Святая мученица татиана римская (†226). Московская церковь св


Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета.

Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Именно в Татьянин день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета - в день именин матери графа И.И.Шувалова, который поднес указ государыне на подпись.

Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство.

В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног.

После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году.

Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него.

На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте - Исторический музей).

Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.

Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь "как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса".

Однако церковь находилась на дворе княгини Анны Грузинской, родственницы того самого грузинского царя Вахтанга, которому этот двор вместе с церковью подарил еще Петр I. Княгиня отказалась передать фамильное наследство в ведение университета, сообщив о том своем решении через управляющего. Тогда стали искать другие храмы.

Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой - там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету.

Однако при их осмотре комиссия пришла к выводу, что здание ветхой церкви может вот-вот обрушиться и что для проведения богослужений оно непригодно.

В 1784 году новый директор Московского университета П.И.Фонвизин (родной брат знаменитого писателя) просил архиепископа Платона передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее и на том месте построить новый домовый храм: "Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы".

В том месте уже готовились работы по возведению Главного здания Московского университета. Владыка Платон просьбу удовлетворил и в ответ потребовал построить церковь "лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся".

Одно из главных отличий Московского университета от университетов Европы традиционно видится в том, что он не имел богословского факультета. Но это не значит, что преподавание в нем было сугубо материалистическим или что богословие не преподавалось в нем вообще.

Закон Божий входил в число обязательных для всех студентов дисциплин. А в 1819 году была даже устроена отдельная общеуниверситетская кафедра Богопознания и Христианского учения для преподавания богословия, церковной истории и церковного законоведения.

Даже один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: "Паче же всего Университетский питомец из природных Россиян должен твердо знать Катехизис Греко-Российской Церкви, а иноверный сведущ быть в истинах религии по его вероисповеданию".

И в 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым Главного здания, там, где сейчас располагается ИСАА, была устроена первая университетская домовая церковь во имя св. мученицы Татианы - "в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете". Кстати, над ее проектом вместе с Казаковым работал архитектор и художник Антон Иванович Клауди. Он и расписывал ее интерьер. Отметим, что этот же мастер трудился над росписями известного московского храма св. Мартина Исповедника на Таганке.

5 апреля 1791 года Татианинская церковь была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь", окончив свою торжественную проповедь словами: "Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается".

А императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрене Светлого Христова Воскресения полную богатую ризницу. Как выразился один старинный ученый, этим даром "Государыня как бы христосовалась с Университетом".

Августейшие особы лично посещали университетский храм. Так, в декабре 1809 года сюда приехали император Александр I со своей сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн-Ольденбургским.

Император был восхищен красотой церкви и произнес по-французски: "Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством Христианской Веры, что может всякого привести в благоговение…"

Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о.Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь - видимо, ту самую, подаренную Екатериной II.

А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом.

Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке.

Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома №6 на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры "сталинского ампира".

Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве.

Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ).

Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как "Дом Пашкова".

В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж.

А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.

В 1836 году году русский архитектор Е.Д.Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татьянинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. В те годы он занимался общей перестройкой этой усадьбы для новых корпусов Московского университета.

Архитектор Тюрин, строитель Богоявленского собора в Елохове и Александринского дворца на Б. Калужской, считал честью работать для Московского университета и трудился безвозмездно. А потом подарил Университету свою коллекцию картин, в которой были полотна Рафаэля и Тициана. Он собирал ее всю жизнь…

12(25) сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь университета в присутствии министра просвещения С.С.Уварова. Строфы из проповеди святителя Филарета - "Приступите к Нему и просветитеся" - были выложены на иконостасе, над Царскими вратами. Эта же надпись была выложена и "на челе храма" - на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу.

Только в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись, восстановленная в наше время, - "Свет Христов просвещает всех",- сделанная древнеславянской вязью. И тогда же наверху был установлен деревянный четырехконечный крест.

Интерьер новой университетской церкви на Моховой был великолепен. Первоначально ее расписывал тот же Антон Клауди. По краям иконостаса, справа и слева от Распятия над Царскими вратами, находились скульптуры двух коленопреклоненных ангелов работы знаменитого мастера И.П.Витали: справа от Распятия - Ангел Радости, слева - Ангел Скорби. После революции они были перевезены в музей скульптуры в Донской монастырь, где находились в Михайловской церкви рядом с надгробием князя Голицына.

