Говорят бесы (из записной книжки священника). Демоны Бесы как они выглядят

Специалисты по аномальным явлениям объясняют необычные свойства некоторых вещей присутствием в них сильного негативного энергоинформационного заряда. Чаще всего его неосознанно или вполне осознанно передают люди. В таких случаях говорят, что вещь проклята, на неё наведена порча. Отсюда множество плохих примет, связанных с найденными вещами. Не советуют, например, подбирать с земли мелкие деньги, крестики, кольца.

Чаще всего его неосознанно или вполне осознанно передают люди. В таких случаях говорят, что вещь проклята, на неё наведена порча. Отсюда множество плохих примет, связанных с найденными вещами. Не советуют, например, подбирать с земли мелкие деньги, крестики, кольца.

Негативную энергию можно получить от вещей, подаренных нам людьми, которым мы неприятны.

«На третьем месяце замужества я получила от свекрови в подарок старинное зеркальце в резной оправе, типа как семейная реликвия, - рассказывает Марина С. - Отношения у нас были натянутые. Ещё бы, любимого сына увела! Повесила я зеркальце на стенке в прихожей. Проходя мимо, мельком гляделась в него. И уже через две недели у меня вдруг высыпали прыщи. Большие, гнойные. У меня никогда в жизни такого не было. И никакое лечение не помогало. Спасибо, бабка одна нашлась, расспросила меня обо всём, сразу на это зеркало указала и, главное, вывела прыщи буквально за два дня...»

Выглядит невероятным, но одно из самых мощных проклятий за всю историю мирового оккультизма было наложено семилетним ребёнком!

Художник Джованни Браголини писал портрет с собственного сына в 1973 году, и дабы создать что-то эмоциональное, он решил довести малыша до слез. Но тот плакать все никак не хотел и Джованни стал жечь спички у лица юнца, угрожая тому. Вскоре от смешанных чувств страха и злобы зарёванный мальчуган закричал на отца: «Чтоб ты сам сгорел!».
Спустя месяц малыш скончался от пневмонии, а спустя еще какое-то время в доме Браголини возник пожар, в котором погиб сам художник, и почти все его произведения, кроме этого. Также имеется множество свидетельств тому, что сама картина несгораемая, так, к примеру, в сентябре 1985 года в британской газете The Sun было напечатано письмо, в котором некая семейная пара утверждала, что страшный пожар, уничтоживший их дом и все имущество, по каким - то странным причинам не тронул репродукцию картины «Плачущий мальчик», висевшую на стене в гостиной.

После этой заметки письма в газету пошли потоком. Одна вдова сообщала, что в течение нескольких лет после покупки репродукции у нее скоропостижно скончались муж и трое сыновей. Но постепенно упоминания в прессе о проклятие сошли на «нет» а появились утверждения, о том, что если с репродукцией обращаться хорошо, то мальчик наоборот принесет удачу ее владельцам.

Но дурная слава репродукции по сей день живет, особенно в Северной Англии. Кстати, оригинал до сих пор не найден.

00 БЕСОВ В ОДНОЙ КУКЛЕ

Некоторые вещи в своей жажде вредить и убивать ведут себя зачастую вполне осмысленно, почти разумно. Это заставляет предполагать, что в них заключена некая злобная потусторонняя сущность, или демон, бес.

Вселение беса в вещь происходит разными путями. Например, в результате действий экзорциста. Изгоняя из человека беса, экзорцист перемещает его в какой-то предмет.

Известный российский экстрасенс А. Шлядинский при обрядах изгнания переводил беса в небольшой камень. Потом он этот камень выбрасывал в реку. Итальянский экстрасенс XIX века Лукас Пиччиоло переводил бесов в старые человеческие черепа. Впоследствии они проявляли признаки одержимости и вызывали полтергейстные явления.

В Англии в середине XIX века преподобный Томас Блойс с той же целью использовал куклу. Считается, что он «запер» в ней не менее 100 бесов. Блойс часто говорил, что кукла наблюдает за ним: либо ухмыляется, либо мигает. После его смерти в 1888 году кукла попала к лондонскому фотографу Седрику Аргайлу. Сделав несколько её фотографий, он пришёл в ужас: уже на негативах было видно, что лицо куклы от снимка к снимку меняет своё выражение.

Сменив нескольких владельцев, кукла обосновалась в Музее любопытных вещей в Корнуолле. Она очень популярна у посетителей. Куклу постоянно фотографируют. Почти всегда на снимках у неё разные выражения лица. То она грустит, то улыбается.

То выглядит как мальчик, то как девочка. Её феномен пытались изучать. Предположили, что смена выражения зависит от перемещения угла наклона камеры при фотографировании, от самых лёгких движений камеры, от игры света и других причин. Но всё это не внесло ясности. На фотоснимках других кукол подобного эффекта нет.

ОДЕРЖИМЫХ БЕСАМИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРИНЯТО ДУМАТЬ

Оккультисты указывают ещё на один путь, которым бесы могут попадать в предметы.

Предполагается, что одержимых бесами людей гораздо больше, чем принято думать. Дело в том, что большинство потусторонних сущностей, находясь в человеке, ничем себя не выдаёт. Разве только у человека портится характер, его одолевают болезни и неудачи или наоборот - ему подваливает слишком много удачи, что оборачивается в конечном счёте катастрофой.

Обнаруживается такая сущность случайно, например при гипнотическом обследовании. Но поскольку люди в жизни очень редко соприкасаются с гипнологами, бес чувствует себя в относительной безопасности. При внезапной гибели человека, его носителя, бес немедленно переселяется в другого человека или в неодушевлённый предмет.

При автокатастрофе бес из человека может перейти в автомобиль. Случаев, когда машина после гибели своего владельца вдруг начинала проявлять аномальную агрессивность, убивая и калеча людей, описано немало.

К машинам-убийцам относятся, например, автомобиль эрцгерцога Фердинанда, убитого во время поездки по Сараево в 1914 году, или спортивный автомобиль знаменитого американского актёра Джемса Дина, погибшего в автокатастрофе в 1955 году. Всех, кто с тех пор имел хоть какое-то касательство к этим машинам, преследовал злой рок.

В Портсмуте, штат Огайо, США, «одержимость» проявил пистолет. В марте 1985 года из него была убита семья Келлерманов - муж, жена и двое детей. Пистолет 38-го калибра был брошен убийцей на месте преступления. В первый же день расследования покончил с собой один из детективов. Затем трагические происшествия обрушились на полицейский участок, в котором пистолет хранился в качестве вещдока. За месяц, как пишет пресса, при разных обстоятельствах в этом участке погибло более 20 человек!

Череда смертей прекратилась после того, как пистолет перевезли в другое место. Дальнейшая судьба этого оружия неизвестна. Не найденным остался и убийца Келлерманов.

