За что распяли Иисуса Христа? История христианства. Когда распяли Иисуса Христа, в какой день недели

Когда точно, в какой день недели, распяли ? Иоанн говорит, что Иисуса распяли накануне Пасхи, в то время, как другие Евангелисты говорят, что Христос был распят в саму Пасху.

Трудно сказать, в какой день недели распяли Иисуса. Это один из сложных вопросов. Нет сомнений в том, что Иоанн говорит о том, что Иисус Христос был распят накануне Пасхи. Это также был день перед Субботой.

«Так как была пятница, когда иудеи готовились к субботнему дню, и гробница была рядом, они положили в неё Иисуса». (Евангелие от Иоанна 19:42)

У иудеев были разные субботы. Была суббота - День Субботний и другие «субботы», такие, как Пасха. Это первый источник возможного непонимания.

Вопрос вот в чем: была ли это суббота Днем Субботним, Пасхальной Субботой или и тем и другим сразу. Я верю, что все доказательства говорят нам о том, что Иисус Христос был распят в день, предшествующий Пасхе. Матфей подтверждает это:

«Всё это случилось в день приготовления. На следующий день первосвященники и фарисеи пришли к Пилату» (Матфея 27:62)

Некоторые люди трактуют слова «день приготовления» таким образом, что получается, что Иисус Христос был распят в четверг, а не в пятницу. Это возможно, т.к. Пасха могла попадать на пятницу. В этом случае распятие могло попадать на день приготовления и на день перед субботой (речь идет не о Субботней Субботе).

В какой день недели был распят Иисус Христос — в четверг или в пятницу для Христианства не имеет никакого значения. Что важно, так это тот факт, что Он был распят накануне Пасхи и что Тайная Вечеря совпала с иудейским праздником Седер. Я верю, что это очень ясно, и библейские авторы едины в этом.

На какой день недели попало распятие зависит от того, в какой год Иисус Христос был убит. Сейчас я в Китае и пишу по памяти, так что это был либо 29 либо 30 год нашей эры. С одной стороны день недели и год распятия не существенны для христианства. Тем не менее для христианства это время имеет значение, так как важно очень сильное символическое (и реальное) отношение к Пасхе и Празднику Первых Плодов. Все Евангелисты едины в том, что Иисус Христос был распят накануне Пасхи, в день приготовления.

Кстати, я полагаю, что это скорее всего была пятница, но мои предположения основаны на сильных традициях ранней церкви. Эти традиции уходят корнями далеко в прошлое. И еще я полагаю, что Иисус Христос был распят в 30 году н.э.

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания и основ христианства.

Два интересных размышления на эту тему.
Размышление первое.
Уверен в одном: Искупитель мой жив!
Пастор Мирослав КОМАРОВ (г. Луганск, Украина)

На первый взгляд, все лежит на поверхности, но стоит только открыть Новый Завет... Евангелисты говорят – пятница. Но тогда, если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился около 40 часов, т.е. чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах. Это сказал сам Христос: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Как же объяснить подобное несоответствие?
Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Более того, слова Иисуса о Себе: «...И в третий день воскреснет» (Матф. 20:19) или фраза учеников, возвращающихся в Эммаус: «...Уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21) – могут указывать на пятницу как день смерти.

Но есть одно «но» – две вместо трех ночей. Если Христос был распят в пятницу, Он не мог быть «в сердце земли» три ночи. Только две. Конечно, если тьму окутавшую Иерусалим на три часа, в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Более того, Он был еще жив (Матф. 27:45-50). Так что версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется притянутой «за уши».

Есть и еще один вариант, он подойдет тем, кто увлекается аллегорическими толкованиями. Третья ночь – это период от смерти Христа на кресте до момента, когда воскреснут все умершие верующие. Цепочка размышлений примерно такая: верующие являются Телом Христовым, но верующие умирают, поэтому воскресение началось, но не завершилось, а завершится с воскресением всех верующих, и тогда в фразе «три ночи» будет поставлена точка.

Для себя я делаю промежуточный вывод. Либо фразу «три дня и три ночи» не нужно понимать буквально, а стоит отнестись к ней как к некоему фразеологическому обороту, либо Христос был распят не в пятницу, а в четверг.

В котором часу распяли Иисуса? «Был час третий и распяли Его» (Марка 15:25). Но в Евангелии от Иоанна зафиксировано время суда у Пилата: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой» (19:14). Как мог Пилат судить Иисуса в шесть часов, если в три Христа распяли? Марк, Лука и Матфей пользуются греческим (римским?) временем, а Иоанн – еврейским? Еврейское считает часы дня от рассвета, и, соответственно, шесть часов по еврейскому времени – это у нас полдень. А греки считают от полуночи и от полудня, так что три часа дня – это 15.00 у нас (или три часа ночи). И тогда получается, что в полдень (шесть часов по еврейскому, у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие.

Но, во-первых, почему Марк, Лука и Матфей используют греческое время? Ну, ладно – Марк, а Матфей, который писал евреям? Во-вторых, даже если это так, т.е. Марк по-гречески, а Иоанн по-еврейски, все равно остается проблема. Чтобы ее увидеть, нужно задать вопрос: а в котором часу тогда зашло солнце? Ответить поможет знание длительности светового дня и времени восхода солнца. Длительность светового дня должна быть близкой к 12 часам, потому что, во-первых, это южные широты, а, во-вторых, весна, день весеннего равноденствия где-то рядом. Так что день занимает ровно половину суток, или 12 часов. А в котором часу рассвет? Логично предположить, что в шесть часов утра «по-нашему», и тогда закат, соответственно, в 18.00.

Теперь нужно посчитать. Как я уже писал, в 12.00 (шесть часов по-еврейскому у Иоанна) состоялся суд у Пилата, а в 15.00 (три часа у Марка) началось распятие. Через три часа, т.е. в 18.00, Иерусалим на три часа – до 21.00 погрузился во тьму («от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; «в шестом часу настала тьма и продолжалась до часа девятого», Марка 15:33). Примерно в это время – в 21.00 Христос испустил дух.

Если это так, тогда никакого чуда с тьмой не было, просто зашло солнце – и все. Да и Христа погребли уже после захода солнца, т.е. в день Пасхи. Судя по всему, эта теория совершенно не жизнеспособна и не выдерживает критики.

А что, если было наоборот? Иоанн, как написавший более позднее Евангелие (при этом, скорее всего, живя не в Иерусалиме), использовал греческий вариант счета времени, а Марк и Матфей – еврейский? Иоанн в своем Евангелии о времени говорит в первой главе, описывая встречу Андрея и еще одного ученика Иоанна Крестителя с Иисусом: «Они пришли и увидели, где Он живет и пробыли у него день тот. Было около десятого часа». Могло ли это быть еврейское время, т.е. 16.00 по-нашему? С большой натяжкой. Скорее всего это было 10 часов утра, т.е. 10 часов после полуночи, по-гречески, и ученики пробыли с Иисусом весь день.

Второй раз Иоанн говорит о времени в четвертой главе: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» – это известная встреча с самарянкой. Если по-еврейски, то 12.00 у нас, а если по-гречески, то шесть часов – либо утра (что мало вероятно), либо вечера, что весьма логично, учитывая учеников, озабоченных поисками еды и удивленных реакцией Иисуса на принесенные продукты.

Вполне похоже, что Иоанн пользовался греческой системой учета времени. А значит, суд у Пилата состоялся в 6.00 (подходит и 18.00, но это невозможно), потом в 9.00 (три часа по-еврейски) – распятие, с 12.00 до 15.00 (с шести до девяти) – тьма и около 15.00 (девять) – смерть. Потом у друзей Иисуса есть два-три часа, чтобы до захода солнца получить разрешение, снять тело с креста и положить в находившейся неподалеку гробнице. Если не обращать внимание на ранний час суда, то все прекрасно сходится без всяких натяжек.

Мог ли суд у Пилата состояться в шесть утра, т.е. чуть ли не на рассвете? Учитывая жаркий климат, в котором все важные дела принято делать, пока не припекло солнце, а также не забывая о том, как торопились враги Иисуса, желая успеть разделаться с Ним до Пасхи, думаю, что мог и состоялся.

Я остановлюсь на полпути если не подниму вопрос о последней Вечере Христа с учениками. Принято считать, что Вечеря была в четверг. Но если Пасха – в субботу, то начинать праздновать нужно в пятницу после захода солнца, разве не так? Но в пятницу Христа уже распяли.

Что побудило Христа начать пасхальную трапезу раньше?

Я знаю три версии:
1. Христос предвидел, что в пятницу Он будет распят, пригласил учеников на день раньше, пренебрегши канонами (как Он делал это ранее в отношении субботы).

2. Поскольку в тот год Пасха пришлась на субботу (Пасха, с ее подвижным графиком, могла выпасть на любой день недели), празднование, по мнению некоторых иудеев, можно было перенести на день раньше. А чем плоха суббота для празднования Пасхи? В субботу нельзя разжигать огонь, а, по канонам, нужно было сжечь кости ягненка, оставшиеся от вечерней трапезы. Получалось, что одни иудеи праздновали с вечера четверга и в пятницу, а другие – с вечера пятницы в субботу.

3. Между Галилеей и Иудеей существовала разница в религиозном календаре в отношении празднования Пасхи (как-то это связанно с ессеями). Поэтому галилеяне, а именно к ним относился Иисус и большинство учеников, праздновали по-своему. Возможно, что даже не в четверг, а в среду или вторник. Эта точка зрения не очень распространена, появилась сравнительно недавно, благодаря свиткам Мертвого моря, но в одной из своих проповедей нынешний наместник римского престола Бенедикт XVI озвучил именно ее.

Не могу сказать, что по всем этим вопросам я имею железобетонную уверенность. Но уверен в одном: Искупитель мой жив! И это для меня главное, а остальное – вещи с ограниченной ценностью.

Был ли Иисус распят в пятницу? Если да, тогда как Он провел три дня в гробнице, восстав из мертвых в воскресенье?

Библия не отмечает конкретно, в какой день недели был распят Иисус. Существует два наиболее распространенных мнения, что это произошло в пятницу или в среду. Некоторые же, совмещая аргументы пятницы и среды, называют этим днем четверг.

В Евангелии от Матфея 12:40 Иисус говорит: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Называющие днем распятия пятницу, утверждают, что вполне обоснованно считать, что Иисус пребывал в могиле три дня, ведь евреи первого столетия иногда рассматривали часть дня как целый день. А так как Иисус был в могиле часть пятницы, всю субботу и часть воскресенья – это можно рассматривать, как трехдневное пребывание в могиле. Один из главных аргументов в пользу пятницы записан в Евангелии от Марка 15:42, где отмечено, что Иисус был распят в «день перед субботою». Если это была обычная, «еженедельная» суббота, тогда это свидетельствует о распятии в пятницу. Другой довод в пользу пятницы ссылается на такие стихи, как Матфей 16:21 и Лука 9:22, сообщающие, что Иисус воскреснет на третий день. Таким образом, Ему не было необходимости оставаться в могиле целых три дня и три ночи. Однако в то время как в одних переводах в этих стихах используется словосочетание «на третий день», не все, и не каждый соглашается, что это наилучший перевод этих текстов. К тому же, в Евангелии от Марка 8:31 говорится, что Иисус воскреснет «через» три дня.

Аргумент в пользу четверга вытекает из предыдущего и в основном доказывает, что между похоронами Христа и воскресным утром произошло слишком много событий (некоторые насчитывают вплоть до двадцати из них), чтобы произойти начиная с вечера в пятницу. Они указывают, что это особенно важно, так как единственным полным днем между пятницей и воскресением была суббота – иудейский шаббат. Дополнительный день или два устраняет эту проблему. В доказательство защитники четверга приводят следующий пример: «Представьте, что вы не видели своего друга с вечера в понедельник. В следующий раз, когда вы его встретили, было утро четверга, и вы тогда можете сказать: «Я не видел тебя три дня», даже если хотя технически прошло 60 часов (2,5 дня)». Если Иисус был распят в четверг, то этот пример помогает понять, почему этот период мог восприниматься как три дня.