В 1855 году, к столетнему юбилею Московского университета, итальянский художник Ланжелотти заново расписал стены и свод Татианинского храма. А преподаватели и студенты собрали тогда деньги на приобретение для церкви двух икон письма итальянского живописца Рубо: святителя Николая Чудотворца и св. Елизаветы Праведной,- выполненных в византийском стиле. И еще две иконы работы того же Рубо (Спасителя и Богоматери) подарил Университету его бывший попечитель граф С.С.Строганов.

В том же юбилейном 1855 году у Татианинской церкви появилась святыня: историк М.П.Погодин передал в дар университетскому храму частицу мощей св. Кирилла. За двадцать лет до того ее преподнесли ученому в Пражском соборе, где хранится десница святого просветителя славян.

А в 1862 году в Московском университете впервые торжественно чествовали память свв. Кирилла и Мефодия, и богослужения прошли в Татианинской церкви.

В Татьянин день 1877 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В.Ломоносову работы С.Иванова, тогда установленный перед Аудиторным корпусом. Во время Великой Отечественной войны в его постамент попали осколки разорвавшейся фугасной бомбы, и памятник перенесли в здание бывшей Татианинской церкви, где тогда размещался клуб МГУ. А на его месте в 1957 году появился новый памятник, выполненный скульптором И.Козловским, который и сейчас стоит во дворе факультета журналистики.

Каждый год 12 (25) января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татиане. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница. Как известно, в тот день в престижном ресторане "Эрмитаж" на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали пол опилками, а вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе - главное пиршество студентов традиционно проходило там:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!

Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть.

Прихожанами Татианинского храма были студенты и преподаватели Московского университета - здесь они исповедовались и причащались, венчались, крестили своих детей, отпевали родственников.

После смерти профессоров Московского университета и его членов отпевали здесь, в университетской церкви: В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова...

В феврале 1852 года в Татианинской церкви отпевали Н.В.Гоголя. Как известно, он скончался в приходе другой церкви, Симеона Столпника на Поварской, которую и посещал в последние годы жизни. Прощание с ним решили устроить именно в Татианинской церкви потому, что Гоголь был почетным членом Московского университета. Гроб с его телом друзья писателя и профессора вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря.

А в 1892 году в церкви св. Татианы отпевали выпускника Московского университета - А.А.Фета. И здесь же прошло отпевание первого избранного ректора Московского университета - С.Н.Трубецкого, скончавшегося от инсульта в приемной у министра в Санкт-Петербурге во время революции 1905 года.

В университетской домовой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьева и, возможно, Марину Цветаеву. Сестры Цветаевы, дочери профессора Московского университета, точно были прихожанками этого храма - именно здесь, под его сводами, прошли их первая исповедь и причастие.

Настоятель церкви одновременно был профессором богословия в университете. Одному из самых образованных священников, протоиерею Николаю Сергиевскому, студент Московского университета Сергей Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика, не мог сдать предмет, не зная ответа на вопрос "каково происхождение души?" (правильный ответ был: "Божественное").

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году, в соответствии с декретом СНК об отделении Церкви от государства и школы - от Церкви. Богослужения в Московском университете еще малое время совершались в той же Георгиевской церкви, где в 1920 году тайком праздновали Татьянин день - в 165-летний юбилей университета.

Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.

В советское время в здании бывшей церкви, превращенном в клуб МГУ, выступали Луначарский и Бухарин, Качалов и Собинов, а в ноябре 1927 года Маяковский прочитал здесь только что законченную поэму "Хорошо".

И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя.

Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ.

Первым его руководителем был Ролан Быков, и при нем театр снискал себе такую славу, что даже ближайшая троллейбусная остановка стала называться "Студенческий театр МГУ". Этот театр подарил русской культуре немало выдающихся имен - Ию Саввину, Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова.

Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание.

По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе.

25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь.

В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ "Татьянин День", в которой работали студенты московских вузов.

В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются.

Дата создания: 1837 г. Описание:

Центральное благочиние

История

Храм святой мученицы Татианы освящен 12 (25) сентября 1837 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским.

Церковь была устроена во флигеле перестроенной городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых, расположенной на Моховой улице близ Московского Кремля. В 1832 г. Николай I покупает это здание для Московского университета, и в 1833-1836 гг. оно перестраивается под руководством архитектора Е.Д. Тюрина.

Храм был закрыт в июле 1919 г. 7 ноября 1922 г. здесь был открыт клуб, 6 мая 1958 г. — Студенческий театр МГУ.

