Объективная реальность. Объективная реальность, данная нам в ощущениях Всеобщую обусловленность явлений

Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Существует несколько определений материи, но именно фактор ее ощутимости фиксируется в гносеологическом: "материя - это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" .

Современные представления о материи как философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся избежать как излишнюю релятивизацию понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно верного и окончательного. Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности.

Прежде всего, рассмотрим историческое развитие понятия "материя" Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.

Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма - самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар - демиург. Высшая форма мира - Бог-создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui). Французские материалисты XVIII в. (Гельвеции, Гольбах и другие)" продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.

Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.

Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.

В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно>. является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.

Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта "различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое 13 . В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.

Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточным для нас является определение: "материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Что следует из этого определения?

Во-первых, то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне нашего сознания. Этим признаётся первичность материи по отношению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведённые человеком, не могут претендовать на своё исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают всё новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это даёт возможность утверждать, что материя неисчерпаема.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признаётся принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется фант такого согласования следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счёте, мышление -продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворённость. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием мира.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, их которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материализм исходное берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем? Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное ^братное воздействие на это бытие. Другими словами, в вопросе о существовании здесь даётся первое и последнее слово только исключительно самым конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования этого существования приписывается материи.

Итак, материя - это объективная реальность, данная нам в ощущении. Этот тезис делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим. Следовательно, подчеркивание возможности ощущения материальных объектов наводит нас на мысль о принципиальной познаваемости материального мира.

Подборка по базе: Субъективная и объективная реальность.doc .
Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания , является гносеология.

Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека

Познание - Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

мировоззрение

направленность личности

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:


  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становлен
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:


  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Виды знаний :

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях ; не подчиняется законам логики и науки.

  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний :

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

  • 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

    2. Различия деятельности человека и активности животного


Деятельность человека

Активность животного





Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении





Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

  • отрасль духовного производства (НИОКР);

  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,

  • познавательно-объяснительная,

  • прогностическая,

  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:


  • постепенное развитие науки;

  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:


  • объективность;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения;

  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания


Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.


- вопрос

Проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

Гипотеза – научное предположение;

Теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.


Методы

(строгость и объективность)


  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • измерение;

  • классификация;

  • систематизация;

  • описание;

  • сравнение.

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

  • Формализация

  • Математизация

  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;

  • синтез – воссоединение целого из частей;

  • дедукция – выведение общего положения из фактов;

  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

  • аналогия – сходство нетождественных объектов;

  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:


  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания , а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:


  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.
5. Субъект познания - это:


6. Объект познания – это:

1) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию; 2) познающий человек; 3)то, на что направлено познание.
7. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.


8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:


10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности , сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.
12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.
13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.
14. Понятие – это:


15. Суждение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.
19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

Наука

Наука - это:

1) Совокупность знаний об окружающем мире

2) Система исследований для получения новых знаний

3) Специфические организации и учреждения

4) Все вышеперечисленное

2. Верны ли суждения?

Под наукой понимают:

А. Систему знаний.

Б. Производство знаний. Варианты ответов:


  1. 1)Верно только А 3) Верно А и Б

  2. 2)Верно только Б 4) Оба неверны

3. Науки, изучающие законы природы , называются:

1) Физическими 3) Математическими

2) Гуманитарными 4) Естественно-техническими

4. Законы развития общества изучают науки:


  1. 1)Философские 3) Гуманитарные

  2. 2)Экономические 4) Исторические

5. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке

2) Создание новых знаний

3) Усвоение этических норм и ценностей

4) Изучение чужого опыта

6. Человек получает образование в результате:

1) Адаптации 3) Взросления


  1. 2)Социализации 4) Старения

7. Система образования регулируется:


  1. 1)Государством 3) Социальной группой

  2. 2)Обществом 4) Отдельными людьми

8. Гуманизация образования - это:

1) Отказ от выставления низких отметок

2) Свободное посещение занятий в школах

3) Большее внимание к индивидуальным особенностям личности

4) Уменьшение учебной нагрузки

8. Перечислите виды образования в современной России

Ответы:

9.Дошкольное, начальное, основное, среднее, средне-специальное, высшее

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

78. Что такое атрибут материи (определение.?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

79. Формами или способами существования материи являются:

A. движение

B. пространство

D. все выше перечисленное

E. другой вариант ответа

80. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

81. Какие важнейшие характеристики движения, присущий всем формам движения?

