Религия как социальный институт в современном мире. Возрождение религии в россии Социальные функции религии в обществе


Министерство науки и образования Украины

Восточноукраинский национальный университет

имени Владимира Даля

Кафедра религиеведения

Контрольная работа

По дисциплине: Религиеведение

Тема: “Социальные функции религии”

Выполнил: студент группы

Сергиенко М.С.

Проверил: Пивоварова И.Н.

Луганск 2005

  • Вступление
  • Религия как предмет изучения
  • Возникновение религии
  • Направления религии
  • Функции религии. Ее роль в жизни общества.
  • Выводы
  • Литература
  • Вступление
  • Становления нового государства, а именно этот процесс длится сейчас в Украине, почти всегда сопровождается кризисными явлениями, которые охватывают все сферы человеческого бытия. В особенности социально-экономическую; они влияют на массовое сознание населения и, в первую очередь, на религиозно-духовную жизнь народа. Проблемы настоящего ставят перед обществом решения вопросов общественно-политической жизни нашей страны, ее национального возрождения, которое происходит в современных противоречивых условиях, и потому интерес к отечественной истории, в частности к истории религии в Украине, возрастает. Украинская нация находится, как сознательно, так и подсознательно, в поисках тех духовных ориентиров, которые могли бы снять социально-психологическое напряжение в обществе.

Возрождения украинской культуры требует и возрождения органически связанной с важными историческими традициями народной жизни религии, как духовного феномена.

В Украине начался новый этап развития религиозных конфессий. Однако он породил великое множество проблем, связанных с нормализацией религиозной жизни, поисками путей урегулирования межцерковных отношений, в частности преодоления острых и болевых межконфесионнних конфликтов на основе конституционных положений принципу свободы совести и соответствующего законодательства про правовое регулирование деятельности религиозных организаций.

Религия как предмет изучения

Знания о религии возникли вместе с самой религией, и они фиксировались лишь в сознания людей, а позднее в виде символических знаков, сооружений, обрядов, традиций, а это приводит к появлению письменных документов, которыми являются пергаментные и папирусные свитки, а позднее книги. Таким образом появляются книги, сборники святого письма -- Библия, Коран, Талмуд, Авеста и т.п..

В священных религиозных книгах зафиксированные религиозные верования, а потому, чтобы знать их, нужно учить священное письмо данной религии. В процессе развития религии появляются новые вероисповедания, прищепы, направления. Новые религиозные течения, направления, которые появляются, принимая святое письмо своей религии, дают нему собственное толкование. Чтобы верно понять сущность вероисповедания, нужно знать не только святое письмо данной религии, а и как именно толкуют его приверженцы. Именно поэтому изучения религии за первоисточниками дает возможность правильно понять ее суть.

К началу 20 ст. изучали религию в учебных заведениях именно такими методами, хотя этот метод изобилует недостатками, так как студенты изучали лишь определенное религиозное направление, а не, собственно, религию. Нужно отметить, что из давних времен делались попытки выучить и понять религию в целом, независимо от направлений. Древнегреческие философы Платон, который старался дать «чистое» понимание религии, Демокрит и Лукреций Наказаний -- считали религию формой заблуждения, возражали существование богов. Историк, философ Евгемер выдвинул теорию происхождения религии и (евгемеризм) как обоготворение душ умерших родителей и царей. Немецкие философы Кант, Гегель, Шлеермахер, а также французские материалисты 18 ст. писали о сущности религии. Но целостного подхода к этому сложному социальному феномену не было. Основателем религиеведения как науки, отдельной области научных знаний, считается английский исследователь и эволюционист Тейлор, что в научной работе «Первоначальная культура» описал происхождение, сущность, и направление развития религии. Его исследования в области религиеведения продолжали Герберт Спенсер, Деях Фрезер.

Возникновение религии

У первоначального человека на возникновение религиозной картины действительности огромное влияние справили обстоятельства психологического характера. Бессилие людей перед силами природы и общества вызвало постоянное психологическое напряжение. Главной эмоцией был страх, он держал в мобилизационной готовности весь организм, и этим хорошо служил человеку. Но одновременно он толкал на преувеличение, вызвал в сознания фантастические картины, которые отождествлялись с действительностью. Имеем в виду также и то, что постоянные жизненные трудность, постоянная опасность вели к тому, что жизнь первоначального человека почти целиком состояло из аффектов, во время которых терялся контроль над действиями и мыслями. Это еще одна причина послабления элементов умного отображения мира. Фантастическое начинает властвовать над реальным. Так складывались психологические причины возникновения религиозного отображения действительности.

Все названные нами причины возникновения религии бездействовали каждая в отдельности, они действовали в комплексе, обуславливая одна другую, взаимоусиливая, приобретая особого веса в разных условиях, но доминировали всегда социальные.

Религия - это сложное социальное и духовное явление, корни которого выходят из глубинных терний общественной истории. Социальная природа и черты религии указывают на ее связь с развитием общества - определенной само воспроизводящей системы, где один элемент связан с другим. Слово происходит от лат. Religio - и означает связь. Процессы прогрессивных изменений или упадка духовных ценностей в целом всего общества непременно сказываются и на исторической эволюции религиозных учений, содержание которых составляет основу религиозных верований. Отсюда возникает необходимость комплексного изучения религиозных учений с учетом их догматического содержания и тех общественных факторов, которые обуславливают исторические особенности возникновения и функционирования тех или других религиозных идей.