В Татьянин день 25 января 1991 г. в здании бывшего храма впервые после его закрытия состоялся молебен св. мц. Татиане. Службу возглавил .

20 декабря 1993 г. Ученым советом МГУ было принято решение о восстановлении домовой университетской церкви в здании на Моховой улице. 27 апреля 1994 г., по согласованию с ректором МГУ, указом Святейшего Патриарха Алексия II в храме св. мц. Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма был назначен , выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ.

24 января 1995 г. состоялось первое всенощное бдение в возрожденном храме; на следующий день, после торжественной Литургии в честь праздника св. мц. Татианы, Святейший Патриарх Алексий II совершил праздничный молебен святой покровительнице Московского университета. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.

2 декабря 2000 г. в цокольном этаже здания освящен нижний храм — в честь свт. Филарета, митрополита Московского.

24 апреля 2016 г. в верхнем храме освящен воссозданный иконостас. Прежний иконостас, подаренный в 1998 г. протопресвитером Александром Киселевым, был перенесен в нижний храм.

31 августа 2012 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма св. мц. Татианы назначен , служивший здесь с 1996 г.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 1 ноября 2016 г. на территории нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах при строящемся храме св. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М.В. Ломоносова было учреждено Патриаршее подворье. Настоятелем строящейся церкви назначен клирик храма св. мц. Татианы протоиерей Иоанн Лапидус.

Строительство - годы Приделы святителя Филарета Московского Реликвии и святыни частицы мощей мученицы Татианы и святителя Филарета Состояние действует Сайт

История

Храм в XVIII и XIX веках

12 января, день памяти мученицы Римской Татианы, 1755 года Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета . Так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы , её день памяти - Татьянин день - стал впоследствии днём рождения Университета, а позднее и всеобщим студенческим днём.

Впервые церковь во имя св. мученицы Татианы освятил 5 (16 ) апреля года митрополит Платон в круглом помещении левого крыла здания университета .

Из проповеди митрополита Платона на освящении храма:

Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается.

3 октября 1919 года община университетского прихода была причислена решением Московского епархиального совета к Георгиевской церкви на Красной Горке.

1919 год - В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. На фронтоне здания сделали новую надпись «Наука - Трудящимся» .

1922 год - В пятую годовщину октябрьской революции, в здании церкви был открыт студенческий клуб.

Возвращение и восстановление храма

25 января в здании церкви Патриарх Алексий II отслужил молебен с акафистом мученице Татиане.

В декабре 1998 года началась издательская деятельность храма.

Настоятели

  • 1812 Иона
  • 1892-1910? протоиерей Николай Елеонский
  • март 1911 - ? протоиерей Николай Боголюбский
  • с сентября 2012 по настоящее время протоиерей Владимир Вигилянский

Напишите отзыв о статье "Храм мученицы Татианы при МГУ"

Примечания

Литература

  • Храм святой Татианы. Святыни. История. Современность. - М .: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2010. - 336 с. - 3 000 экз. - ISBN 978-5-901836-29-3 .

Ссылки

  • домового храма св. мц. Татианы при МГУ

Отрывок, характеризующий Храм мученицы Татианы при МГУ

– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.
Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба.
24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса.
В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.

Святая мученица ТАТИАНА Римская (†226)

Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (её отец трижды был консулом) . Её родители тайно исповедовали христианство и воспитывали свою дочь в благочестии и вере в Бога.

Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия и посвятить себя служению церкви. Татиана была удивительно хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна. Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему: «Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!» И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диаконисой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу! Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диаконисы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235). Александр Север был молод, неопытен, и государством управляли его приближенные - члены государственного совета. Среди них был один, по имени Ульпиан, который отличался особой ненавистью к христианам. Это он составил сборник законов, направленных против верующих в Иисуса Христа. Это по его указу полилась кровь христианских мучеников, как в первые годы гонений. Ульпиан разослал приказ, чтобы всех христиан принуждали поклоняться римским богам, а в случае неповиновения предавать мучениям и смерти.

Татиана знала, как жестоко мучают христиан, отказавшихся поклониться идолам. Их истязали плетьми и крючьями, пытали раскаленным железом, спускали на них диких львов, привезенных для этой цели из Африки. Но в душе ее не было страха. Ей казалось, что она уже все это испытала. Однажды во сне она увидела себя окруженной дикими, злобными лицами. Ей протягивали орудия пыток, которые, касаясь ее, становились мягче глины. Ей связывали руки и ноги, но веревки чудесным образом развязывались. Рядом с ней рушились стены и падали статуи, а в отдалении, в лучезарном сиянии, стоял Иисус Христос. «Не бойся ничего, - говорил Он, - и, если претерпишь все муки до конца, будешь со Мной».

