Иерихон, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов. Что такое иерихонская труба Демоны мимо икон дымится иерихон

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (). Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении (). По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (). При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских (). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.). При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская церковь с епископом во главе. Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.

Рассказ о падении Иерихона - новелла, свидетельствующая о литературном мастерстве рассказчика.

Иерихон был разрушен за 200 - 250 лет до вступления Израиля в страну Ханаан, скорее всего, в результате мощного землетрясения. Оно породило легенду о внезапном сокрушении городских стен. В окрестностях Иерихона археологи раскопали захоронения 1850 - 1550 гг. до н. э. удивительной сохранности, соответствующие времени наивысшего расцвета города. Проникшие в склепы незадолго до катастрофы подземные газы уничтожили бактерии и сохранили в неприкосновенности деревянные столы для приношений с остатками пищи, гребни, шкатулки, украшенные вырезанными из кости фигурками птичек, и даже косметику, которой пользовались также и представительницы древнейшей в мире женской профессии, подобные Рахав.

Тем временем все, кто были за стенами Иерихона, пастухи и пахари, вошли в город, и царь повелел закрыть ворота, а лучникам и копейщикам стать на стены.

Иисус же сказал своим воинам:

Шесть дней по одному разу обходите стены Иерихона 1 . И пусть впереди будут семь священников с семью трубами из бараньих рогов. На седьмой же день обойдите вокруг города семь раз. И пусть священники дуют в бараньи рога. Вы же храните молчание, чтобы никто не слышал голоса вашего, пока не начнете седьмого круга и я не дам вам знак, чтобы воскликнули громовым голосом. И рассыпятся стены Иерихона, и войдете вы в город. Убивайте тогда всех от мала до велика, но не входите в дом, из окна которого будет свешиваться червленая веревка.

Удивились воины этому приказу, но, помня, чем им грозит ослушание, покорно выбрали место, куда не могли достигнуть стрелы и пращные камни иерихонцев, а затем начали обход города. Осажденные были удивлены не менее, чем осаждающие. Шествие людей, обросших волосами, в запыленных одеяниях, вызывало ужас, тем более что пришельцы двигались в полном молчании и лишь бараньи рога время от времени издавали трубные звуки, предвещая городу гибель. На следующий день странное шествие повторилось.

Эти люди сошли с ума! - предположил царь Иерихона.

И как не сойти! - подхватил один из придворных. - Я слышал, что они провели в пустыне сорок лет, сжигаемые зноем, страдая от жажды и голода.

Когда шествие повторилось и на третий день, уже никто из иерихонцев не сомневался, что перед ними сумасшедшие. Воины на стене покатывались от хохота и показывали знаками, что у врагов неладно с головой. Но безумцы продолжали идти, ни на что не обращая внимания.

Они явились и на четвертый день и шли по протоптанному пути, наклонив голову, как бараны, из рогов которых были трубы в руках жрецов.

Им осталось развлекать нас еще три дня, - уверенно сказал один из жрецов Иерихона, знавший священные обычаи приверженцев Яхве. - Седьмой день недели у них день отдыха.

Но бешеные, вопреки своим обычаям, не дали себе отдыха даже в субботу. Более того, они сделали вокруг Иерихона шесть кругов. Но на седьмом круге по знаку Иисуса под губами жрецов взревели бараньи рога, и воины издали такой громкий клич, что от содрогания воздуха рухнули могучие стены, а те, кто был на них, упали и разбились.

И ворвались воины Иисуса в беззащитный город, и истребили мужчин и женщин, детей и стариков, волов, овец и ослов. По окну, из которого спускалась червленая веревка, узнали спасенные Рахав юноши дом своей спасительницы и вывели всех его обитателей в безопасное место.

Медь, серебро и золото Иисус приказал собрать и отдать священникам Яхве. Нашелся только один воин, который нарушил этот приказ, закопав часть добычи в землю.

После этого великий город был предан огню. И произнес Иисус клятву, что каждый, кто восстановит и отстроит Иерихон, будет проклят во веки веков 2 .

1 Возможно, сюжет обхода города связан с церемонией обхода двенадцати камней, расположенных в форме круга.

2 Эта клятва была нарушена во времена иудейского царя Ахаба, когда некий Хиел (Ахиил) был наказан гибелью сыновей за нарушение запрета жить в Иерихоне.

Много столетий исследователей Библии будоражил вопрос: действительно ли стены древнего Иерихона в 1240 году до Рождества Христова пали от звуков иерихонских труб и стотысячного вопля израильтян?

Остатки стен Иерихона

Ерунда какая-то! Как толстенные стены древнего города могли обрушиться от звука обычных шофаров — бараньих рогов? Так считали толкователи Священного Писания вплоть до начала 20-х годов XX века, когда было открыто губительное воздействие звуков определенной частоты на все живое. Первыми решили воссоздать иерихонские трубы нацистские ученые: Гитлеру не терпелось заполучить вундерваффе — чудо-оружие, способное моментально выводить из строя вражеские войска и укрепления. И ученые обратились к Библии.

Когда народ Израилев, говорится в Библии, ведомый Иисусом Навином, после долгого странствия по пустыне подошел к Иерихону (взять который без длительной осады было невозможно), сказал Господь Иисусу:

«Вот я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей. Обойдите с трубами и ковчегом вокруг него и делайте так шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом, а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, тогда весь народ, как один, пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и народ пойдет в город каждый со своей стороны».

Иисус Навин в точности выполнил эти указания, и пала стена Иерихона до своего основания...

Осажденные жители — несколько тысяч человек — с ужасом взирали на непонятное их разуму шествие израильтян в течение семи дней вплоть до трубного рева. Все жители Иерихона были перебиты, сам город сгорел дотла (что подтверждают археологические раскопки) и заодно был проклят во веки веков.

Любопытно, что, согласно Евангелию, «Господь спустился с небес в огненной колеснице в шуме, грохоте и пламени, чтобы заступиться за обездоленный народ». Так, надо сказать, являлись землянам и шумерские боги — пришельцы-аннунаки, описанные в древних глиняных табличках.

ЗАГАДКА КОВЧЕГА ЗАВЕТА

Равно Господу израильтяне боготворили ковчег Завета — ларец из нетленного дерева, куда, согласно Библии, их небесным покровителем на вершине горы Синай были помещены священные свитки с десятью заповедями, манна небесная и что-то еще, до сих пор недоступное пониманию, но хорошо известное Иисусу Навину и священникам, несшим ковчег. Те же непосвященные в тайну, «кто прикасался или пытался открыть крышку ковчега, покрывались язвами и умирали в мучениях», говорится в Библии.

Ученые высказали предположение, что в ковчег пришельцами был встроен портативный ядер-ный генератор для многократного усиления трубного звука шо-фара до такой частоты, которая способна разрушить крепостную стену. На эту частоту накладывался 120-тысячный вопль израильтян, осадивших город.

Изобретатели звуковых пушек в нацистской Германии — Марио Циппермейер из Технической академии Люфтваффе и доктор Ричард Валлаушек из НИИ акустики в австрийском Тироле пришли к выводу, что в этом случае речь идет об эффекте резонанса, вызванного сложением двух излучений — СВЧ-энергии продольной волны и НЧ-энергии звукового диапазона.

ПАРАБОЛОИД ВАЛЛАУШЕКА

Установка доктора Валлаушека учитывала древние знания. В центре параболического отражателя диаметром 3,2 м он установил инжектор с системой зажигания, в которую подавались кислород и метан. Взрывчатая смесь газов поджигалась специальным прибором через равные промежутки времени, создавая непрерывный адский грохот определенной частоты.

Акустическая пушка доктора Ричарда Валлаушека


Заключенные из концлагеря, согнанные на расстояние около 60 м от установки, при ее включении падали замертво.

Экспериментаторы соорудили перед установкой толстенную каменную стену, и она не выдержала направленного звукового удара, разрушилась. О новом чудо-оружии поспешили доложить Гитлеру, не дожидаясь окончания полевых испытаний. Увы, пушка Валлаушека при испытаниях на полигоне не показала необходимого эффекта. Направленный звуковой луч терял свою силу, но валил с ног обслуживающий персонал.

Малоэффективным оказался и гигантский «рог», установленный на многотонной платформе Циппермейером. Он сбивал лишь самолеты, летящие на высоте около 300 м.

Оба проекта «чудо-оружия» были заморожены в январе 1945-го. А в апреле 1945-го экспериментальные установки были захвачены американцами.

ТРУБЫ ПЕНТАГОНА

Американцы тщательно изучили конструкцию Валлаушека и пришли к выводу, что это оружие имеет сомнительное военное значение из-за малого радиуса действия. Тем не менее они продолжили работу и создали портативное звуковое оружие размером с бейсбольную биту и мощностью до 140 децибел — такая частота вызывает у человека тошноту и рвоту, головокружение и панику. Этого было вполне достаточно, чтобы разогнать толпу демонстрантов.

Затем был разработан 9-вольтовый гаджет «Маленькая подлость». Один из добровольных испытуемых, узник тюрьмы, так описал его действие: «Эта штука вызывает непреодолимое желание убежать, где-то спрятаться от внезапных приступов рвоты, острой головной боли и головокружения». Понятно, что этот миниатюрный прибор был также взят на вооружение американской полицией.

