Теократия как форма власти — теократические государства примеры. Что такое Теократия? Значение и толкование слова teokratija, определение термина Теократическая политическая система

В. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке проблемы, которую принято с тех пор обозначать словосочетанием «русская идея». В мае 1888г. он выступил в Париже с лекцией на Французском языке под названием «Русская идея». В ней мыслитель поставил вопрос, который считал крайне важным - вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Ответом на него и служила сформулированная автором «русская идея». Соловьев считал, что каждая нация, объединенная соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого и есть национальная идея.

Национальная идея не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Национальная идея- это задание, данное Богом, долг народа перед Богом. Соловьев пишет: «Идея нации есть не то, что сама она думает о себе во времени, но, то что Бог думает о ней и вечности». Для Соловьева все нации - это члены и элементы человечества как социального организма, но при этом они - «существа моральные». Причем Соловьев считает, что в этом моральном мире существует роковая необходимость. Он пишет: « Призвание или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как верховный долг, - эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места».

Как определить существо национальной идеи? Кто скажет народу о его долге? Ведь народ может и заблуждаться относительно своего призвания. Надо проанализировать всю историю российского государства от зарождения до современности, проанализировать те моменты в развитии христианской цивилизации, в которые Россия внесла небольшой вклад, и на этой основе определить ее миссию в будущем. Русская идея, или историческая миссия России, состоит в том, чтобы стать инициатором в создании европейского сообщества стран на основе христианских ценностей, в создании теократии.

Проработка утопического проекта всемирной теократии осуществляется Соловьевым во многих трудах 80-х годов- «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Великий спор и христианская политика».

Всемирная теократия предстает у Соловьева как социальная форма Богочеловечества, отражающая в себе принцип троичности Божества. Три ипостаси - Отец, Сын и Святой дух - проецируется в человеческую деятельность соответственно как три «служения»: священство, царство и пророчество. Возникает вопрос о том, как в реальной человеческой истории эти три служения распределены. Соловьев без колебаний признает функции первосвященство за папой римским. Он сомневается в том, что воплотить царственный элемент теократии выпало на долю Византии. Византийский цесаризм не справился с этим служением, и задача создания праведного общества потерпела в Византии решительное крушение. Но для служения царского подходит «третий Рим» - Россия как наследница Византии. От народа, являющегося носителем третьей силы, требуется свобода от ограниченности, возвышение над узкими национальным интересами. Эти свойства, по мнению Соловьева, присущи в особенности национальному характеру русского народа. Действительно, идеалы русского народа носят религиозный характер, он способен к сочетанию восточной и западной культуры (что доказали реформы Петра 1), он обладает прирожденной способностью к самоотречению, что подтверждается приглашением варягов на правление еще в 862г.

Гораздо хуже в христианском мире обстоит дело с пророческим служением. Оно изначально появилось в форме протестантства, которое возникнув из распри Рима и Константинополя, существенно исказило это третье теократическое начало: отделив пророчество от священства, оно не подарило миру и истинных пророков. Для пророческого служения он находит замену в лице ортодоксального иудаизма («еврейства») на том основании, что у последнего имеется совпадающее с истинно христианским понятие о пророческом призвании и что само протестантство является до известной степени возвратом к еврейству.

По замыслу Соловьева, вселенская теократия должна быть свободной теократией: объединение наций происходит на добровольных началах. В теократическом обществе исключалось всякое принуждение к вере, этим оно радикально отличалось от Средневековья, когда церковь допускала жестокие гонения на инакомыслящих. И Соловьев сурово критиковал русскую православную церковь за ее стремление опереться на государственную власть в искусственном насаждении веры. Он иронично называл сложившуюся систему в Росси «псевдотеократией», в которой правит зловредный триумвират из лжецерковника Победоносцева, лжегосударственного человека Д. А. Толстого и лжепророка Каткова.

Соловьев прямо заявлял, что только католическая церковь обеспечит самостоятельность церковной власти перед государством и обществом. Что же касается русской православной церкви, то она давно превратилась в послушное орудие мирской власти, и отвергает единство христианских конфессий. Первый шаг, который должна сделать Россия, - это совершить подвиг национального самоотречения, принести в жертву свой национальный эгоизм. На деле это означало соединение русской церкви с католической, что непосредственно могло быть достигнуто благодаря подчинению русского государства римскому первосвященнику. Новый миропорядок будет поддерживаться государственной властью русского монарха, и в семейство христианских народов войдут мир и благословение.

Таким образом, для того чтобы национальная идея была осуществлена на практике, необходимы определенные предпосылки. Во- первых, необходимо обеспечить соблюдение гражданских свобод - свободы слова, свободы совести. Во - вторых, должна быть преобразована русская православная церковь: нужно преодолеть подчиненность ее государству и ее враждебность по отношению к западному христианству.

Соловьев считал, что с созданием вселенской теократии Россия внесет в отношении европейских народов элементы сердечности, непосредственности, утраченные рациональным Западом. С другой стороны, сотрудничеством Западом позволит преодолеть характерные для России тенденции варварства, нигилизма и тем самым будет способствовать вступлению России на путь подлинного просвещения и прогресса. Для России этот проект важен еще и потому, что находясь на границы двух миров, она испытывала постоянное давление со стороны Азиатского Востока. Объединение со странами Европы позволило бы России более тесно интегрироваться в сообщество христианских стран, что дало бы твердую гарантию сохранения христианских основ русской культуры.

Некоторые исследователи считают, что к концу жизни Соловьева постигло жестокое разочарование в мессианском предназначении России и во всемирной теократии и что реакцией на это разочарование стало предсмертное сочинение философа «Три разговора» с включенной в него «Повестью об антихристе». Так Е. Н. Трубецкой утверждает, что в мучительных сомнениях Соловьев приходит к пониманию страшной истины о том, что вселенское зло в борьбе с добром принимает обличие добра и тем самым прельщает неискушенных. Антихрист, в заключающей «Три разговора» повести предстал в образе исключительной гениальности, красоты и благородства, с высочайшими проявлениями бескорыстия и деятельной благотворительности. Противопоставляя себя Христу, он заявляет: «Христос принес меч, я принесу мир. Он грозил земле страшным судом, но ведь последним судьей буду я, и суд мой будет не судом правды только, а судом милости».

Действия антихриста, по меткому замечанию Е. Трубецкого, во многом пародируют прежние идеи автора повести. Антихрист создает теократию, о которой мечтал Соловьев, но без Христа, без любви, основанную на подавлении в человеке свободной воли к добру и искушении его лестью. Ситуация действительно представляется парадоксальной. Разъясняя смысл этого парадокса, Е. Трубецкой говорит, что Соловьев в «Трех разговорах» осознал ложность идеи теократии и отрекся от нее. Доказательству этого утверждения он посвятил свою статью «Крушение теократии в творениях Соловьева».

Думается, что одно произведение оказавшееся последним, еще не дает повода говорить о полном отказе Соловьева практически от всего, продуманного и написанного. И представляется более убедительной в оценке этого вопроса позиция А.Ф. Лосева. Он, с одно й стороны, подобно Е. Трубецкому, считает, что «обожествление» государства является одной из самых существенных идей Соловьева. Но в то же время он оспаривает его оценку теократических идей Соловьева и пишет: «Никак невозможно сказать, что он отходит от своих теократических идей окончательно. Его разочарование относится скорее к возможности немедленного и самого глубокого осуществления теократического идеала. Сам этот идеал, безусловно, остается у него нетронутым».

Таким образом, под крушением теократии Соловьева, видимо, следует понимать ее историческую невоплощенность. Причем рискованность теократического проекта ощущалась Соловьевым не только в последние годы жизни. Именно поэтому в его логике рассмотрения теократия обязательно присутствует горизонт «морального обязательства» или долга. Судьба России зависит от воплощения иконописного лика Софии в форме теократии. Из-за невыполнения этого долга сокрушена может быть сама Россия: в мире моральной необходимости невыполнение замысла Бога о народе карается смертью.

В своих размышлениях о «русской идее» он обобщает весь опыт русской мысли 19в. В результате его синтезирующих усилий Россия уже оказывается не в финале подлинной истории, а в ее начале. С нее, с ее теократического преображения может быть начато преодоление розни мира, враждебного противостояния христианских конфессий, да и Востока и Запада как таковых.

В классической теократии глава церкви, являясь одновременно главой государства, являет собой «наместника бога на земле» (фараоны Древнего Египта, императоры в империи древних инков, халифы в Арабском халифате), «первосвященником» (Папа Римский в Ватикане).

Теократические концепции в прошлом и настоящем.

Впервые термин «теократия» встречается в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона (94 н.э.) в описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении. Впоследствии понимание термина «теократия» и его смысловое наполнение менялось со временем, причем разные историки и философы трактовали его по-своему.

Идеалы христианской теократии были описаны Августином Блаженным в его знаменитом трактате О Граде Божьем . Концепция мусульманской теократии в наиболее завершенном виде нашла отражение в творчестве суннитского законоведа Абу л"-Хасан ал-Маварди. Он полагал, что халифат является божественным творением, призванным охранять исламскую веру и осуществлять справедливое правление над всем миром. Цель всемирного халифата – покорение и обращение в мусульманство всех «неверных» и установление над ними единой и неделимой власти халифа. В мировом мусульманском государстве халиф должен соединять в своем лице власть духовную (великий имам) и политическую (эмир).

В Новое время концепция слияния религиозной и политической власти в ее наиболее систематизированном виде нашла отражение в произведениях Жозефа де Местра . Являясь ярым противником Французской революции, он разрабатывал идею государства, построенного по принципу церковной иерархии во главе с римским папой.

Интересно, что в России также существовала теократическая утопия о необходимости слияния русской монархии с католической церковью и построением на этой основе некоей вселенской свободной теократии, «в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». Ее сторонником был известный российский философ и публицист 19 в. Владимир Соловьев .

Понятие теократии разрабатывал в своих трудах в дальнейшем другой российский философ-мистик и публицист Николай Бердяев , полагавший, что «Теократия в политическом отношении есть как бы анархизм, в экономическом отношении – как бы социализм, в мистическом – самодержавие Единого Бога, царствующего над аристократическими детьми Своими, через Христа обретшими всеобщее Богосыновство». Он рассматривал теократию с позиций христианства и определял ее исключительно как общество священников.

Утопичность проектов построения «царства божьего на земле» в силу их несбыточности, и невозможности поставить знак равенства между мирским и божественным, лучше всего показывает в работе Теократия современный российский юрист Е.Н.Салыгин. Систематизируя все существующие представления об этом явлении, он дает собственное, более широкое определение теократии как системы религиозно-политических властеотношений. Исходя из его определения, к теократическим можно отнести такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман и Иран, хотя официально они не считают себя таковыми. Бесспорно, что последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане ().

22Ноя

Что такое Теократия

Термин характеризующий форму государственного правления основанную на власти религиозных структур.

Что такое ТЕОКРАТИЯ - определение, понятие простыми словами.

Простыми словами, Теократия - это система управления государством, где вся полнота политической власти принадлежит представителям религиозного . Так к примеру, государством может управлять совет духовенства или конкретный человек, который по мнению религиозной общины достоин исполнять волю Господа на земле. В качестве самого яркого примера можно взять Ватикан, где теократия представлена в чистом виде, и формальным правителем государства является Папа Римский.

Теократия - история возникновения и применения термина.

Сам по себе, термин «ТЕОКРАТИЯ» является слиянием двух греческих слов: Theos (Бог ) и Kratos (Власть ), что в итоге трактуется как «Власть Бога» или «Божественная власть».

Впервые данный термин был применен в первом столетии нашей эры для описания типа правления, применяемого евреями. Еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий предположил, что большинство правительств подпадают под одну из трех основных категорий: монархию, или . В свою очередь, форму правления, которую практиковали евреи, нельзя было отнести ни к одной из вышеперечисленных. Все дело в том, что их закон был определен Моисеем через Бога. Соответственно и система их правления была неотъемлемо связана с религией и «Властью Бога».

Это определение теократии было распространено до эпохи Просвещения, когда термин начал принимать отрицательный смысл. К 1622 году английское значение этого термина стало описывать «священное правительство», работающее под божественным командованием. Священное правительство осуществляется группой священников, которые также выступают в качестве министров. К 1825 году слово теократия использовалось для описания религиозного органа с политической и гражданской властью.

Теократия - суть, идея и характеристики.

Если говорить о сути и структуре теократии, то в первую очередь хочется отметить некое сходство данной системы власти с монархией или . Все дело в том, что руководители в теократическом государстве, как правило, не избираются демократическим голосованием народа, а получают свои посты через семейное наследство или выбираются предыдущими лидерами. Само собой, что все они принадлежат к высшему духовенству страны и сохраняют свои государственные должности без ограничений по сроку.

Еще одним важным фактором в структуре теократии является система приоритетов которая заключается в том, что руководители сначала служат Богу своей религии, а затем гражданам страны.

При теократии все законы, нормативные акты и культурные нормы основываются на религиозных текстах. Вопросы, касающиеся брака, репродуктивных прав и уголовных наказаний, также определяются на основе религиозных текстов и их . Помимо всего прочего, при данной форме правления, граждане, как правило, не имеют религиозных свобод и не могут голосовать по правительственным решениям.

В каких странах существует теократия?

Хотелось бы отметить, что теократия, не часто встречается в чистом виде, и как правило, существует в комбинированном с другими формами правления состоянии. И все же, для примера, к странам где она присутствует можно причислить:

  • Иран;
  • Афганистан;
  • Саудовская Аравия;
  • Мавритания;
  • Судан;
  • Йемен;
  • Ватикан.

Плюсы и минусы ТЕОКРАТИИ.

Преимущества теократии.

Существует мнение, что одним из главных преимуществ теократии является эффективность и скорость принятия решений. Новые законы, поправки и законопроекты могут быть подписаны и приняты очень быстро. Это объясняется тем, что при теократии отсутствует законодательная ветвь власти и чиновники низкого уровня не обсуждают детали новых законов месяцами. Как решит высшее духовенство (власть ), так и будет. Спорное преимущество на наш взгляд, но мысли такие существуют.

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая - «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия - это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия - это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма. Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье. Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов - общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление - секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания. Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата. Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением. Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть - это страны монархии. Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого. Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в. После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример - Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов - Далай-лама - имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия - это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения. Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде. Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия - это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом - собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке признал религию, и Папа получил влияние. Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии. Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик - он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским. Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом. Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI - XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов. Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога. Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство - светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго. С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации). После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы. А вот предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии. Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.

  • Теократия
Портал:Политика · править

Теократия (от греч. θεος - Бог и κρατειν - управлять) - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

История

Как описывает Геродот (История 2:52), понятие «Бог» (θεος) было сформулировано у протогреческих племён пеласгов :«В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения Богам, вознося молитвы, но не призывали по именам отдельных богов. Ведь они не знали ещё имён богов. Имя же „боги“ (θεοi) пеласги дали им потому, что боги установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле».

Таким образом, теократия,согласно взглядам Геродота, имеет целью следование мировому порядку для установления в обществе гармонии (совершенного состояния). Сам обряд жертвования имел целью выяснить волю богов по состоянию жертвуемого, а позднее стал пониматься и как приношение Богу, имеющее целью склонить его к милости. Корни теократии теряются в глубинах истории: известно, что в древних государствах (в Египте, Месопотамии, Мексике и других местах) правители были жрецами и решали дела согласно своим религиозным убеждениям, а то и вовсе провозглашали себя богами.

Один из примеров теократии даёт Библия (книга Судей и книги Самуила - в русском синодальном переводе 1 и 2 Книги Царств), где описано, что в ранний период становления еврейского государства их обществом управляли судьи, которым Бог открывал свою волю. Для этой же цели священники использовали особый жребий: урим (светлый) и тумим (тёмный) - судя по всему, это были нечто вроде камней, которые находились в специальном мешочке у первосвященника. Процесс выяснения воли Бога состоял в том, что первосвященнику чётко формулировали вопрос, который должен иметь только два однозначных ответа: да или нет. Священник с молитвой обращался к Богу и доставал из мешочка тот камень, который придётся - считалось, что его рукой руководит Сам Бог. Урим означал «да», а тумим «нет». По другой версии - один из камней начал светиться в руках первосвященника.

Примеры других жеребьевок описаны и в других местах Библии: так, Авраам испрашивал о будущем, разложив на жертвеннике разрубленные тела животных, и по их самовозгоранию понял, что его потомкам суждено владеть Ханааном (Быт 15:8-18), а во время исхода евреи бросили жребий, кому следует быть первосвященником, разложив деревянные жезлы перед святилищем, и узнали достойного по тому, что его жезл пустил почки (Чис 17:2-8).

Примеры из Библии отражают лишь исторически обусловленное и довольно ограниченное понимание теократии авторами этой книги.

Теократия была основой правления всех [источник не указан 179 дней ] развитых государств древности (другие просто сгинули и мы о них ничего не знаем). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями - жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а так же на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика [источник не указан 179 дней ] , в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы [источник не указан 179 дней ] , выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена - в средние века и в новое время, когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, напрмер, в кости или карты), или же просто бросание жребия - считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий . Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия , монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Теократия в христианстве

Известно, что ранние христиане (и вплоть до конца седьмого века) широко использовали гадания по Библии (особенно по книге Псалмов): книга раскрывалась наугад, и по смыслу первого слова страницы (или случайно выбранного слова) делалось предсказание об успешности или результате предпринимаемого действия или события.

Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им - погибельными. Поэтому в древние времена люди полагали, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога.

Однако, как показывает история, достигнув таким образом некоторого благополучия люди развращались и, движимые своими плотскими инстинктами (или же, по другим взглядам - подпадая под власть сатаны), отходили от такой теократической системы, подменяя её различными шарлатанскими действами, служащими прикрытием для осуществления их алчных вожделений. Священники, как это, например, описано в Библии, требовали, чтобы жертвы приносились только под их контролем и в их храмах, где они могли придавать жертвенным действиям угодные им толкования и получать за это мзду; большой спрос на выяснение воли Бога порождал многочисленных ворожеев и колдунов, использующих различные мошеннические приёмы для своего обогащения; лица при власти начинали применять аналогичные приёмы для утверждения и усиления своего положения. Всё это достигалось с помощью действий, имитирующих гадание, но по сути своей таковым не являющихся. Так, иезуиты изобрели, например, такой способ выяснения принадлежности к ведьмам: женщину, которую они держали под подозрением, связывали и бросали в воду, говоря при этом, что если она выплывет, значит Бог указывает, что она ведьма, а если не выплывет - не ведьма. В таком «методе» воля Бога никак не может проявиться, так как она проявляется лишь там, где для её проявления имеется соответствующая свобода выражения (как, например, при гадании с уримом и тумимом). Используя такие приёмы некоторые добивались себе кажущихся преимуществ и осуществления своих вожделений, и как результат, теократическое правление подменялось эгоистическим волюнтаризмом отдельных лиц. Теократия вырождалась в олигархию или клирикархию (примеры каковой можно найти в древнееврейском Синедрионе и современных Ватикане и Иране), которые неизбежно переходили в монархию (примерами являются египетские фараоны и древнееврейские цари, правители ацтеков и инков, и многие другие случаи, в том числе и римская империя). Движимая внутренними противоречиями и несоответствием промыслу Бога, монархия неизбежно разлагалась, и через крайности охлократии на её обломках возникала демократия - как одна из форм теократии, при которой воля Бога проявляется в согласованном мнении народа (о чём говорит пословица «глас народа - глас Бога»), в виде республики или президентского правления, в которых воля Бога выясняется не явно через знамения и гадания, а опосредованно через общественное мнение граждан. Всё возвращалось на свои круги, и продолжалось далее по кругу.