Через некоторое время Татьяну схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей. «Господи, не оставь меня в этот трудный час! - молила Татиана. - Дай силы выстоять и прости моих мучителей, ибо не ведают, что творят!» И Господь услышал молитву праведницы.

Когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. И вдруг статуя Аполлона пошатнулась, словно кто-то невидимый раскачал ее, упала и разбилась вдребезги.

Татиану стали избивать плетьми, но они отскакивали от нее и обрушивались на самих палачей.

Господи! - взмолилась Татиана. - Пошли им свет истины, чтобы они узнали Тебя, любящего и милующего Бога!

И вдруг случилось чудо: мучители увидели четырех ангелов, окруживших Татиану, а следы мучений исчезали с её тела. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Они упали перед девушкой на колени.

Прости нас! Прости, ибо не по своей воле причиняли мы тебе мучения! - молили они.

Все восемь человек в тот же день приняли мученическую смерть.

После этого Татиану подвергли избиению железными палками, однако каждый раз удары получали сами мучители - ангелы Божии помогали святой.

На третий день Ульпиан повелел, чтобы Татиана принесла жертву богине охоты Диане.

По дороге к храму богини Татиана усиленно молилась:

Господи, Ты знаешь, как я верю в Тебя! Как хочу, чтобы свет истины просветил их сердца! Помоги же мне, не оставь меня!

Внезапно раздался удар грома, из-за тучи сверкнула молния и ударила в храм. Когда дым рассеялся, все увидели, что от храма Дианы остались одни обломки…

Тогда святую повели на судилище, подвесили ее там и стали терзать железными крючьями. Потом бросили, чуть живую, в темницу и заперли двери. Ночью к измученной Татиане явились ангелы и залечили ее раны.

На следующее утро Татиану привели в цирк - так называлась площадь, окруженная рядом скамей. Здесь происходили состязания бойцов, сюда же бросали и христиан, на которых выпускали хищных зверей. Не переставая молиться, Татиана стояла посреди арены в ожидании новых мучений. Клетку, в которой содержались хищники, открыли и выпустили из нее свирепого льва. Все думали, что он разорвет девушку, но случилось обратное! Лев покорно, как котенок, улегся рядом и начал лизать ей ноги. Когда же льва попытались увести обратно в клетку, он внезапно кинулся на одного знатного сановника и растерзал его.


Усмирение льва (художник Наталья Климова)

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Юпитера. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Юпитеру обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа.

Тогда испуганные гонители вынесли ей смертный приговор. Святую Татьяну осудили на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и её отец, открывший ей истины веры Христовой. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года .

Мощи святой мученицы Татианы

Десница святой мученицы Татианы

Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) — брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасское Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Отцу Афанасию сию святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в своё время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею.

Икона святой мученицы Татианы с частицей мощей находится в Новоспасском мужском монастыре (м."Пролетарская", Крестьянская площадь, 10).

Покровительница студентов

С 1755 года мученица Татиана традиционно почитается как покровительница русских студентов. Именно в день ее памяти был учрежден знаменитый Московский Университет (12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета»).

Первоначально у Университета не было домовой церкви, поскольку он и сам временно занимал здание Главной аптеки. Лишь в 1791 г. в одном из флигелей нового здания университета, построенного Матвеем Казаковым, был организован домовой Храм мученицы Татианы в память о дне основания университета. Однако во время пожара в 1812 г. храм сгорел вместе с другими зданиями.


Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Г.Ф.Барановский. 1848 г.

Новый домовой храм Московского университета был перестроен в 1833 - 1836 гг. из правого флигеля усадьбы Пашковых на углу Никитской и Моховой улиц известным архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным и освящен 12 января (25 января) 1837 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь мученицы Татианы. Примерно с того времени и пошла традиция устраивать в Татьянин день студенческие гуляния, а саму святую почитать как покровительницу студентов. На аттике, красуется надпись «Свет Христов просвещает всех» .