ЭПИДЕМИЯ ЗАГАДОЧНЫХ СМЕРТЕЙ СРЕДИ АНТИКВАРОВ

Старинные вещи, особенно неизвестного происхождения, нередко таят в себе угрозы сверхъестественного свойства. С такими предметами, по роду своей работы, приходится иметь дело антикварам. К ним несут вещи зачастую с тёмным прошлым, пережившие революции, войны, кровавые преступления, семейные трагедии, использовавшиеся на спиритических сеансах и магических обрядах.

В 1991-95 годах западная пресса писала о случаях загадочного умопомешательства и необъяснимых скоропостижных смертей антикваров и видных собирателей древностей. Всего за этот период погибло свыше 50 антикваров и коллекционеров и около 20 сошло с ума. Печальный список открыл владелец частного музея в Сан-Франциско Малькольм Джефферсон.

Затем в том же городе скончались два антиквара и четыре коллекционера. Ещё один коллекционер сошёл с ума. Из Сан-Франциско «вирус Джефферсона», как окрестили эту «болезнь» журналисты, перекинулся в Лос-Анджелес и города восточного побережья США, оттуда - в Европу.

В настоящее время этот «вирус» специалисты связывают с партией старинных африканских ритуальных масок, попавшей на антикварные рынки Европы и Америки в 1991-92 годах. Причём первые экземпляры поступили как раз в Сан-Франциско.

Подобные «сувениры» могут быть очень опасны. Делаются они для защиты от злых духов или наведения порчи на врагов. Известны случаи, когда африканские колдуны излечивали своих пациентов от душевных болезней, перенося болезни с людей на специально изготовленные маски или идолов. Однако причиной душевной болезни может быть и бес, сидящий в человеке. Стало быть, в маски перемещали бесов, которые затем проявлялись у владельцев этих «сувениров».

Из всего сказанного вывод напрашивается вполне простой: не связывайтесь с сомнительными, неизвестными вещами. Держите у себя в доме только хорошо знакомое, родное, памятное, то, что приносит вам радость, гармонично вписывается в обстановку и действительно вам нужно.

Бес, как утверждают, - враг человека и Бога. Он искушает праведников, вселяется в грешников, да и вообще повинен в большинстве мировых бед. Есть масса иллюстраций с жуткими крылатыми существами.

Они ужасают. Какова же природа этих созданий? Зачем они вредят нам? Или же это лишние вопросы, и представление о бесах строится на заблуждениях и суеверии?

Христианство имеет поверхностное представление о бесах

Христианство довольно поверхностно описывает бесов. Это и понятно. Священное Писание - это инструкция по духовной жизни, но никак не энциклопедия сверхъестественных существ.

Классификация и выведение иерархии бесов - задача других областей знаний, например, демонологии или оккультизма. Там исследователи вполне могут углубиться эту тему, ну а текст Библии всё же о другом - об отношениях Бога и человека.

Поэтому в христианской традиции нет обширной информации об этих существах, и искать недостающие сведения лучше в других источниках.

В христианстве бесы, черти и демоны - синонимы, хотя это не так

Существует немало слов, которые мы привыкли употреблять в качестве синонимов: бес, демон, чёрт (а ещё нечистый, козлоногий, лукавый, беспятый и т.д.). Ни что из этого не появилось внутри христианской традиции. Всё слова заимствованы из других культур и имеют подчас непривычные для русского православного христианина значения.

Разберём основные:

Бес - зловредный дух из славянской мифологии. Этимологически «бес» восходит к синонимам слов со значениями «мерзкий», «ужасный». При переводе Священного Писания на славянский язык слово «бес» использовалось вместо греческого «демон» - а это большая ошибка.

Впоследствии русская православная традиция причислила к «бесам» даже положительных и нейтральных существ из древнеславянских верований: домовых, дворовых, леших, водяных.


Это не только упрощение, но и искажение славянского смысла слова. С тем же успехом какая-то новая религиозная традиция могла бы объединить под ярлыком нечистых духов христианских ангелов и демонов только из-за того, что они упоминаются в рамках одного вероучения.

Так что русалки, домовые и прочее - это иные разновидности сверхъестественных существ, которые вообще никак не упомянуты в христианских первоисточниках.

Демон - дух, иногда божество (чёткой границы в античной традиции нет). Слово указывает на сверхъестественные качества этого создания, которое в равной степени может быть и злым, и добрым, и с непостоянной позицией по отношению к человеку.

Иначе говоря, если бы древнему греку нужно было бы объяснить, кто такой христианский ангел, мы бы сказали, что ангел - это добрый демон.


Почему же слово «демон» приобрело негативный окрас в христианстве? Это последствия противостояния двух религиозных традиций. Чаще всего божества «соседей» намерено превращаются проповедниками в представителей злых сил.

Подобное мы можем увидеть в авестийской религией, где верховное доброе божество названо Ахура-Мазда, это слово, «ахура», в индуизме означает противоположное - асуры, то есть злые божества. В греческих евангелиях Христос изгонял именно демонов, если бы эти тексты изначально писали на нашем языке, то, вероятно, употребили бы слово «дух».

Злых духов правильно называть чертями, а не бесами и демонами

Чёрт - относительно новое слово неясного происхождения. В русский язык проникло около XVI века. Всегда несло негативный оттенок и означало злых духов. Пожалуй, когда православный христианин говорит про бесов и демонов, терминологически верно будет сказать, что речь идёт именно о чёрте.


Козлиные и змеиные черты нечистой силы списаны с античных божеств

Как выглядят бесы, а точнее черти, нам сообщает иконография и живопись от Средневековья до эпохи Возрождения. Стандартный «набор» для нечистого духа таков:

  • раздвоенные копыта;
  • рога;
  • лохматость;
  • борода.

Иногда в описании фигурируют ещё и крылья, но сперва сосредоточимся на главном - козлиных чертах. Напоминают кого-то, ведь правда? И действительно, если углубиться в историю вопроса, станет ясно, что описание чертей копирует нескольких мифологических существ:

  • бога Пана;
  • бога Фавна;
  • бога Диониса (Бахуса);
  • сатиров.

Все перечисленные античные персонажи - обладатели козлиной внешности. На современного христианина они производят отталкивающее впечатление. Но не на человека древнего мира! Козёл - это символ заботливой Матери-Природы.


Её роль в мире людей раньше была значительно выше. Никто не помышлял о вырубке лесов и строительстве заводов, а напротив, с почтительностью относился к миру, дающему нам дом и пропитание. Козёл - не единственный, но довольно популярный символ. Ещё были культы:

  • псов;
  • волков;
  • змей.

Всё это получило отражение в христианстве. Но более всего культ козла. В книге Откровения мы читаем послание Иисуса Христа:

«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа».