Направления религии

В религиеведении выделяются 2 важные направления, или разделы, - теоретический и исторический. Теоретическое религиеведение состоит из философских, социологических и психологических аспектов. Историческое - изучает историю возникновения и эволюции отдельных религий и религий верований в их взаимосвязи, акцентирует внимание на последовательности развития религиозных культов.

Оба направления составляют целостную систему научного исследования религии. Однако теоретические и исторические вопросы религиеведения имеют собственную специфику и полностью не сливаются, не отождествляются. Такая точка зрения отображает объективные процессы интеграции и дифференциации научных знаний о социальной сущности религии и ее функции.

Укажем, что религия - явление очень сложное и имеет социальный характер, то есть оно возникло в обществе целиком закономерно и существует вместе с ним. Религия есть одной из древнейших форм общественного сознания - одной из форм отображения мира, но отображения своеобразного.

Функции религии. Ее роль в жизни общества

Раскрывая функции религии и ее роль в жизни общества, подчеркнем, что одним из важных вопросов есть изучения ее социального содержания. Научная характеристика роли религии в человеческом обществе возможная лишь в том случае, если она учитывает формы общественного сознания - одного из существенных компонентов духовной культуры. При этом необходимо иметь в виду, что религия есть созданием человеческого общества. Особой формой познания ним себя самого и окружающего мира. Мы не должны трактовать религию упрощенно - как ошибочное сознание, обезображенную картину мира. Это дешевый прием, и от него лучше отказаться. Необходимо иметь в виду, который богословский язык есть особой знаковой системой, за которой скрываются реальные человеческие интересы. Ее не так просто понять.

Главной социальной функцией религии есть функция иллюзорно-компенсаторная. Религия для верующего - прежде всего компенсация (пусть даже иллюзорная) всех тягостей его земного бытия. В сознания религиозного человека происходит преобразования тяжелой действительности в видение картин райского бытия, идеального мира, где властвуют равенство и свобода.

Лозунг, что религия есть “опиумом для народа”, авторы ряда работ из религии рассматривали как главный аргумент в пользу возражения религии. Тем не менее, в современном обществе существует потребность утехи, снятия психологического напряжения, вызванной условиями повседневного бытия. Уничтожения этой - пусть иллюзорной - компенсации было бы актом жестокости. И можно согласиться с тем, что язык может идти не об уничтожение религии, а о замещение ее другими компенсаторами, которые имеют гуманистическое содержание. Однако необходимо учитывать и другое.

Во-первых, главная идея каждой религии - идея Бога как отображения абстрактного человека - не лишена гуманизма.

Во-вторых, глобальный гуманизм не возражает всех существующих верований, национальных традиций, обычаев, миропониманий, которые сложились, больше того, он их предусматривает и на них грунтуется.

Поэтому, говоря о перспективах религии, язык может идти лишь про ее эволюцию.

Одной из важных функций религии есть функция мировоззренческая. Она состоит в том, что религия старается создать собственную картину мира, больше того, - собственные социально-гносеологические схемы усовершенствования общественной жизни, определить место и рол человека в системе природы и общества.

Религия выполняет регулятивную функцию. Как любая другая сфера духовной культуры, она создает определенную систему норм и ценностей, но специфика которых состоит перво-наперво в сохранении и закрепленные веры в сверхъестественное. Этой задаче подчиненные не только культовые действия, а и семейно-бытовые отношения, система традиций и привычек. Подчеркнем, что религия ассимилировала много элементов общечеловеческой морали. А поскольку Бог, по выражению Ф. Энгельса, есть отображением абстрактного человека, то и религиозная мораль во многом имеет не какой-либо сверхъестественный, а человеческий, общественный характер.

При определенных исторических условиях религия выполняет функцию интегрирования, то есть функцию сохранения и укрепления существующей социальной системы. Такой, например, была роль католицизма в феодальном обществе, православие в дореволюционной России. Однако в ряде случаев религия может стать и флагом социального протеста, как это было, например, с средневековыми ересями и сектами, с протестантизмом, приверженцы которого в эпоху его зарождения боролись против феодальных порядков.

На уровне отдельной религиозной организации религия выполняет интеграционную функцию, сплачивая единоверцев. Однако одновременно религия рассматривает и противопоставляет друг другу последователей разных религий, которая прослеживается и в современной религиозной жизни Украины.

Религии присущая также коммуникативная функция, которая состоит в поддерживании связей между верующими путем создания чувства вероисповедального единства во время религиозных действий, в личной жизни, семейно-бытовых отношениях, а также отношениях в границах разнообразных клерикальных организаций и даже клерикальных политических партий.

В условиях современного общества религия выполняет, главным образом, иллюзорно-компенсаторную функцию. Укажем, что, не будучи господствующей формой массового сознания, она удовлетворяет только личные чувства верующих.

