Профессор михаил эммануилович поснов. История христианской церкви

Некоторые особенности:

Отец Ирины Михайловны Посновой.

Происхождение

Род. в Рязанской губернии.

Образование

Окончил Киевскую духовную академию

Деяния

С 1908 - приват-доцент Киевского университета по каф. истории Церкви.

С 1910 вел курс Свящ. Писания НЗ в Киевской духовной академии (экстраординарный профессор?)

С 1913- 1919 - профессор Киевской духовной академии по каф. истории древней Церкви.

1919-1931 - профессор догматики и истории Церкви в Софийской духовной академии.

Профессор церковной истории на богословском факультете Софийского университета.

Творения
  • Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом завете: Опыт богословско-филос. обозрения истории израильского народа. - Киев., 1898.
  • магистерская диссертация

  • Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа - божественного и человеческого. - Киев, 1903.
  • Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время). - Киев, 1906.
    Скачать djvu (размер файла: 7,48 МБ, 273 страницы)
В работе рассмотрен мессианизм междузаветного периода, вопрос о Мужах Великого Собора, возникновение апокалиптической лит-ры и течений и сект внутри иудейства. Главный вывод П. заключался в том, что века, прошедшие между прор.Малахией и Иоанном Крестителем, не были эпохой "окаменения", а отличались напряженной творческой религиозной жизнью, и факт этот не могут умалить отдельные элементы духовного упадка .

Из «Библиологического словаря»
священника Александра Меня

  • К вопросу об источниках христ. вероучения и задачах его. - СПб., 1906.
  • О судьбах библейского Израиля. - Киев, 1907.
  • Первая христ. община и коммунизм. - СПб., 1909. (?)
  • Новые типы построения древней истории Церкви. - Киев, 1909.
  • О личности основателя христ. церкви. - СПб., 1910.
критический анализ христологических воззрений Паулюса, Штрауса, Ренана и др. представителей рационализма.
  • Евангелие Иисуса Христа и Евангелие апостолов о Христе. - Киев, 1911.
  • Гностицизм II в. и победа христ. церкви над ним. - Киев, 1917. 826 с.
    (2-е издание (репринт) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1991).

      докторская диссертаци

  • Самарийские маги - христ. ересеархи: В 2 тт. - СПб.; Киев, 1917.
    Скачать:
    Поснов М.Э. Самарийские маги - христианские ересеархи. 1915.djvu (размер файла: 1,5 МБ, 44 страницы)
    Поснов М.Э. Самарийские маги - христианские ересеархи. 1917.djvu (размер файла: 1,38 МБ, 50 страниц)

    Ответ на критику проф. Рыбинского
    (Рыбинский Вл., Самарянство и гностицизм, «Странник», 1914, #3; 1916, #1.)

Митрополит Антоний, как православный богослов-догматист. - Варшава, 1929.
(Митрополит Антоний, как православный богословский дипломат. - Варшава, 1929. 32 с.)

История христ. церкви. (до разделения церквей - 1054 г.) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 614 с.
(2-е издание (репрнт) - Брюссель: Жизнь с Богом, 1988).

Неск. статей по библ. истории для «Правосл. богосл. энциклопедии»
(Иеремия - т.6; Книжники - т.12 и др.).

1 Православие и современность. Электронная библиотека.
Михаил Эммануилович Поснов История Христианской Церкви
© Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание Предисловие Предварительные сведения Источники церковной истории Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма Отношение церковной истории к другим наукам - светскими богословским Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды Церковная историография Вводная глава
1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа
2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа Политическое обозрение Политическое состояние Иудеи Миросозерцание античного мира в веке Рождества Христова Стоицизм Эпикурейство Скептицизм Эклектизм
Ново-пифагорейство и Платонизм Религиозный синкретизм Неоплатонизм Религиозные верования иудейского народа ввек Рождества Христова Часть I. Первый период (30–313 гг.) Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейскими греко- римским миром Глава I. Миссия Церкви впервые три века Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос Библейские источники О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям Дело Иисуса Христа Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме Устройство жизни впервой христианской общине Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников Апостол Павел Апостольский Иерусалимский Собор (49 г) Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим Апостол Петр Основание Римской Церкви Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов Христианская миссия во II-III в.

2 Страны, города и места распространения христианства к началу IV века Распространение Христианства среди различных слоев общества Глава II. Христианская Церковь и внешний мир Отношение между церковью и государством Гонение на христиан со стороны язычников А. Причины общественные Б. Причины религиозно-государственные В. Политические причины гонений История гонений на христиан в римском царстве
I век
II век
III век Акты мучеников и акты Святых Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века Организация Церкви Апостолы, пророки и учители Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви Состояние иерархии в послеапостольское время. Парикии. Неиерархические служения Так называемый монархический епископат Митрополиты впервые три века христианства Римский епископ Александрийский епископ Антиохийский епископ Иерусалимский епископ О Соборах II и III вв. Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами впервые три века Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме Глава IV. Церковное вероучение впервые три века
Иудео-христианские заблуждения Гностицизм
Монтанизм
Монархианство Манихейство Борьба Церкви с ересями II и III вв. Положительное раскрытие христианского учения
1. Учение 12 Апостолов (∆ιδαχη Κυριου δια των δωδεκα αποστολων τοις εθνεσιν)
2. Послание Варнавы
3. Творения, известные под именем Климента Римского
4. Св. Игнатий Богоносец
5. Св. Поликарп Смирнский
6. Ерм и его "Пастырь"
7. Апологеты
Антигностики, ересеологи Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке)
Ориген (182-215 гг.) Система Оригена После смерти Оригена Глава V. Христианское Богослужение Священные дни и времена I-III вв. Праздники годовые подвижные и посты Места богослужебных собраний

3 Христианская живопись Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан Церковная дисциплина Религиозное моральное состояние верующих Начало монашества Часть II. Период вселенских соборов Глава I. Распространение Христианства Великое переселение народов Начало христианства у германцев. Готы Гунны
Лангобарды Христианство в Британии Армения и Иверия (Грузия) Аравия и Абиссиния Христианская миссия среди славянских народов Христианство среди чехов Христианство в Польше Христианство на Руси Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе Сыновья Константина Великого - Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник Гонение на христиан в Персии Языческая полемика и христианская апологетика с IV века Ислам Глава III. Церковная организация Римский Папа Александрийский патриархат Антиохийский патриархат Иерусалимский патриархат Возвышение епископа Константинополя "Нового Рима" Константинопольские патриархи до IX века
Justinlana Prima Каноническая точка зрения Восточных об управлении Христианской Церкви пятью патриархами Епископы. Хорепископы Епископское управление Особые церковные должности Низший клир Церковное Законодательство О Соборах Поместных и Вселенских Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских О собраниях канонов Апостольские каноны Апостольская дидаскалия Так называемые Апостольские Постановления Раскол донатистов
Мелетианский раскол

4 Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов
(IV-VIII века) Первый Вселенский Собор Учение Афанасия Александрийского Выступления Ария Первый Вселенский Собор в Никее в м году Борьба за Никейский Символ Веры "Ново-никейцы", Каппадокийцы
Феодосий I (379-395 г. Константинопольский Собор го г. (II Вселенский) Христологический вопрос Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский Учение Кирилла Александрийского Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов
Несторий, как Константинопольский архиепископ Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
"Соборик" (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского Распоряжения императора Феодосия Продолжение соборных заседаний Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его Попытки императора Феодосия II примирить спорившие партии Судьба Ефесского Собора Антиохийская уния Судьба несторианства. Несториане Происхождение монофизитства Так называемый "разбойничий" Ефесский Собор 449 г.
Халкидонский Собор 451 г. IV Вселенский Собор Открытие собора Первые заседания собора Результаты деятельности собора Значение Халкидонского Собора История монофизитов после Халкидонского Собора Учение монофизитов и деление их Император Юстиниан I (527-565 гг.) Эдикт относительно Оригена Споро трех главах Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе
VI Вселенский Собор 680-681 гг. Иконоборческий спор Вопрос об иконопочитании после VII Вселенского Собора Иконоборчество на Западе
Павликиане Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно) Глава V. Христианское Богослужение Суточное , седмичное и недельное богослужение Годичный круг праздников Круг Рождественских праздников Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы Церковное песнопение с IV-XI веков Западные песнописцы Церковные Таинства Богослужебный устав Места христианского богослужения