(Откр. 2:11–12)

Небольшое пояснение:

  • ангел Пергамской церкви - руководитель церковной общины в Пергаме;
  • острый с обеих сторон меч - Слово Божие.

Пергам - античный город, центр религиозной жизни в языческом мире. Некогда там хранилась крупнейшая библиотека древнего мира, которую Марк Антоний подарил Клеопатре (впоследствии царица перевезла её в Александрию).


В Пергаме христианской общине жилось тяжело, здесь царило язычество, которое в послании отождествляют с поклонением сатане. Что именно названо престолом сатаны? Есть три версии:

  • весь комплекс языческих храмов;
  • большой жертвенник Зевса недалеко от царского дворца;
  • храм Диониса (Бахуса).

От храма Диониса остались незначительные руины, но раньше это было крупное языческое святилище. Именно образ этого бога-козла лёг в основу христианских представлений об облике сатаны, а впоследствии - и чертей.


Кстати, в Паргаме был ещё и храм Эскулапа. Это самая большая лечебница древнего мира, а по совместительству - святилище. Символом медицины здесь выступала змея на чаше. Это одна из причин, почему змей стал отождествляться с нечистой силой.

Змея как символ языческой медицины легла в основу образа нечистого змея

Так противостояние с язычеством превратило их богов в нечисть, а жрецов в колдунов и ведьм.


А как на самом деле выглядит нечистая сила? Никакого достоверного описания христианство в целом и православие в частности не дают. Священники-экзорцисты и бывшие одержимые противоречат друг другу, когда рассказывают об облике чертей.

Пожалуй, с вопросом о внешности нечистой силы было бы логичнее обратиться к колдунам и прочим оккультистам. Учение Иисуса Христа этой темы не касается.

Библия опровергает версию о том, что нечистая сила - это падшие ангелы

Широко распространено поверье, будто бесы - это ангелы, которые под предводительством Люцифера подняли восстание против Бога, за что их низвергли то ли в ад, то ли на землю, где те живут в омутах.

Именно поэтому нечисть изображают с крыльями - отголоски ангельского бытия. Есть даже термины для обозначения этих существ:

  • падшие ангелы;
  • аггелы (слово «ангелы» без уважительной части).

Библия эту версию ничем не подтверждает. Есть пара мест в Откровении, которые описывают не минувшие, а грядущие события:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».


Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!

Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».

(Отк. 12:10-12)

Сюжет, скорее всего, родился в дохристианских источниках (вариант мифа о Прометее) и воспроизведён в апокрифах. Его популяризации способствовало произведение «Потерянный рай» Джона Мильтона. В Ветхом Завете есть такая фраза:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы».

Но по контексту ясно, что она относится к вавилонскому царю и не имеет ничего общего с историей о нечистой силе.


Также против версии о падших ангелах говорит этот фрагмент послания Иуды:

«и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

Из него следует, что грешные ангелы сидят в заточении, а не превращаются в нечистую силу.

Где обитают черти - загадка. По Библии, можно сделать вывод, что они живут на земле, среди людей. Прочая информация тесно сплетена с народными поверьями, на которые в этом вопросе опираться не стоит.

Многая нечисть названа по имени, но в действительности за этими образами стоят языческие божества

В Библии и христианских текстах много нечистых названы по именам. Но в большинстве случаев они - языческие божества, а не черти или бесы.

Вот список наиболее распространённых имён:

Азазель - так иудеи называли козла, которого приносили в жертву. В поздних источниках его внезапно причислили к падшим ангелам. Поздний миф об Азазеле - копия мифа о Прометее.

Велиал (Белиал) - злое существо из Библии, прототипы неизвестны.

Бафомет - похожее на козла создание, в поклонении которому инквизиторы обвиняли тамплиеров. Неизвестно ранее конца XI века. Наиболее реалистичная версия: Бафомета выдумали сами инквизиторы, чтобы придумать причину для роспуска тамплиеров.

Позднее образ этого существа стала эксплуатировать Церковь Сатаны - организация, сплошь построенная на позёрстве и мистификациях.


Люцифер - «утренняя звезда». Слово употреблялось в разных значениях, в том числе и как имя собственное. Негативных смыслов в раннем христианстве не имело. Лишь впоследствии его стали использовать в качестве имени ангела, якобы поднявшего восстание против Бога из-за гордыни.

Самаэль - ангел смерти из иудейских, каббалистических, гностических и оккультных источников. Принадлежит ли он к силам добра или зла - не ясно.

Астарот - намеренное искажение с целью демонизации имени шумерской богини Иштар (Астарта в греческом варианте) - Матери Природы. В ряде изображений она наделена рогами.


Вельзевул - не конкретное божество, а намеренное грубое обозначение любого из них.

Бегемот - непознанное существо из Библии. По описанию больше походит на динозавра, чем на гиппопотама, который по ошибке назван в его честь.

Левиафан - непознанное морское животное из Библии. По разным версиям: крокодил, кит или гигантский змей.


Ваал (Баал) - название конкретного божества в ассиро-вавилонской этнокультуре, а также титул («владыка», «хозяин»). Иудеи находились в религиозном противостоянии с культами Ваала, что послужило причиной его восприятия как некого злого божества.

Как видно, преимущественно все они - не бесовщина, а языческие божества, образы которых стали эксплуатировать ближе к Средневековью.

Святые отцы объясняли, что борьба с бесом - это борьба со своими пороками

В православии чертей по традиции чаще называют бесами, хоть это и неправильно. К тому же многие авторы по заблуждению ссылаются на миф о свержении сатаны с неба. Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, пользуясь недостоверным источником, допускает сразу три ошибки во фразе:

«По причине гордости Люцифер из архангела сделался дьяволом».

Во-первых, Люцифер - не имя дьявола, во-вторых, он не был архангелом, а потому, в-третьих, никогда не был свергнут по причине гордости.

Но это детали.

Чаще святые отцы о бесах рассуждают не из желания разобрать старый миф, а для того, чтобы проиллюстрировать борьбу человека с искушениями и страстями.

«Бес» в таких случаях выступает в качестве олицетворения греховных мотивов. Как тут не вспомнить известную иллюстрацию: у каждого человека на плечах два советчика - чёрт и ангел?

Конечно, христианская традиция ничего такого не рассказывает. Но в качестве аллегории этот образ вполне уместен.


У человека есть свобода выбора, и его личные бес и ангел - это внутренние качества. Решая, какому из них отдать предпочтение, мы встаём либо на путь благодетели, либо на путь греха.

Соблазн поступить дурно называется искушением. В ряде представлений его источник - нечистые духи. Но так ли важен источник? У человека есть всё необходимое:

  • дурные помыслы;
  • добрые помыслы;
  • воля выбирать.

Наиболее трезвый и наиболее христианский подход - принять ответственность за выбор, ибо человеку никто не сможет запретить поступать так, как хочется. Только мы сами решаем свою судьбу и пожинаем плоды своих же поступков, а потому пресловутых «бесов» стоит воспринимать как свои личные слабости, которые нужно преодолеть на духовном пути.


Тот же преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, хоть и ошибся на счёт природы «бесов», правильно установил причину плохих помыслов и поступков:

«Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т.е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными».

То есть роль нечистого здесь вторична, если вообще существенна. Человек сам имеет свой недостаток. И этот недостаток - его больное место, на которое нужно надавить искусителю.

Если же такого недостатка нет, то для любых чертей человек становится неуязвимым:

«Хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит - выдержать или не выдержать их нападение» (Преподобный Иоанн Дамаскин).

Нечистые духи искушают человека по Божественному замыслу

Так что борьба с бесами - это борьба со своими слабостями. Это способ взрастить в себе те качества, которые делают человека праведным. И теперь мы понимаем, почему Бог изначально допустил существование нечистых сил.

Черти - это не падшие ангелы, а тот стимул, который нужен, чтобы закалять человеческую волю. Нечистые духи - это проверяющая и карающая сила. И действует она по Божественному замыслу, а не вопреки ему. Так об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин:

«Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских].

При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением».

Изгнание нечистых духов из одержимых возможно, но только в крайних случаях

Ещё одна тема, которой нужно коснуться - экзорцизм. В христианстве есть представление о том, что нечистый дух способен вселиться в человека. Подобные эпизоды описаны в Новом Завете. Одержимый обращается к Иисусу Христу:

А после просит:

«И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них».


С точки зрения православия, одержимость - это сигнал для человека, что он ведёт неправедную жизнь. Также болезнь свидетельствует о том, что мы не ведём здоровый образ жизни. Чтобы вылечить, нам прописывают лекарства, диеты, упражнения. Но в запущенных случаях делают операцию.

Операция - это не решение, а временное облегчение из-за хирургического вмешательства. Решение глубже - в правильном образе жизни. Например, после липосакции, больной может снова «наесть бока». А потому и одержимый обязан вылечиться своими силами.

Почему же Иисус Христос идёт против закона этой нематериальной природы? Пожалуй, Он, как опытный хирург, знает, когда без операции никак, и иногда:

  • воскрешает умершего;
  • изгоняет нечистых духов;
  • бьёт торговцев в храме.

Его поступки оправданы в тех самых ситуациях. Но если ли право у священнослужителей приказывать нечистым именем Божьим выйти из тела одержимого?

Однозначного мнения у Русской православной Церкви нет. Довольно трезво описал ситуацию с отчиткой протоиерей Дионисий Свечников:

«Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя.

Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие - одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь.

Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами».

Диаонисий Свечников

протоиерей

Так что в ряде случаев её применить можно. Но, как сложные операции доверяют только опытному врачу, так и отчитку позволительно проводить только обученному священнику.

При этом человеку с подозрением на одержимость нужно сперва провериться у психиатра на наличие душевных заболеваний, так как с этим состоянием часто путают шизофрению, эпилепсию, синдром Туретта и др.


Религиозный обряд вместо медицинской помощи способен лишь усугубить ситуацию. Стоит вспомнить случай несчастной Анны-Элизабет Михель, которая скончалась, получив вместо лечения серию ритуалов экзорцизма.

«Не столько заботится дьявол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками.»

Свт. Иоанн Златоуст

Узнал я, что бесы имеют свои пристрастия, наклонности, прихоти, как и люди. Свои “вкусы”. Конечно, есть общее, но много и индивидуального, по страстям.

Невольно мне вспоминались описанные в святоотеческой литературе прохождения мытарств: действительно, бесы собраны в легионы по грехам.

Абсолютно все бесы ненавидят исповедь. Точно так же они не терпят и проповедь, научающую правильной православной духовной жизни . Это даже видно по ним, точнее, по болящим: если проповедь пространна — общая, построена на внешних красотах и много в ней воды, она не затрагивает бесов. Мало того, они начинают проявлять к ней интерес, размышляя, как бы им через похвалу ввести проповедника в самомнение. У некоторых болящих начинают тогда специфически блестеть глаза: бес заинтересован и обдумывает. Зато краткие, простые, доходчивые проповеди, научающие от Святых Отец духовности, призывающие к покаянию и объясняющие, что является грехом и как его избегать, вызывают у бесов ярость . В храме начинается “их” шум: чихание, кашель, крики, стоны...

— Прекрати, надоел, — раздаётся со всех сторон.

Но особенно противны бесам поучения о смирении и терпении . Даже простые бесхитростные описания страданий за веру, за Христа для них непереносимы.

Помню, была в нашем храме очень хорошая староста — простая, скромная, тихая старушка. Имела она нелицемерную любовь к храму, к служителям алтаря Христова, к ближним и была удивительно скромна и незаметна. Умерла по-христиански тихо, немного поболев... Написал я записочки с её именем и, раздав болящим, попросил помолиться за упокоение её души. Бесы проявили завидную солидарность: они не давали произносить её имя, обзывали “противной, вредной старухой”, а один бес заявил: “Не буду за неё молиться — смиренная была” . Больные не знали, кого они поминают, бесы, сидящие в них, знали наверняка.

Не нравится бесам простота и скромность жилища, уютный молитвенный уголок, лампадки у икон, святыни... И наоборот, бездушная современная мебель, светские библиотеки в доме, особенно, подборки детективов и фантастики, пустые ненужные картинки на стенах, коллекции марок, монет, спичечных коробок, сигарет, пивных банок и тому подобное — все это радует их. Есть предметы и вещи, которые особенно привлекают бесов в квартиры и дома. Это плакаты с обнаженными фигурами, книги по йоге, оккультизму, астрологии, сонники, маски, фигурки языческих божков. И, конечно, телевизор. По поводу телевизора всегда разгораются споры с болящими, они не желают расставаться с ним, и дело здесь, думаю, не только в привычке. Телевизор — это порабощение души и ума. Бесы хвастают, что живут в нём и через него успешно действуют на людей. Особенно пагубны фильмы ужасов, эротика и остросюжетная фантастика, рок-концерты и всевозможные шоу. Недостойное поведение обитателей квартир, скандалы, пьянки, разврат, драки, матерная брань, укрывание ворованных вещей — тоже прекрасная питательная среда для духов злобы. В доме, где такое происходит, человеку, если он хочет исцеления, жить нельзя! Создание нужного духовного климата — первая необходимость...

***

ГОВОРЯТ БЕСЫ...

— Это мы на молитве наводим на вас сон, уныние, страхование, чтобы отвести от беседы с Богом! Мы можем раздражить вас даже какой-нибудь волосинкой или букашкой.

— В мирские книги, журналы, газеты мы поместили изображения ваших святых! А рядом из чёрной магии заговоры пустили! Вот и ставят люди кастрюли и тому подобное на угодников Божиих, а то и вообще выкидывают в уборную!

— Тремя грехами мы сейчас взяли весь мир: блудом, богатством и пьянством .

— Некоторые говорят: “Что заслужим, то и получим” . Говорят, а не знают, какая там мука и что оттуда не выйдешь, сколько ни плачь. Никто не
услышит.

— Но особенно мы действуем через телевизор . Телевизор — вот вся твоя “святыня”.

— Это мы устраиваем ссоры между людьми.

Мы записываем каждую худую мысль, с которой вы согласились,
посочувствовали ей, и ставим в хартии
(так они именуют свое “досье” на нас — ред.) точки. Мы записываем каждое ваше слово . Когда вы молитесь, мы зорко следим за вами.

— Мы даже малое берём во внимание, всё пишем, чтобы запнуть на мытарствах.

— Все веры, кроме Православной, все у нас в аду находятся.

— Люблю женщин с золотыми серьгами в ушах, на высоких каблуках, в коротких юбках или мужских брюках.

— Не нравятся мне любящие святыню. Очень тяжело мне покаяние подробное.

Через покаяние грехи в наших хартиях стираются , но большие изглаживаются только через слёзное покаяние.

— Когда человек кается в грехах, тогда сети наши разрушаются.

— Очень мне нравится, когда на исповеди грехов не называют, а каются “вообще”: делом, словом, помышлением...

Очень тяжело мне покаяние подробное .

— Стоят в храме, а думают о доме! А я-то рад и в хартию пишу!

— Люблю, когда священники службы и требы сокращают и когда служат ради славы, наград и денег.

Люблю тех, кто, крестясь, крест кладёт кое-как .

— Люблю, когда служат панихиды по неверующим.

— Умершие без крестов — все у меня, в аду.

— Мы сейчас совсем запугали верующих колдовством, пускай забудут, что на всё воля Божия .

— В последнее время особенно усиливаемся нагонять уныние . Чтобы роптали на Бога.

— Мы забиваем голову мыслями о будущем, только бы о Боге и о грехах не думали и не каялись.

— Это мы внушаем ропот, даже на погоду.

— Особенно не люблю книги старческие (святоотеческие — ред.) , они меня насквозь прокалывают. Это я внушаю к ним отвращение.

Не терплю доброту и ласку.

— Очень боюсь тех, кто добрые дела делает втайне, я учу всё выставлять напоказ.

— Теперь любят делать добро так, чтобы о нём все знали. Никто не хочет на небе награду получить, только бы здесь, на земле.

— Кто за врагов молится, тот нас с ног сшибает.

— Ненавижу терпеливых на молитву.

— Не люблю, когда трое вместе молятся. Потому что Бог сказал: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них”.

— Духовные книги — лучшая милостыня за усопших. Никому об этом не говори. Пусть не знают.

— Ух, как я рад, что столько стало бесноватых.

— Люблю таких, которые подходят причащаться без крестов, не прочитав молитвенного правила, не простив обидчиков.

— Ненавижу священников, которые спасают и приводят к Богу.

— Вы что же, думаете, мне могут нравиться те, кто ради Бога пьёт один кипяток или заваренную траву, а не чай или кофе?

— Многие каются, а от дел не отстают!

— Ненавижу, когда человек мужественно борется со скорбью. На душе кошки скребут, а он вида не показывает. Эта борьба мне крайне не нравится.

— Боюсь низших чином, но высшим духом. А высших чином, но низших духом — таких не боюсь.

— Ни в ком не замечаю борьбы с нами. Стоит вложить мысль греховную, как её тут же принимают и исполняют.

— Наш князь как даст нам задание, мы сразу идём исполнять, а вы пока раскачаетесь на повеления Божии…

— Сейчас многие прямо с низших мытарств к нам в ад отправляются, за осуждение других (особенно священников и монахов). И чревоугодников много: все любят поесть и попить повкуснее . Они и не каются в этом; придут в храм, на лавочку сядут и говорят о мирском. У них и мысли нет, чтобы покаяться.

Во многих церквах я чувствую себя вольготно: там, где верующие разговаривают, ведут себя, как на базаре. У тебя я стою на второй ступеньке, дальше не могу войти. Я стою на улице, мне страшно
даже к притвору приблизиться. У некоторых нерадивых батюшек, которые,
например, выпьют да идут служить, я бываю и на краешке алтаря.

— Нравится мне, что сейчас многие совсем не говорят о Боге и Матери
Божией, ни с батюшками, ни между собой. Одна плоть, ничего духовного, даже в храме о мирском болтают.

Люблю захваченных суетой, до Бога ли им?

— Это мы внушаем, что антихрист уже родился.

— Мне бы хотелось, чтобы все верующие так говорили: “Молиться нет
времени… В храм ходить некогда, дел много…”
или: “Муж не
пускает…” или: “Гости приехали…”
Мы вам сколько угодно отговорок
найдём.

— В моём плане первым пунктом значится: чтобы реже ходили в храм .

Не люблю книг о святых отцах . Всё в них против нас написано. Мы день и ночь учим осуждать священников.

— Люблю, когда священные книги истолковывают по-своему, не обращаясь к святым отцам.

— Утешаюсь я тем, что не один страдать вечно буду, а повлеку за собой море людей.

— Терпеть не могу, когда священники на исповеди, объясняя и спрашивая, вытягивают грехи.

— Наши священники сбивают истинных священников, наши монахи сбивают истинных монахов, наши верующие сбивают истинных верующих.

— Я пепла из кадила после Литургии очень боюсь от Херувимского ладана.

— Когда Страшный Суд будет, все встанут, возьмут свои кресты с могил и
пойдут на суд. А те, у кого крестов не будет, как думаешь, куда пойдут?

— Ты хоть одного человека оскорби, чтобы он ушёл расстроенный! Вот тогда мне радость будет.

— А! Грешите и каетесь? Всех бы вас разорвал!

— Очень нравится общая исповедь! Я бы двадцать четыре часа в день
ходил! Никакого греха не надо говорить и стыда не надо испытывать.

Я внушаю оставлять всё “на потом”. Потом почитаете молитвы, потом — Евангелие, потом в храм сходите, потом и доброе дело сделаете. Если успеете.

— Все эти выписывания и переписывания из божественных книг, особенно святоотеческих, — ненавижу.

— Нравится мне, когда святыней не дорожат и небрежно с ней обращаются.

— Радуюсь, когда на могилах ставят памятники, а не кресты, когда вешают фотографии умерших, а не иконы.

— Молитва задержания мне очень мешает осуществлять мои планы.

— Тех, которые сострадают бесноватым, я боюсь, а которые боятся их,
потому что мы в них сидим, — те мне нравятся. И боящиеся колдунов мне очень милы.

Ненавижу тех, кто читает Псалтирь , особенно ночью.

— Не люблю довольных любой пищей. Это я вас учу разбираться и капризничать.

— Нравится мне, когда напоказ чётки носят, губами шевелят, демонстрируя, что молятся. И ещё — когда говорят или показывают, чем пожертвовали.

— Особенно не люблю из Евангелия от Луки 12-ю главу !

— Вы, холёные, начёсанные, выбритые, разодетые — все мои! Люблю занятых миром, а не спасением души.

— У курильщиков не только дым мой, но и огонь!

— Это мы внушаем вечернее правило оставлять ! Как ты думаешь, если человек уснёт, не помолившись, да умрет во сне — куда его душа пойдёт? В рай что ли?

— Исповедаются в грехах, а от причин не уходят.

— Обцеловал бы тебе ручки и ножки, если бы ты сфотографировался вместе с католиками, или лютеранами, или раскольниками!

— Люблю своих монахов. Мои монахи мясо едят, вино пьют.

— Особенно ненавижу святых, которые достигли любви и в жизни терпели искушения и скорби.

— Смирения терпеть не могу.

— Может ли человек, который перед телевизором умер, мытарства пройти?

— Ну, если бы ещё газету читал, может, и прошёл бы, но если телевизор смотрел: клоунов, колдунов, безстыдства — ни за что не пройдёт.

— Меня усилиями только священника не выгонишь. Надо и самим поститься, молиться: вот тогда мне бой… Я не хотел говорить, но наперсный твой Крест со святыней меня вынуждает сказать, сними его!

— Как только ты подумаешь: “Она колдунья” ,— я грех записываю. Колдун ничего не может сделать без попущения Божия.

Согласно религиозным учениям и мистификациям, бесы – это искусители человечества. В старину многие люди верили, что у каждого человека на левом плече сидит бес, который нашептывает ему в левое ухо различные дурные советы. Этим и объясняется тот факт, что люди трижды плюют через левое плечо, дабы не сглазить. Баланс бесу составляет ангел-хранитель, сидящий на правом плече человека и дающий ему добрые советы, а человек уже сам выбирает, к чьим рекомендациям прислушиваться.

Как они выглядят?

Разные религиозные и мистические очерки описывают бесов по-разному. Однако считается, что наиболее точное и подробное бесов встречается в повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Гоголь так описывает бесов: «Узенькая мордочка, беспрестанно вертевшаяся и обнюхивавшая все, что ни попадалось. Она оканчивается, как и у наших свиней, круглым пятачком. Ноги беса настолько тонки, что если бы их имел яресковский голова, то переломал бы их в первом козачке».

Дальше Николай Васильевич переходит к более детальному описанию этих нечистых: «Сзади у бесов висит хвост, такой острый и длиннющий. Под мордочкой висит козлиная бородка, а над мордочкой восседают небольшие рожки, торчащие на голове. Бесы – не белее трубочистов». В конце Гоголь резюмирует, что бес – это всего лишь обыкновенный черт, шатающийся по белому свету и учащий грехам людей добрых. Согласно народной фольклористике, именно такими бесов всегда представляли на Руси.

Согласно преданиям и очеркам, у бесов есть интересная особенность: где бы они ни появлялись, они всегда так, как это свойственно для данной местности. Например, бесы, появляющиеся в России, одеваются по-европейски, а в Европе они одеваются как «мавры» или «турки», то есть как на Востоке. Согласно некоторым очеркам, литовские бесы одеваются в польскую национальную одежду (сапожки и кунтуш).

Что попутали бесы?

Так говорят, когда человек сделал что-либо нехорошее, чего он вроде бы и не хотел делать. Именно в этом случае говорят: «Бес подтолкнул» или «Бес попутал». Тогда считается, что человек как бы и не виноват в своем проступке. Всему виной – бес, обольстивший его. Разумеется, что в современном мире это утверждение не считается оправданием и вообще не берется во внимание. Кстати говоря, некоторые бесы вселяются в людей через их рты: когда человек ругается, открывает бесам путь!

Главные дьяволоборцы Украины рассказали о том, почему нельзя смотреть телешоу и как они изгоняют из людей нечистую.

«Изыди, сатана!” - грозно кричит священник, а иногда подтверждает свою просьбу парой серебряных пуль. Примерно так рисуют картину битвы добра и зла многочисленные кинофильмы. Но как выглядит изгнание бесов на самом деле? Мы пообщались с самыми известными экзорцистами Украины. О своих методах борьбы со злом нам рассказали православные и католические священники, язычники и экстрасенсы.

Конечно, никаких осиновых кольев в арсенале батюшек нет. «Сеанс экзорцизма” - это в первую очередь многочасовые молитвы, также бес как от огня бежит от святой воды и кадила. Порой достаточно лишь раз сходить на молебен, чтобы изгнать черта, но часто лишь через годы человек полностью очищается.

Официально Церковь комментирует изгнание бесов очень осторожно. По словам пресс-секретаря УГКЦ Павла Дроздяка, экзорцизмом могут заниматься только священники, получившие разрешение от епископа. В пресс-¬службе УПЦ (МП) нам рассказали, что Блаженнейший митрополит Владимир не благословляет экзорцизм, но тем не менее его проводят в некоторых монастырях и церквях.

Каждую среду кафедральный Покровский собор в Донецке (ГКЦ) становится ареной борьбы между светлыми и темными силами. В этот день здесь проводит сеансы изгнания нечистого один из самых известных экзорцистов Украины святой отец Василий Пантелюк. Мы увидели обряд борьбы с армией Люцифера своими глазами.

Сразу после заутрени причащенные горожане спускаются в полуподвальную комнату. Женщины, перекрестившись, перешептываются: «Здесь нет ни одного окна. Очень боязно”. Но то, что начинает происходить через несколько минут, намного страшнее. Уже после первой молитвы отца Василия прихожане поспешно достают из карманов пустые пакеты - у доброй половины молящихся начинается рвота. Священник успокаивает: «Если начинаете гавкать, квакать, смеяться, плакать, кричать, зевать, почувствуется рвотный рефлекс - значит, выходит злой дух”.

Дамочки в модных плащах, которые пару часов назад курили на пороге церкви, рвут на себе волосы. В буквальном смысле. С корнями не вырывают, но рывками тянут свою голову в разные стороны. Другие трясутся, как от лихорадки. Но самое ужасное - крики. Это не похоже на игру актеров, на притворство. Одни визжат так, что леденит сердце, словно стоишь не в храме, а на скотобойне, где закалывают поросят.

И это не просто визг. Он складывается в слова. «Я не буду больше жрать!” - полная женщина, которая корит себя то ли за чревоугодие, то ли за любовь к чарочке. «Не бей меня, пожалуйста!” - сама себе кричит ее соседка. «Хватит пить!” - истошно орет женщина, которая пришла в храм навеселе. Старенькая бабушка почти теряет сознание, мы помогаем ей дойти до лавочки. Женщина начинает сучить ногами, ее глаза закатываются. Нас просят удалиться. Последнее, что мы слышим - глухие удары, люди падают на пол …

АДСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР.

«Я сделаю так, что она не доживет до утра. Я заставлю ее повеситься”, - такими словами «приветствовал” дьявол отца Василия 17 лет назад во время его первого обряда изгнания беса. Нет, нечистый не явился в виде черта с рогами-копытами. Низким мужским голосом разговаривала девушка, которую привели в церковь. Уже потом она вспоминала свои мучения. Рука сама тянулась к петле, но потом появлялся образ Богородицы, и веревка падала на пол. «Надо было спасать ту девушку, и я начал молиться”, - вспоминает отец Василий. Молебен шел 20 часов. Девушке то становилось легче, то она начинала бесноваться с новой силой.

«Она кричала: «Вас убивать надо! Понаставили храмов! Раньше так хорошо было, а сейчас захожу в автобус - там крестик, в маршрутку - икона”, - вспоминает священник. После изнурительной борьбы бес покинул девушку, а о священнике пошла слава как о мастере экзорцизма. Он объехал всю Украину, изгонял бесов в Испании, Италии. Признается, что за много лет научился «чуять” дьявола. С помощью своих методик просвечивает человека как рентгеном и находит Сатану, даже если тот прячется в кончике мизинца. Бывало такое, что даже видел нечистую силу. Говорит, что порой как тень страшного мохнатого зверя в храме появляется или видятся омерзительные зеленые существа.

«Случаи разные за эти годы были. Один раз дьявол кричит мне: «Не старайся, не выйду! Она курит!”. Пришлось долго уговаривать одержимую бросать курить. Еще один бес не хотел расставаться с грешницей из-за того, что та работала по воскресеньям (по священному Писанию, труд в воскресенье - грех, этот день должен быть отдан молитвам. - Авт.), - рассказывает отец Василий. - Как-то я был в тюрьме, где содержат психически больных людей, убийц, маньяков. Но признаков одержимости ни у кого из них я не видел”.

ПЕРЕВОД ОТ САТАНЫ

Однажды после молитвы одна девушка призналась, что сама вызвала нечистого и подписала с ним договор. Мол, отдала душу в обмен на деньги. И что вы думали? «Денежные переводы” с того света до девушки так и не дошли. Ни одной гривни от беса она не получила, и ее накрыла депрессия - дескать, ни души, ни денег. «Задача дьявола - довести вас до отчаяния, - говорит отец. - Сделать ваши мысли такими мрачными, чтобы самоубийство казалось единственным выходом. Вы повеситесь, а он заберет вашу душу”.

Как же защитить себя от козней дьявола? Наши эксперты-экзорцисты рассказали такую притчу: «У света спросили: «Что такое мрак?”. Он ответил: «Не знаю”. Мораль проста: будьте чисты душой, и никакой бес не будет вам страшен. Для дьявола страшнее экзорцизма ежедневные молитвы и святое причастие. Также, по мнению священников, посещая экстрасенсов и гадалок, вы попадаете в группу риска и можете «подхватить” беса.

СИМПТОМЫ: В КОМ ЧЕРТ

Раз мы условились, что как явление бесноватость - не выдумка, то придется взять на веру и симптомы:

1 Излишняя раздражительность и вспыльчивость. Сам человек может считать, что это особенность его темперамента. Но если агрессивность в нем отмечают другие, то это, увы, так.

2 Люди боятся засыпать, во сне кричат, в пустой квартире им слышатся стуки, шаги, в доме сами собой падают предметы.

3 Ищут любые предлоги, чтобы не ходить в церковь (скажем, да, хочу пойти, но работы много).

4 А язычники советуют хлопнуть в ладоши и сказать «хал” - услышав это, одержимый подскочит.

ЕПИСКОП: «ОДЕРЖИМЫЙ ЗНАЛ ВСЕ МОИ ГРЕХИ”

В католической церкви главные экзорцисты - епископы. «За 15 лет я видел лишь несколько одержимых. Чаще люди внушают себе, что в них сидит бес”, - рассказывает Киево-Житомирский епископ РКЦ Станислав Широкорадюк. Он говорит, что определить лжебесноватость достаточно просто. Стоит окропить человека простой водой, а потом освященной, и понаблюдать за реакцией: «Иной и от той, что течет в кране, начинает рычать или кричать - значит, играет в одержимость.

Но довелось мне посмотреть и на Сатану. Один бесноватый кричал на весь храм о моих грехах, о том, чего никто, кроме меня, не знал. Дескать, со мной борешься, а сам каков? Признаюсь, руки опускались. Думал: «А и правда ли я хороший священник?” А дьявол только того и добивался. В другой раз от человека шел смрад. Словно стоит разложившийся труп. А моему предшественнику бесноватый показал язык длиной… полметра. Но дьявол был изгнан - люди перестали бесноваться”.

По словам святого отца, для того чтобы избавить человека от беса, не всегда достаточно одного сеанса экзорцизма. Порой уходят годы для того, чтобы нечистая сила убралась на тот свет. Иногда это не удается. «Жаль одного парня из Житомира. Пошил себе рубаху с сатанинской символикой, какие-то обряды проводил… Как мы ни старались ему помочь - не смогли, - вздыхает епископ. - Но не пугайтесь. Все крещенные под защитой Господа и, чтобы стать одержимым, надо пойти к сатане навстречу: проведали экстрасенса, побаловались спиритизмом, и дьявол уже сам начинает играть с вами”.

ИГУМЕН: «БЕСЫ МУЧАТ В ЦЕРКВИ”

Изгонять черта могли христиане без сана. Но их дух жизни слабеет, и изгонять бесов могут ныне лишь священники обязательно с разрешения епископа или наместника монастыря.

«В середине 80-х в стране усилился интерес к различным оккультным учениям, - рассказывает монах Киево-¬Печерской Лавры игумен Лонгин (Чернуха). - В то же время начала возрождаться Церковь. Многие заинтересовались экзорцизмом, организовывались целые паломничества «к старцам на вычитку”. И у людей постепенно сформировалось неправильное отношение к изгнанию бесов. Многие для духовного исцеления начали считать более важной вычитку (молебен на изгнание злых духов). Но это - вспомогательное средство. Прежде всего - таинства Исповеди и Причастия, ежедневные молитвы, борьба со страстями, скажем, такими как постоянное просиживание у телевизоров, обжорство, блуд, гордыня и т.п. Но вместо этого многие просто шли на вычитку и становились посмешищем, игрушкой в руках дьявола. Во время молебнов они кричали и корчились, но бесы их не оставляли”, - говорит отец.

Часто в храмы приходят люди, малознакомые с экзорцизмом, и вид бесноватых может испугать их или отвратить от церкви. «Нередко приходилось видеть в пещерах Киево-Печерской Лавры бесноватых, например, мать с детьми - она выла, как зверь, ее малыши кричали взрослыми мужскими голосами”, - вспоминает отец Лонгин. Поэтому места для изгнания УПЦ ограничила.

Отец Варлаам: «Иной раз в храме вижу такое, что страшнее, чем в фильмах ужасов»

В округе говорят, что отец Варлаам может и от пьянства излечить, и от сглаза избавить. За умение заглянуть в глубину души его даже прозвали видящим батюшкой. Но сам 70-летний священник говорит так: «Не я помогаю. Я лишь читаю молитвы, и по вере вашей да будет вам. Иной раз бывает такое на вычитке, что страшнее, чем в кино. Люди кричат, корчатся. Но самое больное не это. Многих ко мне присылают экстрасенсы, целители. Осмотрят человека и говорят: «Наложено проклятие, нужна вычитка”. Не понимаю, зачем добивать человека рассказами о «родовом проклятии”, ему и так нелегко из-за болезни!?

Порой хочется закрыть глаза и бежать. Из-за бессилия, ведь нет в них никаких бесов и незачем на специальные молебны приходить. Не из-за сатаны они раком болеют. Но для таких больных храм ведь последняя инстанция. Служу, успокаиваю их, молю Бога об исцелении. Или вот был случай. Приходит от гадалки девушка в слезах, говорит: «Наложили на меня венец безбрачия”. Что за «венец” такой… Поговорили с ней по душам, оказалось, что с кем ни познакомится - то пьющий, то игроман… Так «венец” виноват или то, что мужчин сейчас толковых нет? Успокоил ее. И скоро она и о «проклятии” забыла, и хорошего парня встретила”.

Дабы у читателей не сложилось впечатления, что наш герой скорее психолог, нежели экзорцист, приведем пример из его практики. Одну девушку привезли в Бортничи родители. Во время учебы в другом городе он сошла с ума. Но при этом даже на порог церкви боялась ступить. После молитв отца Варлаама девушке стало легче, начала сама молиться, креститься. После одной из вычиток рассказала, что ей позавидовали подруги. Не понравилось им, что у девушки красивый парень, решили его отбить и навели порчу. Причем рассказывала эту историю девушка не от своего лица, а так, словно кается подруга, и с деталями, которых знать не могла.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ: «ОДНАЖДЫ ДУХ НЕМОТЫ ПЕРЕШЕЛ НА МЕНЯ”

Самый авторитетный львовский борец с бесами - отец Василий Вороновский, служащий в церкви святого Михаила. 80-летний священник с полувековым стажем занимается экзорцизмом уже три десятка лет. За это время он научился чувствовать «тех, кто не в ласке Божьей” кончиками пальцев. «Мажу миром знак креста на лбу у прихожан. Когда доходит очередь до одержимых - руку начинает покалывать”, - рассказывает святой отец.

По его опыту, демон обычно является в виде огня. «В одном доме в селе Комарно беспричинно вспыхивало пламя. Его тушили водой, а оно опять возгоралось. Когда решили позвать меня, на стене появилась надпись: «Не зовите священника, а то отомщу”, - вспоминает отец Василий. После молитв, уверяет священник, нечистый уже не шалил.

В другой семье, в селе Якторове, внезапно сгорел хлев, один ребенок вдруг оказался на крыше дома, хотя ведущая на нее дверь была закрыта снаружи, а другой - сидел связанным в огороде: «Хозяева хаты были не венчаны, поэтому сначала я их повенчал, а потом изгнал беса. С тех пор у них все спокойно”.

В день обряда священник голодает. Мол, на сытый желудок дьявол может навредить, что однажды и произошло. «Я поужинал и готовился ложиться спать, когда меня попросили помочь девушке, которая на новогодней вечеринке увидела беса и от страха онемела. После изгнания она заговорила, а я утром проснулся и не мог вымолвить ни слова. Дух немоты перешел на меня. После долгих молитв дьявол отступил, а я с тех пор читаю молитвы натощак”, - объясняет Вороновский.

А однажды нечистый якобы отомстил священнику - когда тот ехал проводить обряд изгнания, на его автомобиле ни с того ни с сего вдребезги разлетелось заднее стекло, и включилась сигнализация, которую водитель никак не могут вырубить. А как-то во время службы у священника неожиданно сильно подскочила температура, и опустилась только после долгих молитв. Вороновский считает, что это напакостили ворожеи, которые иногда приходят в храм вредить.

ВОСК, ЯЙЦО И БУБЕН

Экзорцисты были и есть и среди язычников. «Когда избавляю от «злотворных сущностей”, вижу их лики: то звериные, то сморщенные детские, то старческие”, - говорит Верховный Волхв Украины-Руси Владимир Куровский. Славянский экзорцизм - это языческие молитвы, выкатывание яйцом, удары в бубен и даже путешествие в миры, где живут духи, дабы найти союзника в изгнании - мол, есть среди духов ведь и добряки.

«Как-то напуганная мама привела дочку: «Что ни подумаю, она слово в слово пересказывает!”. Оказалось, друг девочки провел обряд, и в нее поселился злой дух. Выгнали его - мысли уже не читает. Но ясновидение у дочки осталось”.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СУЩНОСТИ

Здесь для изгоняемой сущности создают специальные порталы, с помощью которых ее перемещают в иной мир. По мнению экстрасенсов, крики, судороги при экзорцизме без портала, происходят потому, что «бесу”, изгнанному в никуда, дискомфортно вне тела. А выглядят «чертики” как сгустки света размером в несколько сантиметров. Есть и еще один нетривиальный взгляд на одержимость. Солнцеед, целитель Николай Долгорукий, утверждает: «Звездные братья из Сириуса жалуются: «У вас нас принимают за бесов”.

ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

Наука считает бесноватость не более чем болезнью - в психиатрии даже существует понятие «Бред одержимости”. При разных психических расстройствах, например шизофрении, больной верит, что в него кто-то вселился. «У нас в голове есть модель поведения: «Как себя вести при одержимости”, прочитанная в книгах, газетах, увиденная в кино. Потому люди при экзорцизме кричат, как это и делают киногерои.

При этом срабатывает «коллективное чувство”: сначала начинает кричать один человек, подхватывает второй, третий… Что касается бесов, которых видят священники, то это иллюзии и галлюцинации”, - говорит Олег Чабан, профессор, д.м.н., завотделением пограничных состояний Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии.