Вера православная - реинкарнация. Вера в переселение душ восточных религий В каких религиях есть реинкарнация

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространениие и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей» .

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» .

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде» .

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» .

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие неле-пости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого фи-лософа, если обнажишь их от прикрас в выражении, уви-дишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» .

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!» .

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,— все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,— связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела... тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение» .

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи» .

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном "я" только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое» .

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: "Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии..." — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,— ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией» .

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим» . По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей» . Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано... Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий» . Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.

Вопросы о том, что происходит с после его смерти, беспокоили человечество на протяжении всего его периода существования. В древности подход к теориям о переселении душ или загробной происходил на сравнительно примитивном уровне - первобытные люди, поклоняясь тотемам и живой природе, верили, что высшие силы позаботятся о них после их смерти.

Также они верили в родовое переселение душ - когда душа странствует исключительно в рамках конкретного поколения. Позднее возникли различные , в каждой из которых есть своё отдельное или схожее виденье о загробной жизни. В этой статье мы рассмотрим, что такое реинкарнация , как трактуют это понятие в разных религиях, как связаны христианство и теория о перевоплощении души.

Реинкарнацией называют процесс переселения души, духовного сущего человека в другой облик, который происходит после смерти человека. Такое понятие существует только лишь в восточных религиях - в христианство исключает реинкарнацию как таковую.

Примечательно, что реинкарнация - это не переселение человеческой души в тело только лишь другого человека - во всех восточных религиях есть теория, что в прошлой или будущей жизни человек был или будет кем угодно: растением, животным, насекомым - однако обязательно одушевленным предметом. То, в кого переселится дух и какой статус ты обретешь в будущей жизни, зависит от совершенных дел в настоящем - в зависимости от заработанной и будет определено положение в будущем.

Знаете ли вы? Время возникновения понятия «реинкарнация» приближается еще к VI веку до н. э. - с ним связаны имена Сократа и Пифагора. Согласно легенде, именно Пифагор изрек свою знаменитую фразу о том, что душа движется в круговороте, определенном необходимостью.

Некоторые теологи проводят более усовершенствованную расшифровку понятия «реинкарнация души» - это не переселение души как энергетического начала, а переселение Духа - материальной структуры, которая существует вне времени и окружающих условий.

Выделяют даже специальную науку - физику реинкарнации, в которой приводятся расчеты и планы, как именно дух покидает тело и осуществляет переселение в другой объект. К примеру, в такой физике рассчитывается процентная вероятность смены пола при переселении, раздвоение личности или закон витальности - согласно ему, перевоплощение человека в низший по рангу объект - например, насекомое - невозможно.
Однако многие религиозные течения оспаривают эту теорию. Как именно объясняют переселение души после смерти восточные религии - рассмотрим подробней.

Основные учения восточных религий

Общее начало, объединяющее все восточные религии, - это монистичность, возможность видеть Божество или высшие силы во всем: в природе, небесных телах, предметах. Для большинства западных религий такое понятие является ересью.

Важно! Восточные религии основываются на теории реинкарнации, освобождения, западные же религиозные течения продуцируют теорию о единственном, земном существовании души и духа, которая приводит к послесмертной награде либо наказанию - в этом их принципиальное различие.

Перерождение души - это одно из ключевых понятий , на котором и основывается вся философия этого религиозного течения. Процесс реинкарнации описывается в Ведах, в этих священных текстах прослеживается идея о души. Умирает лишь бренное тело, внешняя оболочка - дух же бессмертен и способен передвигаться и перерождаться. Такая философия неразрывно связана с понятием .
Именно за счет того, какая карма есть у человека либо какую он заработал в своей текущей , будет зависеть, в кого в конечном счете перенесется человек в будущей жизни.

Согласно философии индуизма, человеческая душа находится в постоянных блужданиях, и то, что в данный момент она живет в конкретном человеке - лишь часть ее путешествия, своего рода остановка, подготовка к следующему перерождению. Такой круговорот носит название сансары. Люди, заключенные в цепь , характеризуются в Ведах как невежественные и греховные существа, не понимающие истинного значения вещей. Постигнувшие - те, кто в течение длительного времени проводил духовные медитативные , - могут выйти из круга сансары. В этом случае блуждания души, ее многочисленные рождения и смерти прекращаются. Это свидетельствует, о том, что человек достиг спасения (мокши).

Ключевым отличием этого течения от других восточных религий состоит в том, что человеческая душа может переселяться в девов - определенных божественных существ. По сути, человек может стать божеством. Однако это возможно только при накоплении достаточного количества исключительно хорошей кармы. Примечательно, что такое перевоплощение в божество в джайнизме носит нежелательнымей и даже отрицательный характер.
Для того чтобы заработать хорошую карму, в философии джайнизма выработаны строгие, даже аскетичные правила морали и поведения (особенно это касается священников). Чего стоит только ахинса - ненанесение насилия над любым живым существом (к примеру, грехом случается, даже если ты случайно раздавил муравья). Такие строгие правила обуславливают то, что современные последователи джайнизма имеют сегодня в основном ремесленные . Для религии джайнизма единственный путь избавления от круговорота смертей - это достижение чистоты духа (путем соблюдения аскетичных строгих правил, постоянной медитации, подавления страстей). Обычные люди не смогут избавиться от сансары - для этого необходимо стать аскетом.

Религия сикхов также учит о бессмертии и перерождении души. В отличие от джайнизма, семейная жизнь и брак являются священными для сикхизма - для них это основа бытия, способ прославить Бога - единого Творца всего сущего. В философии сикхизма нет традиционных представлений о карме, рае и аде или загробной жизни. Данная религия является синтезом неких понятий индуизма и ислама, выработавшая собственную философию. проповедуют любовь и дружественные отношения ко всем живым существам.
Философия сикхизма заключается на теории, что человек в этом мире появился не из пустого места - ранее он уже существовал. Именно его прошлая жизнь, его возможная семья определяют его уникальность и непохожесть на других людей в настоящем. Последующее перерождение души целиком зависит от гуру, или Бога - решение божеством о перерождении заключается, исходя из добрых дел, совершенных человеком в настоящем. Прошлая жизнь, безусловно, влияет на настоящее существование - однако она не предопределяет статус сикхов и их положение в обществе в настоящей жизни.

Знаете ли вы? В истории существуют случаи, когда сикхи освобождались от реинкарнации души: десятый гуру Гобинд Сингх, после совершения таинства над сикхами, освободил их от связи с прошедшей жизнью - прошлой семьей, верой, предопределенностями.

В религиозном течении буддизма понятие неизменности души отсутствует - напротив, духовное состояние способно меняться в зависимости от закона кармы (в кого или во что переселится дух в следующей жизни, зависит от кармы человека). Если буддист смог достичь небесного умиротворения, блаженства, нирваны - душа будет похожа на небесное создание. Если же жизнь была наполнена негативными действиями и поступками - душа будет испытывать адские муки при реинкарнации.
Примечательно, что в буддизме присутствует троякое отношение к перевоплощению души: оно есть, его нет, и неважно, есть оно или нет.

Дело в том, что, согласно одной грани буддистского учения, дух блуждает в пределах 6 колес сансары (адские жители, голодные духи, животные, люди, асуры, боги), поэтому по результатам состояния кармы душа будет заключена в одно из этих 6 состояний. Другой аспект буддизма говорит о том, что души как неизменяемой , переходящей из одного объекта в другой, не существует (однако остаются кармические тенденции прошлого существования, которые влияют на нашу душу в настоящей жизни).

Будда говорил о том, что нет прошлого «Я», путешествующего между временем. В то же время он учил своих последователей, что они все равно пожнут результаты (или отголоски) поступков из прошлой жизни.
Неважно, есть перерождение или нет - в широком смысле (как учили некоторые последователи Будды), человек каждый день является новым существом, не таким, какой он был на прошлой неделе или месяц назад (накапливается опыт, человек становится старше) - но личность не ощущает при этом каких-либо трудностей или дискомфорта. Поэтому согласно такой концепции, для человека вовсе не обременительно получить будущую пользу от действий, совершенных сейчас, в настоящем.

Даосизм является китайской религией, основывающейся на вере в бессмертие. Примечательно, что боги как таковые отсутствуют в данном течении вовсе - их место занимают различные энергии, поэтому многие склонны называть даосизм скорее наукой, нежели религией. Тема бессмертия освещается в многих китайский легендах и мифах, а рецепты долголетия по сей день хранятся в тайных рукописях.

Такая вера в долголетие сказалась и на китайской : бессмертие души, согласно даосизму, возможно в исключительно здоровом и физически крепком теле, поэтому рецепты молодости подбирались на протяжении многих веков. В этом плане даосизм на ранних стадиях вступал в противоречие с буддизмом - неопределенное блуждание сознания в кругах сансары (буддизм) контрастирует с теорией о конкретной работе над бессмертием (даосизм).

Однако позже, под влиянием буддизма, последователи даосизма также стали склоняться к теории о переселении души в иные реалии, миры и отрезки времени, а главная цель - поддержание физической крепости - постепенно сменилась на духовное самосовершенствование, медитации и концентрации .
Впрочем, это не исключило попытку приспешников пути Дао открыть «эликсир жизни» - китайские жители по сей день славятся своим , а народная китайская медицина остается самой востребованной среди нетрадиционных медицинских наук.

Важно! Главными составляющими китайской медицины являются точечный массаж и иглоукалывание. Однако самостоятельно практиковать такие способы лечения категорически не рекомендуется - незнание анатомии человека и неправильная техника выполнения либо акупунктуры может привести к значительному ухудшению и даже к смерти.

Это японское религиозное течение отличается миролюбием и некой идеализацией: мир представляется изначально хорошим, светлым домом для душ - как живых существ (людей, животных), так и умерших. В соответствии с этим убеждением, главной особенностью синтоизма является стремление к жизни в согласии со всем живым - не только с одушевленными существами, но также и с камнями, природой и т. д. Такое понятие, как бессмертие, тоже фигурирует в синтоизме, однако считается, что достичь бессмертия могут лишь духи умерших предков.
В синтоизме сочетается как тотемизм, так и магия - широко используются амулеты и священные предметы. Четкого разделения на добро и зло не существует: если человек живет в согласии со всеми, то, скорее всего, он совершает добро и идет по верному пути. Человеческая душа, согласно синтоизму, также безгрешна и идеальна - однако злые духи могут совратить и очернить её.

Синтоисты исповедуют реинкарнацию, но считается, что вновь возрожденная душа не несёт никаких воспоминаний из прошлого существования. Однако она может проявлять определенные таланты, склонности и умения в жизни человека в настоящем. В синтоизме нет места божественному влиянию на путь человека - каждый сам может определить свое место своими чувствами, поступками, действиями и отношением с окружающими.

Пожалуй, не существует более антагонистичных понятий в религии, чем реинкарнация, круговорот души в индуизме, блуждания духа по кругам сансары в буддизме, бессмертие души в даосизме с одной стороны - и христианство с другой. Согласно христианству, каждый человек, его душа созданы Богом Творцом. Со смертью человека умирает и его дух - до того времени, пока Бог не воскресит своих верных и послушных последователей для жизни в раю.
Христианские теологи (как католические, так и протестанские, и православные) говорят о том, что вера в реинкарнацию, карму помогает человеку объяснить, почему в этой жизни у него существуют проблемы, неприятности в личной жизни и т. д.

Теологи говорят о том, что человеку проще свалить вину за свои страдания на закон кармы, прошлую жизнь - вместо того, чтобы покаяться в настоящем, поверить в Единого Бога и вести дальнейшую безгреховную жизнь. Согласно Библии, реинкарнации не существует - это проповедовали последователи Иисуса Христа, и они же утверждали, что духи умерших (как верят в синтоизме) не бессмертны.

Знаете ли вы? В Библии сказано: «душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:4). Эти слова являются главными доводами христиан в противостоянии теории реинкарнации.

Христиане в своих доводах о невозможности переселения души опираются на слова Бога, записанные в Библии. Также они приводят простую статистику: если большинство восточных религий издревле проповедует о необходимости очищения и постижения хорошей кармы - то просветленные, перерожденные люди к сегодняшнему дню должны составлять более 70 % населения Земли. Однако на практике наблюдается глобальное ухудшение морального состояния людей, возникновение большего количества войн и , особенно в последние десятилетия.

Противоборство восточных религий и христианства продолжается еще с I века н. э. (время выделения христианства в отдельную ветвь религии). По данным статистики, в современном мире христиан насчитывается более 33 %, а 23 % - исламисты. Остальные 45 % делят между собой восточные религии, атеисты и различные нетрадиционные верования. Таким образом, мы видим, что теория о перевоплощении души сегодня уступает место вере в отсутствие бессмертия, кармы и сансары.

Всю жизнь человек принадлежал к той варне, в которой родился. Перейти из одной варны в другую было невозможно. Внутри четырёх варн население Индии дополнительно разделялось на группы по профессиям - касты. Законы и правила касты регулировали каждый шаг индийца.

Вера в переселение души

Древние индийцы верили, что после смерти человека его душа переселяется в другое тело. Если человек придерживался установленных правил и законов, не убивал, не воровал, чтил родителей, то после смерти его душа попадёт в рай или возродится к новой земной жизни в теле жреца-брахмана. Но если человек грешил, тоего душа переселится либо в тело неприкасаемого или какого-нибудь животного, либо станет придорожной травой, которую все топчут. Получалось, что своим поведением при жизни человек сам готовил себе свою посмертную судьбу.

Индийские йоги

Во всём мире известны индийские йоги. Йогами становились уже немолодые брахманы. Они шли в лес и селились в уединении, вдали от людей. Там они молились, выполняли физические упражнения, чтобы укрепить дух и тело, питались плодами деревьев и кореньями, пили родниковую воду. Люди считали йогов чародеями и чтили их. Йоги владели гипнозом

Рита - универсальный закон мира

Древние индийцы считали, что жизнь людей, природы, всего мира подчиняется одному общему для всех закону. Этот закон они называли Ритой. В священной книге индийцев Ригве-де сказано так: «Весь мир основан на Рите, он движется согласно Рите. Рита - закон, которому должны покоряться все - боги и люди». Индийцы считали, что Рита появилась одновременно с сотворением мира. Солнце - это глаз Риты, а охраняют Риту двенадцать солнечных братьев-месяцев, каждый из которых соответствует одному какому-то знаку зодиака. Индийская Рита - это видимое движение Солнца по кругу зодиака в течение года и его влияние на всё живое на Земле. Древние индийцы изображали Риту в виде солнечного колеса бога Вишну с 12 спицами. Каждая спица - месяц. Год назывался колесницей Риты с 12 спицами.

Буддизм

В VI-V вв. до н. э. в Индии распространилась новая религия - буддизм, названная так по имени её основателя Будды. Настоящее имя Будды - Гаутама. Он был сыном одного индийского царя. Отец очень любил сына и хотел сделать его жизнь лёгкой и приятной. Он запретил слугам даже упоминать о печальных вещах, таких как бедность, болезни, старость, смерть. Однажды царевич встретил больного, сгорбленного старика, а в другой раз увидел, как несли на кладбище умершего. Это так поразило Гаутаму, что он оставил свой дворец, молодую жену, все сокровища и отправился в лес молиться. В уединении он много размышлял над тем, как избавиться от зла, и составил заповеди, как следует правильно жить на свете. Нельзя убивать ничего живого - ни большого, ни малого. Нельзя воровать, лгать, пить вино. Нужно любить людей, зверей, растения. Со временем к мудрецу пришли ученики. Они называли Гаутаму Буддой, что означало «просветлённый». Ученики и последователи Будды, которых в Индии и сейчас очень много, придерживаются заповедей своего учителя. Будда учил, что одинаково плохо жить и в бедности, и в чрезмерном богатстве. Правильно поступает тот человек, который ограничивает свои желания, живёт скромно, честно, спокойно и стремится познать истину.

Реинкарнация, метемпсихоз или переселение душ – это совокупность религиозно-философских доктрин, которые гласят о бессмертной сущности живого существа, которая все время перевоплощается из одного тела в другое

Реинкарнация, метемпсихоз или переселение душ – это совокупность религиозно-философских доктрин, которые гласят о бессмертной сущности живого существа, которая все время перевоплощается из одного тела в другое. Эта бессмертная сущность называется по-разному: душа, дух, божественная искра, истинное «Я». Согласно некоторым религиям и учениям цепь перевоплощений имеет определенную цель, а душа в процесс е перевоплощений развивается.

Необходимо отметить, что понятие переселения душ присуще не только религиозным системам, но и личному мировоззрению человека.

Вообще, вера в реинкарнацию – это феномен древний, она существует у многих народов. К примеру, у некоторых народов (евреев, индейцев, эскимосов) принято считать, что при рождении ребенка в него вселяется душа кого-то из умерших родственников. Во многих индийских религиях доктрина переселения душ занимает центральное место. Речь в данном случае идет об индуизме в таких его проявлениях, как вайшнавизм, йога и шиваизм, а также в сикхизме и джайнизме.

Идею реинкарнации принимали и некоторые древние философы, в частности, Платон Пифагор и Сократ. Вера в переселение душ присуща и некоторым современным традициям, в частности, последователям спиритизма, движению нью-эйдж, а также сторонникам каббалы, гностицизма и эзотерического христианства.

Если говорить о вере в реинкарнацию в общем, то необходимо отметить, что в ее основе лежит несколько составляющих. Первое: представление о том, что каждый человек имеет определенную сущность (душу, дух), где заключена личность, ее самосознание, определенная часть того, что человек привык называть «Я». Данная сущность может иметь связь с физическим телом, но связь эта вовсе не является неразрывной. Поэтому душа продолжает существовать даже после физической смерти тела. При этом вопрос о наличии души у других живых существ, помимо человека, в различных религиях решается по-разному. Второе: представление о том, что после физической смерти тела душа воплощается в другом теле, то есть, жизнь личности возможна за пределами физического тела.

В восточных религиях и традициях, точно так же, как и в буддизме и индуизме, существует теория о беспрерывности жизни, то есть, душа после смерти одного тела вселяется в другое. Сторонники восточных вероучений не имеют альтернативы для понятия «реинкарнация». Они уверены в том, что оно существует, как логичное и справедливое, ведь получается, что благочестивое высокоморальное поведение дает возможность человеку прогрессировать с каждой новой жизнью, каждый раз получая улучшение обстоятельств и условий жизни. И даже более того, реинкарнация как бы выступает свидетельством Божьего сострадания ко всем живым существам, поскольку в каждом новом воплощении душе предоставляется еще один шанс исправить ошибки и самосовершенствоваться. Прогрессируя таким образом, душа от одной жизни к другой может очиститься настолько, что сможет достичь освобождения.

Религиозные и философские восточные верования относительно существования души оказали прямое влияние на то, как реинкарнацию рассматривают в различных восточных учениях, между которыми существуют значительные различия. Так, одни полностью отрицают существование «Я», другие говорят о том, что существует вечная личностная сущность индивида, а третьи утверждают, что и существование «Я» и его несуществование – это всего лишь иллюзия. Все эти учения оказывают большое влияние на определение понятия переселения душ.

В индуизме реинкарнация – это одно из основных понятий. В этой религии круговорот жизни и смерти принимается как естественный природный феномен. О переселении души впервые упоминается в Ведах – наиболее древних индуистских священных писаниях. Несмотря на то, что большинство ученых уверены в том, что доктрина реинкарнации не зафиксирована в «Ригведе», некоторые ученые все-таки указывают на то, что отдельные элементы теории реинкарнации там представлены.

Наиболее подробное описание реинкарнации подается в Упанишадах – древних религиозно-философских текстах, написанных на санскрите, которые тесно примыкают к Ведам. В частности, там говорится о том, что подобно тому, как тело человека растет за счет еды и физических нагрузок, так и духовное «Я» питается своими желаниями, стремлениями, зрительными впечатлениями, чувственными связями и заблуждениями обретает желаемые формы.

Душа в индуизме бессмертна, рождению и смерти подвержено только тело. А сама идея переселения душ имеет тесную связь с понятием кармы. После многократных рождений и смертей душа разочаровывается в земных наслаждениях, и пытается найти высшее наслаждение, которого возможно достичь лишь с приобретением духовного опыта. Когда все материальные желания заканчиваются, и душа больше не перерождается, говорят, что индивидуум достиг спасения.

В буддийском учении схема формирования перерождений содержится в формуле бытия. Несмотря на то, что в буддийском фольклоре и литературе можно найти немало рассуждений и рассказов переселении душ, буддийская теория отрицает существование души, поэтому реинкарнации не признает. В то же время, в буддизме существует понятие сантана или протяженности сознания, которая не имеет постоянной опоры. Сознание блуждает по мирам сансары (их всего шесть), а также по мирам сферы форм и неформ, разделенных на многие местопребывания. Все эти блуждания могут происходить как во время жизни, так и после смерти, а нахождение в том или ином мире определено психическим состоянием. А местопребывание определяется предыдущими деяниями или кармой.

Для китайского буддизма характерно немного другое представление о переселении душ. Китайский буддизм принято называть приземленным, поэтому он часто пренебрегает такими понятиями, как реинкарнация и прочие абстракции, в то же время, придавая большое значение красоте природе. Это объясняется влиянием учений китайских учителей, в частности, Конфуция и Лао-цзы, которое придавали большое значение красоте мира природы.

В синтоизме признается возможность переселения душ. Обычно принято считать, что душа, которая возродилась в новом теле, не сохраняет воспоминаний о предыдущих жизнях, но в то же время, может проявлять таланты и умения, приобретенные и проявленные в прошлых воплощениях.

В христианстве во всех его проявлениях возможность реинкарнации отрицается. В то же время существует альтернативный взгляд на историю переселения душ в христианстве, который получил широкое распространение в конце 19 - начале 20 века среди теософов. Позже этот альтернативный взгляд был принят приверженцами движения нью-эйдж, которые утверждают, что реинкарнация принималась ранним христианством, однако позже была отвергнута.

В настоящее время вновь делаются попытки связать реинкарнацию с христианством. Примером могут служить многочисленные книги, в частности, работа Д.Геддеса Макгрегора «Реинкарнация в христианстве: новое видение перерождения в христианской мысли». Кроме того, теория реинкарнации принята рядом маргинальных христианских организаций и сект, к которым принадлежат «Либеральная католическая церковь», «Христианское общество», «Церковь единства», которые исповедуют гностические, теософские и мистические идеи.

Что касается мусульман, то у них существует довольно сложная система представлений о природе смерти, о моменте умирания, а также о том, что происходит после смерти. Согласно исламским верованиям, душа после смерти помещается за определенную преграду, а тело, которое хоронят в землю, постепенно разлагается и превращается в пыль. И только в Судный день будут созданы новые тела, в которые устремятся души. После такого воскрешения люди предстанут перед Всевышним и будут отвечать за все совершенные дела.