Результатом многолетних разработок, проводимых Пентагоном, стала звуковая установка дальнего действия — LRAD .

Она фокусирует звук в очень узком луче мощностью в 155 децибел и передает его на расстоянии до 300 м. LRAD была установлена на круизное судно «Сиборн спирит», чей путь пролегал в территориальных водах Сомали, где кишат морские пираты.

Утром 5 ноября 2005 года лайнер подвергся нападению пиратов. Обстреляв лайнер из стрелкового оружия и пулеметов, морские бандиты заставили судно остановиться. Но они не ведали, какая судьба ждет их. Стоило сотруднику охраны Майклу Гровсу подобраться к установке и включить ее, как банду словно ветром сдуло. Звук в 150 децибел заставил негодяев в панике удирать. Это было первое боевое применение LRAD.

В США уже созданы акустические установки мощностью около 185 децибел. Под их воздействием наступает неминуемая смерть от разрыва легких. Создаются и акустические установки мощностью до 200 децибел, от действия которых наступает мгновенная смерть. Это оружие пострашнее ядерного. Будем надеяться, что у нас найдется гайка и на этот пентагоновский болт.

ТАЙНА «РАДИОСНА»

Разработка звукового оружия в нашей стране началась еще в 20-х годах прошлого столетия. Начало этому было положено изобретением советским психиатром Бернардом Кажинским так называемого «мозгового радио». Ударной силой этого психотронного устройства стали низкочастотные звуковые волны. Частота в диапазоне 5-7 герц оказалась убийственной для человека.

Изобретением Кажинского сразу же заинтересовались советские спецслужбы. Осенью 1928 года изобретателя пригласили на Лубянку, и больше никто его не видел. Разработки Кажинского строго за-секретили, а жертвами испытаний его устройства стали заключенные ГУЛАГа.

Разработки звукового оружия в секретных лабораториях НКВД продолжались и в годы войны, и после ее окончания. В начале 1950-х годов в СССР было создано новое устройство под кодовым названием «Радиосон» . Во время его испытания на полигоне под Новосибирском рота солдат в мгновение заснула богатырским сном.

После пробуждения за военнослужащими наблюдали целый год. Никаких необычных последствий выявлено не было. Тогда еще не знали, что самое страшное случится позже. Вполне здоровые молодые люди стали умирать один за другим. Вся документация по «Радиосну» была срочно затребована ГРУ и строго засекречена.

НОВЫЕ ШОФАРЫ ИЗРАИЛЯ

Лидером в создании дальнобойного звукового полицейского оружия становится Израиль. В попытке утихомирить население разбушевавшейся Палестины, Израиль разрабатывает новые виды нелетального акустического оружия под кодовыми названиями «Крик», «Вопль», «Шофар».

Израильтяне недаром сравнивают последнюю установку, состоящую из 36 спаренных звуковых труб, с библейской иерихонской трубой. По своему воздействию на толпы протестующих палестинцев «Шофар» мало чем отличается от библейских труб. Только на этот раз объектом становятся не крепостные стены, а люди.

Иван БАРЫКИН

Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др. В конце 2-го тыс. до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонские трубы»).

После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Ханаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Город крепость считался неприступным, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, так как предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.

Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.

Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.

Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. С удивлением и тревогой стражи на башнях обреченного города наблюдали за каждым перемещением израильтян и докладывали городскому начальству. Они не могли даже вообразить, что означает все это представление. Иерихон бросил вызов израильскому войску и Богу Небесному, но когда его жители увидели могущественное воинство, каждый день марширующее вокруг города и демонстрирующее военную мощь и величие, когда они увидели великолепие священного ковчега и сопровождающих его священников, то впечатляющее таинство этого зрелища вселило страх в сердца князей и народа. Иерихонцы снова и снова проверяли свои мощные защитные укрепления, желая удостовериться, что они в состоянии успешно отразить самую ожесточенную атаку. Многие защитники высмеивали саму мысль о том, что эти странные, необычные действия врагов могли причинить какой-либо вред их городу, но часть воинов была охвачена благоговением и трепетом, взирая на величие и великолепие той процессии, что каждый день величаво обходила Иерихон. Хананеи вспоминали, что сорок лет назад Красное море расступилось перед этим народом и что совсем недавно евреи точно так же посуху перешли через Иордан. Они не знали, какие еще чудеса Бог мог сотворить для израильтян, но наглухо закрыли ворота города и приставили к ним для охраны самых сильных воинов. Осажденные, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.

Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и ханаанейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла.