Описание картины В. Васнецова «Крещение Руси

Христианство начало проникать в пределы Древней Руси уже в IX веке. Известно, что во время похода на Константинополь (Царь-град) в 866 году приняли святую веру бояре Аскольд и Дир, призванные киевлянами княжить бояре новгородского князя Рюрика. К концу царствования князя Игоря, при новом договоре с греками в 944 году, русские разделяются уже на крещеных и некрещеных, причем крещеные упоминаются на первом месте. В 955 году во время своей поездки в Константинополь ко двору византийских императоров крещение приняла княгиня Ольга.

Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина. Крещение Владимир принял в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма, и оттуда привез в Киев первых духовных лиц и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители крестились в Днепре. Немецкий хронист Дитмар (975-1018), современник святого Владимира, свидетельствует, что в его время существовало в Киеве более четырехсот храмов. Трудно представить, что они возникли в десять-пятнадцать лет со времени обращения князя Владимира. Можно предположить, они возникали мало-помалу со времен еще Аскольда и Дира.

Праздник Крещения Руси отмечается 15 (28) июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира.

Первые христиане в Киеве.
Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156x247.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение княгини Ольги в Константинополе.
Акимов Иван Акимович (1754-1814). 1792 г. Холст, масло, 102,5x139,5.
Государственный Русский музей


Великий князь Владимир избирает религию.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Холст, масло. 192х265.

Картина была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком. В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию». «Придоша немьци от Рима... Рече же Володимер немцем: "Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть"» (Повесть временных лет). Картина понравилась императору и была им приобретена для Зимнего дворца, а Эггинк впоследствии стал академиком Императорской Академии художеств.



Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Эскиз к картине, находящейся в церкви Св. Андрея в Киеве.
Латвийский национальный художественный музей
Художник запечатлел важный момент в истории России – выбор православия в качестве государственной религии. Владимир находится в самом центре картины, на возвышении под балдахином, который поддерживают спиралевидные позолоченные колонны. Конечно, в картине нет исторической правды, и это сразу понятно по тому интерьеру, который не мог возникнуть в государстве, которое в те времена не знало каменного зодчества. Колоннада несет идеологическую нагрузку - она демонстрирует сродство с архитектурой Византии, преемником которой Россия себя позиционировала. DELFI


Князь Владимир выбирает религию в 988 году.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г.
Андреевская церковь в Киеве, западные стены трансепта.
www.liveinternet.ru

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1. Глава 9. Великий князь Владимир, названный в крещение Василием. Г. 980-1014:

"Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми...
Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. "Государь! - сказали Бояре и старцы: - Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству" - и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется... Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной". Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев. "Когда бы Закон Греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его". Великий Князь решился быть Христианином".


Выбор веры великим князем Владимиром.
Завьялов Федор Семенович. 1847 г.
Святые сени Грановитой палаты Кремля


Крещение князя Владимира.
Бронников Федор Андреевич. 1883 г. Холст, масло, 45х71.
Шадринский городской краеведческий музей имени В.П. Бирюкова
Эту картину художник завещал своему родному городу Шадринску в Пермской губернии (ныне Курганская обл.)


Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Государственный музей русского искусства, Киев


Крещение князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890, Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира. Византийская архитектура всегда интересовала художника: во время путешествия по Италии он зарисовывал раннехристианские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.


Крещение князя Владимира.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев, Украина


Святой Владимир. Н. К. Бодаревский.
Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге


Владимир «Красное Солнышко».
В. П. Верещагин. 1890 г.
Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»


Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва


Крещение Руси.
Василий Перов. 2-я пол. 1870-х - нач. 1880-х гг.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург


Крещение киевлян князем Владимиром.
Кившенко Алексей Данилович. 1880 г. Бумага, акварель.


Крещение.
Навозов Василий Иванович . 1887 г. Холст, масло, 102 х 179.
Частное собрание


Крещение киевлян.
Клавдий Васильевич Лебедев


Проповедь христианства.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г..

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия

Виктор Васнецов. Крещение Руси 1885-1896

Крещение Руси произошло в Киеве в 988 году. Изображение этого события можно увидеть в киевском кафедральном соборе, названном в честь Крестителя Руси Владимирским собором. Роспись Владимирского собора была поручена Виктору Васнецову. Художник поначалу отверг это предложение, но вскоре согласился. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы изучить монументальную живопись эпохи Возрождения.
Долгих десять лет шла работа над росписью собора; вместе с В. Васнецовым трудились М. Врубель, Н. Нестеров и другие художники. Васнецов расписал в соборе почти 3 тысячи квадратных метров, создав 15 картин и 30 фигур святых, в числе которых княгиня Ольга, Александр Невский, Нестор-летописец, князь Владимир, святые Борис и Глеб и другие.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848

Иисус Христос своим ученикам – апостолам – завещал идти в разные страны и там рассказывать людям о новой вере. Апостол Матфей ходил по Палестине, Марк отправился в Египет, Петру выпал Рим, а его брату Андрею нужно было плыть к скифам – в неведомые земли. Вот так Андрей и оказался на холмистых берегах Днепра. Поднялся он на самый высокий холм, поставил там крест и сказал, что на этом месте когда-нибудь будет построен прекрасный город и будут здесь верить в Иисуса Христа и его учение.
Как сказал апостол Андрей Первозванный, так и случилось: на берегах Днепра сначала возникло поселение славян, которое станет городом. По имени основавшего его князя он был назван Киевом. В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославович крестил горожан, а следом за ними и всю Киевскую Русь. Сын Владимира Святославовича, князь Ярослав Мудрый, построил прекрасный собор Святой Софии. Этот храм стоит и сегодня, удивляя всех своей красотой.
Из летописей известен ещё один интересный факт. После Киева Андрей Первозванный отправился в Новгородскую землю, где больше всего удивился тому, как местные жители посещают баню; бьют себя молодыми прутьями, обливаются квасом и студёной водой.

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда 1770

Художник Антон Павлович Лосенко родился на Украине в семье казака. У него был красивый голос. Юноша решил стать певцом и поехал учиться в Петербург. Но голос… пропал! Тогда Антон решил попробовать свои силы в рисовании – и художник из Лосенко получился прекрасный. Он с успехом закончил Академию художеств и был послан в командировку за границу в Италию и Францию – совершенствовать мастерство. По возвращении на родину он устроил выставку своих работ, и его картины так понравились зрителям, что художника стали называть “русским Рафаэлем”.
Он стал первым, кто начал писать картины на сюжеты из русской истории. Самой знаменитой стала его картина “Владимир и Рогнеда”.
Новгородский князь Владимир Святославович отправился в Киев, чтобы отомстить за смерть среднего брата, Олега, старшему – Ярополку.
По дороге в Киев, в городе Полоцке, Владимир Святославович посватался к дочери Полоцкого князя, Рогнеде – невесте Ярополка. Но Рогнеда только посмеялась над сыном рабыни. Гордый князь не смирился с неудачей и решил отомстить: дал волю гневу: захватил город, убил отца и братьев Рогнеды и взял-таки в жёны юную женщину. На Руси её стали называть Гориславой.

Павел Сорокин. Первые христианские мученики при святом Владимире 1852

Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение.
Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств.
Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру.
Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти.
На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.

Иван Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. 1822

Владимир, младший сын Киевского князя Святослава, став главным – великим – князем Киевской Руси, начал думать о вере для подданных. Решил он послать своих приближённых в разные страны: пусть выяснят, какой Бог сильнее, за кем “правда, сила и слава”.
Прибыли посланцы и стали рассказывать о том, что узнали: на Востоке, у хазар – иудейская вера, у волжских болгар – ислам, на Западе – католичество, у греков – православие.
В столице Византии, Константинополе (по-тогдашнему Царьграде), стоял храм Премудрости Бога – Софии. И была эта церковь такая красивая, что нельзя было от неё взгляда отвести. Сразу было понятно – тут и есть дом Бога. Значит, византийская вера самая правильная и русским она подходит больше всего. Решил Владимир храм такой же в Киеве пострить, чтобы в Киевской Руси был дом у Бога.
- В Византии сам Бог с людьми пребывает! – сказали князю посланцы.
Православная вера понравилась князю, помнил он, что княгиня Ольга, бабка его, была одной из первых христианок на Руси. Видел Владимир, что христиане, на которых тогда совершались гонения, умирали с именем Иисуса Христа на устах.

Андрей Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829

Перед тем как крестить Русь, великий князь Владимир Святославич крестился сам, а произошло это, согласно одному из преданий, в Корсуни. Так во времена Киевской Руси называли древний город Херсонес Таврический в Крыму. Теперь этот древний город находится на территории современного нам Севастополя.
Всё началось с того, что византийский император Василий II Болгаробойца направил к Киевскому князю посольство с просьбой помочь подавить мятеж Варды Фоки, вспыхнувший в Византии. Владимир Святославич согласился, но при условии, что сестра императора, царевна Анна, станет его женой. Василий II согласился, но поставил ответное условие – крещение Владимира. На том и порешили. Киевский князь направил русское войско на помощь византийцам, а сам стал дожидаться невесты. Но принцесса Анна не прибыла.
Тогда разгневанный Владимир Святославович выступил в поход против Корсуни, которую захватил после продолжительной осады. Василий II был вынужден исполнить своё обещание. Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, стала женой Киевского князя, который, в свою очередь, принял крещение.
Существует ещё одна легенда. Прибыв в Корсунь, князь Владимир неожиданно ослеп и прозрел только после принятия святого крещения, тем самым ещё более утвердившись в православной вере. Этот момент и изображён на картине Андрея Иванова.

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира 1885-1896

На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославовича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных.
Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы.
Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы?
У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.

Клавдий Лебедев. Крещение киевлян

Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год.
В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна.
В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.

Василий Верещагин. Закладка Десятинной церкви

На картине показана закладка первой каменной православной церкви в Киеве. Она была построена во славу Успения Богоматери, но чаще её называли “Десятинной” – по десятой части доходов князя, которые жертвовались на строение, приобретение утвари и другие нужды храма.
На картине видны византийские каменщики, в красном плаще – великий князь Владимир, за ним стоит первый настоятель храма Анастас Корсунянин.
В церкви позже была размещена княжеская усыпальница.
Первой в 1011 году в церкви была похоронена византийская царевна – великая княгиня Анна. Через четыре года здесь была установлена и гробница её мужа, Владимира Святославовича, Крестителя Руси. Из Вышгорода сюда привезли и перезахоронили останки великой княгини Ольги. В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый велел посмертно крестить Ярополка и Олега, братьев Владимира Святославовича, - и они нашли покой тут же, в Десятинной церкви.
Князь Владимир вывез из Корсуни множество трофеев и даров, которыми он украсил киевскую церковь, построенную на месте мученической смерти варягов-христиан Феодора и Иоанна.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания картин историко-былинной тематики, известен также работой над произведениями религиозного характера. Одним из таких творений стала фреска Владимирского собора, расположенного в Киеве.

Помимо Васнецова, в работе над фреской были задействованы Котарбинский В. А и Нестеров М. В.

Основной идеей и картины, и фрески стало осмысление истории становления христианства на территории Древней Руси и включения посредством его принятия великой державы в общую мировую культуру. В данных творениях автор показал момент принятия православия жителями Киевской Руси в водах Днепра. В центре композиции расположена фигура Владимира Святославовича.

В отличие от многих религиозных картин того времени, образ правителя Древней Руси наделен индивидуализированными чертами. Его лик выражает торжественность и серьезное понимание столь серьезного шага: руки подняты вверх, к небу, брови серьезно нахмурены, одеяние празднично расшито золотыми нитками.

Князя окружают представители высшего духовенства, а также простые служители в белых одеждах. Позади него виднеется хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. На фоне белых ряс духовных лиц и золота Великого Князя резко выделяются фигуры представителей простого народа. Они стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения.

Задний план представлен светлым облаком, из которого льётся лучами божественный свет. Жители небес, написанные размытыми красками, сверху радуются происходящему.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Крещение Руси», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Что на самом деле лучше — трудно сказать. Везде есть свои перегибы. Сейчас, увлекаясь греческой мифологией, понимаю, что и в язычестве было много чего полезного и интересного. Все дело в том, как это все преподнести и подо что подвести. Вот только не понимаю, развернувшийся сейчас массовый религиозный психоз.

:
мая 8, 2012 в 9:25

Если вы о скандале вокруг Pussy Riot, или о часах патриарха, так это не религиозный, по моему, а светский психоз. Нравоучения РПЦ какие-то агрессивные и государственные пошли, а не смиренные и всечеловеческие. Народ у нас этого не любит. Так уже было несколько раз

:
мая 8, 2012 в 11:01

И это тоже, но больше я не понимаю того, как глубоко религия влезла в светскую жизнь. Ни одно событие не обходится без церковного освящения. Лучше бы технологии внедряли современные и проверенные и вовремя проводили профилактические мероприятия, чем полагались на помощь Бога. Я не богохульствую, но религии стало как-то ВДРУГ очень много...

:
мая 11, 2012 в 21:58

Вы считаете что религии может быть много или мало? Мне кажется наоборот, стало слишком много людей и мнений о «дозировании» религии: вот здесь можно порелигиозничать, а тут хватит; Бог в сердце, остальное суета... и так далее

:
мая 12, 2012 в 9:26

Вот, Вы лучше меня смогли выразить то, что я думаю: «Бог в сердце, остальное суета»!

:
мая 13, 2012 в 8:07

Можно и даже нужно было бы поспорить о таком проявлении Вашего бога, но сама статья обязывает успокоиться. Вот если бы Игорь Егорович Эггинк назвал картину «Уверовал князь Великий Владимир», а статья автора из рубрики «Стенания души русской»... Меня только интересует один смежный вопрос как современный человек (здравомыслящий) в один прекрасный момент, если говорить словами художника, «выбирает религию» о которой в Google написано: ...была придумана фермерами городка Шлопси как протест на (и тут варианты) в 1976 г. Разве это называется стало больше людей выражающих свое мнение? Когда в России был пробел в законодательстве о религиозных объединениях и к нам хлынули различные секты и проповедники — тысячи людей попали в их сети. Не думаю что и про это Вы скажете что стало больше индивидуалов в религии. Вот до 988-го было больше.

:
мая 13, 2012 в 20:32

1.Про городок Шлопси я не понял прошу пояснить. 2.Ничего с собой поделать не могу: считаю, что наличие выбора — это хорошо. В этом смысле я страшный либерал, благодаря таким как я страну довели до ручки и посадили в сети чужих религий. Своя-то никогда сетью не была (надо полагать архетипы православия впитываются наряду с витаминами с молоком матери).

3. Что и кто был до 988 года очень интересный вопрос. Были волхвы и были их сети. Нет?

:
мая 13, 2012 в 21:27

1. выдуманный мной город. Просто множество религиозных течений возникли совсем недавно, вот и не укладывается у меня как можно верить в недавно созданную религию, знать для какой цели она придумана, ее «разработчиков» и все равно продолжать верить. Это как придти к иллюзионисту на представление изучив все разоблачения его «магии».

2. Страну? Разве в этом уже обвинили либералов)? А про витамины ловко подмечено, но, к сожалению к нашему поколению и последующим все менее и менее относится...

3. Думаю волхвов была тьма тьмущая благодаря которой и задумался Володя о систематизации

Кроме работ на былинную тематику, у Васнецова есть ряд работ, посвященных религиозной теме. В его творчестве легенды, исторические темы занимают большую часть. Одной из его работ является фреска Владимирского собора, которая находится в Киеве.

В основе картины - осмысление введения христианства на Руси. В ее центре - Владимир Святославович. Именно при нем произошло это историческое и масштабное событие, которое повлияло на всю дальнейшую историю Руси. Четко обозначена торжественность момента и серьезность всего происходящего. Его одеяние расшито золотом, руки подняты к небесам. Весь его облик говорит о важности принятого решения, о решимости, с которой он действует, ведь он, в данный момент, вершит историю.

Вокруг князя находятся представители религии, высшего духовенства, простые прихожане церкви. Все они одеты в белые одежды, как символ чистоты. На заднем плане картины мы видим хор и верную рать. На фоне всех высокопоставленных лиц и духовенства видны фигуры обычных людей, которые очень контрастно выделяются из общей массы. Они ждут своей очереди в обряде крещения. Согласно преданию, люди погружаются в воды Днепра. Мы видим, что здесь присутствуют представители разных поколений: от детей до стариков.
Сверху изображено светлое облако, а из него на всех собравшихся льется Божий свет. Он олицетворяет благословение собравшимся. Художник даже предусмотрел нарисовать людей, жителей небес. Они изображены более размыто. Эти люди смотрят вниз на торжественную атмосферу и радуются тому, что это событие на Руси все-таки произошло.
Крещение Руси является одним из важнейших события в русской истории. Оно наложило отпечаток на всю дальнейшую историю и с духовной стороны, и со стороны принятия государственных решений.