A. изменчивость

B. устойчивость

C. первые две характеристики

D. другой вариант ответа

E. социальность

82. Какой из типов движения относится к развитию?

A. прогресс

B. регресс

C. движение по прямой

D. движение по кругу

E. движение по спирали

83. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

84. Какой формой движения материи является развитие процессов, происходящих в обществе?

A. физическая

B. химическая

C. биологическая

D. социальная

E. гравитационная

85. Какая форма отражения является высшей?

A. отражение сознанием человека

B. раздражимость

C. психическое отражение

D. элементарное отражение

E. рефлексия

86. Способ существования материи есть:

A. физический вакуум

C. пространство

D. движение

87. Что является всеобщим свойством материи?

A. отражение

B. притяжение

C. существование

D. мышление

E. движение

88. Слово «материя» в переводе с греческого означает:

A. «земля»

C. «вещество»

E. «ткань»

89. Какой из перечисленных феноменов не относится к нерациональному?

A. интеллект

B. интуиция

D. бессознательное

90. Кем осуществляется духовное производство?

A. абсолютным духом

B. духами света

C. духовниками

D. учеными, идеологами, деятелями культуры

E. искусствоведами

91. Термин «аксиология» впервые был использован:

A. Э. фон Гартманом

B. М. Вебером

C. В. Виндельбандом

D. Г. Риккертом

E. М. Шелером

92. Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражаются парными категориями:

A. возможности и действительности

B. части и целого

C. причины и следствия

D. необходимости и случайности

E. сущности и явления

B. явление

C. сущность

D. возможность

E. случайность

94. Укажите точку зрения вульгарного материализма:

A. объективные «мыслительные формы» определяют развитие общества

B. познание есть конструирование идеальных предметов

C. мозг выделяет мысль так же, как печень желчь

D. сознание есть идеальное всеобщее отражение законов объективной действительности

E. окружающий мир есть совокупность (комплекД. ощущений

95. Сознание есть свойство:

A. всей материи

B. живой материи

C. высших животных

D. человека и его мозга

E. другой вариант ответа

96. Психическое отражение возможно у…?

A. растений

C. простейших

D. развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой

E. другой вариант ответа

97. Выделите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных:

A. абстрактная мыслительная деятельность

B. деятельность

C. рефлексия

D. язык

E. другой вариант ответа

98. Какое из определений сознания является правильным?

A. Сознание это копия объективной реальности

B. Сознание – продукт божественного творения

C. Сознание – высшая форма отражения действительности

D. Сознание – это свойство всякой материи

E. Сознание – это сумма, совокупность ощущений

99. Что такое сознание?

A. сфера чувственности

B. психическое вообще

C. сфера мышления

D. божественный дар осознания себя и окружающей действительности

E. субъективная реальность, целенаправленное отражение действительности, связанная с речью, функция человеческого мозга

100. Отличает человека от животного и возводит психику на уровень сознательной психики:

B. самосознание

D. мышление

E. воображение

101. Идеология – это:

A. система идей и взглядов, которые принадлежат всем

B. система идей и взглядов среднего класса

C. система идей, взглядов и принципов, которые отражают позиции определенных социальных групп

D. система идей и взглядов интеллигенции

E. система идей и взглядов политиков

Объективная реальность, данная нам в ощущении
Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...
Шутливо-иронически: о каком-либо непреложном факте, о реальности.

  • - в 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Русская энциклопедия

  • - А., при которой регистрация восприятия звука производится по объективным показателям...

    Большой медицинский словарь

  • - методики, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в русском праве XII-XVI вв. акт, фиксировавший передачу имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой юридический словарь

  • - см. Грамота...
  • - или просто "данная" - есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или просто "данная", есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Материя...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Выражение отношения сообщаемого к действительности...

    Словарь лингвистических терминов

  • - данник, данное и пр. см. давать...

    Толковый словарь Даля

  • - ДА́ННЫЙ, -ая, -ое. этот, именно этот. Д. случай. В д. момент...

    Толковый словарь Ожегова

  • - эвентуальность, возможность, вероятность, вероятие, допустимость,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 данность объективная реальность посюсторонность...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 объективная действительность посюсторонность...

    Словарь синонимов

"Объективная реальность, данная нам в ощущении" в книгах

Объективная реальность

автора Свами Сухотра

Объективная и субъективная реальность

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Объективная и субъективная реальность Одним из центральных вопросов в теории познания - является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и

Обычная объективная реальность без Бога

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое - так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира - обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

2.2. Материя – объективная реальность

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Глава II. Общество как объективная реальность

Объективная реальность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Объективная реальность, данная нам в ощущении

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Объективная реальность, данная нам в ощущении Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...Шутливо-иронически о каком-либо непреложном факте, о

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…»

Из книги Вы просто не то едите автора Гаврилов Михаил Алексеевич

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…»

Из книги Корпорация «Еда». Вся правда о том, что едим автора Гаврилов Михаил

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен. Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

2. Искусство как объективная реальность

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Искусство как объективная реальность СИМВОЛ (от гр. ????????) – отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею.АЛЛЕГОРИЯ (гр. ????????? – иносказание) – условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Объективная реальность дней Апокалипсиса

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 3. Поиск Пути автора Белый Александр

Объективная реальность дней Апокалипсиса Да, уважаемый читатель, как бы ни хотелось с этим соглашаться и мириться, но речь идет о настоящем, в котором нам с вами выпало жить.Чтобы было более понятно, откуда берутся новоиспеченные Чудотворцы и Спасители Человечества, и

Объективная реальность

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Объективная реальность Внешняя реальность, к которой обращены наши чувства и

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность Демокрит настолько был увлечён возможностью "сквозного" причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порождённой незнанием подлинных причин происходящего.

Объективная реальность, данная нам в ощущениях - это физический мир, который ежедневно нас окружает. То есть то, что действительно материально: земля, трава, дерево возле вон того холма, кот, жмурящийся на солнце - в общем все, что можно действительно ощутить, увидеть и потрогать.

В философском учении ответ на это вопрос понимается так:

« Все сущее, находящееся за пределами нашего сознания, и окружающее нас, является объективной реальностью, данной нам в ощущениях».

В философии есть такие категории, как бытие, материя, время и пространство, свойства которых будут рассмотрены ниже.

Объективная реальность

Бытие - есть всеобъемлющая действительность, от которой зависит все материальное и духовное. Но все же это понятие является относительным.

Касательно человека - это все существующее за пределами его сознания и воспринимаемое им, но он и его мироощущение является такой же объективной реальностью для других индивидуумов.

Если отвлечься от субъективного восприятия реальности, становится очевидным, что она, в общем-то, схожа с общей действительностью, состоящей из разных материальных вещей со своими свойствами, временем, движением, пространством и физическими законами. Кроме того, бытие имеет такие социальные явления, как государство, образование, культура, наука и прочее.

Человеческое влияние

Не стоит думать, что понятие «материя» противоречит понятию «объективная реальность». Такой эффект возникает только тогда, когда материальное лишается тех свойств и форм, без которых оно просто перестает существовать. Например, если человек умирает, то его субъективная реальность уходит в небытие вместе с ним.

Жизнь, движение, время и пространство являются особенностями или проявлениями истинных качеств всего живого или неживого на земле, образуя мир, в котором мы живем. Объективная реальность, данная человеку в ощущениях - есть мир, существующий независимо от него и его мышления, позволяющий чувствовать и видеть то, что вокруг. Действительность не зависит как от представления субъекта о внешнем мире, так и от его позиции касательно всего сущего. Ее можно охарактеризовать как сложный механизм, действующий по своим собственным законам, и человек не может как-то значительно повлиять на ее ход.

Различные представления об объективной реальности, в ощущениях

В магических и религиозных учениях говорится о том, что мир распахивает свои двери перед человеком, подчиняясь его духовной (субъективной) деятельности. Основой всего сущего считаются «Высшие силы» или Боги, создавшие этот мир (креационизм), напрямую влияющие на ход его событий (теизм) или молча созерцающие то, что в нем происходит (деизм).

Агностическое же учение, напротив, подразумевает то, что объективная реальность, данная нам в ощущениях, недостижима для абсолютного понимания и познания человеком.

Многие ученые считают, что вышеупомянутый термин, пустивший корни в нашей русской философии, означает не что иное, как проявление логической ошибки, потому что само слово «реальность» можно обозначить как данность, независимую от действий субъекта. В том понимании, что иллюзии, грезы и галлюцинации действительны для определенного субъекта (точнее для его мозга), если взглянуть на них под углом логического продолжения его психоэмоционального состояния. Обычно эти иллюзии подробно описываются в истории болезни, а иногда становятся объектом для подробнейшего изучения. Но с иной точки зрения это настоящее закономерное отсечение действительности от ее восприятия, и, как следствие, обозначение «объективная реальность» помогает увидеть отличия действительного от настоящего.

В чем отличие видения?

Материя, как объективная реальность, данная нам в ощущениях - это все, присутствующее на самом деле вокруг нас. Это то, на что субъект (человек) никак не может повлиять в полной мере. Если он умрет, то окружающий мир спокойно продолжит свое существование в пространстве и времени. Но субъективная реальность, напротив, напрямую зависит от восприятия человеком различных случаев в жизни, личного отношения к ним и вызванных этим переживаний. Чтобы определить объективную реальность, которую можно потрогать, сымитировать или запечатлеть, в философском учении применяется термин «материя», и делится она условно на две группы:

  • то, что познается человеком (субъективная реальность);
  • то, что ему несвойственно понять (объективная реальность).

Данное разделение делать необходимо, так как, размышляя о свойствах материи, можно рассуждать лишь о том, что поддается человеческому пониманию. Наши ощущения - это чувственное отражение объективной реальности, которое невозможно проигнорировать.

Основные составляющие материи

Материя проявляется в трех общих формах:

  1. Движение. Под этим термином подразумевается не просто обычное передвижение тел, но и различное взаимодействие с ними в любых проявлениях и формах. Зачастую антиподом движению мы считаем покой, что вроде бы и разумно, но все же является общераспространенным заблуждением, так как состояние покоя имеет сравнительный характер, а движение - безусловный.
  2. Пространство. Это первая форма бытия материи. Этот философский термин применяется для обозначения строения объектов, а также их свойства иметь протяженность и вставать в один ряд с другими. Пространство можно охарактеризовать как бесконечность.
  3. Время. Это вторая составляющая материальной реальности. Данным термином принято пояснять продолжительность жизни любого из объектов, а также стремительное их изменение. Вторую и третью категории принято считать как неизменными, так и относительными, потому что их качества очень изменчивы и зависимы от множества факторов, но без их влияния не обходится ни один объект.

Заключение

Для каждого из нас окружающий мир реален ровно настолько, насколько мы его понимаем. Многое человечеству пока еще неведомо и недостижимо для него, но придет тот день и час, когда все встанет на свои места и мир заиграет новыми красками.

Реальность - это главное понятие философского учения, потому что без него невозможно ответить на извечные вопросы:

  1. Что появилось вначале, сознание или материя?
  2. Есть ли у человека возможность постигнуть реальность, находящуюся вокруг него?

Это вопросы, в попытке ответить на которые можно сломать все зубы о гранит науки, но никак не определиться с ответом.