В доме врага: как пророк Муса (мир ему) оказался во дворце Фараона? Дворцы Древнего Египта. Дворец фараона Храм Сети в Абидосе

Сегодня хочу рассказать еще об одном древнеегипетском городе Ахетатоне . Руины этого города были найдены близ деревушки Телль-эль-Амарна на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. Впервые раскопки были начаты в 1891 (под руководством Петри. Позже в раскопках Амарны принимали участие и другие археологи - Г. Франкфорт, Ч. Л. Вулли.

Город был построен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном) после его разрыва со жречеством культа Амона. Сюда он перенес свою столицу и не случайно археологи называют его городом роскоши. В отличие от Кахуна, где не было места для садов, планировка Амарны включала открытые общественные пространства, где были посажены деревья, и жители зачастую имели свои собственные частные садовые участки. В городе даже нашли остатки зоопарка.

Место для поселения было тщательно продумано: город был построен между древним Мемфисом к Фивами, и эта местность прежде не была посвящена никакому божеству. Так же, как и во многих древнеегипетских городах, грандиозные постройки располагались вдоль Нила и Ахетатон протянулся на многие километры.

План раскопок древней Амарны.



Город был окружен пограничными стелами, одиннадцать из которых сохранились до наших дней на восточных склонах гор. Еще три были найдены на западном берегу Нила: фараон включил в территорию города часть плодородных земель на левом берегу реки. Весь город вместе с храмовым комплексом и царским дворцом был построен за неполных 10 лет. Город просуществовал около 17 лет (столько предположительно и правил Эхнатон), и сразу после его смерти и отмены его религиозной реформы был покинут и частично разрушен в знак ненависти последующих фараонов к утвержденной реформе.

Как и в Кахуне, городе Среднего царства, в Ахетатоне наряду с богатыми домами, дворцами и храмами были дома менее зажиточного населения и рабочий квартал. Поскольку город был возведён на месте, до того никем не заселённом, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Вот как описывает планировку города Н.А. Ионина в своей книге .

«Для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек - однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше - за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты».


План Центрального города Ахетатона: 1 – Большой храм Атона, 2 – Малый храм Атона, 3 - Центральный дворец, 4 - Дом фараона, 5 - Амарнский архив, 6 - Казармы, 7 - Южный пригород, 8 - Мастерская Тутмоса

Вдоль Нила тянулась главная Царская дорога или улица Великого жреца, засаженная пальмовыми деревьями. Это было очень необычно, так как обычно основным украшением были статуи сфинксов. Еще несколько улиц проходили параллельно ей, а другие пересекали город в направлении реки.

Условно новую столицу можно разделить на несколько районов: так называемые, Центральный город, Южный и Северный пригороды, поселок рабочих-рабов. Центральный город можно назвать официальным центром - здесь раполагались главный царский дворец, Большой и Малый храм Атона, правительственные учреждения - Амарнский архив, казармы, арсенал, площадь для парадов, налоговые органы, складские и производственные здания при дворце и храмах.

Очевидно, Центральный город был тщательно спланирован, в то время как другие жилые районы нет. Там пространства между ранее построенными большими зданиями были постепенно заполнены группами домов меньшего размера.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона носил характер загородной усадьбы, он занимал прямоугольный участок земли размером 112х142м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствовали о том, что этот дворец был предназначен для царских пиров и развлечений. По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нефертити.

Реконструкция Центрального дворца

Центральный дворец располагался рядом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300х700 м, расположенную вдоль реки, которую пересекала главная дорога города. В приречной части дворца располагались приемные залы, в восточной -- жилые покои царя. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Эти росписи в основном изображали растительный и животный мир Египта и отличались высоким художественным мастерством.

Южный дворец в Ахетатоне представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем имел размер 60х120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.

Реконструкция храма Атона.

