Банши в мифологии. Банши - кто такие? Ирландская мифология Воюющая банши

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.


Мифологический бестиарий богат загадочными существами, наделенными особыми способностями и предзнаменующими перемены. Банши - это представитель ирландской мифологии, женщина-предвестница смерти. Она имеет несколько воплощений и знаменует гибель холодящим душу криком.

Происхождение образа существа

Упоминания о предвестнице смерти происходят из Ирландии. Похожие существа есть только в бретонских и валлийских мифах. Исследователи утверждают, что девушка-вестник смерти имеет отношение к кельтской мифологии и является ярчайшим ее представителем. Суть мифического создания не определена. Есть три версии, объясняющие, кто такая банши.

  1. Литература средних веков дает возможность полагать, что банши - . Эта версия не является единственно правильной – согласно исследованиям, феи предпочитают жить в обществе и вести обычный для человека образ жизни. Банши же любит уединение и не терпит общения с людьми.
  2. Более распространенная версия гласит о том, что банши - это плакальщицы, плохо выполнившей свой долг при жизни и отрабатывающей его в посмертии.
  3. В основной массе легенд банши предстает в образе покровительницы семьи, которую она . Исследователи уверены, что банши является еще и прародительницей выбранной семьи.

Мифологи уверены, что банши покровительствует только семьям коренных жителей Ирландии.

Разные имена одного существа

Главное наименование женщины-предвестницы смерти переводится с ирландского как «женщина из сидов». Но в некоторых частях Ирландии для вестницы имеются другие названия.

На юго-западе ее называют плакальщицей. В юго-восточных областях ее именуют страшной и опасной женщиной. А ближе к востоку ее наименование - бошента. В других графствах вестницу смерти называют байб и бау.

Облик банши

Вестница смерти имеет возможность принимать любой облик. Сведения об истинном виде банши разнятся, но всегда она предстает в образе девушки. Она может явиться прекрасной девой с длинными волосами в плаще белого цвета. В других легендах она выглядит как маленькая старушка или страшная дряхлая ведьма со спутанными волосами черного цвета. Некоторые мифологи утверждают, что облик девушки вестница принимает днем, а ночью выбирает образ старухи.

В разных описаниях плакальщицы четко просматриваются общие черты:

  • длинные волосы;
  • белое длинное одеяние;
  • босые ноги.

Многие мифы отмечают заплаканные глаза и общую бледность вестницы, ищущей покоя и

В некоторых записях можно встретить другие образ вестницы - ведьма в черном балахоне, старуха в зеленом платье или заплаканная дива. Но исследователи и приверженцы традиционной мифологии все же предпочитают женщину-вестника смерти в белом и с длинными светлыми волосами.

Приверженцы версии о покровительнице семьи описывают плакальщицу как призрак одной из рано умерших невинных родственниц, которая оберегает род и предупреждает о близкой смерти.

Главной отличительной чертой вестницы является ее крик. Он описывается как пронзительный плач или вой, наполняющий страхом и ужасом. Крик банши знаменует скорую смерть услышавшим его.

Банши в кельтской мифологии

Кельтская мифология представляет баньши как вестника смерти. Многие считают ее злым духом, убивающим людей, но это мнение ошибочно. Дух лишь предупреждает своим воем, и услышать его может только тот, кому он предназначен.

Несколько вестниц в одном месте могут знаменовать смерть множества людей от болезней или погодных катастроф. Другая версия встречи плакальщиц говорит о гибели сильного человека.

Раздражительность девушки описана в множестве легенд. Так, один путник спутал вестницу с обычной женщиной и собирался оскорбить ее. Разозленная плакальщица оттолкнула мужчину, оставив на его теле метки от ладоней, который остались до конца его дней.

Согласно другой легенде, увидев плакальщицу, один ирландец с насмешкой предложил ей постирать свою рубаху. Находящаяся в хорошем настроении девушка согласилась, но рассерженная вестница способна удушить нерадивого путника его же одеждой.

Существуют другие легенды, описывающие сущность как покровительницу рода. Отмечают отсутствие жестокости и мстительности у вестницы. Она не кровожадна и старается аккуратно предостеречь ошибающегося путника, предупреждая о том, что безрассудные приключения могут оканчиваться куда более плохими событиями. Потому с вестницей стоит быть осторожным - она представляет потусторонний мир и может быть опасной.

В легендах о короле Артуре, феи-баньши населяли зачарованный лес и завлекали путников, наделяя их страстью и заставляя забывать обо всем. Позже они оставляли жертв, лишенных воли и рассудка. Они до конца дней бессмысленно ходили по лесу, не имея возможности думать.

Образ банши в современной культуре

Вестница смерти набирает популярность в современное время и часто упоминается в кинематографе, литературе, комиксах и компьютерных играх. Образ плакальщицы в некоторых произведениях меняется до неузнаваемости.

В сериале «Сверхъестественное» призрак сводит жертву с ума пронзительным криком, после чего наслаждается его мозгом. В «Зачарованных» банши - это демон, наделенный способностями обращать других сильных ведьм, способных ощущать боль, в себе подобных существ. Комиксы Marvel назвали именем вестницы одного из супергероев, способного на создание сверхзвуковых волн. Персонаж банши имеет популярность и в Японии.

Японское аниме представляет вестницу как молодую девушку, плачущую янтарными слезами, через которые видно воспоминания о жизни ее хозяина. Если ее слезы не сгорают, то хозяина ждем скорая смерть.

Современное искусство все чаще представляет баньши, как злого персонажа, склонного к убийствам. Потому важно помнить об истинном предназначении плакальщицы и отличать литературный образ от .

Ирландия - страна с огромным количеством легенд и мифов. С давних времен и до нашего времени они переходят из уст в уста, обрастают новыми подробностями и очевидными фактами. Самым известным существом из потустороннего мира является банши, это полупрозрачная сущность, которая напоминает женщину.

Общее описание банши

В разных районах Ирландского острова у банши есть коренное название. Дословно перевод слова «банши» (также встречается вариант «баньши») можно прочесть, как:

  • «женщина из сидов»;
  • «небесная облачная женщина»;
  • пришелец из иного мира.

В графстве Лимерик его называют плачущая женщина, плакальщица. Юго–восточная часть воспринимает создание как опасное, агрессивное, жестокое существо. В средние века башни называли богинь войны: встречаются имена Бошента, Бау и др.

Банши - персонаж ирландского фольклора, с научной точки зрения, его корни уходят далеко в древность и связаны с кельтской мифологией. По поверьям ирландцев, это сверхсущества племен богини Дану, спустившиеся на землю и со временем ушедшие жить в глухие леса, топкие болота, которые прячутся в облаках волшебных небес.

Существ под названием банши можно классифицировать на 3 разновидности.

  1. Литература описывает банши, как фею. Но, в народных поверьях ирландцев, фея - это доброе существо, ведущее образ жизни, похожий на человеческий: красивая женщина, не причиняющая человеку зла. Банши же предвещают плохие события, это одинокие страдающие существа.
  2. Призраки. Одна из наиболее распространенных версий гласит о том, что банши - призрак женщины-плакальщицы. При жизни она не достаточно хорошо выполняла свои обязанности, поэтому в наказание продолжает оплакивать умерших.
  3. Родовая покровительница. Есть предания, что это дух-покровитель семьи, пришедший оповестить о смерти человека. Он может быть предком рода или связанным наследственными узами. Ирландская мифология утверждает, что призрак покровительствует только ирландским коренным семьям.

Внешние особенности

С внешним видом есть разногласия - мифическое существо принимает разный облик. Иногда это женский образ, в других версиях дух выглядит как дерево, животное или туман.

В детских сказках банши представляют как красивую молодую девушку или женщину с очень длинными светлыми вьющимися волосами, в белом плаще с капюшоном или как маленькую седую старушку, добрую и ласковую.

Главной отличительной чертой баньши является ее длинные светлые волосы и пронзительный крик. Она редко бывает с черными или иного цвета волосами и в тёмном одеянии, поскольку ее появление в ночное время и в темных тонах было бы незаметным. Иногда ее описывают как злую летающую старуху, с острыми зубами, одетую в зеленое платье, не покидающую дом своей жертвы, ожидая ее смерти. Эта женщина ходит босой. Во всех преданиях плащ у нее доходит до пят, в темноте не видно, во что она обута.

Существующие легенды

Как и о других мифических существах, о банши есть много легенд. Все они говорят о том, что встречи с потусторонними опасны и ни к чему хорошему не приводят. Банши нельзя отнести к злым духам, скорее, к предвестникам. Их вой слышно только тому человеку, которому в скором времени суждено погибнуть.

Много существует легенд, когда мужчина, встретив призрака в виде девушки или женщины, пытался причинить ей вред: обидеть, забрать у нее какую-то ее вещь. В наказание она, прикасаясь к его телу, оставляла метку от своей ладони, чтобы всю жизнь напоминала ему о совершенном преступлении.

Есть поверье: мужчина, встретив женщину на берегу реки, просит постирать вещи. Если она была в хорошем настроении, незаметно для самого человека снимала с него одежду, стирала и возвращала назад. Опасно было, если баньши была не в духе: она могла причинить боль или удушить путника его рубахой.

Другая легенда рассказывает, как юноша украл гребень у девушки, которая расчесывала свои волосы. Она нашла его, угрожая, забрала свою вещь обратно. Но ничего плохого не сделала: только предупредила, что он мог пострадать намного серьезнее.

Банши - не единственный образ мифической сущности, являющийся предвестником плохих вестей.

  1. Гурах-и-рибин - представитель двух миров - живых и мертвых, не имеющий пола. Он приходит к человеку в момент его смерти и сопровождает в мир иной. Иногда о нем говорят, что это старая тощая страшная старуха со ртом, полным желтых или черных зубов, или птица без перьев. Это существо приходит к дому обреченного и говорит ему или родственникам, за кем оно пришло, и не уходит, пока не сделает свое дело.
  2. Другое подобие банши - мужчина-скелет Кихирает, без кожи и мяса, приходит и пугает своим присутствием, а также предупреждает о грядущих событиях.
  3. В японской мифологии есть демон Райдзю, перевоплощающийся в образы разных существ. Он может превратиться в домашнее или дикое животное. Ночью он способен стать маленьким пушистым котом, забраться в кровать к человеку, предвещая ему неприятность, вплоть до смерти. Им в Японии пугают непослушных детей, которые не хотят ложиться спать вовремя.

Все эти мифы, легенды и их персонажи и внешне и по поведению отличаются друг от друга. Но у всех них одна цель - предупреждение о приближении смерти.

Трудно представить, что есть на свете место более странное, глухое, мистическое, чем прохладная, часто пасмурная, полная замков и каменных мегалитов Ирландия. Вся самая странная нечисть, популярная в массовой культуре, кочующая из песни в песню, из одного готического романа в другой, так или иначе связана с этой страной.

Наверно, сами ирландцы не могут представить, почему именно на их зелёных полях и холмах поселилось столько разнообразной нечисти. Стоит отметить и то, что ирландские мистические образы настолько оригинальны, что найти более-менее подходящие прототипы в мифологии других народов всегда весьма проблематично.

Образ – наверно, один из самых мистических в ирландском фольклоре. Мало какой пришелец из параллельного мира удостаивается стольких экранизаций и отражений в поэзии и прозе. Особенность в том, что она, как и большинство тех странных духов, что живут в туманной Ирландии, имеет кельтские корни, а кельты были людьми весьма оригинальными.

Кельтский фольклор учитывает малейшее изменение природы, изменение настроения человека, проникает в самую глубину человеческой души и находит там укромные, тенистые закоулки, по которым перемещаются странные образы.

Если вспомнить то, что кельты в первую очередь считались жрецами, то можно понять, почему Банши можно назвать одним из наиболее мистических образов, созданных их . Ведь жрецы с помощью своих заклинаний наверняка умели проникать в те глубины, где они и могли отыскать образ, который потом и воплотился в образ таинственной Банши – «женщины с холмов» в переводе с ирландского гэлика.

Внешний облик Банши

Кто такая Банши? Среднестатистический ирландец, знакомый со своим фольклором, опишет её примерно так: это женщина, и её обязательный атрибут – длинные седые волосы. Правда, возраст этой женщины носители фольклора называют разный. Для кого-то это прекрасная молодая девушка, а для других – старуха, не слишком привлекательная с виду.


Насчёт одежды Женщины с полей тоже бытуют разные мнения. Банши может носить плащ, но его цвет варьируется в зависимости от того, что вспомнит о своём фольклоре рассказчик. Например, плащ может быть зелёным, ведь зелёный – традиционный цвет нечисти, особенно — ирландской. Но чаще он белый, потому что это цвет смерти и пустоты. Банши – это, в какой-то степени, и есть воплощение , вернее – её неумолимый предвестник.

Кельты особо чутко воспринимали природу, которая их окружала, и поэтому именно от них пришло восприятие Банши как части природы. Считается, что никто не мешает ей появляться в этом мире в облике деревьев, рек и туманов. В общем, Банши – это Природа собственной персоной, её неотъемлемая часть.

Для чего приходит Банши?

Ирландская мифология образно рассказывает о Банши, но не имеет чёткого представления, о том, какова именно функция зловещей дамы. То, что это не сама Костлявая – вполне ясно, но почему Банши фактически «работает» на Смерть – из дошедшего до нас фольклора непонятно.

Некоторые легенды утверждают, что Банши – это дух женщины, которая в прошлом была плакальщицей на чьих-то похоронах. Видимо, она так вжилась в роль, что приходится ей и после смерти приходить с того света и тревожить ирландцев своим нечеловеческим воплем.


И если с волосами и цветом плаща ещё можно разобраться, то с голосом Банши всё давно определено. Предвестница Смерти приходит по ночам под окна домов и будит людей протяжным воем. Наверно, додуматься до такой изощрённой мистики могли только кельты с их вечным желанием создать что-то из рук вон выходящее.

Крик Банши под окном не предвещает ничего хорошего. Считается, что своим воплем она предупреждает о грядущей смерти кого-то из тех, кто живёт в доме. Легенды описывают этот плач в ночи как невыносимый, душераздирающий, пронизывающий насквозь.

Некоторые ирландские легенды говорят о том, что Банши может не только кричать, но и являться путникам на одиноких дорогах или у водоёмов. В старом или молодом облике, эта вестница может ответить на любые вопросы, но и взамен потребует честно рассказать ей обо всём, что она захочет. И врать ей нельзя.


Ирландцы не без гордости отмечают «национальную принадлежность» Банши. Это означает, что ни русскому, ни китайцу она не привидится ни в образе старухи, ни как крик в ночи. Банши является только ирландцам и шотландцам, то есть – потомкам кельтов. Существует также версия, что Банши – это родовой дух той или иной ирландской семьи. Приходит она для того, чтобы поведать тем, кого охраняет, о грядущей опасности.

Так или иначе, Банши – один из самых ярких и неординарных образов в ирландском фольклоре. Он не просто страшный, но и по-особенному, по-ирландски, мрачный и насыщенный всем самым потусторонним. Наверно, это именно потому, что в прохладной, пасмурной Ирландии сложно придумать что-то менее ужасающее.