором 2013 года.

Поэтому логичным развитием экологической тематики является принятие Священным Синодом в июле этого года нового практико ориентированного документа «Методические рекомендаций об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности» и учреждение дня общецерковной молитвы «О сохранении творения Божия».

В вышеуказанных методических рекомендациях четко сформулировано, как отношение Церкви к окружающему миру, так и к современным экологическим проблемам, а также определен формат церковного участия в природоохранной деятельности и дан ответ на вопрос: почему Церковь говорит об экологии?

Согласно текста документа, во-первых, читаем: «Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его, владычествовал в нем. После грехопадения Земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами. С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон».

Во-вторых, «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества … неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».

В-третьих, «Вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах».

И наконец, в-четвертых, документ прямо отвечает на поставленный вопрос о том, что общего у Церкви и экологии. Наше участие в природоохранной деятельности — это и есть забота о творении Божием, это есть естественное проявление нашей христианской веры и жизни по ней.

В ряде Поместных Церквей практика совершения подобных молебствий уже существует. С этого года и мы сможем приобщиться к этой общеправославной молитве «О сохранении творения Божия».

Пресс-служба Каменской епархии

В прошлое воскресенье в храмах Русской Православной Церкви, впервые был совершен Чин молебного пения о сохранении творения Божия. Отныне, согласно решению Священного Синода РПЦ, он будет совершаться ежегодно, каждое первое воскресенье сентября.

В целом ряде фундаментальных церковных документов, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», по сути, сформулированы положения экологического богословия Православия. Утвержденный прошлым летом Чин молебного пения о сохранении творения Божия является молитвенным выражением этого богословия.

В молитвословиях, Апостольском и Евангельском чтениях Чина обращают на себя внимание следующие истины.

Мы живем в прекрасном, удивительном, и одновременно, страшном, уродливом мире. Все прекрасное и удивительное в нем – от Бога-Творца. Все страшное и уродливое – от человека, от нас с вами. Бог создал мир и человека «добрым зело», совершенным, без изъяна и порока. В первозданном творении не было ни страданий, ни тления, ни смерти.

Злоупотребив своей свободной волей, человек осквернил себя грехом, нарушением заповеди Божией, отпал от Творца и ввергнул себя и связанный со своим телом мир в пучину страданий, тления и смерти. Можно сказать, что это была первая экологическая катастрофа, совершенная прародителями человеческого рода. Последующие поколения людей лишь усугубили ее.

Экологические проблемы, муки и страдания твари, являются прямыми следствиями человеческих грехов и страстей. Чем больше человек грешит, тем больше страдает и он сам, и окружающий его мир. Чем сильнее его греховные страсти, тем сложнее, глубже, масштабнее экологические проблемы универсума. Таким образом, между нашими грехами и экологической ситуацией существует отношение прямой пропорциональной зависимости.

Путь решения экологических проблем главным образом лежит в сфере нравственности. Без нравственного изменения человека и общества, даже при наличии самых совершенных технологических средств, экологические проблемы будут лишь усугубляться. В свою очередь нравственное преображение человечества не возможно без религиозного обращения. Таким образом, для преодоления экологических проблем, прежде всего, необходимо обращение к Творцу, покаяние перед Ним, страх Божий. Мы должны изменить свою жизнь – встать на путь исправления и исполнения Его святых, всецело созидательных заповедей.Для сохранения творения Божия нам нужно быть с Богом, веровать, надеяться и любить своего Творца.

Подобное можно сказать и о нашем теле. Его здоровье также напрямую зависит от нравственного здоровья души, от ее греховности или праведности. Это подтверждают современная медицина и психология, подчеркивая, что подавляющее большинство телесных заболеваний коренится в психических проблемах. Таким образом, человек – это душа вселенной. Он занимает то же место в мире, оказывает такое же влияние на природу, как его собственная душа – на его тело.

«Ибо думаю, ‑ рассуждает апостол Павел, ‑ что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она,но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашого» (Рим. 8:18‑23).

Экологические проблемы имеют явное эсхатологическое измерение. Сегодня они, как никогда остро, ставят перед человечеством вопрос: «Быть или не быть?» У современных людей, ослепленных страстью потребительства и стремлением к комфорту, на этот извечный, «проклятый» вопрос нет однозначного ответа.

Христиане же знают, что, согласно Откровению Божию, в конце времен, человек доведет мир до состояния страшнейшей экологической катастрофы. Иначе и быть не может. Ведь, тогда греховность человечества достигнет максимальной степени. Когда люди окончательно отпадут от Творца, тогда творение лишится последних ресурсов существования и станет разрушаться на фундаментальном уровне. Ведь, сотворенный мир не самодостаточен, он поддерживается в своем существовании Богом через людей ‑ посредников между Ним и природой.

«Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29‑30).

Спасти вселенную от окончательного разрушения и аннигиляции сможет лишь Христос. Господь придет второй раз, во всей Своей Божественной силе и славе, чтобы окончательно спасти не только погибающее человечество, но и природу. Чтобы из обезображенного грехом, тлением и смертью человека и мира сделать нового человека, новое небо и новую землю. Тогда «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28) ‑ в прекрасном, совершенном мире и праведных, святых людях. И сие буди-буди. Аминь.

Сергей Галушкин

В воскресный день 6 сентября в нашем храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» после Божественной Литургии впервые состоялось особое «Молебное пение о сохранении творения Божьего ». Священнослужители возносили молитвы о творении Божием и о человеке, который должен трепетно и ответственно относиться к врученному ему Богом тварному миру. Чин данного молебного пения, который был утвержден на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года, отныне будет ежегодно совершаться во всех храмах в первое воскресенье сентября.

Казалось бы, какое отношение Церковь имеет к вопросам экологии? На самом деле – прямое. Цель данного молебна – напомнить верующим о том, что нас с вами окружает не просто природа, которой пользуется человек по своему усмотрению, а творение Божие , к которому мы должны относиться с ответственностью и перед Богом, и перед будущими поколениями.

Русская Православная Церковь не впервые обращается к вопросам экологии. В конце XX — начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей », в котором тема экологии особо освещается. В этом документе, в частности, указывается:

В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее (в Константинопольском Патриархате) день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них.

Господи , Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Молитва из Чина молебного пения о сохранении творения Божия.

После молебного пения к прихожанам обратился настоятель храма протоиерей Алексий Гирич . В своей проповеди он призвал задуматься на тем, как и чем мы живем, как относимся друг к другу и наипаче к Богом созданному миру и к природе, окружающей нас. «Сегодня, – говорит протоиерей Алексей, – с каждым днем все больше заметно, как неразумно мы обращаемся с тем драгоценным Даром, который вручил нам Господь и без которого невозможна наша жизнь. Мир вокруг нас катастрофически меняется. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы, почвы и воды, нарушенная экология, исчезающие виды животных и растений, нещадно и неразумно используемые природные ресурсы, опасное воздействие, прямое и косвенное, на генетический код, новые страшные антропогенные заболевания – вот далеко не полный список бед, которые человечество навлекает само на себя. И первая причина этих несчастий в забвении Заповедей Божиих, то есть в наших грехах. Первое страшное изменение произошло с Миром в результате грехопадения человека, о котором нам повествует Священное Писание, грехопадение, от которого пострадал не только человек, но и весь окружающий его мир. А сегодня своими грехами и небрежением к Божиим Заповедям мы продолжаем усугублять свое положение. Здесь и пагубное воздействие на природу, и стремление к наживе, ведущее к варварскому истреблению природных ресурсов, войнам, насилию и обману, и потеря ценностных ориентиров, ведущая не только к укоренению безнравственности, распущенности, вседозволенности, но и, в конечном счете, к потере традиционных ценностей, в том числе семейных, и постепенному вымиранию целых народов. И единственное, что может помочь человеку восстановить гармонию в мире и в себе – это внимательное отношение к своему внутреннему миру и бережное, разумное, с сыновней благодарностью к Богу пользование природой, которую так премудро и благолепно устроил Господь, призвав нас стать продолжателями Его дела: возделывать этот цветущий сад, благоустраивать и благоукрашать мир вокруг себя: свою семью, свой дом, свою улицу, свое предприятие, свой город, свою страну, природу и весь Мир».

Человек – делатель, сотворец в сотворенном Богом мире, он призван сохранять его. Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: « Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих » (Пс. 91:5).