Относительно мировоззренческой, регуляторной и коммуникативной функции религии, то в силу сохранения религиозных организаций их масштабы определяются особенностями конфессионных течений и категориями верующих, на которые, в свою очередь, влияет реальная действительность.

На равные общества исчезает интеграционная функция религии: она объединяет лишь верующих определенной конфессии, общины и теряет роль ведущего идейного фактора, который призван укрепить общественную систему.

Вообще, роль религии в обществе нельзя оценивать однозначно. Так, религия отыгрывала важную культурно-историческую роль. В границах религиозных вероучений формировались единые образцы чувств, мыслей, поведения людей, благодаря чему религия выступало как могущественное средство упорядочения и сохранение традиций и обычаев. В то же время, например, в царской России синодальное православие использовалось как средство угнетения трудящихся масс.

Одной из исторических миссий религии, которая приобретает в современном мире все большей актуальности, есть формирования ощущения единства человеческого рода, значимости непереходных общечеловеческих моральных норм и ценностей. Однако религия может быть выразителем совсем других расположений духа, в частности фанатизма, непримиримости к людям другой веры и т.п.

Итак, влияние религии на общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно изменяться, приобретать специфических особенностей.

Социальные функции религиозных организаций не тождественные функциям религии, так как религиозные организации включаются в общую систему экономического, политического и другого общественного отношения и выполняют великое множество нерелигиозных функций.

В средние возрасты церковь не только владела монополией в сфере идеологии, а и выполняла экономические и политические функции. В капиталистическом обществе религиозные организации активно вмешиваются в политическую жизнь, имеют собственную систему учебных заведений, занимаются благотворительной деятельностью.

Религиозные организации могут придерживаться и прогрессивных позиций из некоторых социальных и политических вопросов. В некоторых странах Восточной Европы христианские церкви оказывали содействие борьбе масс против иностранных захватчиков. Монастыри в Европе на протяжении продолжительного времени были почти едиными культурными центрами. Много религиозных организаций и в наше время активно выступают за мир, за ядерное разоружение.

В постсоветских обществах религиозные организации оказывают содействие национальной идее. Так, в Украине возрождения национальных церквей идет рядом с процессами национального возрождения. Таким образом, религия - явление многоплановое и многозначительное. Она возникшая как результат специфических закономерностей развития общества, и именно общественные процессы определяют в конечном итоге его судьбу.

религия украинский духовный

На всем пути своего исторически-социального развития человек старается найти ответ на наиболее общий и глубокий вопрос: что представляет собой окружающий мир, и какое место и назначения человека в этом мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчиненный ли мир каким-нибудь законам? Может ли человек познать окружающий мир, который представляет собой это познания? В чем смысл жизни, ее цель?

Таким образом, формируется основной вопрос религии, так как через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психической деятельности осознается место человека в мире, его назначения, смысл существования. Хотя много философов не признают вопроса об отношение мышления к бытию основным вопросом религии, к нему сводятся другие вопросы, которые дают в совокупности целостную картину мира. Дать такую картину, вообразить мир как целое - мировоззренческая функция религии.

Как видим, в раннеродовом обществе складывается специфическое, противоречивое совпадение социумних и гносеологических обстоятельств -- именно таких, в которых крылась возможность появления религиозных верований. Социумною причиной возникновения последних стал не просто низкий, а такой уровень развития продуктивных сил и общественного отношения, которое было еще недостаточным для последовательно правильной ориентации человека в окружающем мире, но уже достаточным для возникновения у нее высших, сугубо человеческих познавательных способностей. Иначе говоря, развитие условий материальной жизни людей приводит к тому, что на определенном этапе их истории, в раннеродовому обществе, складываются и гносеологические предпосылки появления религии. Они связаны, говоря в общем, с способностью абстрактного мышления и фантазии в условиях ограниченности знаний отрываться от действительности, олицетворять таинственные силы окружающей среды, абсолютизовать и догматизовать определенные черты познавательной деятельности, создавать образы сверхъестественного, вызвать веру у его существования и его способность влиять на человека и его окружающая среда.

Наличие названных причин и предпосылок религиозных верований с необходимостью привела к вере у существования особых, таинственных сил природы и представление о возможности колдовского влияния на них. Это были иногда наивные, не всегда четко определенные первоначальные верования, представленные чувственно-сверхчувствительным, а после -- демонистическими типами.

Литература

1. Лубський В.І. “РЕЛІГІЄЗНАВСТВО” Київ “Вілбор” 1997 р.

2. Каутский К.І. “ІСТОРІЯ ХРИСТИЯНСТВА” М. 1990 р.

3. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В УКРАИНЕ: У 10т./ А. Колодний (голова) та ін. - К.: Український центр духовної культури, 1996 - 1998.

4. Кривелев. И.А. ”ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ” 2 т, М., 1975-1976

5. А.А.Радугин. “ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ”,М., 1996.

6. Александр Мень. «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ». М., 1994.

Подобные документы

    Понятие религии и ее главные элементы. Возникновение и эволюция религии, а также существенные изменения в характере религиозных верований. Функции религии в жизни человека и общества. Основные результаты исследования на тему "Религия и общество".

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии. Религия как фактор социальных изменений в обществе. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях.