Главный храм Ахетатона находился в центре города. Он располагался перпендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию размером 800х300 м. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. В отличие, от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой. Что и послужило причиной его плохой сохранности.

Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Насколько позволяют судить археологические находки, жилые кварталы составляли дома различных слоев населения. Наиболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на которых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зерна и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое святилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты. Дома возводились из кирпича-сырца, колонны и перекрытия из дерева, камень употреблялся в ограниченном количестве. Большая часть домов была побелена.

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,* деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института. Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем - пальмы, а верхнем - уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.* Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх - крупные серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у кочевников-шасу* - заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы. Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг



Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне

против друга: Эхнатон - в кресле, Нефертити - на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу. Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.

Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.

Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.

* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.

Wr. All., II, 30, 31.

Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.

Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).

Montet. Le drame d"Avaris. P., 1941, главы II и IV.

Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.

Papyrus Harris I, 78, 8.

Там же, с. 6.

Там же, с. 27-29.

Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.

Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.

Fougerousse. Le grand puits de Tanis. - K?mi. V, 71-103.

* Шадуф - колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.

Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.

ASAE, XVIII (1918), 145.

* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II - Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.

* См. Послесловие.

ASAE, XXX, 40, 41.

Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d"Avaris, c. 135-136.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.

* В картуш - овал - заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.

* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.

ASAE, XI (1910), 49-63.

Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.

Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. - J. E. A., VII, табл. l и 2.

Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е?d., c. 147.

Davies. Neferhotep, c. 14.

Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.

Там же, с. 152, 153.

Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.

Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).

Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.

Davies. The Town House in Ancient Egypt. - Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.

Один из этих экспонатов - в Каирском музее, другие - в Лувре, cf. K?mi, VIII.

Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.

Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.

* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.

Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.

Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.

Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.

Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. - Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l"art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. - Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.

Medinet-Habu, 38, 55.

Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.

Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.

Хотя большинству людей, интересующихся историей и культурой Древнего Египта, известно о том, как фараоны планировали свою загробную жизнь, гораздо меньше знакомо в каких условиях они проживали в реальности. Благодаря археологическим исследованиям на территориях Авариса - руин дворца двенадцатой-тринадцатой династий, Малката (Луксор), где находился царский комплекс фараона восемнадцатой династии Аменхотепа III, открытию города Ахетатона фараона-реформатора Эхнатона в Амарне, постепенно воссоздаётся картина дворца фараона.

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город. Здания и помещения, входившие в дворцовый комплекс, служили разнообразным функциям, от парадного зала к кухне - обширные сады и внутренние дворы, административные офисы, жильё чиновников, библиотека, кухни, многие складские постройки.

Малката, на арабском языке означающее «место, где подняли вещи» (из-за груд щебня и развалин всё ещё засоряющих область), название территории дворца Аменхотепа III, расположенной к югу от погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу недалеко от «города ремесленников» в Дейр эль-Медина. Археологическая зона покрывает пространство тридцать тысяч квадратных метров и есть доказательства того, что при жизни Аменхотеп III не дождался окончания строительства. В любом случае, это самый большой дворец фараона Древнего Египта.

Дворец, построенный в четырнадцатом столетии до нашей эры, называли «чертогами Радости», изначально он был известен как «Дворец Ослепительного Атона» (солнечный диск, персонифицировавший изначальный аспект бога Ра, обожествленный сыном Аменхотепа III Эхнатоном).

Апартаменты фараона, расположенные в юго-восточном углу на территории примерно пятьдесят метров на двадцать пять метров, представлявшие коллекцию залов и дворов окружали парадный зал с колоннами. Имелся большой тронный зал и несколько небольших комнат, по всей видимости, бывшие приёмными, административными офисами, складскими помещениями.

Великая царская супруга Тейе (Тия) имела собственный роскошный Южный Дворец, принцесса Сатамон, старшая дочь Аменхотепа III и Тии проживала в Северном Дворце.