5 Христианское искусство Глава VI. Нравственная жизнь Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV по XI вв. Монашество История монашества Монашество на Западе Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви Великий Церковный Раскол. "Разделение Церквей" Последнее столкновение Византии с Римом в половине XI века. Так называемое разделение Церквей Причины разделения церквей Противодействие Константинопольского патриарха Заключение Предисловие Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже - в Софии, где читал лекции по догматике ив особенности по церковной истории. Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г, помешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г. Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе стем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд - публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, ИМ. Посновой, - раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение первых одиннадцати веков. За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов, затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги. Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда, в правдивости и беспристрастности автора ив том методе, которым он постоянно вдохновлялся. Помысли проф. Поснова, не в том ли задача историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие В применении этого метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется с прошлым, открывающимся ему в свете истины. Эта книга выходит в русском религиозном издательстве "Жизнь с Богом" в Брюсселе, уже издавшем ряд трудов, могущих содействовать взаимопониманию между католиками и православными , под покровительством Комитета культурного сотрудничества при Секретариате для Единства. Ее опубликование задумано, как дело братской дружбы. История Церкви первых одиннадцати веков дает в руки православным ценный труд, созданный одним из их лучших историков другим христианам она позволит познакомиться с таким взглядом на историю, на прошлое Церкви в эпоху, когда она была еще неразделенной, взглядом, который стремится быть объективными непредвзятым. Считаем приятным долгом выразить благодарность всем, кто каким-либо образом сотрудничал в подготовке этой книги к изданию. В особенности мы тут имеем ввиду некоторых профессоров Аувенского университета и монахов Бенедиктинского монастыря в
Шевтонъ. Библиография была просмотрена и дополнена по новейшим источникам. Каноник Эдуард Бодуэн

6 Предварительные сведения Понятие о науке История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, те. в хронологической последовательности и прагматической связи. Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV в, еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, те. из слови. Слово ιστορία, как и ιστωρ, происходит от οιδα, которое в противоположность к γιγνώσκο означает знание фактическое, полученное путем наблюдений. ‘Ιστορία есть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία как будто верно передается немецким Geschichte, нона самом деле между ними есть значительное различие Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания современников и потомства. Такой смысл утвердился ив общечеловеческом сознании "историческое" - это нечто важное, серьезное, великое, - так, чтобы вспомнить "дни древние" и "поучиться из них. Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечательных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного , словом, из источника вполне достоверного.
Εκκλησία происходит от καλέω, καλειν - звать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία - это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Идея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только утех народов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами - ecclesia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благодаря римской Церкви, например, французы - eglise, итальянцы - chiesa, испанцы - iglesia. Славянское слово "церковь" уже лишено указанной идеи. Древнеславянское слово "цръкы", церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό
κυριακόν, что означает собрание верующих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях слово "εκκλησία" встречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): "Созижду Церковь мою" ив гл. (18:17): "Скажи церкви а если церкви не послушает" В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла - слово εκκλησία и сродные ему - κλησις, κλητος - употребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма . Однако, апостолы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческими арамейский или сиро-халдейский язык, - несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово "εκκλησία" точнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа. Церковь (η εκκλησία του Χριστου - Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение она преследует неземные цели осуществление среди людей Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του
Χριστου, των ουρανων). Отношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не поддается уяснению. В Церкви два элемента или фактора - божественный и
1
Замечание известного историка Карла Гизелера: Церковь также относится к Царству, как израильская община (Кегал Ягве הוהי להק Числ. 20:4) к идеальной теократии - не может быть признано удовлетворительным. По известной евангельской притче, где Царство Небесное уподобляется неводу , вверженному в море, в него попадали рыбы и хорошие и

7 человеческий. Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, как показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. - Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границе. История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом. С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богословских науки здесь занимает свое определенное место. Задача и метод Изображению церковной истории подлежит все тов чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории непросто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет ввиду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества, то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели - спасению их душ. В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области
1. собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал,
2. изучить его критически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и
3. наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу. Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод неприменим в церковной истории, поскольку входит вне божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, - поскольку оно есть дар с неба, - ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству - ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской , интеллигентной - уничтожить христианства в течение II ив. и предупредить его победу в IV в. плохие (13:47-48), по понятиям же идеальной теократии присутствие в ней грешных членов исключается.

8 Источники церковной истории Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам
- непосредственным, поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным, поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами. Монументальные источники. К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на человеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы сих символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. De Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae
1857. Bd. lI. Tl. I. Romae 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские - ом. - б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал подобные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и
Сабинского божества Сема (Semo). Письменные памятники
1. К ним относятся римско-византийские юридические предписания касательно христиан - эдикты, указы, новеллы, собранные в Codex Theodosianus (ed. Th.
Mommsen et Р.М. Meyer, Berol. 1905), Corpus juris civilis Justiniani (ed. Mommen,
Berol. 1892-1895), в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина (у Leuenclavius. Jus graeco-romanum. 2 Bd., Frankof 1596). Духовные и светские касательно христианской Церкви собраны в Σύνταγµα Rhalli и Potti и изданы в Афинах в 1852-1859, в шести томах in 8-vo, а затем кардиналом Pitra, Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta,
2. различные христианские акты официального, юридического характера - постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществами лицам,
3. древнейшие литургии и предписания культа , символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты, -
4. творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей. Издания источников Уже в последних столетиях средних веков пробуждается потребность восходить от традиционной, церковной и школьной теологии к чистым источникам христианского знания в Священном Писании и у святых отцов. Изучение и издание древне-отеческих памятников начинается со времен гуманизма и значительно усиливается ввек реформации. На издания и полемические сочинения со стороны протестантов последовал ответ Католической Церкви. Вначале в. (1618) основанная Бенедиктинская конгрегация Святого Мавра через свои издательские труды стяжала себе бессмертную славу. Таковы, например, "Acta santorum" бельгийца Иоанна Болланда (1665), "Acta martyrum" Рюмнара (1709); изв. должны быть упомянуты "Bibliotheca veterum patrium" Андрея Холланди и "Biblioteka orientalis" Ассемани. - В XIX в. изданиями прославился кардинал и директор Ватиканской библиотеки Анжело Май Питра. - Громадную практическую роль сыграло и еще продолжает играть не отличающееся особыми достоинствами в научном отношении издание аббата Миня (J.P. Mingae, 1875): Patrologiae cursus completus, - series latina - 221 Tom.
(Paris 1844-1864), series graeca, 162 Tom. (1857-1866). Ввиду текстуальных недостатков

9
Миня, Венская Академия наук со II половины XIX в. (сначала издание латинских отцова Прусская Академия наук с 1891 г. поставила себе задачею издание греческих писателей "Die griechischen christlichen
Schriftsteller der ersten drei Juhrhunderte". Во Франции, продолжая дело Ассемани, Grafin и F.
Nau начали издавать "Patrologia orientalis". У славянских народов среди русских богословов появилось много переводов и изданий святоотеческой литературы. Так, мужи апостольские,

Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским. Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды. Церковная историография Период I-й. Период II-й.

1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа. Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.

Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.

Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос. Библейские источники. О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям. Дело Иисуса Христа. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме. Устройство жизни в первой христианской общине. Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников. Апостол Павел. Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.). Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим. Апостол Петр. Основание Римской Церкви. Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима. Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов. Христианская миссия во II-III в. Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века Распространение Христианства среди различных слоев общества

Гонение на христиан со стороны язычников.

Организация Церкви. Апостолы, пророки и учители. Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви. Так называемый монархический епископат. Митрополиты в первые три века христианства. Римские епископы за первые три века: Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века. Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.

Иудео-христианские заблуждения. Гностицизм. Монтанизм. Монархианство. Манихейство. Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. 1. Учение 12-ти Апостолов. (Διδαχη Κυριου δια των δωδεκα αποστολων τοις εθνεσιν). Св. Иустин Мученик. Минуций Феликс "Октавий." Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе. Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия. Ориген (182-215 г.).

Священные дни и времена I-III вв. Праздники годовые подвижные и посты. Места богослужебных собраний. Христианская живопись.

Церковная дисциплина. Религиозное моральное состояние верующих. Начало монашества.

Великое переселение народов. Армения и Иверия (Грузия). Аравия и Абиссиния. Христианская миссия среди славянских народов. Христианство среди чехов. Христианство в Польше. Христианство на Руси.

Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий н Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе. Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший. Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами. Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник. Гонение на христиан в Персии. Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века. Ислам.

Римский Папа. Александрийский патриархат. Антиохийский патриархат. Иерусалимский патриархат. Возвышение епископа Константинополя "Нового Рима." Приводим список Константинопольских патриархов до IХ-го века: Епископы. Хорепископы. Епископское управление. Особые церковные должности. Низший клир.

Церковное Законодательство.

О Соборах Поместных и Вселенских. Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских. О собраниях канонов. Апостольские каноны. Апостольская дидаскалия. Так называемые Апостольские Постановления. Раскол донатистов. Мелетианский раскол.

Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария в Никее в 325 г. Учение Афанасия Александрийского. Выступления Ария. Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году. Борьба за Никейский Символ Веры. "Ново-никейцы," Каппадокийцы. Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).

Христологический вопрос. Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Учение Кирилла Александрийского. Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Несторий, как Константинопольский архиепископ. Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г. "Соборик" (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского. Распоряжения императора Феодосия. Продолжение соборных заседаний. Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его. Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии. Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния. Антиохийская уния. Судьба несторианства. Несториане.

Происхождение монофизитства. Так называемый "разбойничий" Ефесский Собор 449 г. Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор. Значение Халкидонского Собора.

История монофизитов после Халкидонского Собора. Учение монофизитов и деление их. Император Юстиниан I-й (527-565 г.). Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе.

Монофелитский спор. VI-й Вселенский Собор 680-681 г.

Иконоборческий спор. Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора. Иконоборчество на Западе. Павликиане. Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).

Суточное, седмичное и недельное богослужение. Годичный круг праздников. Круг Рождественских праздников. Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов. Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы. Церковное песнопение с IV-XI-го веков. Западные песнописцы. Церковные Таинства. Евхаристическая литургия. Богослужебный устав. Места христианского богослужения. Христианское искусство.

Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по ХI-ый в. Монашество. История монашества. Монашество на Западе. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

Великий Церковный Раскол.

"Разделение Церквей." Последнее столкновение Византии с Римом в половине ХI-го века. Так называемое разделение Церквей.


Страница сгенерирована за 0.09 секунд!

Поснов Михаил Эммануилович — русский библеист, историк христианской Церкви. Родился в Рязанской губернии.

Обучался в Киевской духовной академии, по окончании преподавал в ней библейскую историю. В 1908 году стал приват-доцентом Киевского университета по кафедре истории Церкви. С 1910 года преподавал в Киевской духовной академии Священное Писание Нового Завета. В 1913 году стал профессором кафедры истории древней Церкви Киевской академии. После Октябрьской революции эмигрировал, с 1919 года и до смерти был профессором догматики и церковной истории в Софийской духовной академии, а также профессор церковной истории Софийского университета.

Преставился в 1931 году в Софии.

Сочинения

  • Поснов, М. Э. Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом завете: Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа (магистерская диссертация, 1898 год).
  • Поснов, М. Э. Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа — божественного и человеческого (1903 год).
  • Поснов, М. Э. Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время) (1906 год).
  • Поснов, М. Э. К вопросу об источниках христианского вероучения и задачах его (1906 год).
  • Поснов, М. Э. О судьбах библейского Израиля (1907 год).
  • Поснов, М. Э. Первая христианская община и коммунизм (1909 год).
  • Поснов, М. Э. Новые типы построения древней истории Церкви (1909 год).
  • Поснов, М. Э. О личности основателя христианской церкви (1910 год).
  • Поснов, М. Э. Евангелие Иисуса Христа и Евангелие апостолов о Христе (1911 год).
  • Поснов, М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним (докторская диссертация, 1917 год).
  • Поснов, М. Э. Самарийские маги — христианские ересиархи (1917 год).
  • Поснов, М. Э. Митрополит Антоний как православный богослов-догматист (1929 год).
  • Поснов, М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей — 1054 г.).

М.Э. Поснов. История Христианской Церкви

М.Э. Поснов. История Христианской Церкви.. 1

Предварительные сведения. 1

Вводная глава. 12

Первый период (30–313 гг.) 28

Глава I. Миссия Церкви в первые три века. 28

Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. 51

Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. 67

Глава IV. Церковное вероучение в первые три века. 91

Глава V. Христианское Богослужение. 130

Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. 141

Часть 2. Период вселенских соборов. 146

Глава I. Распространение Христианства. 147

Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. 160

Глава III. Церковная организация. 184

Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века) 207

Глава V. Христианское Богослужение. 351

Глава VI. Нравственная жизнь. 374

Понятие о науке. История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи.

Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV-го в., еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, ς.е. из слов ιστορία θ εκκλησία. Ρлово ιστορία, κак и ιστωρ, οроисходит от οιδα, κоторое в противоположность к γιγνώσκο ξзначает знание фактическое, полученное путем наблюдений. "Ιστορία εсть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία κак будто верно передается немецким Geschichte, но на самом деле между ними есть значительное различие: Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся; однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания современников и потомства. Такой смысл утвердился и в общечеловеческом сознании: "историческое" - это нечто важное, серьезное, великое, - так, чтобы вспомнить "дни древние" и "поучиться из них." Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечательных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного. Εκκλησία οроисходит от καλέω, καλειν - ηвать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία - ύто чрезвычайное собрание всего народа для разрешения самых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Θдея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только у тех народов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами - ессlеsia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благодаря римской Церкви, например, французы - eglise, итальянцы - chiesa, испанцы - iglesia. Славянское слово "церковь" уже лишено указанной идеи. Древне-славянское слово "цръкы," церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό κυριακόν, χто означает собрание верующих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях слово "εκκλησία" βстречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): "Созижду Церковь мою" и в гл. (18:17): "Скажи церкви: а если церкви не послушает..." В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла - слово εκκλησία θ сродные ему - κλησις, κλητος - σпотребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма . Однако, апостолы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческим и арамейский или сиро-халдейский язык, - несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово "εκκλησία" ςочнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа.



Церковь (η εκκλησία του Χριστου - Μф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του Χριστου, των ουρανων). Ξтношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не поддается уяснению. В Церкви два элемента или фактора - божественный и человеческий . Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спасительных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви элемент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, κак показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. - Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её.

История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая ; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом.

С другой стороны, церковная история есть наука богословская , входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место.

Задача и метод . Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели - спасению их душ.

В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его критически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу . Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, - поскольку оно есть дар с неба, - ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству - ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интеллигентной - уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в.