Чем прославился лавра саввы освященного. Путешествие по иудейской пустыне в монастырь мар-саба

А теперь о самом монастыре.

Мар Саба, иными словами Лавра Саввы Освященного, - православный греческий мужской монастырь, расположенный в Иудейской пустыне. Основан он около 484 года преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших и самым строгим из всех православных монастырей.


Монастырь окружает пустыня и арабские поселения. Вдали виднеются одинокие башни монастыря:

Как только мы остановились у монастыря, нас с непонятными намерениями буквально сбили с ног арабские пацаны. Оказалось, намерения были самыми безобидными - они просто поздоровались с нами за руку и убежали (даже денег, как ни странно, не спросили), сопровождая все это возгласами. Как бы там ни было, как я уже говорила, монахи попросили нас отогнать машину поближе к стенам монастыря, чтобы ее не было видно с дороги.

Мишина фотография. На фото Леша:

Монастырь уже более полутора тысяч лет находится вне времени и пространства, он живет своей непростой и истинно аскетичной жизнью.

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг начали селиться ученики. Савва родился в Каппадокии и в возрасте 8 лет был принят в монастырь, там он и остался, а затем стал отшельником и ушел в пустыню, где и был построен этот монастырь. В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский или Палестинский. Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. Житие приписывает преподобному Савве ряд чудотворений - по его молитве в лавре забил источник воды, а во время засухи пролился обильный дождь, также сообщается об исцелении им больных и бесноватых.

Умер преподобный в возрасте 94 лет. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. Мощи самого Саввы находятся в монастыре и считаются нетленными:

Мишины фотографии:

В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и более вместительный храм, так как первоначальный, устроенный в пещере, стал мал для монашеской братии, число которой превышало тысячу человек, а также дозорная башня, называемая Юстиниановой. Снаружи лавра представляет собой неприступную крепость, не раз спасавшую обитателей от набегов неверных. Несмотря на это, монастырь многократно разрушался и восстанавливался вновь, атаковывался и был ограблен окрестными бедуинами, однако за время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. Окончательно восстановлен Россией в 1840 г.

"Когда много насельников уже водворилось вокруг Преподобного и негде им было собираться на молитву, святой увидел неподалеку от себя огненный столп, поднимавшийся до небес; промолившись перед ним всю ночь, преподобный поутру нашел на его месте прекрасную пещеру, годную для храма; вход в нее был с юга, и она была полна солнечного света. Там и создал Преподобный церковь и туда собиралась братия в субботу и воскресенье на молитву. Сейчас это пещерный храм святит. Николая. Справа от входа старинный иконостас, на западной стене большое распятие, деревянное, найденное в песке в глухой пустыне; предполагают, что ему более 800 лет. В глубине этого пещерного храма в углублении сложены черепа и кости избиенных в 8 веке и в другие времена насельников лавры при вторжении в нее сарацын."
Взято отсюда

Мишина фотография:

В монастыре по сей день нет электричества. Трапеза же осуществляется один раз в день. Монастырь питается водою из цистерн, а также из источника, который со времен Преподобного основателя по его молитве чудесно истекает из каменной скалы. Вода в нем собирается медленно, так что в день можно собрать лишь с десяток кувшинов, но не иссякает никогда. А было это так:
Однажды Савва посетовал на то, что братьям приходится далеко ходить за водой и горячо молился, чтобы вода нашлась поблизости. По окончании молитвы он заметил внизу, у стен обители, осла, который рыл копытами землю. Вырыв ямку, осел опустил в нее голову и стал пить. Так открылся святой источник, который питает монастырь до сих пор.

На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии).

Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.

В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.

Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.

Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного.

Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.

Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Пещера уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее “Церковью, построенной Богом”.

Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня. Построена она была на деньги, полученные в 531 году святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего». Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – “башня женщин”. Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы – София.

Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.

Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.

Вот в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли водители-асы.

Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые окна: «Доллар! Доллар! Един доллар!». Водитель нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх. Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой. Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове проносится противная мысль про тормоза и ручник и мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке так громко и гневно увещевает провинившихся, что они стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо, отпустил бы дяденька.

Едем дальше, смотрим по сторонам. Очень красива и величественна Иудейская пустыня. Она каменистая, холмы имеют какой-то удивительный золотисто-розовый цвет. Изумрудные оттенки появляются только вблизи Иордана. Столько библейских имен и событий вспоминаются в этих местах! Очередной раз ощущается легкая печаль, что нет возможности пройти по этой земле пешком. И пожить, и помолиться у каждой святыни подольше.

Но вот прекрасная и опасная дорога заканчивается, пешком спускаемся к Лавре. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины. Женскую часть группы вне стен Лавры утешают рассказами о великом подвижнике Савве, о монастыре. Греческий монах вынес ковчежец с частицами мощей двенадцати святых подвижников, среди которых – Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Ксенофон, Иоанн Аркад, св.целители Иоанн и Кир, св. мученик Харлаам.

Паломницы с благоговением прикладываются к мощам. Потом тот же монах выносит всем иконки, крестики, масло и святую воду. А для подкрепления сил телесных принесены вода, кофе, рахат-лукум. Несмотря на палящий зной, нет желания отсюда уйти, поискать тень. В душе мир и радость.

Вот вышли из двери Лавры благостные паломники и, делясь впечатлениями, мы все пошли к автобусам. Какое это счастье – обрести еще одного заступника и молитвенника за нас перед Богом!

Преподобный отче наш Савва, моли Бога о нас!

Монастырь Саввы Освященного - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, расположен на территории Западного берега , в Иудейской пустыне, в долине Кидрон.

Все больше российских православных христиан посещает Святые места не только на родине, но и по всему миру. Особенно привлекает паломников Святая Земля Израиля. Каждый верующий считает своим долгом собственными глазами увидеть и , и . Иногда в стандартный пакет услуг операторов входят Назарет, место Крещения на Иордане, . А множество менее известных святынь остаются «за кадром».

Знаете ли вы, где находится монастырь Саввы Освященного? Неудивительно: отдаленные от Иерусалима Святые места куда менее популярны у операторов и экскурсоводов. Этакое «христианство в шаговой доступности». Нет прямого туристического автобуса, и паломники лишаются возможности прикоснуться к уникальной святыне. Хотя она и находится на земле, подконтрольной израильским, а не арабским властям.

Но мужской монастырь Саввы Освященного в Израиле заслуживает не простого, а пристального внимания православного христианина. Ведь это древнейшая монашеская коммуна и самая большая обитель в Иудейской пустыне.

Пять жизней Лавры.

Долина Кедрон по-арабски зовется «вади ан-Нар» — «пустыня огненная». Здесь, совсем недалеко от Иерусалима и еще ближе к Вифлеему, и находится Лавра Преподобного Саввы Освященного.

Еще в XII веке игумен Даниил, повествуя о своем паломническом путешествии, написал, что эта обитель- чудо Божье, и описать ее устройство словами невозможно. Удивительно и жутковато читать это, глядя на нынешние фото. Слова Даниила словно вчера написаны. Среди вечных, выбеленных солнцем скал и холмов рукотворная постройка — Лавра Св. Саввы Освященного выглядит естественной частью пейзажа. Вот оно - единство творящего человеческого духа и Духа Божия.

Пещера отшельника.

История монастыря началась с подвижничества одного человека.

Во второй половине V века на это место, где были лишь высохшее русло реки, камни, небо и Бог, явился сорокалетний инок Савва. Прозванный братьями во Христе «молодым старцем» за длительное монашеское служение и беспорочную жизнь. Поселился в пещере, которую раньше узрел в пророческом видении. Питался травой, пока Бог не стал посылать ему пищу через людей.

Эта пещера — первый скит Лавры Саввы Освященного сохранилась. Она отмечена крестом и буквами А и С. Ее площадь всего лишь - 5,5 х 3,2 м, и 2,7 м высотой. Там нет ничего, кроме грубой каменной скамьи (должно быть, подвижник и спал на ней) и полукруглой ниши для молений, выбитой в скале.

Видео снято дроном

Монастырь Саввы Освященного — Город в пустыне.

Вдохновленные примером праведника, в ущелье возле мертвого потока стали приходить люди, жаждущие подвига духовного. Обживали другие пещеры, молились денно и нощно, и вместе с Саввой, и келейно. Воды не хватало на всех! Но как сказано в тропаре Савве, он слезами возделал бесплодную пустыню.

В видении подвижнику явлено было место, где под землей скрывалась вода. Другое видение огненный столп - указало на удивительную обширную пещеру, словно предназначенную для того, чтоб все братья могли собраться там на молитву. Так появилась первая церковь. И монашеское поселение начало свою историю уже как монастырь Саввы Освященного. Здесь он создал Иерусалимский богослужебный Устав, который используется при православных богослужениях и поныне.

Расцвет монастыря.

К концу своих дней Савва успел увидеть 5 000 своих духовных детей: столько иноков тогда проживало с ним рядом.

Игумен Даниил сравнил кельи обители с небесными звездами — сравнение говорящее, ведь для человека того времени звездам нет числа!

При жизни Св. Саввы монастырь строился и украшался церквями. В 491 г. выросла церковь св. Николая Мирликийского. Чуть позже братья-иноки Геласий и Феодул Исавры задумали и принялись воплощать в камне собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Завершил богоугодное дело Юстиниан Великий. Любопытная деталь: на царских вратах в алтарной части собора изображены не традиционные четыре евангелиста, но святые Савва Освященный, Иоанн Безмолвник, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

На месте руин одного из древних храмов уже в 70-е гг. XX в. игумен Серафим выстроил церковь Собора святых Архангелов.

Всего же на территории Лавры 9 церквей.

Сохранившиеся скиты.

Сейчас можно видеть сохранившиеся скиты:

  • Из самых древних - скит на восточном склоне ущелья.
  • На втором «этаже» — келья Иоанна Безмолвника, почти треть ее - апсида для молений с фрагментами фрески, изображающей трех Вавилонских отроков. Лица мальчиков варварски затерты завоевателями.
  • Пещера Ксенофонта.
  • Скит Иоанна.
  • Башня Аркадия. Возле пещеры, относительно обширной по сравнению с кельями Саввы и Иоанна, позже выстроили башню, от которой осталась лишь восьмиметровая кладка.
  • В одной из пещер жил знаменитый Иоанн Дамаскин. В Лавре он постригся в монахи, здесь прожил полвека и написал свои «Три защитительные слова в поддержку иконопочитания». Вызвавшие бурю в восточном христианском мире, склонявшемся к иконоборчеству.

Крепость .

Юстиниан I, оказывавший покровительство Лавре, сам был отличный военачальник. Он знал, что если молитва и спасает от меча, то в крайне редких случаях. Именно по его указу вокруг монастыря встали крепкие крепостные стены и появилась сторожевая башня, названная Юстиниановой. Византийский властитель словно предвидел грядущие бедствия, грозящие мирной пустынной обители.

В ходе Ирано-Византийской войны кровь христиан залила весь Ближний Восток. Пострадала и Лавра Саввы Освященного. Израиль изнемогал от персидского нашествия, в 614 году был захвачен Иерусалим. А на отдаленную обитель среди пустыни напали уж точно не из религиозных или стратегических соображений. Тут сыграл роль миф о невиданной роскоши христианских монастырей. Пришли за сокровищами, не ведая, что здешние насельники не копят богатств на этом свете. Запыленные камни, потертые рясы да добродетели - вот и все достояние монахов.

Завоеватели от души выместили свое разочарование на беззащитных иноках, у которых не было ничего, кроме чуждого персам имени Христа на устах. 44 монаха были зверски убиты, а кельи их осквернены.

Тогда же погиб и оригинальный, написанный самим Св. Саввой список Иерусалимского Устава.

Арабское завоевание.

Арабское завоевание Палестины 634-638 тоже принесло немало бед. Халифату не было ни малейшего дела до разбойничающих бедуинских племен, которые с удовольствием грабили и убивали всех, носящих крест.

Больше века спустя, в 786 г., история 614 года повторилась с вариациями. На этот раз бедуины осадили Лавру Саввы Освященного. Мирная крепость держалась месяц и не сдалась, но была взята штурмом. Снова святыни обагрились кровью монахов и почернели от огня. И если б не помощь Константинополя, монастырь так и остался бы среди пустыни мертвым памятником собственным монахам.

В 1187 г. Иерусалим был завоеван султаном Салах ад-Дином, и все храмы города превратились в мечети. Но упрямая Лавра в пустыне - полуразрушенная и потерявшая множество своих иноков, так и осталась христианской обителью.

Жизнь Вечная.

Крепость, хранимая не только стенами, но и верой, иначе не скажешь. И все же слова о том, что монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась, звучат неточно. Около 1440 г. Лавра была оставлена насельниками, которых измучили бесконечные бедуинские набеги, и около сотни лет стояла пустой. Османское правительство Сулеймана II позволило вновь заселить монастырь Саввы Освященного и подтвердило свое решение охранными грамотами. С тех пор обитель пережила еще один разрушительный набег бедуинов в 1834 и землетрясение в 1837 гг. В 1840 на средства государства Российского разрушения были устранены, а стены укреплены контрфорсами.

Часовня, она же усыпальница Св. Саввы, стоит посреди огромного двора с погребальными локулами (нишами для захоронений).

Православный христианин знает: часовня строится не только для молитв, но и для памяти о каких-то событиях, за которые хочется поблагодарить Бога. Здесь их шесть.

Самые примечательные из них:
Гробница Св. Саввы (VII в) не всегда хранила его мощи: в 1256 г. Они, благодаря крестоносцам «отправились в путешествие» в Венецию, и вернулись в Лавру лишь через 710 лет. Теперь они покоятся в Благовещенском соборе. А в часовне с древности хранятся мощи и главы безымянных монахов, погибших в 614 г.

Часовня Симеона Столпника - за воротами монастыря. В Женской башне отличается крайним аскетизмом. Голые стены и ничего, кроме алтаря.

Здесь же нашли вечное упокоение Св. Иоанн Безмолвник и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Эдесский и сын его Михаил, Св. Афродитиан и множество других. «И инии мнози святии ту лежат», по словам игумена Даниила, который, напомним, побывал здесь в XII веке.

Монастырь Саввы Освященного Сегодня.

Времена изменились, и сейчас, хоть размеры монастыря и впечатляют, живых иноков в нем уже не 5 000 и не 1 000. Куда меньше, чем «вечно живых», а именно - 15 монахов и 2 послушника. Это не удивляет! Жизнь здесь по-прежнему трудна и аскетична. В монастыре никогда не было, нет сейчас и предположительно никогда не будет электричества (пользоваться можно лишь фонариками на батарейках), отсутствует сотовая связь. Время тут византийское, определяемое ходом солнца. Исповедуются и готовятся к Святому Причастию не формально. Исповедует всех игумен монастыря - архимандрит Евдоким. Он популярный духовник, к нему нередко обращаются за исповедью не только монастырские братья, но и священники из окрестностей.

Авторитетом в православном мире заслуженно пользуется не только игумен, но и братья монастыря. Важнейшее христианское богослужение, литания Святого огня в храме Гроба Господня, неизменно совершается с участием братьев Лавры.

  • На такси.
  • Пешком , если любите долгие прогулки и не пугают погода, пустынная местность и пыльные дороги. Идти нужно из поселения Кедар-Даром (оно расположено южнее Маале Адумим) около 8 км. Если у вас есть карта, сверяйтесь с ней. Если у вас есть проводник, учтите замеченную кое-какими туристами особенность: израильтяне на карте и Иерусалим вряд ли найдут, они предпочитают объяснять расположение чего угодно словами, на пальцах и как угодно еще, поэтому учитесь читать карту сами.
  • Учтите, что путешествие на машине небезопасно для граждан Израиля: да, подход к монастырю находится на их земле, но вот сама дорога проходит мимо арабских деревень.

    Знаменитая обитель была основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным , который ушел из Лавры святого Евфимия Великого после смерти последнего в году и уединился в пещере. Через несколько лет к нему стали стекаться ученики, а затем, по указанию свыше через огненный столп, иноки устроили в пещере церковь в году. Пещера по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей почему Кирилл Скифопольский называет ее «Церковью, построенной Богом».

    Первым строением Великой Лавры была сторожевая башня, построенная на деньги, полученные в году преподобным Саввой в дар от святого императора Юстиниана . Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами:

    «Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего» .

    Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды, истекающей из святого источника.

    Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая . Постепенно вокруг главной лавры расположились десять монастырей, возведенных св. Саввой и его учениками :
    1. Великая Лавра
    2. Монастырь Феоктистов
    3. Киновия Кастеллийская
    4. Лавра Семиустная (Гептастом)
    5. Киновия Иеремии
    6. Пегиррная киновия, при ней образовалась так называемая Пещерная киновия
    7. Новая Лавра при Фекуйском потоке, основанная вышедшими из Великой лавры по неудовольствию на прп. Савву
    8. Киновия для новоначальных, на севере от Лавры, не в дальнем от нее расстоянии, при верховьях ущелья Плачевной юдоли (Кедронского потока)

    В Великой лавре подвизались более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них - великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин . В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский , умерший около года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель - тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в - годах, тут постигал "основы искусства святости" святитель Савва Сербский в году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в - годах.

    Лавра и доселе служит одним из центров православия в Святой Земле , давая и духовную и материальную помощь, а также возможное образование, окрестному бедному населению из православных. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня .

    Описание

    Пещера основателя Лавры преподобного Саввы Освященного , вокруг которой выросла обитель, находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя святителя Николая также находится в этой пещере. В ней имеется чтимая икона преподобного Андрея Критского и хранятся мощи монахов-мучеников, убитых сарацинами .

    Главный храм обители, воздвигнутый в веке святым царем Юстинианом , посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы . В храме - иконы «Верую » и Акафистная икона Божией Матери , резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник .

    На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного , от которых происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. Тут также обретаются мощи иных святых насельников Лавры. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.

    Лавра - крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне . Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский , но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен .

    Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются. За пределами стен монастыря находится "башня женщин", которая служила гостиницей для женщин и где иногда жила и мать святого Саввы – София. В монастыре также запрещено фотографировать.

    Храмы и часовни лавры

    • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос)
    • Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)
    • Церковь Собора свв. Архангелов
    • Новая неизвестная церковь
    • Часовня-усыпальница Саввы Освященного
    • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
    • Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя
    • Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне
    • Часовня Иоанна Златоуста
    • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)
    • Скит Иоанна Молчальника
    • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
    • Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия)
    • Платонов П. В. Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Глава "Краткая история Лавры преп. Саввы Освященного" -

    Знаменитый монастырь был основан в Иудейской пустыне самим Саввой. Вначале, постройка представляла собой пещерную церковь, которая была построена, когда отшельника начали окружать ученики. Император Юстиниан I сам поддерживал монастырь, поэтому при нем были возведены дозорная башня и укрепленные монастырские стены. Отметим, что к концу жизни Саввы, здесь уже проживало около пяти тысяч иноков. Святой Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг в лавре в 8 веке. Также здесь он прожил приблизительно пятьдесят лет. До наших дней сохранилась гробница и усыпальница Святого. Туристы также любят посещать .

    Еще в период жизни Саввы в монастыре был создан богослужебный устав, который потом распространился по православному Востоку. Даже сегодня он используется во время богослужений. Во время создания Иерусалимского устава, который, кроме богослужебных указаний, также содержал монашеские традиции местных монастырей 6 столетия. Святой Василий Великий и преподобный Пахомий оказали существенное влияние. Симеон Солунский сообщил, что оригинальный список этого устава в 614 году сгорел. В этот период персидский царь Хосров захватил Иерусалим. Интересным моментом является то, что даже сегодня в монастыре нет электричества.

    Особенности Лавры Саввы Освященного

    Отдельного внимания заслуживает собор Пресвятой Богородицы, который был в 494-501 годах братьями Феодулом и Геласием Исаврами. Император Юстиниан Великий завершил строительство собора. А реставрационные работы собора прошли при императоре Иоанне Шестом. Фресками были украшены внутренние стены собора, а для отделки пола использовался белый и черный мрамор. Мощи преподобного Ксенофонта, а также его детей хранятся на алтаре.

    Часовня-усыпальница была построена в 7 веке, в ней хранились мощи основателя лавры. Отметим, что эти мощи несколько раз покидали лавру. В Благовещенском соборе она нашла свой последний покой всего в 1965 году. Часовня построена в шестигранной форме, а также она имеет купольный свод. Порталом и колоннами был украшен вход в часовню. При этом греческую надпись, гласящую "Гробница Святого Саввы" можно увидеть над самим порталом.

    В естественной пещере расположен скит Саввы Освященного, который также называют первой кельей Саввы. Согласно летописям Саввы, он лично получил от ангела указания местоположения духовных подвигов. В этой пещере можно увидеть место для молитв и каменную скамью, они вырублены в полукруглой нише, это напоминает апсиду. Скит Иоанна Молчальника представляет собой пещерную келью, которая находится в северной части монастыря. Вначале шестого века здесь проживал святой Иоанн Молчальник. В апсиде можно увидеть фрески, на которых изображены три вавилонских отрока, при этом бедуины-мусульмане стерли их лица.

    Сегодня Лавра Саввы Освященного является особой достопримечательностью Израиля, и этим местом гордятся местные жители. Туристы и паломники прибывают сюда, чтобы увидеть этот архитектурный комплекс или отдать дань уважения мощи Святых.