В современной жизни количество людей, которые верят в реинкарнацию, значительно возросло. Интерес к перевоплощению душ характерен для представителей американского трансцендентализма, теософии. В этих учениях душа человека рассматривается как чистая и обладающая большим потенциалом. А реинкарнация, в свою очередь, выступает как процесс, при помощи которого душа постепенно раскрывает свой потенциал в формальном мире.

Теория переселения душ играет важную роль в антропософии – эзотерическом духовном движении, основанном Рудольфом Штейнером. Он описывал душу человека как сущность, приобретающую опыт в процессе перевоплощений. В антропософии говорится, что настоящее формируется в результате противостояния прошлого и будущего. На настоящую судьбу человека влияет и будущее, и прошлое. Между ними присутствует такое понятие, как свобода воли: человек сам создает свою судьбу, а не просто проживает ее.

Если говорить о реинкарнации с научной точки зрения, то ее исследованиями занимался американский психиатр Ян Стивенсон, который проводил изучение случаев воспоминаний людьми своих прошлых жизней, предоставления ими реальных фактов и описания события, которые были связаны с гипотетической прошлой жизнью. Стивенсон описал свыше двух тысяч случаев. Как утверждает сам автор, в его исследование попали только те случаи, которые можно было документально проверить. Он также отметил, что в большинстве случаев эти документальные доказательства прошлой жизни были найдены. В частности, подтверждались имена родственников, описание мест жительства.

Существует и критический анализ исследования Стивенсона. В частности, речь идет об истории Эдуарда Рэйела, который утверждал, что жил в 17 столетии в английском графстве под именем Джона Флетчера. Но проверка по приходским книгам показала, что никого с таким именем не существовало.

Кроме того, есть немало описаний случаев, так называемых ложных воспоминаний, которые были спровоцированы полученной ранее информацией, хранящейся в подсознании. К тому же, большинство ученых склонны утверждать, что ни одного научно обоснованного подтверждения существования феномена реинкарнации не существует.

Поэтому вера в существование переселения душ является одним из наиболее распространенных псевдонаучных заблуждений.

С лово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:

  1. Душа, а не тело представляет собой подлинную сущность человека. Это положение согласуется с христианским мировоззрением и отвергается материализмом.
  2. После гибели тела душа человека через какой-то промежуток времени воплощается в новом теле. Каждый из нас прожил на Земле множество жизней и обладает опытом, выходящим за рамки текущей жизни.

Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.

Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.

Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:

  1. Нас научили их не помнить. Если семья принадлежит к другой вере или кто-то из членов семьи атеист, то такие воспоминания будут пресекаться. Высказывание ребенка о подробностях прошлой жизни может восприниматься как выдумка или вовсе как психическое расстройство. Таким образом, ребенок учится скрывать свои воспоминания, а впоследствии и сам забывает их.
  2. Воспоминания могут быть тяжёлыми или шокирующими. Они могут помешать нам сохранять нашу идентичность в текущей жизни. Мы можем не выдержать их и действительно сойти с ума.

Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души .

Доктрина переселения душ в религиях Востока

Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.

Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.

Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я - это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.

В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.

Реинкарнация в философии Древней Греции

В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.

Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».

Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.

Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин - основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.

Раннее христианство

Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген - греческий теолог и философ.

Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.

В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.

Средние века и эпоха Возрождения

В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале - эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.

Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно - итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.

Новое время

В новое время концепцию о перевоплощении развивал Лейбниц. Это проявилось в его теории о монадах. Философ утверждал, что мир состоит из субстанций, называемых монадами. Всякая монада есть микрокосм и находится на своей ступени развития. В зависимости от ступени развития монада имеет связь с разным количеством подчиненных ей монад более низкого уровня. Эта связь образует новую сложную субстанцию. Смерть - это отделение главной монады от подчиненных. Таким образом, смерть и рождение тождественны обычному обмену веществ, который происходит у живого существа в процессе жизнедеятельности. Только в случае реинкарнации обмен имеет характер скачка.

Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.

Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:

  • Убеждение, что мы недоступны для смерти, носимое каждым из нас, исходит из осознания нашей изначальности и вечности.
  • Жизнь после смерти не является более недоступной для понимания, чем нынешняя жизнь. Если возможность существования открыта в настоящем, значит, она будет открыта и в будущем. Смерть не может разрушить большего, чем мы имели при рождении.
  • Есть то существование, которое не может быть уничтожено смертью. Оно вечно существовало до рождения и будет вечно существовать после смерти. Требовать бессмертия индивидуального сознания, которое разрушается вместе с гибелью тела, - это значит желать постоянного повторения одинаковой ошибки. Для человека недостаточно переселиться в лучший мир. Нужно, чтобы перемена произошла внутри него.
  • Убеждение, что дух любви никогда не исчезнет, имеет под собой глубокую основу.

XIX-XX вв

В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.

Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой.

Он сам чистил туалеты. Среди множества заслуг Ганди основными являются:

  • Ганди внёс решающий вклад в улучшение положения неприкасаемых. Он не ходил в те храмы, куда запрещали входить неприкасаемым. Благодаря его проповедям были приняты законы, которые препятствовали унижению низших каст.
  • Обеспечение независимости Индии от Великобритании. Ганди действовал с помощью тактики гражданского неповиновения. Индийцы должны были отказаться от титулов, которые давала Великобритания, работы на госслужбе, в полиции, в армии и от покупки английских товаров. В 1947 году Британия сама дала независимость Индии.

Россия

Л.Н. Толстой - широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.

Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:

  1. Невозможно даровать человеку спасение извне. Он должен сам справиться со своим злом. Бог ставит человека в такие ситуации, которые покажут ничтожность зла и силу добра. Для этого нужно, чтобы душа продолжала жить после физической смерти, получая новый опыт. Всякое зло искупается страданиями до тех пор, пока сердце не станет чистым. Для такого исправления нужно время. Оно не может произойти в пределах одной короткой жизни человека.
  2. Создавая личность, Бог дарует ей силу творить. Тип жизни человек вырабатывает сам. Поэтому он ответственен за свои действия, за свои черты характера и за своё внешнее проявление в теле.
  3. Лосский отмечал, что забывание - естественное свойство человека. Многие взрослые не помнят часть своего детства. Тождество личности зиждется не на воспоминаниях, а на основных стремлениях, которые влияют на то, каким путём пойдёт человек.
  4. Если страсть, вызвавшая неблаговидный поступок в прошлом воплощении, остаётся в душе при последующем рождении, то и без воспоминания о совершённых поступках, само наличие и проявление её приводят к наказаниям.
  5. Блага и трудности, которые получают новорожденные, определяется их прошлым рождением. Без теории перевоплощения разные условия рождения противоречат благости Бога. В противном же случае рождающееся существо само создаёт их. Следовательно, оно и отвечает за них.

Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.

Карма и реинкарнация

Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.

В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.

После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.

Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.

Реинкарнация отношений

Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.

Есть несколько типов связей:

  • Родственные души. Те души, которые помогают друг другу перейти на новый уровень сознания. Они часто имеют противоположный пол, чтобы сбалансировать друг друга. Встреча с родственной душой может длиться недолго, но иметь сильное влияние на человека.
  • Души-близнецы. Они очень похожи друг на друга по характеру, по своим интересам. Часто чувствуют друг друга на расстоянии. При встрече возникает ощущение, что давно знаком с человеком, возникает чувство безусловной любви.
  • Кармические отношения. Такие отношения часто бывают сложными, в них нужно много работать над собой. Людям нужно проработать вместе какую-то ситуацию. Если остался какой-то долг перед человеком с прошлой жизни, значит, пришло время его вернуть.

О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.

Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.