Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников. На день георгия победоносца запрещается расчесывать и стричь волосы Можно работать на огороде георгия победоносца

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

6 мая православная церковь отмечает день памяти Георгия Победоносца. Этот праздник приобрел особое значение в России - сидящий верхом на коне святой Георгий запечатлен на монетах и в центре российского герба.

История дня памяти Георгия Победоносца

Чем же так прославился святой Георгий? Великомученник жил в конце 2-го - начале 3 века в Римской империи в семье христиан. Благодаря своему упорству и храбрости он поступил на военную службу и заслужил звание военачальника. Будучи истинным христианином, Георгий не отрекся от своей веры, когда император Диоклетиан предложил ему отступить от христианства. Он умер в страданиях за свою веру и стал прочитаться как яркий пример доблести и непоколебимости.

Почему Георгий Победоносец изображается с копьем, пронзающим змея

О чудесах, которые творил Георгий Победоносец, и о его храбрых поступках слагались легенды. Одна из них послужила сюжету картины, на которой святой изображен на коне и с побежденным чудовищем. Как гласит предание, в Бейруте, в озере, поселился огромный змей, который не давал покоя местным жителям. Чтобы как-то задобрить змея, жители были вынуждены каждый день отдавать ему ребенка. Святой Георгий Победоносец смог поразить змея копьем и избавить людей от страданий. Именно эта история победы святого воина стала символом торжества добра над злом.

Приметы в святого день Георгия Победоносца 6 мая или Егорьев день

В народе этот праздник называется Егорьев день. По легенде, Егор Вешний в этот день открывает своими ключами весеннюю землю и выпускает росы, отчего начинается рост травы.

В народных сказаниях, Егорий считается покровителем скота. Именно поэтому в этот день, 6 мая, крестьяне в первый раз после зимы выгоняли домашнюю скотину на луг. Этот день отмечали с особым размахом, ведь начиналось самая теплая пора в году.

В Егорьев день начинались первые работы в поле. Уже позже, с принятием христианства, поля в этот день окроплялись святой водой, а священники читали молебен на богатый урожай. По приметам в Егорьев день судили о погоде на будущее

  • Особой силой обладала роса в этот праздник. Считается, что если с утра босым пройтись по егорьевской росе,то никакие болезни тебя не возьмут в течение всего года.
  • На Егория идет дождь - уродится хорошее потомство скотины.
  • Тепло в Егорьев день - жди скорого лета.
  • В этот день прилетают ласточки и начинают петь соловьи. Особое внимание уделяли пению кукушки. Считается, если эта птица закукует, то скот падет.

Было принято проводить особый обряд, определявший, готов ли скот, зимовавший под крышей, к выпасу. Для этого по углам хлева разбрасывали семена конопли и льна, затем сметали их и толкли в ступе с водой, получая так называемое «солнечное молоко». Если коровы его пили, то считались больными и в общее стадо их на выпас не отдавали, дабы не разносили заразу. Скотину в стадо сгоняли на заре, так как роса в этот день считалась целебной. Провожали коров всей деревней, а для укрепления здоровья кормилец стегали их вербой, сохраненной с Вербного воскресения.

Повышенное внимание уделялась и пастухам. От их бдительности зависела сохранность стада. Потому перед первым выпасом их окатывали колодезной водой, которая тоже считалась обладающей особыми свойствами и должна была придать заряд бодрости на все грядущее лето. Также в этот день начинали сев.

ФОТО И КАРТИНКИ ВЗЯТЫ ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИЗ ИНТЕРНЕТА.

В Грузии день Святого Георгия, который считается покровителем страны, отмечается дважды — 23 ноября и 6 мая. День Георгия Победоносца в Грузии имеет статус государственного праздника и объявлен нерабочим днем.

Житие

Святой Георгий родился в Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Отец его принял мученическую смерть за веру Христову, когда Георгий был еще ребенком.

Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Здесь молодой Георгий поступил на службу в римское войско.

Став взрослым, благодаря своей силе, храбрости, уму и особенной воинской стати, он дослужился до чина тысяченачальника, завоевав благосклонность самого императора Диоклетиана (284-305).

Однако зверства, с которыми Диоклетиан пытался возродить язычество, заставили Георгия раздать бедным свое имущество, отпустить рабов, объявить себя христианином и пойти на прямой конфликт с правителем, заявив о его несправедливости и страшной жестокости.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Император изощренными пытками и мучениями пытался заставить Георгия отречься от Христа и принести языческое жертвоприношение, но святой только прославлял Господа и с огромным мужеством переносил все уготованные ему страдания.

После пыток Диоклетиан вновь призвал храброго юношу к себе и попытался убедить его отречься от христианства, а когда это не удалось, велел колесовать Георгия.

Мученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Во время этой страшной пытки юноша не издал ни одного стона. Сначала он громко славил Бога, потом тихо молился и, наконец, умолк. Это произошло 23 ноября по новому стилю.

© photo: Sputnik / Evgeny Biatov

Казнь

Решив, что Георгий погиб, император велел снять истерзанное тело с колеса, а сам пошел в храм Аполлона совершить жертвоприношение. Едва он удалился, как вокруг потемнело, грянул гром, воссиял ослепительный свет, и среди раскатов послышались слова: "Не бойся, Георгий, Я с тобою!"

У колеса появился Ангел Господень в виде светоносного юноши. Он возложил руку на мученика — и Георгий тотчас сошел с колеса исцеленный, славя и благодаря Бога.

Когда воины отвели Георгия к императору, тот, увидев его, едва мог поверить своим глазам, ожесточился еще более и приказал сбросить его в глубокую яму и засыпать известью. Георгий помолился, осенил себя крестным знамением и спокойно вошел в яму.

Через три дня его откопали и обнаружили живым и невредимым. Тогда мученика обули в раскаленные сапоги с гвоздями внутрь и с побоями погнали по улицам. В темнице он снова получил исцеление и назавтра пришел на допрос бодрый и здоровый.

Его предали новым истязаниям — секли воловьими жилами, но он все стерпел. Пытались отравить ядом, но яд на него не подействовал — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Иисуса Христа.

© photo: Sputnik / Максим Блинов

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесет жертву языческим богам.

Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову.

Георгий был утешен явлением Спасителя, Который ободрил его и обещал блага небесные. Пришедши на место казни, он спокойно и мужественно преклонил свою голову под меч. Это было в 303-ем году.

О месте захоронения Святого Великомученика Георгия Победоносца ходит много легенд. Столетиями многие ученые, археологи и историки спорят о том, где именно он похоронен.

Считается что, мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, а глава его хранится в Риме.

© photo: Sputnik / A.Sverdlov

Подвиги

Из многих совершенных святым подвигов наиболее известен следующий. На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности.

Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали по жребию отдавать своих детей в жертву змею. Дошла очередь и до единственной дочери царя. Ее привели к озеру, и она в слезах ожидала своего смертного часа.

Неожиданно к ней подъехал святой Георгий на белом коне с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестом, устремился на чудовище и поразил его копьем в пасть.

После этого велел девушке связать змея своим поясом и вести в город. Там он убил чудовище, а жители сожгли его. За победу над змеем и за мужество в страдании святой Георгий стал называться Победоносцем.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Традиции

Всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры и запечатлен на государственном гербе страны.

По преданию, праздник был основан Святой Нино, христианской просветительницей Грузии. Она была родственницей Святого Георгия Победоносца, особо почитала его и завещала любить его стране, которую обратила в христианство.

Праздничные службы, посвященные Гиоргоба, проходят во всех действующих церквях страны. Этот праздник особо отмечается и в грузинских монастырях. Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии царем Мирианом еще в 335 году.

В средние века в разных уголках страны во имя Святого Георгия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. Почитание Святого Георгия, начатое на заре христианства, продолжается и поныне.

Photo: Courtesy of Besik Pipia

Храмы в честь Святого Георгия в Грузии построены не только в городах и селениях, но и на вершинах гор.

Георгий — самое популярное и распространенное имя в Грузии.

Приметы

Этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, что было очень важно для крестьян, так как от здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи.

Примета эта появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток святой Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола.

С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных.

Считалось, что какая погода будет в этот день, такая зима и будет. К этому дню было принято конопатить окна и погреба.

А перед путешествием обязательно служили молебен о благополучии на предстоящий путь.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

О чем просят

Святой защищает всех слабых и невинных, поэтому Георгию Победоносцу молятся на победу в любой борьбе. Он покровительствует воинам и путешественникам, земледельцам и скотоводам.

Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ежегодно 6 мая христиане всего мира вспоминают святого Юрия или Георгия Победоносца. Узнайте, кому покровительствует святой Юрий, какие приметы связаны с этим праздником и чего категорически нельзя делать в этот .

Святой Юрий (Егор, Георгий) жил в конце 2 - начале 3 века, родился в Бейруте в семье зажиточных людей, жизнь свою посвятил христианской вере, за что и принял мученическую смерть. На иконах и фресках Георгий Победоносец изображен с копьем, пронзающим змея. Существует легенда, согласно которой женщины должны были отдавать своих детей на съедение чудовищу, а Георгий явился как спаситель, проткнув змея копьем.

Святой Юрий почитаем во многих странах мира, пышные празднования проходят в Болгарии, Грузии. Украинцы также издавна почитают этого святого, который считается покровителем всех слабых, невинных в их борьбе с несправедливостью, а также считается покровителем урожая, земледелия, домашнего скота и вообще всех животных. Особое значение святой получил во время правления Ярослава Мудрого, основавшего в 11 веке в Киеве Георгиевский монастырь.

Запреты на Юрьев день

В народе считали, что в Юрьев день весна окончательно приходит на землю, и можно приступать к полевым работам. Издавна все село выходило на поля во главе со священником, читались молитвы на хороший урожай, затем переходили от дома к дому, читая молитвы уже возле каждого огорода.


В этот день особо почитали пастухов - их считали главными помощниками святого Юрия, угощали вкусными блюдами, дарили подарки, деньги. А чтобы призвать дождь на поля принято было облить пастуха водой.

Особой силой наделяли в этот день росу , еще до рассвета старались умыться росой на Юрьев день - для здоровья и красоты.

Девушки плели венки из первых луговых цветов и украшали ими голову - чтобы не болела.

Женщины в этот день не расчесывали волосы и не стригли , боялись даже в руки гребень для волос взять. В народе говорили, что не только пользоваться этими предметами в Юрьев день нельзя, но даже чтоб на глаза не попадались. Верили, если расчесать волосы или подстричь на святого Юрия, будут волосы слабыми и начнут выпадать.

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

С особым уважением относились в этот день к любому живому существу , ведь святой Юрий - защитник и покровитель животных. Одни из основных примет и ритуалов в этот день были связаны с защитой домашних животных. Хозяева пекли в Юрьев день специальный пирог, которым угощали всю свою домашнюю скотину.

Напомним, ранее информационный портал "Знай.ua" писал о том, что 5 мая православная церковь святого Луки - апостола от семидесяти, сподвижника святого Павла.