Знак больницы змея с бокалом. Эмблемы медицины

Все мы знаем и много раз видели медицинскую эмблему - чаша с обвивающей ее змеей. Изображение этого символа украшает коробки с медикаментами, вывески больниц, аптек, поликлиник и других медицинских учреждениях. Помнится, Петросян когда-то шутил над этой эмблемой: рюмка – символ бесплатного спирта в медицине, а змея из-за того, что «бюллетень не дают». Ну а если без шуток, как-то мы не особо задумывались, что именно означает эта чаша со змеей? Так вот, однозначной трактовки медицинской эмблемы не существует. Одни ученые считают, что этот символ указывает на целебные свойства применяемого в медицине змеиного яда, а чаша является сосудом, где этот яд хранится. По утверждениям других, обвивающая чашу змея символизирует бессмертие, знание, мудрость и добрые начинания. К тому же, есть предположения, что корни медицинской эмблемы, уходят к древней римской и греческой мифологиям. Древнеримский Бог врачевания Эскулап (у древних греков он же Асклепий) изображался с обвитым змеей жезлом. Согласно легенде, змеям известны лечебные свойства различных целебных растений и, чтобы эти знания обрести нужно превратиться в змею, а затем обратно в человека. И Богу врачевания Эскулапу это удалось. Используя змеиные секреты, он лечил больных целебными травами. Согласно этой легенде, на медицинской эмблеме чашу обвивает не какая-то абстрактная змея, а конкретный ее вид – Эскулапов полоз (Эскулапова змея). К слову, Эскулапова змея не ядовита.




Оказывается, в России медицинский символ со змеей, овивающую рюмку, называли «гиппократовой чашей». А официальной эмблемой ее стали считать в XVIII веке, но документально это никак не подтверждено. Военная медицина тоже получила похожую эмблему, только чашу там обвивают не одна, а две змеи.

Всем известно, что символ медицины — чаша со змеей, а в народе его шутливо называют «тёща кушает мороженое». А вот что означает такая эмблема, знает далеко не каждый. Какие ещё бывают символы, обозначающие медицину, откуда они произошли и каково их истинное значение? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Откуда произошли медицинские символы

В разное время различные культуры принимали свои символы и эмблемы медицины, которые отражали понимание и восприятие смерти и жизни, указывали на образ врачевателя и методы лечения. Говоря о различных медицинских символах, стоит вспомнить известных богов — покровителей врачевания, древние способы лечения и другие особенности.

Самый основной и медицины — змеи. Именно их изображение в самых разных формах использовалось для обозначения врачевания. История использования этого знака уходит корнями к древним цивилизациям Востока, Греции и Египта. Например, именно змея обвивает тело Изиды, египетской покровительницы врачевания. Также змею сопровождает надпись на столбе Сесостриса I в Карнаке, где сказано: «Дарую жизнь, долголетие и здоровье... царю нижнего и верхнего Египта». Интересно, что современный символ медицины также не обошёлся без змеиного изображения. Тут пресмыкающееся обвивает чашу, и каждая из частей этой эмблемы заслуживает особого внимания.

По мере развития общества, с повышением уровня знаний о природе и окружающем отражающие различные явления, изменялись и переосмысливались. Сегодня трактовка дошедших до нас символов врачевания довольно многообразна. Существует около пятидесяти различных условных изображений, означающих медицину, но мы рассмотрим лишь самые распространённые.

Общие и частные эмблемы врачевания

Для всестороннего изучения вопроса, наряду со многими научными методами, применяющимися в изучении медицинской символики, также актуален и метод исторический.

Наиболее ценными источниками для изучения вопроса являются нумизматика и бонистика. Первая изучает монеты, жетоны, медали и ордена, а вторая рассматривает бумажные денежные знаки в историческом, экономическом и художественном аспекте. Именно на монетах и банкнотах различных эпох можно встретить наибольшее количество медицинских символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях — это вообще единственный источник подтверждения их физического существования.

Специалисты, изучающие эмблемы и символы медицины склонны применять особую классификацию, согласно которой все существующие обозначения можно разделить на частные и общие. К частным относятся:

  • капля крови — знак хирургического профиля;
  • изображение ландыша;
  • клистир (клизма);
  • рука, прощупывающая пульс — эмблема терапевтов;
  • изображение флорентийского младенца;
  • пентаграммы хирургических инструментов, например скальпеля;
  • уринарий;
  • ступки с пестиком или без — такие эмблемы используют фармацевты или медицинские общества;
  • военно-медицинские знаки (эмблемы).

Общие медицинские символы гораздо более знамениты. К ним относятся:

  • змея;
  • посох Асклепия (Эскулапа) — змея, обвивающая палку;
  • змея вокруг чаши;
  • две змеи, обвивающие жезл Гермеса (Меркурия);
  • яйцо;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • светильник;
  • анк Импотеха;
  • змей, обвивающий зеркало;
  • петух;
  • одна или две змеи, закрученные вокруг свечи или светильника;
  • змея, обвивающая Дельфийский пуп, омфалос;
  • горящая свеча или факел;
  • сердце в ладонях и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие символы означают врачевание вообще, а частные призваны разделять медицину по направлениям.

Почему змея — символ медицины

На заре цивилизации, в только-только зарождавшемся первобытном обществе, когда первые тотемы отражали беспомощность человека перед природой и окружающим миром, змея была одним из основных символов. С появлением религиозного культа змеям приписывалась двойственная натура добра и зла. С одной стороны, они олицетворяли собой коварство и хитрость, а с другой — были бессмертия.

Интересно, но в античных верованиях символом медицины являлись вовсе а тихий безобидный уж. Именно их именовали «Эскулаповы змеи». Эти пресмыкающиеся были почётными жителями культовых центров врачевания в Риме и Греции. Ужи свободно передвигались по дому и лечили захворавших — вылизывали раны. Римляне и греки очень любили своих змей, содержали их в домах, при банях и купальнях.

У многих народов хорошее начало, приносит благосостояние дому, здоровье и счастье живущим в нем. Также, по поверью, змеи исцеляют раны и способны научить мудрости врачевания.

В древневосточной мифологии змея также ассоциировалась со здоровьем людей и их лечением, а в африканских странах олицетворяла собой врачевание. Пожалуй, это единственный случай, в котором можно проследить цепочку ассоциаций. Дело в том, что в Африке лечением людей занимались исключительно колдуны, они же являлись и заклинателями ядовитых змей. Так и появилась цепочка ассоциаций: колдун — змеи — лечение. Потом, правда, колдуны куда-то исчезли, а вот змеи и врачевание так и остались в крепкой связке.

В европейских странах, в отличие от Африки, змея ассоциировалась не с колдунами, а с мудростью и познаниями в целом. вечной юности — омоложение в данном случае символизирует ежегодная линька, смена кожи. Эта способность змеи в прямом смысле слова «выходить из себя» нашла интересное отражение в египетских легендах. В полночь великий бог солнца Ра вместе со своими приближенными выходит из светящейся ладьи и входит в тело огромного змея. Утром из его нутра все они выходят детьми, снова садятся в священную ладью и продолжают свое путешествие по небу. Именно так, по мнению древних египтян, день сменяется ночью.

Подобные мифы омоложения и бессмертия существуют в африканских сказках, шумерских легендах и греческих мифах. Как древнейший символ медицины, змея изображалась без каких-либо дополнений и атрибутов. И лишь много позже к ней стали присоединять посох, треножник, зеркало или знаменитую чашу.

Что символизирует чаша

Поскольку символ медицины — чаша со змеей, то следующее, о чем мы поговорим, будет именно она. Самое распространённое толкование того факта, что именно чаша стала символом чего-то доброго и спасительного, то есть медицины, связано с восприятием пресной воды в засушливых районах земного шара. Поскольку дожди в этих местах шли редко, вода становилась даром небес. Сохранить подарок небесных богов можно было с помощью рук, сложенных в виде чаши, или камней с углублениями, глиняной или металлической посуды. Так как от засухи люди вымирали целыми селениями, то молитвы о дожде стали сопровождаться просьбами о здоровье и сохранении жизни. На древних египетских стелах и фресках больной, обращаясь к богам с просьбой о выздоровлении, держит в руках именно чашу.

Лечение с помощью воды стало традиционным для стран Древнего Востока и Индии. Алхимики обязательно использовали воду или капельки росы для получения лекарственных средств. Для врачевания применялись особые кубки с выгравированными на них заклинаниями и символами. Например, для лечения страха («болезнь боязни») мусульманами использовался особый «кубок боязни» — медная чаша, специально изготовленная в Мекке и украшенная изречениями из священного Корана.

Народные сказания до наших времён сохранили выражения, связанные с ритуальными чашами: «чаша страданий», «пусть дом станет полной чашей», «испить чашу до дна», «чаша терпения» и другие. В этих изречениях заложена двойственная природа образа — двудонный кубок, творение неба и земли. Если человек испил из чаши земного творения, его нутро обращается к страстям земным. Испив из небесной чаши, человек устремляет помыслы к небу, возвышенным идеалам, избавляется от земных грехов и страстей. Неспроста одним из является кубок причастия — чаша избавления от грехов.

Посох

Рассматривая символы медицины, нельзя не вспомнить и о посохе — суковатом шесте, вокруг которого обычно обвивается змея. Этот предмет олицетворяет собой дорожную палку, означающую странствия врачевателей. Посох не только помогает в пути, но и повышает уровень доверия. Медицинские трактаты Индии настоятельно рекомендовали врачу иметь при себе посох, поскольку больные подсознательно больше доверяют людям опытным, немолодым, имеющим связь с землёй.

Именно этот предмет и стал прообразом трости врача, особенно популярной в Англии в Средние века. Иногда в качестве медицинского символа посох изображался с ветками и листвой. Это символизировало начало новой жизни, омоложение.

В некоторых эмблемах присутствует не посох, а жезл Меркурия, или Гермеса. Этот бог считался посредником между царствами мёртвых и живых, между людьми и богами. По преданию, Гермес получил свой жезл в подарок от Аполлона. Это была награда за то, что он изобрёл такой музыкальный инструмент, как лира, и виртуозно на нем играл. Греки называли эту волшебную трость кирекийоном, а римляне именовали кадуцеем.

Пентаграмма и треножник

Довольно популярны также и такие символы медицины, как пентаграмма и треножник Аполлона.

Первый из них — пятиконечная звезда, нарисованная одной линией. Это знак уходит своими корнями в Месопотамию и Египет. Считается, что таким образом соединялись между собой пять известных к тому времени планет: Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер. Этот символ чаще всего использовался как талисман и оберег против духов и существ, вызывающих несчастья и болезни. Чуть позже, во время повсеместного распространения христианства пентаграмма стала знаком еретиков и была заменена на изображение руки с растопыренными пальцами.

Второй знак — треножник Аполлона. Согласно преданию, у подножья горы Парнас Аполлон убил Пифона — злобное чудовище, охранявшее долину. На месте битвы был построен Дельфийский храм, святилище Аполлона. Одной из стен храма была скала, из расщелины которой струился пьянящий аромат. Рядом на золотом треножнике сидела Пифия — жрица, общавшаяся с богами и узнававшая таким образом их волю. А поскольку Аполлон был покровителем медицины и врачевания, то треножник из его святилища стал особым символом, объединяющим три начала медицины:

  • собственное наблюдение;
  • анализ наблюдений других людей;
  • заключение по аналогии.

Посох Асклепия

Итак, что означает символ медицины, изображающий палку, вверх по которой ползёт змея? Для начала стоит отметить, что этот знак является наиболее узнаваемым примерно с VIII века до нашей эры. История этого знака восходит к греческим мифам. По преданию, Асклепий (римляне именовали его Эскулапом) обучился своему делу, искусству врачевания, у кентавра по имени Хирон. Полученные знания он с успехом применил на практике и стал искуснейшим врачевателем. Он так хорошо лечил людей, что Зевс испугался, что благодаря его стараниям люди и вовсе станут бессмертными. Поэтому он убил Асклепия ударом молнии.

Существует легенда, согласно которой однажды Асклепия пригласили ко двору чтобы воскресить его погибшего сына. По дороге ко дворцу на палку, на которую Асклепий опирался при ходьбе, вдруг влезла змея. Врачеватель испугался и убил её. Как только он лишил пресмыкающееся жизни, откуда ни возьмись появилась другая змея, несущая во рту траву. С помощью пучка травы змея воскресила свою подругу, и они вместе уползли прочь. Асклепий правильно понял знак богов, он нашёл траву, которую держала во рту змея, и смог воскресить сына царя Миноса.

С тех пор изображение посоха Асклепия стало применяться в качестве символа врачевания, а сам доктор стал почитаться как бог врачевания.

Чаша со змеёй

Тем не менее гораздо более распространённый символ медицины — змея, обвивающая чашу. Первые изображения этого символа относятся к 600-800 гг. до нашей эры. Примечательно, что вначале части изображения существовали раздельно и являлись атрибутами Гигеи, дочери Асклепия — змею она держала в одной руке, а чашу - в другой. И лишь много позже изображения соединились в единое целое.

Истинное значение этого знака весьма спорно. Кто-то трактует его так, а кто-то иначе. Чаще всего кубок ассоциируют с ёмкостью для хранения широко известной лечебной субстанции, а змея символизирует мудрость. Однако есть и другое толкование. Согласно ему эмблема напоминает врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши мирового познания, человеческого разума, объемлющего весь мир.

Самое весёлое толкование символа придумали студенты-медики. По их мнению, символ означает, что медик «хитер, как змей, и очень любит выпить».

Сегодня такая эмблема чаще всего применяется для обозначения фармацевтической деятельности.

Кадуцей

Значение символа медицины, изображающего жезл с крыльями, вокруг которого вьются две змеи, тоже не слишком однозначно.

Дело в том, что изначально кадуцей был символом тайны, знаком, защищающим коммерческую или политическую переписку. И лишь много позже стал символом медицины.

Для удобства восприятия стоит разделить эмблему на несколько частей:

  • жезл символизирует Дерево Жизни, связь между небом и землёй;
  • двойная спираль, образованная переплетением змеиных тел — символ космической энергии, единства противоположности, двойственности явлений;
  • сами пресмыкающиеся — деятельные силы земного и потустороннего миров.

Скорее всего, превращение символа из коммерческого (политического) в медицинский произошло из-за наличия змей, дающих одновременно и лечебное снадобье, и яд.

Красный крест и полумесяц

Если рассматривать символы медицины, популярные во всем мире, не стоит забывать и о красном кресте и полумесяце. Как ни странно, но такой символ вовсе не означает «что-то медицинское», как принято считать в нашей стране. Он призван защищать медиков, раненых, госпитали и больницы во время военных конфликтов. Поэтому недопустимо использовать такой символ на аптеках, автомобильных аптечках, халатах и шапочках медперсонала и в других местах. По задумке, он должен иметь «экстренное» значение и применяться лишь в крайних случаях.

Схожее значение имеют:

  • красный крест;
  • красный полумесяц (в исламских странах);
  • солнце и красный лев (в Иране);
  • красная звезда Давида (в Израиле).

В нынешнее время Движение Красного Креста занято разработкой новой символики, лишённой национальных и религиозных признаков.

Звезда жизни

Символ медицины, фото которого представлено ниже, не слишком популярен в России. Это «Звезда Жизни» — символ медицины, родившийся в США. Каждый из лучей снежинки символизирует собой определённую функцию экстренной медпомощи:

  • обнаружение;
  • извещение;
  • отклик;
  • помощь на месте происшествия;
  • помощь при транспортировке;
  • транспортировка для дальнейшего оказания помощи.

Заключение

Изучая медицину, невозможно не знать или не понимать символов, означающих врачевание. Интерес к прошлому, как известно, порождает светлое будущее. Чем ярче мы сможем представить себе содержание и значение культурной эстафеты, переданной нам прошлыми поколениями, тем ценнее и значимее становится для нас настоящее. Ведь в каждый символ наши предки вкладывали особый смысл, призванный донести его ценность до грядущих поколений.

В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов - покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Наиболее распространенный символ медицины - чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды - покровительницы врачевания в Древнем Египте (с.37-38).

Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк - олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

ЗМЕЯ

Змея - традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» - легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея - дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных (с. 83). Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян (с. 69).

Йога уподобляет змее духовную энергию человека - кундалини (с. 94).

За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов (с. 127). Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи (с. 145). Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей - «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис - птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни (с.36). Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего - змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба (с. 58 - 59). В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда (с. 116) нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей (с.66): «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории» (с. 152-157) писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

ЧАША

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями -- «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам (с.38).

Лечение с помощью воды - древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии (с.89); алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств (с.31). Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» - медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши - двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал - чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея (с. 132) и Панакея (с. 123). У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с

историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в

себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного яда

писали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в.) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий - «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Посох

Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака (с.99).

У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия - символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением.

Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни (с.173), рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине».

Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач

Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения христианства. Как известно, обращение в христианство народов Нового света и восточных стран часто сопровождалось трагическими событиями. Их причиной была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о грехов-ности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре - сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете. Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители. Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него, как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох, св. Христофор донес Христа до другого берега и увидел, как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. Этот греческий бог был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл на лире, но изобрел этот прославленный музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума. Греки называли жезл Гермеса - кирекийоном, римляне - кадуцеем.

Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал

ворон как один кз символов алхимии. Результатом соединения алхимического

искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия (с.205), великим

представителем которой был Парацельс. Впрочем, сам он более охотно использовал

в качестве символа медицины пентаграмму.

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма - пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе (с. 128-129), основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.

В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог:

МЕФИСТОФЕЛЬ: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога. ФАУСТ: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался? МЕФИСТОФЕЛЬ: ИЗВОЛИЛИ ее вы плохо начертить, И промежуток в уголке остался, Там, у дверей - и я свободно мог вскочить.

Фауст отказался выпустить непрошеного гостя. Мефистофелю пришлось усыпить его и призвать на помощь мышей и крыс. Он смог выйти только после того, как они прогрызли дыру в вершине пентаграммы.

Пентаграмма - не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга (с.22). Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа - бога врачевания (с.56): «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников.

Треножник Аполлона

В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище - Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула.

Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы (с. 137-139):

Собственное наблюдение с привлечением опыта врача,

Наблюдение других, дополняющее собственный опыт,

Заключение по аналогии.

Исторические параллели:

Непосредственное отношение к медицине и алхимии имели треножники и в Древнем Китае. Об этом рассказывает множество легенд. В сосуде-треножнике хранились травы, которые пробовал Шэнь-нун (с. 66). Согласно преданию, Хун-ди, первый император и великий мудрец, сделал бронзовый треножник для того, чтобы варить в нем снадобье бессмертия. Когда работа была закончена, из-за облаков появился огромный волшебный дракон, покрытый золотым панцирем. Он опустил свой длинный ус прямо в треножник. Хуан-ди понял: его зовут к бессмертным, в небесный дворец. Быстро взобрался он по усам на спину дракона и стал подниматься в небо. Правители мелких царств и простые люди хотели последовать за ним. Толкаясь и давя друг друга, ухватились они за усы дракона. Усы не выдержали такой тяжести и оборвались. Люди упали на землю, а из усов дракона выросла целебная трава «драконов ус».

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ-СИМВОЛЫ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА

Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство - змея.

Менее известные - сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака - символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина.

Медаль с изображением посоха Асклепия, совы и петуха

Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Аскле-пия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность.

Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Исторические параллели:

Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян (с. 68). Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) - змея.

В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде. увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей.

Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных.

На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями - маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша.

Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболевании. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств.

В заключение рассказа о растениях - медицинских символах упомянем «платан Гиппократа». Это гигантское дерево, окруженное бетонными подпорками, до сих пор стоит на острове Кос. Согласно преданию, две с половиной тысячи лет назад под ним сидел со своими учениками великий основатель косской врачебной школы (с. 131-132).

МЕДИЦИНСКИЕ СИМВОЛЫ - ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Распространенными врачебными символами в разное время были изображения пестика и ступки, уринария (с.179), медицинских банок (с.138), которые украшали гербы городов, известных своими больницами. Однако наиболее широкое признание в эпоху средневековья получили символы, созвучные христианским представлениям. Особое место среди них занимают горящий факел и пламенеющая свеча. Огонь, дающий тепло, благодатный покровитель жизни, стал символом духовной сущности врачебной деятельности. Уже в Древней Греции пламя костра в форме факела сопровождало изображения покровителей жизни: Деметры - богини земледелия и плодородия, Персефоны, олицетворяющей животворящую силу земли, принесшего солнечный свет Аполлона и Асклепия-врачевателя. Часто держит факел в руке и кентавр Хирон, научивший Асклепия медицинском искусству

У многих народов древности огонь считался одним из основных элементов природы. Он был одной из стихий из первоначал в натурфилософии Китая (с.69), Индии (с.90) и Гре-

ции (с.130). Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э) считал огонь вечно живым первоначалом мира. Он сравнивал зарождение жизни с возгоранием пламени, а ее угасание - с угасанием огня. По мнению другого философа, Демокрита, жившего в V-IV вв. до н.э., из мельчайших частиц огня состояли души живых существ, населяющих землю. В античной медицине огонь рассматривался как всеисцеляющее средство, к которому врач обращался в крайнем случае, когда другие методы лечения не давали результата. «Что не лечится огнем, - говорил Гиппократ, - то неизлечимо». В эпоху христианства расширилось значение горящей свечи как символа созидания, борьбы с темнотой. Особое восприятие света как «основы мироздания» сформировалось под влиянием библейских текстов. Слова Бога «Да будет свет!», произнесенные в первый день творения, служили символом начала круга Вселенной.

Сжигание свечей во время церковных обрядов символизировало смерть Христа, искупающего грехи людей. С этим были связаны известные изречения, которые помещали на лентах, обвивающих свечу: «Светя другим - сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя», «Исполняя свой долг, я забываю о себе». Часто горящие свечи украшали портреты известных врачей. На фамильном гербе великого английского врача В.Гарвея, открывшего систему кровообращения, изображена горящая свеча, обвитая двумя змеями. Этот символ сопровождает изречение «Чем сильнее горит, тем ярче светит».

В эпоху Возрождения становится популярным еще один символ медицины: изображение змеи, которая обвивается не вокруг посоха или свечи, а вокруг зеркала. Оно в данном случае является не только олицетворением осторожности, необходимой врачу, но и символизирует необходимость ясновидения, способности «видеть все как в зеркале» для овладения искусством врачевания. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье (с. 108).

Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни (с. 112). Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли. Легенда Древнего Китая так рассказывает об одном событии легендарной древней эпохи Желтого императора:

«В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполнил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали волшебные чары Желтого императора. Он прогнал захватчиков, заточил их в зеркала и наказал им повторять, как бы в некоем сне, движения людей. Он лишил их силы и облика и низвел до простого рабского положения».

В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник. Древние легенды часто говорят о том, что силы, скрытые в зеркале, могут по-разному проявлять себя при дневном свете и в темноте. Символом знаний в разных областях, «духовного просветления» служило зеркало, на которое падают солнечные лучи. Однако в темноте зеркала могли быть пристанищем темных сил, опасных для жизни человека. При свете дня демоны, вампиры и другие существа, угрожающие жизни и здоровью человека, согласно поверьям многих народов, не отражаются в зеркале, они невидимы, и это делает их особенно опасными. В XVTII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Как видим, образ зеркала несет на себе отпечаток той же двойственности, которую мы уже встречали у других древних магических символов - змеи и чаши.

Исторические параллели: Отражение этой двойственности проявля

ется, например, в восприятии братьев - близнецов, похожих друг на

друга как отражение в зеркале. Так, греческая мифология рассказы

вает об Эпиметее - неразумном и легкомысленном брате искусного и

предусмотрительного Прометея, о Танатосе, боге смерти, похожем

на своего брата-близнеца Морфея, бога сна (с.48). Ахурамазда, глав

ный бог иранской мифологии, создатель шестнадцати стран добра,

считался братом - близнецом злого духа Ахримана, создателя шестнадцати стран зла.

Однако близнецы - далеко не всегда враги, соперники, противоположности. Множество мифов повествует об их трогательной дружбе, братской любви. Когда один из близнецов погибает, другой воскрешает его.

Искусными врачевателями были близнецы Ашвины, герои индийской мифологии (с. 87). Братья-близнецы, добрые духи из китайских народных преданий, "выметали " из дома болезни и несчастья (с. 70.) Искренняя любовь связывала неразлучных братьев Кастора и Поллукса. Об этих героях греческой мифологии напоминает название одного из зодиакальных созвездий - Близнецы.

В разных культурах зеркало символизировало

разные аспекты восприятия мира. В одном из

направлений китайского буддизма (школа Чан,

VII в.) с этим символом связано учение о «посте

пенном просветлении». Сознание человека упо

добляется зеркалу, которое надо протирать вре

мя от времени, чтобы пыль и грязь, скапливаясь

на поверхности, не сделали его мутным. Обраща

ясь к историческим свидетельствам, мы как будто

«протираем» зеркало нашего сознания, стираем с

него пыль, которая скопилась за сотни и тысячи

лет. Наверное, поэтому Международные конг

рессы по истории медицины в Бухаресте (1970) и

в Барселоне (1980) выбрали в качестве эмблемы зеркало, рукоятку которого обвива

ет змея. Это изображение стало и эмблемой Международного общества истории

медицины

Заканчивая последнюю главу книги, посвященной истории медицины, вспомним и мы этот древний символ. За его простыми очертаниями можно увидеть многое. Надо только не забывать стирать пыль с зеркала...

Еще во времена, когда общественный строй человечества был крайне примитивным и находился в зачаточном состоянии, были сделаны первые шаги к созданию современного символа медицины. В древних верованиях главным символом врачевания стали змеи, им приписывалась двойственность. С одной стороны, эти создания были коварны и хитры, а с другой, являли собой мудрость, знания, бессмертие и правильное питание. Интересно, что все эти качества, в основном, относились к простым ужам, которых также называли «Эскулаповы ». В домах древних греков и римлян эти создания чувствовали себя достаточно уютно, за ними ухаживали, кормили, они свободно могли передвигаться по дому. Известно, что ужи часто вылизывали раны. Несколько позже, к символике змеи стали добавлять и чашу, изредка посох, вокруг которого обвивалась рептилия. Так и зародился символ медицины чаша со змеей.

Немалую роль в формировании символа чаши со змеей сыграли древнегреческие мифы. К примеру, великий врачеватель Асклепий (в римской мифологии Эскулап) всегда изображался рядом со змеями. Согласно легенде, он был вызван царем Миноса, чтобы оживить его сына. В дороге Асклепий заметил, что из трости, которая служила ему опорой, начинает вылезать змея. Им овладел страх, и он быстро убил её. Спустя мгновение, из травы выползла другая змея, с пучком некоей травы в пасти, с помощью которой она сумела оживить погибшего сородича, и они уползли. Медик воспринял это как знак и принялся искать эту траву. Обнаружив её, он сумел впоследствии успешно воскресить сына царя. Это стало причиной, из-за которой сам Зевс принял решение убить его, поскольку опасался, что из-за него люди станут бессмертными. Таким образом, змея крепко пустила корни в древней культуре. Первые изображения со змеей, обвивающей чашу, начали появляться еще XI до н. э. Использовалась и другая, не менее известная символика, например:

  • змея, обивающая посох (благодаря мифам об Асклепии);
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • пентаграмма, впоследствии признанная христианами как ересь и замененная изображением руки с растопыренными пальцами.

Также змеи стали символом вечной молодости, благодаря своей способности «линять», убирая старую кожу. Даже в древней Африке эти рептилии считались лечебными и ассоциировались с колдунами, так как лишь они знали, как подчинить их своей воле.

Чаша всегда воспринималась людьми как нечто доброе и спасительное, поскольку в ней можно было хранить пресную воду. Особенно это оказалась актуально для засушливых земель, где из-за редких дождей вода нередко принималась за дар небес. Даже в христианстве есть отражение этого - кубок причастия, чаша, способная избавить человека от его грехов.

Любопытный факт, что изначально чаша не была отдельным атрибутом врачевания и, согласно мифологии, принадлежала Гигее, дочери Асклепия. В одной руке она всегда держит змею, а в другой - чашу. Впоследствии этот символ объединили в один, что породило многочисленные споры среди историков.

Трактовка чаши сильно разнится, в зависимости от источника, она может являться как хранилищем для яда, используемого для лечения, так и служить напоминанием о том, что врач должен быть мудрым и черпать свое знание из чаши мирового познания, что, на самом деле, аллегория на человеческий разум, объявший весь мир.

В «Гиппократова чаша» появилась лишь в XIII веке, став официальным символом медицины. Тем не менее, никаких документов, способных подтвердить это, до наших дней не сохранилось.

Самую позитивную трактовку своему символу дали студенты-медики. Согласно их версии, врач хитер, словно змея, а также всегда рад выпить, о чем и символизирует чаша.

Заключение

В современном мире символ медицины - чаша со змеей, довольно часто используется фармацевтическими компаниями, однако его можно увидеть и в военной медицине. Это один из самых узнаваемых символов современности. Его появление вполне логично, во многом благодаря культуре древних греков и римлян, распространившейся практически на всю Евразию. Благодаря этому, древняя медицина смогла подняться довольно высоко, а целители стали пользоваться еще большим уважением.

Психиатрия и психология Статьи

Змея, чаша и посох: происхождение медицинских символов

2012-09-18

Изображение змеи, которая обвивается вокруг посоха, было принято в качестве символа медицинской профессии в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на I Всемирной ассамблее в Женеве. Таким образом, в 1948 г. была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой, как мы и сказали, помещен посох, обвитый змеей.

Это не единственное изображение, которое использовалось медиками для обозначения их профессии. Например, символом аптечного дела является чаша со змеей, знаком службы экстренной медицинской помощи — шестиконечная «Звезда жизни», в центре которой также змея и посох. В разные времена и в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Эмблемы сменяли друг друга, и, в итоге, их накопилось достаточно много для того, чтобы составить общую классификацию.

К общим медицинским эмблемам относятся:

  • змея;
  • змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
  • змея, обвивающая чашу;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);
  • две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);
  • змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
  • змея, обвивающая зеркало;
  • анкх;
  • яйцо;
  • горящий факел или горящая свеча;
  • светильник («светя другим, сгораю сам»);
  • петух;
  • сердце на ладони;

К частным медицинским эмблемам относятся:

  • изображение ландыша (символ терапии и исцеляющей силы);
  • изображение флорентийского младенца;
  • уринария (сосуд для сбора мочи — символ наблюдения врачом больного);
  • клистира (клизма);
  • рука, ощупывающая пульс (эмблема терапевтического профиля);
  • пентаграммы, изображения некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц);
  • капля крови (эмблема хирургического профиля);
  • ступки, ступки с пестиком (эмблемы фармации, медицинских обществ).

Однако наиболее распространенными и долговечными оказались изображения змеи, чаши и посоха, о происхождении которых мы и поговорим более подробно.

Чаша со змеей

Это один из наиболее распространенных медицинских символов. История его возникновения уходит корнями в развитие древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Чаще всего, эмблема носит название Чаши Гигиеи . Если обратиться к древнегреческому мифу о боге медицины Асклепии, то можно увидеть множество преданий о его детях. Среди дочерей и сыновей именитого врача мы видим Телесфора, гения выздоровления, Панацею, отвечающую за лекарственное лечение, Иасо, богиню исцеления. Старшая же дочь Асклепия, Гигиея, была богиней здоровья и изображалась в виде девы с чашей, из которой кормит змею.

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Разумеется, вода здесь — дар небес, драгоценная влага и лечебное средство , а собрать ее можно только с помощью сосуда — чаши (даже самой примитивной, в виде двух сложенных вместе ладоней). В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. До нашего времени дошло множество образных выражений: «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Кроме того, чаша — древний сосуд для хранения змеиного яда, из которого изготавливали различные лекарства.

Змея символизирует здоровье, осторожность, мудрость, могущество. Культ змеи выступает основополагающим в культуре и находит свое отражение в мифах и легендах практически всех стран Древнего Мира. Змея, в том числе, была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение . Множество преданий связано с тем, что пресмыкающемуся известен секрет вечной жизни. К примеру, в шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока купается, змея похищает его и молодеет, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами.

В журнале «Здоровье мира» (май 1970 г.) высказывается мнение, что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея , а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название «Асклепиев уж» (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), Австрии (у Бадена около Вены), Германии (у Шлагенбада). В этих странах ужи не водились, и их завезли сюда римляне. Таким образом, в эмблеме чаши со змеей змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала.

Посох со змеей

Посох Асклепия — древний медицинский символ. По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шел, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первое существо. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью стал сам воскрешать мертвых . На эмблеме посох изображается в виде необработанной палки с сучьями, что символизирует долгие странствия, в которых врач набрался опыта и мудрости. Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление и начало новой жизни .

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. В этом случае две змеи обвивали жезл, на конце которого располагались крылья. Этот знак по сей день остается на вооружении в США, Англии и Франции. Посох Гермеса (Меркурия) назывался кадуцей. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме примером уравновешенного и добродетельного поведения. Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Жезл часто венчал ворон как один из символов алхимии. Результатом соединения алхимического искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия, великим представителем которой был Парацельс . Забавно, но сам он использовал в качестве символа медицины пентаграмму.