Сторонники мнения о распятии в среду утверждают, что в той неделе было две субботы. После первой (та, которая настала в вечер распятия – Марк 15:42; Лука 23:52-54) женщины пробрели благовония – обратите внимание, они сделали свою покупку после субботы (Марк 16:1). Согласно с этой точкой зрения, эта суббота была Пасхой (см. Левит 16:29-31; 23:24-32, 39, где священные дни, которые не обязательно выпадали на седьмой день недели – субботу, называются субботами). Вторая суббота в той неделе была обычной, «еженедельной» субботой. Отметим, что в Евангелии от Луки 23:56 женщины, купившие ароматы после первой субботы, вернулись и приготовили их, а тогда «в субботу остались в покое». Это показывает, что они не могли приобрести благовония после субботы, или подготовить их до субботы – если только в то время не было двух суббот. С позиции мнения о двух субботах, если Христос был распят в четверг, тогда Пасха должна была начаться в четверг после заката солнца и окончиться в пятницу вечером – в начале обычной субботы. Покупка благовоний после первой субботы (Пасхи) тогда бы значила, что они купили их во время второй субботы и нарушили заповедь.

Таким образом, эта точка зрения отмечает, что единственное объяснение, не опровергающее сообщения о женщинах и благовониях, а также поддерживающее буквальное понимание текста в Евангелии от Матфея 12:40, заключается в том, что Христос был распят в среду. Суббота – священный день (Пасха) – наступила в четверг, после этого в пятницу женщины купили благовония, возвратились и в тот же день подготовили их, отдыхали в обычную субботу, а в воскресенье утром принесли эти благовония к гробнице. Иисус был похоронен около заката солнца в среду, что в соответствии с иудейским календарем считалось началом четверга. Используя этот способ исчисления, мы имеем ночь в четверг (ночь 1), день в четверг (день 1), ночь в пятницу (ночь 2), день в пятницу (день 2), ночь в субботу (ночь 3) и день в субботу (день 3). Наверняка не известно, когда воскрес Христос, но мы знаем, что это произошло перед восходом солнца в воскресенье (в Евангелии от Иоанна 20:1 говорится, что Мария Магдалина пришла «ко гробу рано, когда было еще темно», а камень уже был отвален от гроба, потом она нашла Петра и сообщила ему, что «унесли Господа из гроба»), поэтому Он мог воскреснуть даже сразу после заката солнца в субботу вечером, что согласно иудейскому исчислению считалось началом первого дня недели.

Возможная проблема этой точки зрения – это то, что ученики, шедшие с Иисусом по дороге в Эммаус делали это «в тот же день», что и Его воскресение (Луки 24:13). Ученики, не узнавшие Его, сообщили о распятии (24:20) и говорили, что «уже третий день ныне, как это произошло» (24:21). От среды до воскресенья – четыре дня. Возможное объяснение содержится в том, что они могли вести отчет от похорон Христа в среду вечером, когда начался иудейский четверг, а от четверга до воскресенья, следовательно, получается три дня.

В принципе, не так уж и важно знать в какой день недели Христос был распят. Если б это было действительно необходимо, то Божье Слово четко бы сообщило это. Важно то, что Он умер, и физически, телесно воскрес из мертвых. Не менее важна причина, по которой Он умер, – чтобы понести наказание, заслуженное всеми грешниками. А в Евангелии от Иоанна 3:16 и 3:36 провозглашается, что вера в Него ведет к вечной жизни!

Когда распяли Иисуса Христа, в какой день недели?

    Согласно историческим данным, в библейские времена, у евреев не было названий дней недели, за исключением субботы. Суббота был особенный день, который Бог определил для отдыха. Шесть дней работай, а в седьмой день не делай никакой работы, чтобы твои бык и осел могли отдохнуть (Исход 23:12).

    Остальные дни недели обозначались, просто, порядковыми номерами. Например, 28 глава Евангелия от Матфея начинается так: После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть на могилу По современному календарю, это было воскресенье.

    Из Библии нам достоверно известно, что он воскрес на третий день. Принимая во внимание, тот факт, что евреи использовали выражение день и ночь, имея в виду только часть солнечных суток, Иисус умер в пятницу , в тот же день когда его распяли.

