Кем являлись жрецы Древнего Египта? Кто такой жрец Кто такие жрецы.

Древний Египет

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа - «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб - что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа - «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Жрецы - посредники в общении между людьми и богами. Жречество было развито в древнем мире (Древний Египет и т.п.).

Считается, что жрец служил помощником царю, фараону. Помогал принимать ему разные решения, заглядывал в будущее, для плодородия земли, вызова дождя. Жрец считался правой рукой правителя, он знал больше, чем фараон.

На самом деле жрецы были истинными правителями, а не помощниками. Они стояли у власти, но находились в тени. Фараон или царь - никто иной как мальчик, которому повезло родиться с таким званием, в богатстве, с огромным влиянием. Они не обучались грамоте - а зачем, если есть жрецы, которые всё сделают. А жрецы в свою очередь, имея влияние на правителей, говорили и делали всё так, как было нужно им самим - от них зависело, например, пойдет ли Южный Египет против Северного или нет. А , что скорее всего жрецы Южного Египта и Северного общались между собой и принимали решение вместе. То есть действовали они сообща в своих интересах.

Знаниям жрецов поражаются нынешние учёные. Недавно археологи нашли около миллиона идентичных камней на которых, как потом оказалось были изображены сложнейшие операции, в основном по пересадке органов . Как такое может быть, если наша современная медицина дошла до такого уровня только в 20-м веке?

В летописи древний автор описывает вот такое событие: Однажды к дворцу фараона пришла толпа озлобленных и голодных бедняков, и одна - убить фараона. Тогда вышел верховный жрец и сказал: «Если вы не покинете это место, то бог солнца Ра навсегда покинет вас и никогда не пронесётся по небу на своей колеснице». Толпа не поверила жрецу, люди не сложили своё оружие, а продолжили надвигаться на дворец фараона. В полдень этого дня солнце покинуло горизонт и жрец сказал: «Вас ожидает вечный мрак, холод и голод - злые духи тут же одолеют ваши хилые тела, вы все погибните и не обретёте никогда благодатной земли». Тогда люди пали на колени и начали молиться и . И через какое-то время солнце снова появилось над головами.

Сначала исследователи считали, что это всего лишь выдумка древнего автора, но сейчас они считают иначе. Дело в том, что в хрониках древних Фив они обнаружили упоминание о солнечном затмении , которое произошло примерно в это же время. Но откуда жрецы знали, когда именно это произойдёт?

Происхождение жрецов

В древних текстах, в том числе и в Библии есть упоминание о том, что когда-то на землю спускались представители иных цивилизаций и совокуплялись с земными девушками и у них будущие жрецы, которым все знания передали по генетике от отцов."Посланцы Бога, в дыму и грохоте спускались прямо с неба" - так повествуется об этом в пророчестве Иезекииля. Учёные так же этого не отрицают. Недавно они нашли в одной из гробниц мумию неизвестного существа - у него вытянутый череп, что по словам учёных позволяет этому существу улавливать разные частоты. Наш череп - как некий передатчик: если череп плоский, то этот человек больше склонен к животным инстинктам, происхождение берёт в нем начало. Если же череп вытянутый, то человек предрасположен к духовному развитию. А у того существа череп был особенно велик, что и говорит о его возможностях общения с духами и прочих способностях. Так же пальцы у него были похожи на лапки насекомых. Есть предположение, что это один из жрецов. Так же давно не секрет, что на древних плитах пирамид изображены рисунки, напоминающие летающие корабли, ракеты, самолёты.

Жрецы существуют до сих пор и миссия у них не изменилась.

Нестерова И.А. Роль жрецов в древних цивилизациях // Энциклопедия Нестеровых

В Древних цивилизациях религиозные культы играли огромную роль, как в общественной так и в политической жизни. Жречество являлось основой образования и науке в ряде государств Востока, Азии и Латинской Америки.

Понятие и возникновение жречества

Стремление человека найти помощь и понимание у сил природы привело к появлению первых религиозных культов и верований. Жречество имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрецы в первобытном обществе часто заменяли врачей. Помимо так называемого "общения с духами" они также готовили различные лечебные снадобья. Именно тогда сформировалось восприятие жреца не только как религиозный вождь общины, но и как хранителя сакральных традиций и мастер сакральных техник.

Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца.

Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

О существовании жречества, как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Тоже самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но, при этом, развито жречество тут было на более низком уровне.

Жреческий тип культуры должен рассматриваться в качестве основной традиции мировой цивилизации, от которой зависят или из которой происходят все существующие формы высшей культуры .

В древности центры культуры жречества находились в тесном контакте между собой. Уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие – как материально, так и интеллектуально.

Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Жречество связано с жертвоприношением с древних времен. Боги и духи всегда требовали подарков или жертв. На этом строились многие культы древности.

Жертвоприношение – нить связывающая духов/богов, жрецов и простых смертных. Форма выражения покорности и преданности определенной религии.

Жертвоприношение как акт выказывания покорности меняется вместе с развитием жречества. Оно превращается в таинственный обряд с определенной символикой и атрибутикой. Жертвоприношение начинает окружать множество практик и идей, которые далеки от понимания большинства простых людей. Именно это делает культ или верование сложным для понимания простыми людьми, не связанными со жречеством. При этом ритуалы обрастают пластами мистических знаний. Все это позволяет жречеству оформиться в полноценный социальный институт.

Жречество и жертвоприношение сохранилось во всех современных религиях. Оно поменяло форму и сменила ореол, но сущность осталась прежней.

В качестве примера развития техник жертвоприношения и ритуала можно найти в религиозной культуре Индии. Тысячи лет назад эта жреческая традиция была приведена в тщательно разработанную систему, которая даже в наиболее ранних письменных формах приобретает ауру незапамятной древности. И она наделена столь выдающимся значением не только из-за своей древности и богатства документации, которой мы обладаем, но еще в большей степени из-за той интенсивности и настойчивости, с которыми следовали этой особой линии развития. Нигде эта концепция жреца как специалиста в жертвоприношении не разрабатывалась с такой тщательностью в деталях и с такой изобретательностью в спекулятивной теории.

Из первобытной концепции магической действенности сакральных формул развивается спекулятивная теория творческой силы божественного слова – Брахмана, пока наконец мы не достигаем сознательной философской идентификации просветленного ума, Атмана, "Я", с Брахманом – конечной основой всех вещей и единственной трансцендентной сверхвещественной реальностью. Продолжая говорить о жречестве в Индии, следует отметить, что развитие теории жертвоприношения в области теологии теснейшим образом соотносится в области социологии с развитием института жречества, который в Индии как нигде был способен к концентрации всей интеллектуальной и социальной энергии общины на интенсивном культивировании и изучении своих специализированных функций.

Жрецы в Древнем Египте

Цивилизация Древнего Египта обладала самым развитым институтом жречества в древнем мире. Жрецы не только являлись распространителями просвещения и медицины, они также влияли на политическую и социальную жизнь государства.

Жречество являлось основой сохранения культурных и исторических ценностей Древнего Египта. Во многом благодаря жречеству государство процветало.

У жречества в Древнем Египте были свои особенности. Они отражены на рисунке ниже.

Одной из особенностей являлось женское жречество. Оно обладало следующими отличиями от мужского жречества:

  1. Устав был куда более "гибким";
  2. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения.

С начала Древнего царства в текстах встречается титул "Хенеретет", традиционно переводящийся как "затворница" или "жрица", которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница "божественного гарема". Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатор, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях .

Большую роль в храмовых ритуалах играла и "Мут Нечер" – "божественная мать", титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей – Исиды и Мут.

Кроме того, вершиной культовой иерархии считался фараон, и культовая практика носила сокровенный характер, поскольку только монарх имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Поскольку он не мог руководить службой во всех храмах, верховный жрец выступал его представителем и совершал службы от его имени

Жречество в культурах Месопотамии

Шумерское жречество имело ряд особенностей, которые отличали его от египетского. Прежде всего, шумерские жрецы являлись отдельным закрытым сословием, происходившем из знатных фамилий. К кандидатам в жрецы предъявлялись серьезные требования:

  1. образование
  2. хорошее здоровье
  3. отсутствие увечий и отклонений.

Правитель Месопотамии являлся первосвященником. ОН самолично присутствовал во время многих ритуалов, в том числе и во время жертвоприношения.

Развито было и женское жречество. Жрицы обычно поклонялись богине Иштар. В одну из практик женского жречества в Месопотамии входила храмовая проституция. Богине Иштар также служили евнухи, которые носили женские наряды.

Кроме ритуальной стороны обязанностей жрецов, следует выделить тот факт, что жрецы активно занимались наукой. Многие из них были талантливыми учеными, помогающими развивать медицину. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления.

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп.

Жречество, как этап эволюционного развития оказался намного влиятельней, чем в Древнем Египте. В качестве доказательства можно привести то, что во время религиозных празднеств посвященных божеству с именем Мадук царь должен был становиться на колени перед статуей бога по распоряжению главного жреца, который отбирал у владыки знаки царской власти, бил его по щекам и таскал за волосы, и тот покорно рассказывал о своей невинности и любви к богам .

Жрецы в Древней Америке

Жречество было развито как на территории Южной так и Северной Америки. Самыми значимыми были культуры

инков, майя, чибча и кечуа-инков. Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид с открытой площадкой наверху.

Жрецы в Древней Америке были высоко образованными. Они знали иероглифическое письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Они являлись основными носителями науки, истории и культуры. Авторитет жрецов был велик. Они происходили в большинстве своем из знатных семей и были наделены недюжими богатствами.

Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека – это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака). Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении " гадать, Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши.

Роль жрецов в социальном развитии общества

В древних цивилизациях жречество занимало значительное место в развитии государств. Будучи очень влиятельными, в расцвет культуры жречества цивилизации достигали значительных высот в науке, искусстве и ритуальной части религий.

Однако на всех этапах развития древних цивилизаций жречество периодически злоупотребляла властью. Дело в том, что комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание можно назвать – социальной магией, основной стержень её искренняя масс вера в её действенность. Именно управление верой, искусственное её вызывание вот главная тайна жреца.

Жрецы всегда считались прямыми посредниками между людьми и богами, владеющими тайнами знаниями. Смерть и загробная жизнь жреца и простого смертного имела разный религиозный и духовный подтекст. Жрецы придумывали сложные системы потустороннего мира и утверждали, что без их посредничества человеческая душа никак не сможет там сориентироваться и занять подобающего ей места.

Значительная часть культовых служителей, издревле отдавали себе отчёт о том, что вся система их власти это всего лишь манипуляция, и сами не верили в тот идейный продукт, который преподносили массам. Но, осознавая, что своим существованием они выполняют важную социальную функцию, вынуждены были скрывать это. Поэтому среди жречества всегда распространены были эзотерические (скрытые) учения и философия, догматы которых сильно отличались от внешней экзотерической стороны их учений. Основные принципы своей философии жречество всегда держит в секрете.

Литература

  1. Доусон К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. – СПб.: Алетейя, 2000
  2. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002.
  3. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.

Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

Служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;

Жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

За свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

Жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.


Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за , переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.


В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали , сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

Так, немного мыслей вслух, – потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или “волхв” или тот же рядовой язычник – он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.

Печально, что разного рода наши современники – жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать – да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки.

Поймите меня правильно, мы и сами писали об этом – молитвенном жесте “адорации” (https://vk.com/wall-119055965_2865), но плохо, когда данный способ взаимодействия со сверхъестественным (взмывать руки кверху с молитвой-просьбой) становится абсолютным шаблоном.
Имхо, это потому, что современный человек смотрит на религию слишком по современному слишком “по взрослому”: мы еще можем попросить “Высшие Силы” о чем-либо для себя, но почувствовать себя самого – проводником этой Высшей Силы – мы уже не в состоянии. Ибо не верим. Мы просим и просим, все ждем чего-то, но, может быть, мы уже давно получили ЭТО и просто не замечаем?

Чтобы исправить данный (и не очень полезный, что да, то да) перекос в мозгах, нам стоит стараться больше давать, нежели чем просить. Если мы верим в то, что есть смысл обратиться к Высшим Силам с какой-либо просьбой, – мы вполне можем поверить и в то, что Силы могут использовать нас в качестве орудия для ответа.
У бога нет других рук, кроме твоих.

Применительно конкеретно к практике языческого жречества, это, конечно же, ритуальное БИТЬЕ.
Из развернутой цитаты внизу понятно, что “битье” может производиться на самых разных уровнях (обратите внимание про коан и апорию ближе к концу текста как разновидности вербального удара):

“Битье – ритуальное магическое действие, имеющее преимущественно продуцирующую функцию. Провоцирует рождаемость (появление детей, приплод скота), плодородие (вызывание дождя, обеспечение урожая), рост, здоровье и благополучие. Орудия битья – палка, розги или ветки вербы, березы, орешника, кизила, крапива, метла, бадняк, пояс, хлебная лопата, мотовило, ожерелье и т.д. Ритуал совершался на пороге, в воротах, на брачной постели, на лугу, около храма и в других местах.

Во время свадебного ритуала горшки и другую посуду били о двери дома, где готовились к свадьбе. У лужицких сербов при входе молодой в дом жениха было принято бросать в дверь глиняный горшок и лишь затем новобрачных вводили в дом. Дверь дома как и дом в целом в народных верованиях осмыслялся в анатомическом коде, уподобляясь рту или женскому детородному органу. В мифах многих народов дом осмыслялся и космически: дом=космос. В “Ригведе” творение мира связывается с представлением об открывании дверей: “И откройте нам небесные услады, откройте потоки, словно двери – о знатоки времен” (VIII.5.21), при этом собственно творение мира в “Ригведе” связано с ударом ваджры Индры в изначальный холм. Индра пронзил “гору”, заключавшую в себе зачатки всей жизни. Индра – бог грома и молнии; корень этого слова обозначал силу и плодородие (ср. слав. jedrъ, “ядрёный”,”обладающий силой особого свойства”, родственно Indra. – В.Н.Топоров)

В представлениях славян Бог соперничает со всей нечистой силой в делах мирских и борется с ней различными способами, в том числе и ударом молнии (грома). Битье могло сопровождать благопожелание и в этом случае было равнозначно обсыпанию зерном, напр., в брачном или в похоронном ритуале. В первый день Пасхи икону Богородицы ставили в лен и сыпали ей “в глаза” горсть овса (прямая связь культа Богородицы с мотивом рождения, плодоношения и изобилия). В земледельческих обрядах битье могло сопровождаться ритуальной бранью, при том, что брань могла восприниматься и как оскорбление-удар (“матерщина оскорбляет мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека”) и как связанное с язычеством ритуальное благопожелание.

Буддийский учитель мог нанести ученику неожиданный удар палкой. Это было, конечно, наказание – за неправильный ответ или поступок – однако здесь важен элемент неожиданности, что принципиально отличает этот удар от ударов, практикуемых в европейских учебных заведениях. В дзэн-буддийской традиции существует коан – одна из двух важнейших практик, помогающая достичь “пробуждения” (сатори). Это также удар, но удар на вербальном уровне.

В европейской традиции один из аналогов коана – греческая апория (απορία – “безвыходность, затруднительное положение; непроходимое место; сомнение, недоумение”). Апория в древнегреческой философии означала кажущееся непреодолимым логическое противоречие. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону; в апории “Ахилл” в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

И коан, и апория напоминают загадки, и одновременно свидетельствуют о ритуальных корнях этого фольклорного жанра.

Все, что имеет отношение к фигурам речи, тропам (греч. τρόπος – букв. “поворот; оборот речи”) может быть названо вербальным “ударом”. Слово парадокс в греческом языке – “неожиданное, необычайное, странное”.

На Троицу кое-где соблюдался обычай хлестания могил ветками березы, что называлось парыцъ старых, будить покойника. На Рождество, Пасху и некоторые другие праздники производилось ритуальное бужение людей. В Моравской Валахии в пасхальный понедельник утром парни будили девушек ударами березовых или вербовых веток; в Игнатов день матери будили детей легкими ударами фруктовых веток. На Новый год девушки секут украденную борону, чтобы к ним приехали сваты (борона имела брачную, фаллическую и эротическую символику – наличие у нее зубьев в сочетании с ячейками)…

статья “РОЗГА” на “экс-дежавю” (впрочем, основа данного текста – СД.ЭС “битье”)