    реферат , добавлен 29.05.2009

    Понятие, структура и социальные функции религии. Сакрализация и секуляризация – ведущие процессы современной религиозной жизни. Понятия святости и божественности. Проблемы религии в современном мире. Соотношение веротерпимости, свободы совести и религии.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Религия как необходимый составной элемент общественной жизни и духовной культуры общества. Ее социокультурные функции, социальные причины возникновения. Различные представления о ее сущности. Памятники религиозной культуры. Различные формы свободомыслия.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Отношение современного общества к религии. Основные виды религий. Христианство, Ислам, Буддизм. Религии современного общества. Появление многочисленных новых религиозных течений. Мировоззренческая и коммуникативная роль религии в современном мире.

    презентация , добавлен 21.06.2016

    Вопрос о смысле жизни. Религия и атеизм. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии. Философский анализ религии в европейской культуре. Различие между научным и философским подходом в исследовании религии.

    реферат , добавлен 28.03.2004

    Религия – это связь с Богом посредством благочестия. О смысле жизни. Первые - религии политеистические, вторые - монотеистические. Бессмертие души. Кризис современной религии. Психология сект. Сущность религии – не заблуждение, а высшая истина.

    реферат , добавлен 06.03.2007

    Принятие христианства, его влияние на становление нового государства, на нравы и мораль, материальную культуру. Запрет религии после революции, ее постепенное возрождение. Место религии в социально-правовом развитии общества, отношение к ней государства.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. Исторические факты и археологические раскопки. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии. Родоплеменные религии и вероисповедание.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Сущность и история возникновения религии, ее взаимосвязь с проблемами социальной экологии. Особенности религий разных эпох. Специфика политеизма и монотеизма, их отличительные черты. Роль религии в жизни человечества, ее влияние на здоровье людей.

11.1. Религия как социальный институт

Определение религии. Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять поражающие воображение и вызывающие страх явления природы и космоса. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.

Религию изучают различные научные дисциплины - философия, история, психология, религиоведение и др. В конфессиональном христианском религиоведении, например, существуют два подхода к оценке соотношения религии и общества. Представители разделяющего подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потусторонна), несоциальна и агностична, а общество «посюсторонне» и вполне познаваемо. Социальны лишь отдельные стороны религии - религиозные организации, учреждения, общины и т. д. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Роберт Отто (1869–1937) считал, что религия - это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящие от божества волю, власть, силу, вызывающие у человека благочестивых страх и трепетивтоже время очарование и одушевление. Соединяющий подход не выстраивает между религией и обществом непроходимой разделительной черты, а его представители считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Эрнст Трельч (1865–1923), определяя религию, одновременно ставит вопрос о влиянии на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.

Социологический подход в исследовании религии делает акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством.

Современный американский социолог Герхард Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами. В этом же направлении мыслит другой американский ученый - Рональд Джонстаун, для которого религия - это «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» и который связывает религию и конкретную социальную группу.

Структура религии. Как система верований и ритуалов религия включает в себя следующие элементы:

группы верующих, под которыми понимают общины католиков, протестантов, иудаистов, православных, мусульман, буддистов и т. д., а также секты пятидесятников, трясунов, хлыстов и др.;

священные понятия, таинства, т. е. явления, связанные со сверхъестественными силами (чудеса, запреты, заветы, причастие и т. д.);

вероисповедание, т. е. совокупность верований, которые объясняют устройство мира, человеческою натуру, окружающую природу, сверхъестественные силы;

ритуалы, т. е. совокупность определенных действий, образцов поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам;

представления о праведном образе жизни, то есть система моральных принципов, норм жизни, регулирующих поведение людей. Например, десять заповедей христианства, нормы шариата в исла-меит.д.

Религия имеет все признаки социального института. Как социальный институт она характеризуется ценностно-нормативной структурой (набором определенных норм и ценностей) и структурой поведенческих образцов.

Ценностно-нормативный уровень религии - сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Знания тесно переплетаются с художественно-образным или фантастическим изображением земной и небесной жизни. Религиозные идеи оказывают сильное воздействие на чувства и эмоции верующих, формируя у них особое, религиозное восприятие мира.

Религиозные верования и знания являются ценностными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилизации. Поэтому религия, как правило, способствует интеграции и стабилизации общества.

Поведенческий уровень религии. Религиозное поведение резко отличается от поведения в других сферах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмоционально-аффектных переживаний. Поэтому религиозное действие относится к типу аффективного, нелогичного, иррационального социального действия, в значительной мере связанного с бессознательной сферой человеческой психики. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными нормами и ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды, церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т. п. Культовые действия рассматриваются верующими как акты непосредственного взаимодействия с божественными силами.

Различают два вида культовых действий:

магические (колдовские) действия;

умилостивительный культ.

Магические действия занимали большое место в первобытных религиях. В современных мировых религиях они наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего в том, что верующие обращаются к объектам поклонения с просьбами и пожеланиями.

В развитых религиозных организациях существуют посредники между верующими и священными силами (жрецы, священнослужители). В первобытных религиях культовые действия совершались обычно коллективно, в современных религиях культовая деятельность может быть индивидуальной.

Исторические формы религии. Социологи и антропологи до сих пор не имеют единого мнения о сроках возникновения и существования определенных религиозных форм. Доказанной можно считать тенденцию развития форм религии от политеизма к монотеизму и от антропоморфных образов богов к абстрактному представлению о Боге. По крайней мере все современные мировые и крупнейшие региональные и национальные религии монотеистичны. Исследуя исторический путь развития религии, социологи выделяют следующие ее формы:

Фетишизм. Фетиш (лат. fetish - волшебный) – предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свойствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте и т. д. С фетишем людей связывают не только религиозные, но и практические, повседневные отношения: за помощь фетиш благодарят, за неудачу - наказывают или заменяют другим.

Тотемизм - это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным видом растения или животного. Термин «тотем» пришел из языка индейцев оджибве и означает «род его». Тотемом индейцы считали те виды растений и животных, которые давали им возможность существовать и выживать в сложных условиях. На первых этапах предполагалось употребление тотемов в пищу. Поэтому у австралийских аборигенов аналог слова «тотем» означает «наше мясо». Затем в тотемизм привносятся элементы социальных, кровно-родственных отношений. Члены рода (племени) стали верить, что их предки имели определенные черты тотема. Усиление культа предков привело к пониманию тотема как запрета (табу) на употребление его в пищу, за исключением особых ритуалов.

Магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий. Английский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский в работе «Магия, наука и религия» на основании полевых исследований, проведенных в Меланезии (острова Новая Гвинея, Тробиан и др.), сделал вывод о том, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение проблем зависит не столько от него, сколько от других факторов. Это заставляет его полагаться на помощь таинственных сил. Например, туземцы тихоокеанских островов используют магию при промысле акул, крупных рыб и не используют при ловле мелкой рыбы, используют заклинания при посадке клубневых растений, урожай которых непредсказуем, и не используют при выращивании плодовых деревьев, дающих стабильный урожай. Современная магия дифференцировалась. По целям воздействия магия бывает вредоносной, военной, промысловой, лечебной, любовной и др. По методам воздействия магия делится на контактную, инициальную (бесконтактную), парциальную (опосредованное воздействие, например через остриженные волосы) и имитативную (например, через фотографию).

Анимизм (лат. anima - душа) – вера в существование душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение душ, в одухотворение явлений природы. Классическое исследование анимизма провел английский социальный антрополог Эдвард Тэйлор (1832–1917) в работе «Первобытная культура». С утверждением Э. Тэйлора «Анимизм есть минимум определения религии», которое означает, что фетишизм и тотемизм являются преданимистическими формами религии, согласны не все социологи. Первобытные верования в условиях укрепления социальных общностей (образование племенных союзов и затем государств) и процесса социальной дифференциации принимают форму теизма.

Теизм - это вера в богов или в единого бога. Такие боги мыслятся людьми похожими на человека (антропоморфными) и наделяются собственными именами. Иерархия богов обычно соответствует организации человеческого общества. Вера во многих богов называется политеизмом и возникает ранее монотеизма - веры в одного Бога. Монотеизм в человеческом обществе возник в процессе формирования иудаизма (рубеж I–II тыс. до н. э.) и трех так называемых мировых религий: буддизма (VI–V вв. до н. э.), христианства (I в. н. э.) и ислама (VII в.).

Теория религии. Значением религии для общественного прогресса, ее сущностными характеристиками и социальными функциями весьма интересовался еще основатель социологии О. Конт. Он полагал, что первая стадия развития человеческого мышления и социума, на которой все свои умозрения, социальные действия и явления природы люди объясняли почти исключительно действием сверхъестественных сил, неминуемо будет теологической. На этой стадии, как верно подметил Конт, последовательно протекали три фазиса, или периода, когда преобладающей религиозной формой становился сначала фетишизм, затем политеизм и, наконец, монотеизм. На второй и третьей стадиях (метафизической и позитивной) вследствие возрастания роли науки влияние религии снижается. Но такие функции религии, как освящение и умерение власти, воспитание в людях чувства любви к ближнему и единства человеческого общества, несомненно сохранятся и в обществе будущего. Поэтому Конт вместо старой христианской создает новую общечеловеческую религию, где роль божества призвано играть Великое Существо - абстрактная субстанция, которую «отец социологии» наделяет лучшими чертами, взятыми у выдающихся представителей человеческой цивилизации, которые надлежит культивировать в людях будущего позитивного, единого, промышленного и мирного общества.

Другой великий француз, Э. Дюркгейм, основатель национальной школы социологии, тоже не прошел мимо исследования религиозной жизни. В своем капитальном труде «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) он поставил задачу разработки общей теории религии на основании анализа примитивных религиозных форм и социальных институтов, в первую очередь тотемизма и системы кланов племен австралийских аборигенов. Сущностью религии Дюркгейм считал не веру в трансцендентного бога, как полагало большинство антропологов и социологов, а в разделении мира на священные и мирские феномены. Религия, как определил ее Дюркгейм, «есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяются в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает». Он полагал, что есть немало религий, в том числе высших (некоторые школы буддизма, например), в которых божество отсутствует. Кроме того, и понятие тайны, и понятие о сверхъестественном имеют более позднее происхождение, чем большинство примитивных религий. Отсюда суть религии-вразделении мира на естественный и сверхъестественный, или священный, а ее структура состоит из системы священных понятий и представлений, системы верований и системы обрядов. «Откуда и почему появляется религия в обществе?» - ответ на этот чисто социологический вопрос и искал Дюркгейм в своей работе. В религиозный действиях, вызванных примитивными тотемными или более современными монотеистическими верованиями, кроме священного действует постоянное ощущение зависимости (от тотема, Зевса или Яхве - в данном случае безразлично). Аналогичное ощущение, остроумно замечает Дюркгейм, постоянно сопровождает любого человека, живущего в обществе. Сопровождает потому, что природа общества носит холический характер и отличается от индивидуальной натуры человека. Индивид постоянно ощущает зависимость от общества, которое вынуждает его подчиняться нормам и правилам общежития, противоречащим человеческим инстинктам, подчиняться, испытывая одновременно чувство превосходства и морального авторитета общества над своим сознанием. Власть общества над индивидом возбуждает и постоянно подпитывает в нем чувство божественного и ощущение другой, высшей по отношению к нему инстанции. Именно общество содействует возникновению системы верований и готовности к поклонению ей. Ведь экзальтацию, утверждает Дюркгейм, с которой начинается религиозный культ, одинаково испытывали и австралийские аборигены, и французские революционеры, пытавшиеся в XVIII в. создать религию «Родины, Свободы, Разума». Таким образом, религию, по Дюркгейму, создают общества, освящая те или иные системы ценностей. Эта теория хорошо объясняет суть и процесс создания современных идеологий: коммунизма, анархизма, фашизма и др.; светских религий и религий-культов.

Немецкий социолог и экономист М. Вебер свои исследования религии связал с экономическим поведением человека. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) он сформулировал проблему таким образом: «Как и в каком направлении различные религии воздействовали на экономическое поведение людей? Как протестантская система поведенческих образцов формировала и ускоряла капиталистические отношения?» Дух капитализма Вебер определяет методом от противного, отталкиваясь в своих рассуждениях от отношений, сложившихся в традиционном обществе, предшествующем капиталистическому. В традиционном обществе человек не задается вопросом: «Сколько я могу заработать за день, увеличив до максимума производительность моего труда?»; вопрос ставился по-иному:

«сколько мне надо работать для того, чтобы… удовлетворялись мои традиционные потребности?». Дух капитализма характеризуется наличием производственных организаций (предприятий), рационализацией труда и стремлением к прибыли. При этом дело не в безудержной погоне за богатством (индивиды, жаждущие денег, есть в любом обществе), а в сочетании стремления к прибыли и рациональной дисциплины. Откуда же взялся этот дух капитализма в странах Северо-Западной Европы? М. Вебер проанализировал четыре протестантских течения (кальвинизм, пиетизм, методизм, анабаптизм) и обнаружил (в большей степени у первого) совершенно иное, чем, например, в католицизме, отношение к труду, к профессиональной деятельности. Христианская доктрина предопределения толковалась кальвинистским «Вестминстерским исповеданием» (1647) как возможность по косвенным признакам: успех в труде, делах, в карьере заранее убедиться в своем спасении. Учитывая колоссальное воздействие церкви на мирское поведение людей того времени, можно констатировать, утверждает Вебер, определяющее влияние протестантского кодекса поведения на становление «духа капитализма», капиталистических отношений (которые он понимал позитивно) в XVII в. в Европе. Позже, изучая религии первобытных и восточных обществ Китая и Индии («Социология религии», «Хозяйство и общество», «Хозяйственная этика мировых религий»), Вебер не обнаружил в них потенций, направляющих мирскую деятельность человека к систематической рациональной работе, создающей пресловутый «дух капитализма».

Классификация религий. В настоящее время существует достаточно много систем классификации религий. Немецкий философ Георг Гегель разделял все вероучения на религии природы (китайские, индийские), религии свободы (персидские, сирийские, египетские), религии духовной индивидуальности (иудейская, греческая, римская) и абсолютную религию (христианство). По мнению американского социолога Нейла Смелзера, лучше всего классифицировать религии по названиям, данным их приверженцами: протестантская, католическая, мусульманская и др.

По количеству богов религии подразделяют на монотеистические (основанные на вере в одного бога, определяющего все явления мира, в том числе социальное поведение людей) и политеистические (языческие), в которых каждое божество «ответственно» за определенные явления природы и космоса и может оказать или не оказать помощь человеку в границах своей «зоны ответственности».

Можно классифицировать религии по их распространенности. В этом случае они могут быть подразделены на: всемирные (мировые), региональные и национальные религии (табл. 13). В настоящее время на планете существуют три мировые религии: христианство, которое имеет в своем составе три основные ветви (католицизм, православие, протестантизм), ислам, состоящий из двух течений (суннизм и шиизм), и буддизм (существуют тантризм (индийский буддизм), ламаизм (тибетский буддизм), чань-буддизм (китайский буддизм), дзен-буддизм (японский вариант)). Под региональными понимаются религии, распространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например, индуизм имеет место в Индии и Непале, конфуцианство - в Китае, Корее, Японии, даосизм - Китае и Японии. Можно выделить еще диаспорические религии, под которыми следует понимать систему верований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу, не утерявшему своей идентичности и исторической памяти. К диаспорическим религиям можно отнести, например, иудейскую, христианско-григорианскую (армянская церковь) и некоторые другие. К национальным религиям относятся те, которые являются принадлежностью одной нации и, как правило, замыкаются в национальных границах.