В дворцовый комплекс входили элитные виллы для других членов царской семьи и родственников, включая гарем, находившийся на востоке, жилое пространство для детей младших жен и евнухов - смотрящих гаремов, жильё для слуг.

Кроме жилых и бытовых помещений, в комплекс входил большой храм, посвященный Амону. Дворцовая область была связана каналом с большой гаванью, в сегодняшние дни это Биркет Хабу. Гавань объединяла дворец с Нилом, а, следовательно, со всем Египтом.

В гавани находилась золотая барка «Ослепительный Атон», на которой Аменхотеп и Тейе участвовали в государственных и религиозных фестивалях.

Кроме того, на востоке дворца по приказу фараона было выкопано искусственное озеро, куда Аменхотеп и Тейе и другими членами царской семьи мог приплыть на королевской барке.

Для организационной деятельности чиновников, отвечавших за разные области в пределах дворцового комплекса, имелись административные здания, Западные Виллы.

Царские мастерские находились на юге, а поселение ремесленников на севере (в Дейр эль-Медина).

Дорога соединяла дворец с погребальным храмом Аменхотепа, который охраняли Колоссы Мемнона, и «Алтарём Пустыни», Ком аль-Самак, на кирпичной платформе которого фараон участвовал в «празднике хвоста» - Хеб-сед.

Комплекс был в основном выстроен из сырцовых кирпичей, на многих из них отпечатан картуш Аменхотепа. Использования камня весьма ограничено, но при строительстве применяли так же древесину, известняк, песчаник, керамические плитки.

Внешние стены были окрашены белым цветом, интерьер же имел яркие цвета с геометрическими орнаментами, фресками, изображающими птиц и животных. Так потолок в гардеробной комнате Аменхотепа декорирован спиралевидными узорами и стилизованными бычьими головами - красного, синего и желтого цвета. Спальня была расписана защитными символами и стервятниками, священным животным богини Нехбет.

Колонный зал украшали очень натуралистичные фрески на тему Нила с плескающейся рыбой и птицами. Потолок поддерживали красиво вырезанные деревянные колоны, повторявшие форму лилии.

Некоторые залы покрывала цветная плитка с рисунками цветов, виноградной лозы, птиц, рыбы. В других помещениях - иероглифы со значением защиты, здоровья, удачи.

Интерьер наполняла прекрасная мебель и керамические изделия. Известно, что Аменхотеп был очень богат и покровительствовал искусствам.


Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина п од названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...

Начало:

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет.

Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон. По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяноста тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными». Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея?

Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَاتَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

...أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ ۚلِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет.

В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Куръане:

...وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?».

Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَاأَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِوَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа» (ат-Тахрим 66:11).

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰقَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ. وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь.

Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей» (аль-Касас 28:10).

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность.

Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُلَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили: - Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку? Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды. За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и, взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّأَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Дворцы фараонов Древнего царства

Меньше всего мы знаем об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства . Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

На известняковом саркофаге главного жреца V династии Равера, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми расположены двери и окна.

Дворец-замок

На основании всех дошедших до нас свидетельств, дворец фараона Древнего царства можно назвать дворец-замок.

Такая форма дворца сформировалась приблизительно в конце четвертого тысячелетия до н.э. и сохранялась потом в течение большей части третьего тысячелетия.

Этот прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого обнесены были серией башен, равномерно чередовавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады дворца украшены близко поставленными, высокими пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.

Помещения во дворце фараона делились на два больших сектора: Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: тронный зал, большой зал аудиенции, и, наконец, помещения, используемые «хозяином двух тронов», «хранителем короны», «хозяином дворца» и «главой царских регалий», который руководил самим двором и всеми сложными церемониями. Он отвечал за царский гарем, многочисленных придворных дам, целую армию служащих, ремесленников, дворцовых рабочих, художников, врачей и парикмахеров. Рядом были расположены «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор состоял из «Красного дома» или «Дома вечности» (Министерство царского и государственного культа), «Белого дома» (Министерство финансов), «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона, «Палаты печати» (Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности.