    Распяли Иисуса Христа именно в такой день недели как пятница . В пятницу же он и умер. А вот уже через три дня (включая саму пятницу - так положено) Иисус Христос воскрес. В Библии так и говорится, что воскрес он именно на третий день.

    Распяли его в пятницу, не зря же пятницу перед самой Пасхой называют страстной. В этот день нельзя печь куличи и красить яйца, так как считается, что в этот день Иисус Христос погиб за грехи наши, и лучше воздержаться от работы, а принять пост и помолиться за всех умерших. Никаких ссор в этот день быть не должно.

    Некоторые предполагают, что распяли его в четверг или даже среду, упрямо полагаясь на неоднократное упоминание в Библии о том, что между распятием Христа и его воскрешением прошло три дня и три ночи.

    А говорят, по крайней мере, Евангелисты, что Иисус умер на кресте в пятницу. Тогда получается с натяжкой три дня (хотя, вроде как, Христос испустил дух уже вечером), но три ночи точно не выходит.

    С другой стороны, в четверг была Тайная Вечеря, на которой Иисус в последний раз встречался со своими учениками и кушал в Пасху. Логичнее все же предполагать, что суд и само распятие проходили на следующий день, то есть все-таки в пятницу.

    Считается, что это пятница. Но тогда возникает некое несоответствие. Ведь он лежал в гробу три дня и три ночи. Объясняется это тем, что разница между юлианским и иудейским календарем - один день. И почему то считают день когда он был распят по иудейскому календарю, а день когда воскрес - по юлианскому.

    В Библии точный день недели не указан.

    По библии пишут что в пятницу,но это спорный вопрос.Так как сказано что он пролежал в гробнице три дня и три ночи,из этого вывод что скорее его распяли в среду вечером а не в пятницу!

    Из нескольких фактов можно сложить общую картину. Праздник воскресения Господня отмечается в воскресенье. Также известно, что Иисус пролежал в гробнице 3 дня, а потом воскрес, стало быть, умер он в пятницу, в тот же день, когда его распяли.

    По писаниям сказано, что в четверг Иисус вошел в Иерусалим, там его уже ждали недоброжелатели, так как весть о нм распространялась быстро - задолго до его прибытия в город или другое поселение.

    Местные власти и их приспешники приняли Иисуса очень неласково (подробности читайте в Библии), а в пятницу (на следующий день по прибытию) его распяли.

    Умер он в тот же день - в пятницу.

    По церковным законам день, в который человек умер, тоже считается.

    Поэтому, как говорится в Библии, на третий день (пятница, суббота, воскресенье) - в воскресенье Иисус воскрес.

    Поэтому только в воскресенье мы отмечаем Пасху.

    О том, что самое скорбное событие в истории человечества, когда тварь распинала на кресте своего Творца, произошло в пятницу, описывают все четыре евангелиста в своих Евангелиях. Например, в Евангелие от Марка в гл.15(несколько в другой хронологической последовательности) описано, что

    Был час третий, и распяли Его, а В шестом часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом...Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

    В этой же главе, в 42 стихе читаем > И как уже настал вечер-потому что была пятница , то есть день перед субботою,- пришл Иосиф из Аримафеи...осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

    Принято считаеть, что этот день недели пятница. Хотя из того времени не осталось на земле ни одного свидетеля, а верить разной писанине невозможно. История всегда перекраивалась под тех, кому выгодно. А было ли вообще такое- это ещ тот вопрос.

    Нет однозначного ответа на этот вопрос. В Новом завете сказано, что день недели когда Иисус был распят - пятница. Но получается некое несоответствие.

    Воскрешение произошло в воскресение и не получается что прошло три ночи. Поэтому говорить о точном дне очень сложно.

Чтобы реконструировать общую хронологию жизни Христа, важно определить день недели, календарную дату и год распятия. Удобства ради эти три вопроса будут рассмотрены нами раньше других хронологических аспектов жизни Господа. Обсуждаться они будут в вышеназванном порядке, по возможности отдельно друг от друга.

День недели

Христианская Церковь традиционно считает днем смерти Христа пятницу. Нет ни одной серьезной причины, чтобы отвергнуть такое представление. То, что Господь был распят в пятницу, поддерживается сильнейшими библейскими свидетельствами. В частности, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус был распят в день, называемый «днем приготовления» (paraskeuē) (Матф. 27:62; Марк. 15:42; Лук. 23:54; Иоан. 19:14, 31, 42) – это слово было хорошо известно евреям и означало пятницу. Возражения против такого понимания опираются, в основном, на Евангелие от Матфея 12:40, где утверждается, что Христос, прежде чем воскреснет, должен оставаться во гробе три дня и три ночи. Однако, среди евреев было принято называть одним днем или одной ночью даже часть дня или ночи (ср. Быт. 42:17-18; 1 Цар. 30:12-13; 3 Цар. 20:29; 2 Пар. 10:5, 12; Есф. 4:16; 5:1). Следовательно, фраза «три дня и три ночи» не обязательно означает, что между распятием Христа и Его воскресением должны истечь три промежутка по двадцать четыре часа. Это просто один из разговорных эквивалентов фразы «в третий день» (Матф. 16:21; 17:23; 20:19; 27:64; Лук. 9:22; 18:33; 24:7; 21, 46; Деян. 10:40; 1 Кор. 15:4) или «после трех дней» (Матф. 26:61; 27:40; 63; Марк. 8:31; 9:31; 10:34; 14:58; 15:29; Иоан. 2:19-20).

Таким образом, в свете евангельских повествований лучше всего будет заключить, что Иисус умер в три часа пополудни и позднее в тот же день был положен во гроб. Он провел во гробе остаток пятницы (до заката), весь следующий день (от заката в пятницу до заката в субботу) и часть следующего дня (от заката в субботу до раннего воскресного утра). Такой системы исчисления дней от заката до заката придерживались иерусалимские саддукеи. Другая система исчисления – от восхода до восхода – была также популярна, но первая – от заката до заката – считалась более официальной (см. далее в этом эссе).

Дата

Также очень важно установить, в какой день иудейского календаря был распят Иисус. Было ли это четырнадцатого или пятнадцатого нисана? При чтении Евангелия от Иоанна создается впечатление, что это было четырнадцатого числа, однако синоптические евангелия, кажется, указывают на пятнадцатое. Другими словами, из Евангелия Иоанна может показаться, что Последняя вечеря не была пасхальной трапезой, тогда как евангелисты-синоптики говорят об обратном.

В Евангелии от Иоанна 13:1 говорится, что вечеря, предшествующая распятию Христа, состоялась «перед праздником Пасхи». Иоанн также пишет о суде над Иисусом, который произошел в «пятницу перед Пасхою (буквально, “днем приготовления Пасхи”)» (Иоан. 19:14). В Иоанна 18:28 сказано также, что обвинители Христа еще не ели Пасхи. То обстоятельство, что другие ученики не поняли намерения Иуды в Иоанна 13:29 также показывает, что они были в предвкушении празднования Пасхи на следующий день. Так как Пасху обычно вкушали вечером, то есть в конце четырнадцатого числа и начале пятнадцатого (Лев. 23:5), очевидно, Иоанн говорит, что смерть Иисуса наступила четырнадцатого нисана.

С другой стороны, Матфей, Марк и Лука определенно помещают Последнюю вечерю после заката солнца в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое нисана (Матф. 26:17-20; Марк. 14:12-17; Лук. 22:7-16). Они упоминают заклание пасхальных агнцев, которое происходило четырнадцатого; трапеза начиналась вечером того же дня.

Много попыток было предпринято, чтобы разрешить это кажущееся противоречие. Некоторые сочли, что синоптические Евангелия правы, а Евангелие от Иоанна – нет. Другие, наоборот, предполагали обратное. Еще один вариант – признать обе версии правильными, подогнав толкование того или другого описания для согласования с противоположным.

Лучше всего в этом вопросе будет принять правомочность и того, и другого способа определения даты распятия. Это возможно потому, что во времена Иисуса иудеи, очевидно, признавали двойной метод исчисления дат. В добавок к более известной системе, в которой каждый новый день начинался с заката, некоторые взяли за правило считать дни от восхода до восхода. Обе традиции поддерживаются Ветхим Заветом: первую находим в Бытии 1:5 и Исходе 12:18, вторую – в Бытии 8:22 и 1 Царств 19:11.

Система исчисления дней от восхода до восхода, которой придерживался Христос и Его ученики, описана Матфеем, Марком и Лукой. Иоанн же описывает события с точки зрения системы исчисления от заката до заката. Имеются также указания на то, что разница в исчислении дней была предметом спора между фарисеями (которые считали дни от восхода до восхода) и саддукеями (которые считали дни от заката до заката).

Таким образом, в рассказе евангелистов-синоптиков Иисус вкушает Пасху вечером перед распятием. Те же, кто следует системе исчисления дней от восхода до восхода, пасхальных агнцев закалывали несколькими часами раньше – днем. Для них заклание происходило четырнадцатого нисана – тогда, когда происходила пасхальная трапеза. Пятнадцатое число наступало только следующим утром в пятницу, около 6:00.

Однако в описании Иоанна события рассматриваются с точки зрения саддукеев, которые контролировали храм. Христос был распят в то время, когда обычно закалывали пасхальных агнцев, то есть днем 14-го нисана. Четырнадцатое нисана начиналось во время заката солнца в четверг и продолжалось до заката в пятницу. В это время обычно закалывали агнцев, однако руководство храма, очевидно, шло на компромисс с теми, кто придерживался другого календаря и позволяло им закалывать ангцев в четверг днем. Такое различие объясняет, почему обвинители Иисуса тогда еще не вкусили пасхальной трапезы (Иоан. 18:28). Они собирались сделать это в пятницу вечером, 15-го нисана – в день, который начинался с закатом.

Если рассмотренное выше объяснение верно (на данном этапе это невозможно определенно утверждать, но похоже, что оно лучше всего справляется с исходными данными), то Иисус был распят 15-го нисана согласно исчислению дней от восхода до восхода, и 14-го нисана согласно методу исчисления от заката до заката.

Год распятия

Астрономические исследования серьезно помогают в определении года, когда был распят Христос. Иудейский календарь состоял из лунных месяцев. Следовательно, определив время новолуний в тот период, когда умер Иисус, можно выяснить, в какие годы 14-е нисана (согласно исчислению дней от заката до заката) выпадало между закатом четверга и закатом пятницы.

Иисус был распят где-то между 26-м и 36-м гг. по Р. Х., так как в это время правил Понтий Пилат (ср. Иоан. 19:15-16). Сложные астрономические вычисления показывают, что в течение этого периода 14-е нисана выпадало на пятницу дважды, в 30 и 33 гг. по Р. Х.

Принять решение в пользу 30-го или 33-го года – непростая задача. По большому счету, этот вопрос тесно связан с хронологией всего периода земной жизни Христа. Должны быть приняты во внимание и проанализированы такие моменты, как время рождения Иисуса Христа, которое обозначено Лукой как «…пятнадцатый… год правления Тиверия кесаря…» (Лук. 3:1-2), момент тридцатилетия Христа (Лук. 3:23), слова иудеев, что «сей храм строился сорок шесть лет…» (Иоан. 2:20), а также другие хронологические указания. Только после этого можно прийти к окончательному решению насчет года распятия. Такое исследование будет проведено в следующем эссе.

Hoehner, Harold W. Chronological Aspects of the Life of Christ. Grand Rapids: Zondervan, 1977. C. 65-114.

Morris, Leon. The Gospel According to John. The New International Commentary on the New Testament. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1971. C. 774-786.

Ogg, George. Chronology of the New Testament // Peake’s Commentary on the Bible. Nelson, 1962. C. 729-730.

The Chronology of the Public Ministry of Jesus. Cambridge: Cambridge U., 1940. C. 203-285.

_____________________

Статья переведена и опубликована на с разрешения автора. Д-р Р.Л. Томас – старший профессор кафедры Нового Завета в семинарии «Мастерс», Сан-Вэлли, Калифорния (The Master s Seminary , Sun Valley , California ).

Robert L. Thomas. Chronology of the Life of Christ // A Harmony of the Gospels with Explanations and Essays, Using the Text of the New International Version / Eds. Robert L. Thomas, Stanley N. Gundry. New York: HarperSanFrancisco, 1978. С. 320-323.