В 1918 году Храм мученицы Татианы при МГУ закрыли. В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. В 1958 году здесь открыли Студенческий театр. Лишь в 1995 году домовая церковь Московского государственного университета снова была освящена и открыта. Были привезены две частицы мощей от десницы св.Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая — положена в ковчежец.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета.

Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Именно в Татьянин день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета - в день именин матери графа И.И.Шувалова, который поднес указ государыне на подпись.

Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство. В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног.

После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году.

Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте - Исторический музей).

Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.

Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь "как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса".

Однако церковь находилась на дворе княгини Анны Грузинской, родственницы того самого грузинского царя Вахтанга, которому этот двор вместе с церковью подарил еще Петр I. Княгиня отказалась передать фамильное наследство в ведение университета, сообщив о том своем решении через управляющего. Тогда стали искать другие храмы.

Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой - там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету.

Однако при их осмотре комиссия пришла к выводу, что здание ветхой церкви может вот-вот обрушиться и что для проведения богослужений оно непригодно.

В 1784 году новый директор Московского университета П.И.Фонвизин (родной брат знаменитого писателя) просил архиепископа Платона передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее и на том месте построить новый домовый храм: "Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы".

В том месте уже готовились работы по возведению Главного здания Московского университета. Владыка Платон просьбу удовлетворил и в ответ потребовал построить церковь "лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся".

Одно из главных отличий Московского университета от университетов Европы традиционно видится в том, что он не имел богословского факультета. Но это не значит, что преподавание в нем было сугубо материалистическим или что богословие не преподавалось в нем вообще.

Закон Божий входил в число обязательных для всех студентов дисциплин. А в 1819 году была даже устроена отдельная общеуниверситетская кафедра Богопознания и Христианского учения для преподавания богословия, церковной истории и церковного законоведения.

Даже один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: "Паче же всего Университетский питомец из природных Россиян должен твердо знать Катехизис Греко-Российской Церкви, а иноверный сведущ быть в истинах религии по его вероисповеданию".

И в 1791 году в левом флигеле возведенного Казаковым Главного здания, там, где сейчас располагается ИСАА, была устроена первая университетская домовая церковь во имя св. мученицы Татианы - "в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете". Кстати, над ее проектом вместе с Казаковым работал архитектор и художник Антон Иванович Клауди. Он и расписывал ее интерьер. Отметим, что этот же мастер трудился над росписями известного московского храма св. Мартина Исповедника на Таганке.

5 апреля 1791 года Татианинская церковь была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст "Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь", окончив свою торжественную проповедь словами: "Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается".

А императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрене Светлого Христова Воскресения полную богатую ризницу. Как выразился один старинный ученый, этим даром "Государыня как бы христосовалась с Университетом".

Августейшие особы лично посещали университетский храм. Так, в декабре 1809 года сюда приехали император Александр I со своей сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн-Ольденбургским.

Император был восхищен красотой церкви и произнес по-французски: "Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством Христианской Веры, что может всякого привести в благоговение…"

Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о.Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь - видимо, ту самую, подаренную Екатериной II.

А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом.

Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома №6 на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры "сталинского ампира".

Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве.

Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ).

Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как "Дом Пашкова".

В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж.

А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.

В 1836 году году русский архитектор Е.Д.Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татьянинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. В те годы он занимался общей перестройкой этой усадьбы для новых корпусов Московского университета.

Архитектор Тюрин, строитель Богоявленского собора в Елохове и Александринского дворца на Б. Калужской, считал честью работать для Московского университета и трудился безвозмездно. А потом подарил Университету свою коллекцию картин, в которой были полотна Рафаэля и Тициана. Он собирал ее всю жизнь…

12(25) сентября 1837 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новую домовую церковь университета в присутствии министра просвещения С.С.Уварова. Строфы из проповеди святителя Филарета - "Приступите к Нему и просветитеся" - были выложены на иконостасе, над Царскими вратами. Эта же надпись была выложена и "на челе храма" - на фронтоне здания церкви, выходящего на Моховую улицу.

Только в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись, восстановленная в наше время, - "Свет Христов просвещает всех",- сделанная древнеславянской вязью. И тогда же наверху был установлен деревянный четырехконечный крест.

Интерьер новой университетской церкви на Моховой был великолепен. Первоначально ее расписывал тот же Антон Клауди. По краям иконостаса, справа и слева от Распятия над Царскими вратами, находились скульптуры двух коленопреклоненных ангелов работы знаменитого мастера И.П.Витали: справа от Распятия - Ангел Радости, слева - Ангел Скорби. После революции они были перевезены в музей скульптуры в Донской монастырь, где находились в Михайловской церкви рядом с надгробием князя Голицына.