Максимального блеска дворец-замок фараона достиг при IV династии, когда фасад завораживал игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой вертикальными линиями и выступающими элементами, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.

Дворцы фараонов Нового царства.

Дворец-храм

К концу третьего тысячелетия до н.э. дворец-замок прекращает свое существование. Требования с приходом второго тысячелетия становятся сложнее и разнообразнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти.

Теперь во дворце размещались официальные апартаменты царя и его двора; это было место, где правил властелин мира, и дворец приравнивался к храму. Центральным стал заполненный гигантскими колоннами гипостильный зал, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним располагались перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Архитектурные формы акцентировали внимание на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивали с молельней в храме.

Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до н.э.) произошли изменения в архитектурном стиле резиденций фараона и правительственных сооружений.

В тогдашней столице городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне архитектурный комплекс состоит из официального дворца с тронным залом и залом для празднеств, резиденции-дворца фараона и его семейства, зоологического сада с экзотическими животными, гарема, из нескольких внутренних дворов, где располагались цветники, висячие сады, бассейны с рыбками.

Дворец-резиденцию Эхнатона называют Серебряный или Северный Он представляет собой дворец-храм. При входе во дворец, по обеим сторонам дворика возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. За ними следует центральный двор, в середине которого находился бассейн. В южной части дворца помещалась прислуга, в северной был расположен зверинец. Жилые помещения (собственно дворец) располагались в восточной части архитектурного комплекса. Именно здесь находились апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались галереи, жилые помещения, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона находился большой храм Атона, а рядом с ним по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. Это была официальная резиденция фараона. Жилая часть располагалась в восточной части дворца, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Через огромный колонный зал можно было войти в тронный зал. В западной части дворца фараона находились и другие помещения, необходимые для официальных церемоний. Здесь был большой двор с колоссальными статуями фараона. Здания различных административных и правительственных учреждений примыкали к дворцу.

Западная и восточная части дворца Эхнатона были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила главная улица города – Царская дорога. В этом переходе располагалась ложа фараона, где он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Великолепные фрески украшали стены дворцов. Это веселые и жизнерадостные картины, изображающие зверей и растения, свидетельствуют о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фараона Рамсеса III в Мединет-Абу позволяют воспроизвести планировку дворца.

Через ворота первого пилона можно попасть в первый двор храма. Он служил одновременно и дворцовой площадью. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

На веранде за колоннадой находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Часть дворцового фасада, где находилась ложа фараона, была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи украшали барельефные изображения фараона, на которых он поражал врагов. На барельефах, расположенных ниже, радующиеся и танцующие люди славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались в средней части фасада. За воротами начинался зал-вестибюль, за ним следовал зал для приемов с шестью колоннами. Далее размещались жилые апартаменты фараона. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами. Здесь был и тронный зал, и личный покой фараона и ванная комната.). со спальней и ванным помещением. Покои для жен фараона тоже состояли из множества комнат. Каждая из жен имела ванное помещение. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен. Северная сторона дворца выходила на площадь. Рамсес III называл свой дворец «домом радости».

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город.

Правитель жил во дворце в окружении многочисленных чиновников и слуг.

Главный царский дворец строился в столице Египта. В других городах для фараона строились несколько менее пышных резиденций, в которых он останавливался во время путешествий по стране.

Вокруг царских дворцов разбивали огромные сады с большими бассейнами или прудами, по которым могли плавать лодки. Воду в прудах регулярно меняли. Бассейны, как правило, были прямоугольными и облицовывались камнем.

Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте.

В садах росло множество деревьев: гранаты, пальмы, акации, ивы, тисы, персики. Там семья фараона могла наслаждаться прохладой, спасаясь от палящего солнца. Сад при дворце фараона приобретал особую важность и значительные размеры.