По географическому признаку выделяют религии Запада, в которые включают все религии древних обществ Египта, Месопотамии, Греции, Рима, славян, а также иудаизм, христианство и ислам. К религиям Востока относятся иранские, индийские, китайские (дальневосточные) верования. К периферийным относят религии африканские, сибирские, индейские (американских индейцев) и религии тихоокеанских племен.

Таблица 13

Мировые и национальные религии

Из книги Античный город автора Елизаров Евгений Дмитриевич

§ 4. Институт рабства Ко времени расцвета греческих государств несвободные, или рабы, происходили в основном из пленников. Предание говорит, что со времени Солона, отменившего долговое рабство, грек уже не мог стать невольником другого грека, и постепенно эта афинский

Из книги Общество потребления автора Бодрийар Жан

Классовый институт Потребление уравнивает общество не больше, чем это делает школа в отношении культурных возможностей. Оно указывает даже на его разнородность. Соблазнительно представить потребление, растущую доступность тех же самых (?) благ и тех же самых (?) продуктов

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

Тема 7. Наука как социальный институт 7.1. Институционализация науки и ее философские проблемы В широком смысле социальный институт трактуется как элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность

Из книги Философия и культура автора Ильенков Эвальд Васильевич

Письмо в Институт марксизма-ленинизмау Письмо в Институт марксизма-ленинизма[вероятно, конец 50-х гг.]Дорогие товарищи!В последнем издании сочинений Маркса и Энгельса, непонятно почему, оказался искажен текст «Тезисов о Фейербахе», и искажение имеет принципиальный

Из книги О некоторых категориях понимающей социологии автора Вебер Макс

VII. «ИНСТИТУТ» И «СОЮЗ» В приведенных нами примерах неоднократно встречался случай, на котором здесь следует более подробно остановиться: речь идет о том положении вещей, когда кто-либо без своего содействия оказывается участником какой-либо общности, основанной на

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

3. Наука как социальный институт Структура науки Формирование науки как социального института - исторический процесс. Это относится и к науке в целом, и к каждому ее структурному подразделению (комплексу научных знаний).Чтобы лучше понять, о чем идет речь, восстановим в

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

38. Понятие социального института. Государство как важнейший социальный институт. Его происхождение и сущность Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида. Без подобных

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

VII. «Институт» и «союз» В приведенных нами примерах неоднократно встречался случай, на котором здесь следует более подробно остановиться; речь идет о том положении вещей, когда кто-либо без своего содействия оказывается участником какой-либо общности, основанной на

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

3. Объективный институт и индивид как еретик. - Что составляет инстинктивное мнение всех, обретает власть в публичных институтах общества.Объективный институт включает в себя необходимый для реализации целей рациональный аппарат. Если он есть нечто большее, он бывает

Из книги Не Евангелие автора Унрау Виктор Андреевич

7.3 Институт заложников Не трудно добиться превосходства над соперником или врагом, используя так называемый институт заложников.Преимущественно заложников берут на войне или в ситуациях, похожих на военное противостояние.Ирен Геррман и Даниэль Пальмиери говорят о

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Глава вторая РЕЛИГИЯ ПРОГРЕССА И РЕЛИГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Влияние Сен-Симона сказалось не только на его прямых учениках. Оно коснулось также тех, которые по различным причинам в тот или другой момент порвали со школой и выступили в качестве самостоятельных мыслителей; но

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» автора Зиновьев Александр Александрович

Ф.Т. Михайлов (академик РАО, Институт философии РАН) <Род. – 12.04.1930 (Казахстан), МГУ – 1954, к.ф.н. – 1963 (Гносеологические корни фрейдизма), д.ф.н. – 1988 (Общественное сознание и самосознание индивида), акад. РАО – 1993, ум. – 22.02.2006.> Единый концепт философских идей Маркса,

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав Семенович

В.Н. Шевченко (доктор философских наук, Институт философии РАН) <Род. – 04.08.1939 (Москва), МВТУ им. Баумана – 1962, к.ф.н. – 1971 (Некоторые вопросы адекватности отражения в естественнонаучном познании), д.ф.н. – 1984 (Социально-философский анализ развития общества).> Работа Т.И.

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Для социологии религия как социальный феномен-это верования, которые в наиболее существенных аспектах разделяются многими, то есть происходят в групповых взаимодействиях. Религия - это общность людей, придерживающихся одной веры.

Среди социальных функций церкви Вебер считает главными консолидирующую и интегрирующую, которые способны сплачивать общество, не допускать социальных конфликтов и революционных потрясений. По мнению Дюркгейма, религия должна стать выражением социальной сплоченности народа, средством преодоления социальной розни и неравенства людей, обеспечить целостность и стабильность общества, помочь преодолеть конфликты и противоречия. Итак, по Дюркгейму, главная социальная функция церкви - интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.

Являясь достаточно важным и необходимым для общества социальным явлением, религия выполняет в нем (обществе) различные функции. Функциональный подход наиболее универсальный для изучения религии как социального феномена.

Под функциями религии в социологии подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество. Рассмотрим 4 возможные функции религии.

1) Мировоззренческая функция: функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, но и в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагания, или функцией “значений”. Религия, как утверждают многие исследователи, в частности, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Белла - это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.

2) Регулятивная функция: С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом. Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. Например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека, что выражается в священных службах, молитвах и т.д. Целью такой деятельности и поведения для христианина является «спасение» его души, обретение «Царства Божьего». И в то же время, страх перед Божьим наказанием регулирует поведение человека. Религия упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

3) Иллюзорно-компенсаторная функция: Компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия. Марксистская традиция выделяет в качестве специфической эту функцию, функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями. Характеризуя религию как “опиум народа”, К. Маркс имел в виду отвлечение от реальности, создание иллюзорного мира в их сознании и мнимое успокоение, утешение, которое дает людям религия.

Эта функция, несомненно, полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает.

4) Интегрирующая / Дезинтегрирующая функции: Э. Дюркгейм считал, что функция интеграции помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с единомышленниками. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия скрепляет общество как целое: подготавливает человека к социальной жизни, формирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей, религия в то же время противопоставляет эти объединения людей с другими на базе того или иного вероучения, культа или обрядности. Такое противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т.д;

5) Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то, что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. Социология. Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики.2003.С249.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является данным раз и навсегда. В средневековом феодальном обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека, регулировала и санкционировала систему общественных отношений. В некоторых странах Азии (например, Иране, Саудовской Аравии) религия по-прежнему занимает доминирующее положение в жизни людей, оказывает определяющее воздействие на поведение людей и общественные институты.

На протяжении большей части человеческой истории религия играла определяющую роль в конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным средством объяснения социального порядка.

Анализ важнейших социальных функций религии показывает нам взаимосвязь и общность достигаемых целей. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, помогающие людям (верующим и неверующим) в борьбе за правильное культурное воспитание, восстановление упадка духовных ценностей, поднятия уровня жизни людей и многое другое. И поэтому, восстановление влияния социальных функций на общественное сознание и поведение является важным аспектом в жизни любого народа, страны, нации.

религия политика семья общество

Функции религии для обществознания - это, в первую очередь, социальные функции религии . Разные социологи и религиоведы приводили множество функций, которые выполняет религия . Мы же рассмотрим основные функции религии .

  1. Удовлетворение мистической потребности. Эта функция, основанная на вере в сверхъестественное, присутствует только у религии, в отличие от остальных .
  2. Регулятивная функция. Создание и объяснение духовных норм в общественном поведении и деятельности. Может затрагивать даже те сферы деятельности человека, которых не касается ни право, ни даже мораль (например, правила питания или поведение в сексуальной сфере).
  3. Компенсаторская функция . Утешительная, по своей сути, функция, цель которой дать облегчение в страданиях и силы в трудных ситуациях.
  4. Коммуникативная функция. Создает «группы по интересам», то есть объединяет верующих одной конфессии в рамках общих точек мировоззрения.
  5. Воспитательная функция. Основная цель - формирование ценностей, короче говоря, - это функция социализации человека.
  6. Мировоззренческая функция. Дает человеку картину мира, мировоззрения , понимание мироустройства (естественно, с точки зрения конкретной религии). Эту функцию также называют функцией значения или функцией смыслополагания .
  7. Функция социально-религиозной идентификации. Дает возможность человеку самоидентифицироваться в обществе, то есть найти свое место и роль.
  8. Функция морального совершенствования. Одна из самых основных функций религии, иногда ее объединяют с воспитательной функцией. В любой религии человек постоянно должен стремиться к какому-то образцу (высшему идеалу, Богу), что способствует его духовному развитию.

Кроме этих восьми, исследователи выделяют еще несколько функций религии как общественного института, связанного со светской деятельностью человека:

  1. Сакрализация социальных норм и ценностей. Эта функция благоприятствует стабильности в общественных отношениях.
  2. Социально-критическая функция. Религия может критиковать существующую общественную ситуацию и, таким способом, оказывать на нее влияние, давление, способствовать разрешению конфликтов и других социальных проблем.
  3. Политическая функция. С развитием индустриальной цивилизации (XIX век), церковь стала полностью отделена от государства. Или почти полностью. Определенная связь все-таки осталась. Некоторые религиозные ценности взаимосвязаны. С некоторыми правовыми нормами и, соответственно, имеют аналоги в узаконенных нормативно-правовых актах. Кроме того, некоторые виды религии охраняются государством, и это отражено целыми сводами законов. Таким образом, религия оказывает воздействие га политическую сферу общества.

Какие выводы можно сделать, изучив функции религии? Во-первых, религия - один из трех регуляторов поведения человека в обществе наравне с моралью и правом. Во-вторых, религия - немаловажный вид общественного сознания и мировоззрения, активно воздействующий на социальную, культурную и политическую деятельность человека.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.

Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.

Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.

Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.

Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.

Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.

Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.


| |