Проповедь на празднование казанской иконы богороде. Праздничная проповедь в день явления Казанской иконы Божией Матери (2016 г.) Казанская икона божией матери проповедь читать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.

Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.

Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует память Пресвятой Богородицы, Ее Казанского образа. Этот образ был обретен Церковью в 1579 году при царе Иоанне Грозном, после завоевания Казани.

Божия милость и промысел Бога о спасении каждого человека, конечно же, не зря явили этот образ нашей Церкви. После взятия Казани ситуация в этом городе была сложная. Жители города были, в основном, мусульманской веры, и они сопротивлялись тому, что в Казани стали строиться церкви и прославляться имя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И вот, промышляя о спасении всех людей, Господь явил нам этот образ Своей Матери, Пресвятой Богородицы, который сейчас именуется Казанским, дабы через его чудесное явление привлечь местный народ и просветить его светом Христовой истины.

И воистину, эти дни были незабываемые. Многие иноверцы обратились к Истинному Богу, ибо явление иконы было чудесным - ее обрели на пожарище, и при шествии крестного хода, когда ее несли во святой храм, происходило много чудесных исцелений болящих и страждущих людей. И весть об этом чуде стала моментом просвещения людей иной веры и их воцерковления.

Почему так много чудесных явлений связано с образом Пресвятой Богородицы? Несомненно, это произошло потому, что наш народ возлюбил Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Матерь Божия, Которую Господь возвысил превыше Херувим и Серафим, Которая через рождение Богочеловека Иисуса Христа стала Матерью всех людей, ходатайствует за всех нас, тех, кто возлюбил Господа Иисуса Христа. Поэтому так много чудесных явлений и заступничеств Пресвятой Богородицы явились в истории нашей Церкви и нашего государства. Празднуя сегодня день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы должны помнить эти исторические моменты и не забывать их. История напоминает нам о тех событиях, которые являются важными моментами в жизни веры нашего народа.

Сегодня мы чтили Казанский образ Божией Матери и молились Пресвятой Богородице. И несомненно, наша молитва, подкрепляемая предстательством Самой Пресвятой Богородицы, доходит до Ее Сына и Господа нашего Иисуса Христа. Будем же мы и впредь с любовью к Ее Сыну, с любовью к Самой Пресвятой Богородице, чтить эти праздники и своей жизнью свидетельствовать о том, что мы - христиане, что мы - последователи Ее Сына Иисуса Христа. Будем же и впредь просить, обращаясь к Пресвятой Богородице и другим святым небожителям, ходатайствовать о нас пред Господом Иисусом Христом. Христианская вера учит нас этой молитве, учит нас обращаться за помощью к святым и к Пресвятой Богородице, дабы мы сознавали, что наша жизнь едина, и земной Церкви, и Церкви Небесной, и вместе мы являем вселенскую Церковь. Аминь. Спаси Господи всех вас.

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день празднования Казанской иконы Божией матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием - неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Казанская икона Божией матери. Ризница ТСЛ

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Проповедь в Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). 4 ноября 2015 г., День Народного единства (Литургия)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В семнадцатом веке многое было иначе. Когда смотришь на старую фотографию, просматриваешь фотографии девятнадцатого века (а ведь в веке семнадцатом фотографий ещё не было!), то наблюдаешь, что даже лица у людей были тогда другими. Они были обусловлены состоянием духа человека. Потому что, по слову святителя Григория Богослова, «дух творит себе форму». И что внутри у человека будет – то является и вовне, в облике этого человека. Слово «облик» – славянское, обозначающее «лик Божий». Насколько отражается в человеке Божий образ – настолько и вовне, примером своей жизни, являет он то, во что верит, и образ мыслей порождает соответствующие действия. Иной раз посмотришь на человека, живущего в состоянии разрывающих его страстей – и печать образа мыслей и жизни так видна на этом человеке!

Я недавно посещал одну контору… Вообще, это почти министерство: министерство погребальных дел, «Ритуал» называется. И вот там на людях лежит печать того служения, в котором они находятся. Ведь погребая людей, можно возвыситься, но можно и наоборот, потому что это – передовая, это линия фронта. И вот на лицах тех, кто там трудится, лежит печать – поразительно! – печать того, чему служат люди. Приходим в медицинское учреждение – там другая печать на людях, и мы можем отличить и преподавателей, и людей, занимающих высокое положение, по печати их образа мысли и жизни.

И вот у людей той эпохи, в семнадцатом веке, на лицах тоже была печать того, как они жили. И постепенно, когда распечатывается человек, раскрывается для того, чтобы пустить в своё сердце некую силу, он либо возрастает духовно – и тогда укрепляется и территориально, – либо оскудевает внутренне – и тогда бессилие является в рубежах внешних. Никогда ни один враг не может завоевать территорию противника, если тот не ослабнет духовно. Это был ещё один урок истории, когда наши враги, ощущая нашу слабость, разрозненность и раздробленность, то знакомое каждому из нас, когда человек тащит на себя своё (как ему кажется): не соединяет, не совмещает, не терпит на ближнем, а желает только для себя.

«Вот этот мой маленький удел, с которого я хочу получить урожай, сделать для него новые амбары, засыпать туда свежее богатое зерно и пожить в удовольствие – для себя». «Бери от жизни всё!» – это лозунг не только современных язычников, это всегда было так, потому что печать диавола лежит на устах и сердцах тех людей, которые разделяют. Мы читаем в Евангелии: «Царство, которое разделяется, не устоит». Не устоит и материально тоже! Вначале – разделится духовно, а затем территория нашего сердца, и земли наши…

И вот когда целостность нашего Отечества оказалась под угрозой, когда под вопрос встала сама возможность дальнейшего продолжения самостоятельной жизни, тогда люди задумались. А Церковь, как тот институт, который в этом мире Господь дал человеку, чтобы он учился правильно мыслить и действовать, голосом Своих пастырей стала призывать народ к единству. К «единству духа в союзе мира», как сказано у апостола Павла. Как трудно бывает объединиться!

Представьте себе: живёт семья. И в этой семье один из её членов (здесь уже не столь важно, кто) вдруг выходит из состояния Духа Святаго, делает шаг в сторону. Заметьте, пустым он не остаётся: его сердце наполняется иным духом, и этот дух влияет и на этого человека, и на всё, происходящее в семье. Этот человек занимает определённую должность в своей семье, он поставлен Богом кем-то: либо священником, как муж, либо диаконом, как жена – это не придумка, такова иерархия: в доме отец несёт служение священническое, мать – диаконское, а дети – служители у алтаря малой Церкви. Если кто-то из них на любой ступени этой иерархической лестницы выходит из Духа Святаго, или ещё не вошёл в него – тогда двери этого дома открыты для другой силы, и происходит разделение всё больше и больше.

Что нужно сделать, чтобы изменилась ситуация? В первую очередь, войти в состояние Духа Святаго. Иначе внешними средствами ничего добиться нельзя. Нет, возможно внешнее соблюдение чего-то – при внутреннем разделении и накоплении зла, раздражения, нетерпения, обиды. Причина – гордыня. Причина – самолюбие, то есть неверная любовь к себе. Любить себя и самолюбие – это разные понятия. К себе любовь – это в себе Христа узреть и очищать Его в себе от мусора, от того наносного, что свойственно каждому из нас. Полюбить себя – вот того, отражённого в Боге, и Бога в себе, как в зеркале, отражённого. Полюбить. И его начать воспитывать в себе. Если это происходит – семья меняется. Если не происходит – тоже меняется, но куда, в какую сторону она меняется?

А если подобное происходит в государстве, в обществе? Наполняясь не Духом Святым, а духом лесчим, бесовским, лживым, при внешнем соблюдении неких правил, начинается игра в жизнь. Цена такой игры очень велика. Мы тогда находились в страшном состоянии, об этом можно свидетельствовать сегодня, и враги потому заняли Кремль, народ потому стонал под ярмом польским, что сам отдал территорию: вначале – территорию своей души, веры своей, а затем и территорию страны. Что произошло? Когда люди, движимые призывом Церкви, задумались, они остановились, подобно блудному сыну: «Я так далеко ушёл на сторону далече! Я промотал данное от Тебя, Отче, и недостоин называться сыном. Хотя бы наемником быть у Тебя…» И сделал человек движение вперёд к Богу, желая вернуться туда, откуда ушёл.

Представьте себе: трёхдневный пост держала страна. Какой был порыв сил! Весь народ держал трёхдневный пост. Так бывает горько и скорбно, когда приходят родители и говорят: «Зачем поститься моему сыну?» «У меня ещё маленькая дочь!» В Евангелии сказано, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Больше ничем. Ужели страсть детей не борет? Мы же знаем с вами, как борет. Почему неразумные родители выбивают оружие из рук своих детей? На что обрекают они своих чад, не приучая их к посту? Не научая их воздержанию, к малому не призывая? И всегда можно посоветоваться со священником, как правильно устроить воздержание с учётом всех обстоятельств жизни. И тогда… И тогда в незримые духовные латы облачается и юный, и взрослый. И, вместе постясь, вспахивая поле своего сердца, они засеивают его молитвой, которую часто нужно понуждать себя совершать, потому что мы духовно расслаблены. И тогда они пьют нектар общения с Богом, потому что всё это в совокупности даёт глубокий порыв к покаянию. Если окно открыть, то ветер непременно будет попадать в комнату – в комнату нашего духовного дома, и там проветривать воздух – душный, спёртый и нечистый.

Так и произошло. Когда архиепископ Арсений, находясь в узах, в плену (на своей территории в плену!), заточённый в Чудовом монастыре, молился вместе с народом – что тогда произошло? Небо открылось. И Господь послал преподобного Сергия, духовного игумена русской земли, поддержать святителя и через него, как через инструмент в этом мире, вдохновить народ. Что удивительно, вот посмотрите: открылось Небо – Бог послал преподобного, открылось сердце – молился архиепископ, открывались души – молились люди, и все почувствовали, что что-то изменилось. И, обращаясь к Той, Которой Господь дал быть Взбранной Воеводой русского народа, к Матери Божией, люди обрели силу и способность побеждать. Никогда ни одна победа не даётся без духовного преображения человека. Вначале сила духовного оружия наносит удары по нашему падшему духовному естеству, а уже потом оружие Победы возносится над врагом. Вначале борьба с врагом невидимым, а потом – зримая победа на бранном поле.

Кто-то скажет: «Это же далёкая история». Нет, это постоянная история. Всё то же самое происходит в любую эпоху: как только оскудевает человек внутренне – тут же враг связывает его путами и, в этих узах находясь, пленённый человек расточает, разрушая свою личность, свою семью, свою страну, мир вокруг себя. Когда мы с вами в Духе Святом, тогда и нам с вами хорошо и радостно, и окружающим тоже покойно, радостно и хорошо. Когда мы не в духе – мы в опасности.

Так отрадно осознать, что наши соотечественники сегодня в этой стране получили день, данный им… для чего? Почему этот день выходной? Потому что, любя нас, Господь дал нам время и возможность прийти в храм. А после этого – собраться с близкими, разделить совместную трапезу. Но важно прийти в храм Божий, чтобы здесь прославить и Спасителя мира, и Царицу Небесную, и тех, кто дал нам возможность сегодня ощущать себя народом. Да, кто-то сегодня не пришёл, но мы-то здесь с вами – значит, есть надежда. Значит, есть упование, что пробуждающийся народ не только закупит необходимое для пикника в этот день, но и на Божий пир придёт. Может быть, не сразу, но придёт. Если мы, наполнившись здесь сегодня этим духом, потрудимся донести его до дома и, собравшись здесь сейчас, взяв отсюда то, что нужно, понесём туда, в мир, с готовностью поберечь это состояние. Раз Бог дал после страшных времён России этот день как выходной – значит, над многим этот народ задумался. Поэтому и получил возможность сегодня ощущать себя народом.

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «русский – значит православный». Понятие русскости пронизано понятием веры, и, будучи разными по крови и принадлежности к тому или иному национальному сообществу, мы объединяемся в этой русскости как в твёрдости православной веры. Это мост, проложенный в Вечность. Это лестница, возносящая нас к Небесному Царству. Это правда, которая действует на совесть, пробуждая в нас национальное самосознание не в сторону необходимости кого-то унизить, нет, а просветить светом веры Христовой, взяв этот дорогой и жаркий огонь для того, чтобы согреться возле него и помочь согреться тем, кто ещё не успел прийти к нему сам из холодного леса, из дремучей зависимости, от маленького, суетного и земного, человеческого, несовершенного, ущербного, неглубокого, низкого и страшного.

И вновь вспоминается пример преподобного Макария Великого – помните, когда он шёл с послушником в гору. Молодые ноги послушника были резвыми, и вязанка дров на плечах у этого юноши не была тяжёлой для него. Преподобный же шёл медленно, ибо он был стар. Юный послушник поднимался в гору, а оттуда, с высоты, спускался жрец-язычник. И молодой и сильный послушник стал оскорблять того, кто был в темноте. И вязанка дров упала с его плеч, и, лишаясь Духа Святаго в состоянии нелюбви к тому, кто спускался с горы и был в темноте, он ещё больше усугубил состояние зла, в котором был тот несчастный. И тот побил юного послушника, и в слезах он бежал. Гневный человек шёл дальше. Легион бесов окружал этого несчастного, и шансов у преподобного Макария не было никаких: какое уж тут единство! Но когда одержимый бесами человек посмотрел в глаза преподобному, он там не увидел ни презрения, ни осуждения – там была только любовь: «Здравствуй! Мир тебе!». От этих слов всё перевернулось в сердце человека, одержимого легионом бесов: они отступили от него от этих двух слов: «Мир тебе!» И всё изменилось. Только что страшный человек был готов растерзать любого – и вот он, подобно агнцу, спрашивает: «Скажи мне, кто тебя таким сделал?» – «Христос» – «Прошу тебя, познакомь меня с Ним».

Сегодня – День Народного единства, и Господь через Свою Пречистую Матерь призывает нас к миру. К тому миру, который есть состояние души. И когда мы входим в этот мир, мы объединяемся, получая огромную силу и потрясающую перспективу во всех отношениях. Давайте дорожить этой возможностью, данной нам с вами и для этого земного мира, и для вечности, ибо в этом смысл жизни: мир внутри себя с Богом и с ближним в готовности быть в единстве духа и союзе мира.

Протоиерей Андрей Алексеев