В 1855 году, к столетнему юбилею Московского университета, итальянский художник Ланжелотти заново расписал стены и свод Татианинского храма. А преподаватели и студенты собрали тогда деньги на приобретение для церкви двух икон письма итальянского живописца Рубо: святителя Николая Чудотворца и св. Елизаветы Праведной,- выполненных в византийском стиле. И еще две иконы работы того же Рубо (Спасителя и Богоматери) подарил Университету его бывший попечитель граф С.С.Строганов.

В том же юбилейном 1855 году у Татианинской церкви появилась святыня: историк М.П.Погодин передал в дар университетскому храму частицу мощей св. Кирилла. За двадцать лет до того ее преподнесли ученому в Пражском соборе, где хранится десница святого просветителя славян.

А в 1862 году в Московском университете впервые торжественно чествовали память свв. Кирилла и Мефодия, и богослужения прошли в Татианинской церкви.

В Татьянин день 1877 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В.Ломоносову работы С.Иванова, тогда установленный перед Аудиторным корпусом. Во время Великой Отечественной войны в его постамент попали осколки разорвавшейся фугасной бомбы, и памятник перенесли в здание бывшей Татианинской церкви, где тогда размещался клуб МГУ. А на его месте в 1957 году появился новый памятник, выполненный скульптором И.Козловским, который и сейчас стоит во дворе факультета журналистики.

Каждый год 12 (25) января в университетской церкви торжественно служили праздничный молебен с акафистом святой мученице Татиане. После обедни все шли в актовый зал на Моховой, где проходила официальная церемония празднования Татьяниного дня, а потом уже начиналась студенческая вольница. Как известно, в тот день в престижном ресторане "Эрмитаж" на Трубной спешно скатывали ковры и посыпали пол опилками, а вместо изящных стульев ставили лавки и сдвигали столики вместе - главное пиршество студентов традиционно проходило там:

Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!

Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть.

Прихожанами Татианинского храма были студенты и преподаватели Московского университета - здесь они исповедовались и причащались, венчались, крестили своих детей, отпевали родственников.

После смерти профессоров Московского университета и его членов отпевали здесь, в университетской церкви: В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова...

В феврале 1852 года в Татианинской церкви отпевали Н.В.Гоголя. Как известно, он скончался в приходе другой церкви, Симеона Столпника на Поварской, которую и посещал в последние годы жизни. Прощание с ним решили устроить именно в Татианинской церкви потому, что Гоголь был почетным членом Московского университета. Гроб с его телом друзья писателя и профессора вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря.

А в 1892 году в церкви св. Татианы отпевали выпускника Московского университета - А.А.Фета. И здесь же прошло отпевание первого избранного ректора Московского университета - С.Н.Трубецкого, скончавшегося от инсульта в приемной у министра в Санкт-Петербурге во время революции 1905 года.

В университетской домовой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьева и, возможно, Марину Цветаеву. Сестры Цветаевы, дочери профессора Московского университета, точно были прихожанками этого храма - именно здесь, под его сводами, прошли их первая исповедь и причастие.

Настоятель церкви одновременно был профессором богословия в университете. Одному из самых образованных священников, протоиерею Николаю Сергиевскому, студент Московского университета Сергей Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика, не мог сдать предмет, не зная ответа на вопрос "каково происхождение души?" (правильный ответ был: "Божественное").

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году, в соответствии с декретом СНК об отделении Церкви от государства и школы - от Церкви. Богослужения в Московском университете еще малое время совершались в той же Георгиевской церкви, где в 1920 году тайком праздновали Татьянин день - в 165-летний юбилей университета.

Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.

В советское время в здании бывшей церкви, превращенном в клуб МГУ, выступали Луначарский и Бухарин, Качалов и Собинов, а в ноябре 1927 года Маяковский прочитал здесь только что законченную поэму "Хорошо".

И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя.

Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ.

Первым его руководителем был Ролан Быков, и при нем театр снискал себе такую славу, что даже ближайшая троллейбусная остановка стала называться "Студенческий театр МГУ". Этот театр подарил русской культуре немало выдающихся имен - Ию Саввину, Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова.

Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание.

По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе.

25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь.

В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ "Татьянин День", в которой работали студенты московских вузов.

В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются.