Проповедь о исцелении гадаринского бесноватого. Воскресное чтение евангелие Исцеление бесноватого в стране Гадаринской

Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Об исцелении гадаринского бесноватого

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мк. 5, 1-20) вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.

В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.

Может быть, кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может их поместиться сколько угодно в одном месте - в сердце человеческом. Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки, железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме, в форме буйного помешательства. Гораздо чаще, несравненно чаще бывает она в другой форме.

Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек и не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.

Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в сердце его, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действий ангелов, от действия Духа Святого. Удивительно, как тонко умели они распознавать действие бесов в сердце своем и знали средства борьбы с ними.

А люди, обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого. И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи. Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознать их присутствие, не сумеем и бороться против них.

Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.

Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть - знайте, что действуют в сердце вашем бесы. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.

Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним- знайте, что бесы действуют в сердце вашем.

Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.

Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.

Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем - знайте, что бесы живут в нем - оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их. Знайте и помните, что всегда надо бороться с бесами.

Помните слова святого апостола Павла в послании его к Ефесянам: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" (6, 10).

В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление - Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы. "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (ст. 11-12). Начальствами, властями, миродержателями века сего называет апостол Павел диавола и бесов.

"Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять" (ст. 13). Чтобы устоять в тот злой день, когда вселятся в сердце ваше бесы, когда вы ярились от злобы и оскорбляли ближних своих, досадовали на них и измышляли, как погубить их.

"Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню справедливости" (ст. 14). Препоясаны должны быть истиною, истиною Христовой. Вы должны быть, как в стальную броню, одеты в броню праведности и святости.

"И обув ноги в готовность благовествовать мир" (ст. 15). И чтобы всегда стремились вы, чтобы всегда готовы были ноги ваши идти туда, где нужно благовествовать мир, а не злобу сеять.

"А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого" (ст. 16). Щит веры, непоколебимой веры в Господа Иисуса Христа, во Святую Троицу - это щит, о который сломаются и угаснут все стрелы, которые шлет лукавый.

"И шлем спасения возьмите (того спасения, которое даром получено от Господа Иисуса Христа), и меч духовный, который есть слово Божие" (ст. 17). Знаем, как Господь Иисус Христос отразил сатану, который искушал Его в пустыне, словами из Святого Писания. Священное Писание, слово Божие, есть тот меч, которым и мы можем поразить врага духовного.

"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (ст. 18). Молитва, как ничто другое, защищает нас от бесов.

"Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (ст. 18). Не только о себе - молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову. "И о мне, дабы мне дано было слово устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования" (ст. 19).

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление бесноватого в Капернауме. Мк. 1: 21-28; Лк. 4: 31-37 В ту бурную эпоху, как и в наши дни, много встречалось душевнобольных людей. Если ветхозаветные времена мало знают подобных случаев, то в евангельские времена душевные болезни подучили характер настоящих эпидемий.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Исцеление бесноватого отрока Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 14–29; Лк. 9, 37–43 На другой день после славного преображения, спустившись с горы, Иисус Христос увидел учеников своих, окруженных толпою народа и книжников, спорящих с ними. нечаянное появление Eго изумило народ, а может быть, «и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

Исцеление гадаринского бесноватого 25 июля 1948 г."Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных" (Лк. 9, 1-2).Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что Господь послал Своих

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

28. Исцеление гадаринского бесноватого В Евангелии повествуется, как однажды Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую. Земля эта находилась на восточном берегу Галилейского моря. И вот, когда они переправились туда, их встретил бесноватый человек, в котором

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. Исцеление бесноватого отрока 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги Главные молитвы к Пресвятой Богородице. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.-20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 - 43) 1 Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не "в страну Гадаринскую", a "в страну Гергесинскую". Это название

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Об исцелении бесноватых, Об исцелении душевных и телесных немощей, о ниспослании благодатной силы при разрешении трудных обстоятельств, от нашествия саранчи. Божией Матери пред Ее иконой «Избавительница» 17(30) октябряО, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Об исцелении бесноватых, об исцелении душевных и телесных немощей, о ниспослании благодатной силы при разрешении трудных обстоятельств, от нашествия саранчи. Божией Матери пред Ее иконой «Избавительница» 17 (30) октябряО, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим,

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Исцеление бесноватого 21 Пришли они в Капернаум, и в первую же субботу Иисус отправился в синагогу и стал учить собравшихся там. 22 Все дивились тому, как Он учил: как власть имеющий учил Он их, а не как книжники. 23 В той синагоге был человек, одержимый духом нечистым, и

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Иисус исцеляет бесноватого 31 И пришел Иисус в Капернаум, город в Галилее; и вновь по субботам учил Он людей. 32 Они же не переставали дивиться тому, как Он учил, ибо говорил Он как наделенный властью Божией.33 В синагоге был человек, одержимый духом, бесом нечистым. Он закричал

Из книги автора

Исцеление бесноватого 26 И они, переплыв через озеро, оказались в земле герасинской, той, что расположена напротив Галилеи. 27 Как только Иисус сошел на берег, Его встретил некий человек из города, одержимый бесами. Он давно уже не носил никакой одежды и жил не в доме, а в

Из книги автора

14. Исцеление бесноватого отрока. 14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам

Из книги автора

XIII Новый способ учения – притчами. Притчи о сеятеле, о зерне горчичном, о пшенице и плевелах. Укрощение бури на озере. Исцеление гадаринского бесноватого Случай в доме Симона-фарисея с достаточностью показал, что для пробуждения дремлющей совести народа и уяснения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня евангелист Лука повествует о том, как Иисус Христос прибыл в страну Гадаринскую и исцелил там одного человека, который страдал беснованием. Страшное состояние было у этого человека, потому что, когда близкие хотели его уберечь, привязывали, заковывали, закрывали, то невиданная сила разрывала все путы, ломала все замки, и человек убегал в пустынные места, и жил там, где погребали людей, как написано - «во гробах».

Мы видим, что в мире есть сила, которая заставляет страдать людей. И действительно, христианская вера учит о том, что в разумном мире, то есть в мире ангельском и в мире человеческом, произошло разделение. Появилась сила, которая противоборствует Богу - и по этой причине эта сила была низвергнута. И до дней последних времен этой силе позволено действовать.

Но премудрость Божия такова, что даже зло - потому что эта сила является источником зла - Господь обращает в пользу для человека. Как и ангелы, так и мы, люди, наделены полной свободой и Господь учит этой свободой правильно распоряжаться. Не зная зла, человек не смог бы выбрать добро. Только в сравнении мы можем познать пользу добра и вред зла. И поэтому, как бы ни старались злые силы (то есть демоны, бесы) навредить людям, Господь, ограничивая эту силу, попускает ей воздействовать на нас.

Православная Церковь учит своих чад, как определять, правильно различать добро и зло и, как противодействовать злу, упражняясь в добродетели. И вот сегодня мы слушали воскресное евангелие. Это событие произошло после того, как Иисус Христос, переплывая с апостолами через Генисаретское озеро, укротил ветер и волны. И ученики говорили между собой: «Кто Он, которому повинуются и ветер, и вода?» А когда причалили к берегу, Он исцеляет еще и одержимого человека.

Присутствие Иисуса Христа, которого мы исповедуем как Богочеловека, открывает нам многие тайны духовного мира. Ибо то, что мы не видим, это не значит, что этого нет. И потому Господь Иисус Христос приоткрывает нам завесу в тот мир, который сокрыт от нас, но который на нас воздействует.

Бог есть источник блага и добра - ибо все, чем мы пользуемся, дал Бог человеку. Мы видим, что весь окружающий мир предназначен для того, чтобы человек пользовался им себе на благо. Но получив свободу и право выбора, человек не всегда может этим правом распорядиться правильно - в силу ограниченности нашего разума, в силу нехватки жизненного и духовного опыта. А самое главное - в духовной жизни мы с вами идем как бы в потемках, мы с вами ученики. И поэтому Господь так ведет человека по жизненному пути, чтобы в добре он укреплялся, а злому противостоял.

Но как мы можем противостоять злу, если мы не можем определить его? Поэтому Господь указывает, учит человека отличать правду от лжи, и дает нам закон, заповеди Свои, и велит жить по этим заповедям, чтобы все время иметь общение с Богом. Если человек нарушает закон, то он должен понять, что он лишается той благодати Божией, которая освящает человека. Поэтому мы с вами должны стараться не отдаляться от Бога, дабы не быть порабощенными злом. И поэтому злые силы всячески пытаются препятствовать тому, чтобы человек общался с Богом и шел по пути к Нему.

Церковь, которую Иисус Христос основал для освящения грешных людей и воссоединения с Богом, призывает всех нас жить жизнью угодной Богу и в этой жизни научились противостоять злу, которое существует в нашем мире. И, как я уже сказал, премудрость Божия использует даже злые силы в пользу человеку. Потому что, преодолевая свои страсти, преодолевая соблазны, которые увлекают человека в бездну, мы становимся духовно мудрее и начинаем учиться противостоять тем козням диавольским, которые пытаются удалить нас от Бога, от общения с Богом.

Мы видим, что человек, который исцелился, неотступно следовал за Иисусом Христом, но жители Гадаринской страны попросили удалиться Иисуса Христа, ибо сильно испугались. Господь велит этому человеку, который просит разрешения следовать за Ним, идти в свой город, идти в свою семью и рассказать о том, что сотворил Иисус Христос для него - то есть исцелил. Мы видим, что присутствие Иисуса Христа среди людей не только исцеляет телесные или духовные болезни, но рождает нового человека, человека, который смотрит на жизнь уже другими глазами. И он хочет быть рядом с Богом, он хочет все время общаться с Ним.

Этот пример указывает на то, что и нам подобает, как этому бывшему одержимому, стремиться к общению с Богом. Господь есть источник добра, любви и благодати. И человек сам, находясь в непосредственной близи к Господу, должен стать источником этой любви и благодати. Ибо это приятно природе человеческой - Господь ведь сотворил человека безгрешным.

Но научиться бороться с грехом человек должен в том мире, в котором существует добро и зло. И сегодняшнее Евангелие обращает наше внимание на то, чтобы мы искали в себе наши скрытые дурные, злые, поврежденные мысли и желания, дабы победить их с помощью Божией и не нарушать союз с Богом. Потому что в союзе с Богом человек - живет, вдали от Бога человек - духовно умирает. Поэтому давайте и мы с вами стремиться жить в союзе с Богом, чтобы не умереть духовно. Спаси Господи всех вас. Аминь.

После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.

Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.

И пришли на другой берег моря, в . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1-17).

Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и сто ящие, и есть малые и мало сто ящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.

Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.

Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.

И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.

Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».

Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».

Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?

После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука» . Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось!.. о да, я с такой готовностью!.. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих , а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут?.. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».

Священник Иоанн Павлов

28. Исцеление гадаринского бесноватого

В Евангелии повествуется, как однажды Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую. Земля эта находилась на восточном берегу Галилейского моря. И вот, когда они переправились туда, их встретил бесноватый человек, в котором обитало множество демонов. Жизнь его была ужасна - он не мог находиться среди людей, но жил на старом заброшенном кладбище, в пещерах, где когда-то хоронили покойников. Бесноватый имел страшный вид - в одежду он не одевался; день и ночь, бегая по горам, он кричал и бил себя камнями. Много раз его связывали веревками, даже сковывали цепями, но он, обладая нечеловеческой силой, разрывал цепи и веревки и снова убегал к своим пещерам, мимо которых местные жители боялись ходить.

И вот, когда Господь пришел туда, бесноватый, увидев Его издалека, прибежал, поклонился Ему и стал кричать: какое Тебе дело до меня, Иисус, Сын Всевышнего, прошу Тебя, не мучь меня. Конечно, эти слова говорил не сам человек - несчастный не принадлежал себе и не мог говорить от себя, - но говорил их демон, обитавший в нем. Тогда Христос спрашивает демона: как твое имя? Тот отвечает: легион, потому что нас много. Легионом называлась в римской армии дивизия численностью несколько тысяч человек. Таким образом, в этом несчастном обитало целое полчище демонов. Бесы, конечно, не могут противиться Христу и, зная, что им придется выйти из человека, просят Господа, чтобы Он не посылал их в бездну ада, но позволил бы остаться в этом мире, - они просят Его разрешить вселиться в свиней, большое стадо которых паслось на склоне горы неподалеку. Христос им разрешает. И как только бесы вошли в свиней, сразу же все стадо бросилось с кручи в море и утонуло.

Почему бесы решились немедленно погубить стадо в море? На это есть своя причина. Дело в том, что Ветхозаветный закон запрещал евреям разводить свиней и есть свинину. То, что местные жители ее ели, означает, что они грубо нарушали Закон Божий и жили по-язычески. Проводя такую жизнь, эти люди, естественно, пребывали во власти бесов, ибо бесы приобретают власть над людьми именно через грех, через преступление Божия закона. И вот демоны, видимо, рассчитывали, что если свиное стадо погибнет, то гадаринцы, слишком привязанные к свинине, не примут Христа и Его учение. В этом случае бесы сохранили бы свою власть над этими людьми и над их городом, тогда как в противном случае они были бы окончательно изгнаны из Гадаринской страны. Таким образом, в действии бесов заключалась хитрость. Конечно, всеведущий Господь это знал. И, однако, Он все же допускает бесам испытать гадаринцев: что для них важнее - Закон Божий или привязанность к земным удовольствиям? Это испытание чем-то напоминает историю праведного Иова, которого диавол тоже испытывал, испросив на это разрешение у Бога.

Итак, стадо утонуло. Пастухи, когда увидели это, пришли в ужас, ведь стадо было очень большое, целых две тысячи свиней, и пастухи подумали, что горожане, конечно, их обвинят в этом убытке. Поэтому они сразу побежали в город и привели людей, чтобы те своими глазами увидели происшедшее. Что же увидели горожане? Во-первых, они увидели великое чудо - бесноватый, которого они раньше боялись и обходили за версту, исцелен Христом и находится в здравом уме. А во-вторых, они увидели, что их любимые свиньи погибли.

Таким образом, всей ситуацией им был как бы предложен выбор: или торжествующий над демонами Христос с Его всемогущей исцеляющей силой, или их прежняя комфортная греховная жизнь с жареной свининой и прочими удовольствиями плоти. И вот они делают выбор: выбирают привычный греховный образ жизни, а Христа просят удалиться из их страны. Этим они как бы так говорят Христу: да, то, что Ты исцелил бесноватого, это, конечно, великое дело. Но все же, если Твое присутствие у нас связано с потерей возможности есть жареную свинину и сало, то мы не можем на это пойти, и потому Ты лучше уходи из нашей страны. И Господь, давший человеку свободу выбора и эту свободу уважающий, уходит от них…

Выбор гадаринцев является совершенно естественным для людей, привязанных к греховной жизни. В Евангелии сказано, что Бог есть свет, и всякий, делающий злое, не хочет к Нему идти, потому что свет делает явными его злые дела. И действительно, часто люди не приходят ко Христу именно потому, что не хотят менять привычный образ жизни - в грехах и страстях.

Однако, чтобы последовать за Христом, человек непременно должен отказаться от греха. Не может вырасти пшеница на поле, заросшем бурьяном и крапивой, - сначала нужно это поле очистить и перекопать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что при падении наш прародитель Адам умер для Бога, а ожил для греха, после чего ему уже не нашлось места в Раю. По этой причине всем, кто хочет вернуть себе Рай, Христос указал противоположный путь - умереть для греха, чтобы ожить для Бога. А этого люди как раз часто и не хотят делать.

Следует еще сказать, что выбор гадаринцев непрерывно повторяется в истории - как в жизни отдельных людей, так и целых народов. Один современный иерарх сравнивал исцеление гадаринского бесноватого с падением коммунизма в России. В коммунистический период Россия была бесноватой, была одержима легионом бесов. Но вот бесы коммунизма и атеизма были изгнаны из нее, и перед людьми встал выбор: пойдут ли они за Христом или предпочтут легкую и удобную жизнь в грехе? И, увы, мы видим, что большинство не пошли за Христом, но, подобно гадаринцам, сказали Ему: уходи от нас, не вмешивайся в нашу жизнь, нам спокойнее без Тебя. Мы, может быть, были бы и не против Твоего присутствия, но уж, конечно, не в том случае, если ради этого придется отказаться от столь любезных нам свиней - то есть от языческой, блудной, греховной жизни…

Евангельский эпизод об исцелении бесноватого, как и многие места Писания, со всей очевидностью показывает, что невозможно последовать за Христом и спастись, если не отречемся прежде от засасывающей нас, подобно болоту, греховной жизни. Мы имеем заповедь Самого Спасителя: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Из этих слов видно, что, прежде чем последовать за Христом, нужно отвергнуться себя. Отвергнуться себя, по объяснению святых отцов, как раз и означает отвергнуться греха, потому что после падения Адама грех настолько глубоко вошел в человеческую природу, что отвержение греха сделалось для людей отвержением себя. Итак, имея эту заповедь, братия и сестры, понудим себя к тому, чтобы отстать от греховной жизни, чтобы бегать греха и бороться с ним. Ибо, только умерев для греха, человек может ожить для Бога и последовать за Ним. Именно к такому пути Он нас призвал, и только на нем мы можем обрести спасение. Аминь.

В 23-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Господь и Святая Церковь предлагают нам историю - и это не притча и не иносказание. Евангелие рассказывает нам о многострадальном человеке, который по попущению Божьему имел такой недуг, как беснование, да и сегодня живут такие люди.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Исцеление бесноватого в стране Гадаринской

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Иисус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Лк., 38 зач., 8, 26-39

Проповедь о гадаринском бесноватом

Господь прибыл в страну Гадаринскую (это, если стоять лицом к востоку, с правой стороны на Генисаретском озере есть г.Гадарин, а с левой стороны - Десятиградие, обьединяющее 10 городов в одну область).

"Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Спаситель и Творец Вселенной, управляющий всем миром, обращает внимание на одного конкретного страждущего человека. И будто бы оставляя все заботы, Господь переключается на горе одного человека, потому как видит его страдания и которому нужна Его помощь. Насколько же дорог и бесценен каждый человек для Господа! Спаситель дает нам пример, как мы должны относиться к людям, с каким пониманием и состраданием", - подчеркнул митрополит Павел.

И, проходя, Христос зашел в это селение, и встретил Его на берегу один человек - заросший, побитый, худой, страшный на вид, одержимый бесами.

"Мы не знаем за какие грехи Господь попустил ему такие страдания. Может быть, это был родительский грех или деда, прадеда… Потому что грех падает, как свидетельствует Священное Писание, до седьмого поколения, а грех Адама упал на весь человеческий род. Это страшно! А наши грехи падают тоже на всю нашу родословную.

И сегодняшняя Евангельская история нам показывает, насколько большой может быть сила бесовская.

И власть беса начинается тогда, когда человек живет без Бога. И эта власть показана на примере бесноватого, который живет в безумии, не имеет власти над собой, не одевается в одежды, а место жилища его - кладбище, он стал опасен для окружающих, обладая недюжинной силой", - рассказал Владыка Павел.

Но бесноватый, еще издалека увидев Спасителя, подходит не беснуясь, потому как видит в Нем Творца Вселенной Бога. И когда Христос приблизился, и бес увидел Его, устами этого человека вскричал громким голосом, пав пред Иисусом Христом: "Что Тебе до меня, Иисусе, Сын Бога Всевышнего?"

"Эти слова поражают и устрашают каждого человека. Потому что, видя такого человека, который жил в гробах, то есть на кладбище, человека, которого связывали не веревками, а цепями, и он разрывал их - невольно устрашаешься только от его вида. Но увидел многострадальный человек, в котором жил бес, Спасителя и вышел навстречу Ему. И плоть смиренно падает в ноги и просит милосердия. Он устал от такой страшной жизни. А бес, который жил в нем, обращается к Христу, он знает Христа, он свидетельствует о Христе и называет Его: "Иисус Христос, Сын Бога Всевышнего. Не мучь меня!" Эти слова, дорогие братья и сестры, приводят в страшный трепет каждую душу. Потому что бес, который видел и слышал слово о Спасителе мира - Иисусе Христе, он ждал Его прихода. Но вначале было слово, и слово было у Бога. И сотворим человека по образу нашему, и дух носился над бездной, и единым словом Божьего милосердия все это создавалось. Поэтому падший ангел - денница со своими дьяволятами, он знал Христа. Он только не мог понять, в какое время Он придет", - пояснил настоятель лавры.

Святые отцы говорят, что когда было Благовещение Пресвятой Богородицы, Господь поразил беса глухотой. Бес видел, что Архангел Гавриил сходит с небес, видел беседу Архангела с Девой Марией, но о чем они говорят, не мог понять. Поэтому бес тоже знает Священное Писание, в котором сказал пророк Исаия: "се Дева, во чрево приимет и родит Сына".

И бес старался и до сегодняшнего дня старается дев ввергнуть в самое страшное злодеяние - это блуд.

И здесь он увидел Христа Чудотворца, Которому повинуется и смерть, Которому повинуются стихии природы, Которому повинуются и живущие в море, ведь . Рыбы пришли сами для того, чтобы утолить голод и принести какие-то средства для жизни. И здесь бес все видел, будучи на берегу, и поэтому обращается ко Христу, величая Его и зная Его точное призвание и название, говорит: "Сын Бога Всевышнего, умоляю Тебя не мучь меня".

Иисус повелел бесу выйти с человека и спросил: "Как имя тебе?" Тот ответил: "Легион".

"Человек сам уже как бы не существует, за него отвечают бесы. Сколько это легион? Трудно сказать, одни говорят - двенадцать тысяч, другие называют другую цифру, мы не можем точно сказать, но знаем, что это великое-превеликое множество. Мы знаем, как Христос говорил, что Он может просить Отца Небесного и Он предоставит 12 легионов Ангелов… Это весьма много, но никто не скажет точного числа, сколько это было. Итак, в одном человеке - легион бесов! Соответственно, мучения его были страшные. Он бился головой, прыгал с горы, сам себе наносил повреждения… И, как вы видите, бес хранил его. Бесноватый повредился, принес себе увечье, но не разбился, потому что жизнь человека, даже одержимого бесами, все равно в руке Господней", - отметил митрополит.

И бес просит Иисуса, чтобы Он не повелел идти в бездну, которую приготовил сам бес для себя и человека, а человек иногда сам себе готовит бездну, то есть преисподнюю земли - ад. О преисподней нам свидетельствует еще и апостол Павел, у которого сказано, что он слышал неизглаголанные слова и был восхищен до третьего неба, а все живущие в то время сходили в преисподнюю земли, пока Христос не разрушил силу ада.

Нечистые животные

И, как сказано в Евангельской истории, невдалеке паслось большое стадо свиней, и бесы попросили войти в стадо свиное.

"Обратите внимание, что бесы даже не имели права войти в нечистое животное. Почему нечистое? Потому что кто знает историю еврейского народа, Господь повелел, что вкушать и что не вкушать. У чистого животного должен быть раздвоенный копыт, и он должен жевать жвачку, как корова, овца. Но здесь хоть и раздвоенный копыт, но свиньи не жевали жвачки. И они были нечисты. Есть и другое благочестивое и в то же время вразумляющее предание. Я читал это в одной из книжечек-брошюр в свое время в молодости. Иудеи решили посмеяться над Господом. Потому что Он, проходя, учил людей, что нельзя делать того, что не желаешь себе. И иудеи, сами не вкушая свинину, они выращивали и продавали это нечистое животное язычникам, тем самым зарабатывали себе деньги. И хозяин одного двора говорит, что если Он такой ясновидящий, пророк, то должен отгадать его загадку. Он положил под корыто, в котором кушали свиньи, свою жену. И когда Христос вошел во двор, он и говорит: "Если Ты такой пророк, скажи, что под корытом?" Господь отвечает: "Свинья с поросятами". Хозяин говорит: "Вот и не угадал". Открывает, а там свинья с поросятами. Это предание. Но это свидетельствует о том, что не искушай Господа без нужды!" - подчеркнул Владыка Павел.

И в сегодняшней истории бесы просятся, чтобы Он разрешил им войти в животных. И когда Он разрешил, это стадо все взбесилось и бросилось в пучину морскую. Из этого видно, что если нечистоте дать маленькую свободу - вселиться в стадо свиное - эта свобода ведет к погибели, смерти, разрушению.

Услышав это известие от пастухов, что больше нет стада свиного, что свиньи бросились в бездну морскую и уже нет их выгоды, наживы - люди вознегодовали. Они пришли и, увидев все это, не возрадовались тому, что страждущий человек сидит у ног Христа Спасителя и получил исцеление, что этот человек вернется в свой дом, к своей семье. А они наоборот в своем сердце вознегодовали и были в великом шоке и страхе. И попросили Господа, чтобы Он удалился из их селения и чтобы ушел из их окрестности и города.

"А здесь, в этом месте, пусть каждый задаст себе вопрос: а смогу ли я пожертвовать своим благополучием, богатством, всем имуществом, ради здоровья одного человека? Задумайтесь над этим, чтобы не стать подобным гадаринским жителям, прогнавшим Христа! Христос, скорбя об этом, сел в лодку, отпустив этого исцеленного человека домой. Человек, из которого вышли бесы, просил, чтобы быть с Ним, потому что он ощутил в своем теле жизнь. Увидел Того, Кто освободил от страшного мучения. Но Христос повелел, чтобы тот возвратился в свой дом. И человек, освободившись от уз диавола, пошел в свой дом, показавшись священникам, представ перед ними. Потому что Христос всегда говорил, чтобы исцеленные показывались священнику, чтобы он засвидетельствовал их здоровье, а исцеленный проповедовал милосердие Божье, что сотворил ему Бог. Это было по всему миру - прославление Христа. Как мы с вами увидели и видим, как Господь бывает кроток и какие есть люди. Вместо того, чтобы возрадоваться, Его гонят, и Он уходит. Увидев исцеленного человека, они также не возрадовались этой радостью, которую человек получил", - с сожалением отметил митрополит.

Толкование притчи об исцелении бесноватого

"Богатство ослепляет наши глаза. Сегодня настало такое время, что все бесноватые ходят по улицам. И несчастную свою жертву, верующего человека, они оковывают в цепи, всячески издеваясь над ним. Так было тогда, так есть и сейчас. Как разрушают храмы, бьют священников, верующих. Это все те одержимые, у которых "легион", а Господь учит нас кротости, терпению и смирению. Потому что часто мы о чем-то начинаем размышлять, начинаем мудрствовать, забывая о том, что мы боимся беса во всех его видах и всех его направлениях. Но он над человеком не имеет никакой власти, если мы не разрешим ему поселиться в нас! А ведь беснование - это не только буйное поведение. Человек может быть образован, респектабелен, но его ум настолько захвачен бесовской силой, что его действия и поступки повергают в ужас. И на первый взгляд привлекательные речи и показательные дела ведут к погибели не только этого человека, а и всех рядом стоящих, увлеченных этой идеей", - пояснил настоятель лавры.

Что дает возможность бесу поселиться в человеке? Это неверие, кощунство. Это изгнание из своего сердца, своего дома Христа Спасителя. Это нарушение Заповедей Господних, жизнь в невенчанном браке.

"Не исповедуемся, не причащаемся, обманываем, крадем, убиваем, лицемерим, лжесвидетельствуем, делаем расколы… Делаем все то, что вредит человеку, созданию Божьему. И Творец тогда отступает от такого человека, а на человека наступает тот, кому он служит, кто завоевал этого человека, кому он принадлежит - дьявол. А сколько своих дьяволят он приводит к каждому человеку, сколько страстей больших и мелких в человеке сидит - это и зависть, и гордость, злоба, ненависть, жадность, ложь, трусость, сребролюбие, непрощение обид… Список можно долго продолжать. Так и легион будет в каждом человеке, отступившем от Бога", - рассказал настоятель лавры.