Презентация "Сказка о добром и злом огне" презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Дидактический материал по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности Сказка о спичке и добром огне

Когда мир был совсем юным, огня у людей не было. Дичи было полным-полно, но ели ее сырой, и она не доставляла людям особого удовольствия.

Однажды человек Водяная Крыса глодал твердую ветку, и вдруг изо рта у него вылетела искра и упала на сухую траву. Трава вспыхнула ярким пламенем.

Человек Водяная Крыса удивился. Он стал бросать ветки в огонь, чтобы потушить его, но ветки загорелись и запылали жарким костром. А в ветках пряталась змея. Она зажарилась в огне, и запах жареного мяса так понравился человеку, что он съел змею, и это было вкусно.

Человек Водяная Крыса подбрасывал сучья в костер, чтобы он не потух, и скоро все племена прослышали об этом чуде и пришли поглядеть на огонь.

Люди догадались, что можно унести с собой горящие ветки и зажечь новые костры. И вот повсюду люди разнесли горящие ветки, и теперь в каждом стойбище был свой огонь.

Много лет горели эти костры, люди уже не дрожали от холода по ночам и не ели сырого мяса после охоты. Люди обленились и стали много спать, гораздо больше, чем в те времена, когда они мерзли по ночам.

Однажды пронесся над землей сильный ураган. Дождь лил как из тыквенной бутыли. Он потушил все костры, а обленившиеся люди забыли, как зажигают огонь, теперь они опять дрожали от холода по ночам и ели сырое мясо.

Жил в одном племени человек Ястреб, и было у него две сестры - женщины Змеи. Они были тоненькие-претоненькие, и глаза у них будто смотрели все время в одну точку. Они любили горячее солнце и страшились холода.

Когда человек Ястреб уходил на охоту, женщины Змеи ложились на песок и, не шевелясь, грелись на солнышке до самого его возвращения.

Неподалеку от их стойбища в лесу был старый термитник. Деревья защищали его от ветра и скрывали от людских взглядов. Солнце здесь особенно припекало, и женщины Змеи часто приходили сюда и лежали, прислонясь к термитнику, слепленному из травы и глины.

Никто не знал, куда ходят женщины Змеи, потому что они были скрытными и никому не рассказывали, что ходят в это теплое местечко.

Однажды солнце светило так горячо, что за их спинами сухая трава на термитнике начала тлеть, а потом загорелась красным огнем.

Сестры человека Ястреба сначала испугались, но потом огонь им понравился. Получалось, что только они одни знали, где есть огонь, и им стало казаться, что они могущественнее всех на свете.

Когда брат женщин Змей пришел с охоты, они уже вернулись в стойбище. Он дал сестрам их долю мяса, но они не стали его есть, а дождались, пока человек Ястреб уснет, и только тогда тихонько ушли в лес.

Там они взяли палку и, пробив глиняную стенку термитника, разворошили огонь, горевший внутри, и просунули туда мясо, которое дал им брат. Когда мясо поджарилось, женщины

Змеи вынули его и съели, а потом вернулись в стойбище.

Каждый день они так делали, пока их брат не заподозрил неладное. Он почуял запах жареного мяса и догадался, что сестры где-то раздобыли огонь.

Но когда он спросил их об этом, сестры сказали, что знать не знают ни про какой огонь. Брат хотел проследить за ними, когда они пойдут в лес, но сестры догадались, что он будет за ними следить, и искусно заметали свои следы. Тогда он спросил их, что они делают в лесу, и они ответили, что ищут клубни ямса.

Человек Ястреб обеспокоился, он пошел к соседним племенам, рассказал людям, как ведут себя его сестры, и попросил помочь ему разгадать, почему это они говорят, что никогда не видели огня, а сами едят жареное мясо.

Все племена по очереди пытались выследить сестер человека Ястреба и поймать их, когда они жарят мясо на огне, но женщины Змеи были очень хитрые и ускользали от всех. Они не шли к термитнику, если рядом были люди, а когда им очень хотелось жареного мяса, они уходили подальше от дома и приближались к термитнику с другой стороны.

Тогда человек Ящерица сказал, что он разгадает тайну женщин Змей, если это поручат ему одному.

Все племена согласились на его условие, и человек Ящерица пошел в лес и залег там на много дней и ночей. Он не ходил на охоту со своими братьями и с наступлением темноты не возвращался в стойбище, и тогда сестры человека Ястреба решили, что человек Ящерица отправился в далекий поход.

Однажды все мужчины притворились, что уходят на охоту. Когда они скрылись из виду, женщины Змеи взяли мясо и, думая, что никто их не видит, побежали к термитнику.

Но человек Ящерица не отставал от них ни на шаг, и, когда женщины Змеи подошли к термитнику и начали ворошить огонь, он подполз с другой стороны и сунул в термитник палку.

Когда он вытащил палку обратно, он увидел, что палка загорелась, и тогда человек Ящерица с победным кличем помчался с горящей палкой к стойбищу, где ждали его сородичи.

Сестры человека Ястреба очень разозлились на человека Ящерицу за то, что он так хитро их провел. Они поклялись отомстить ему и здесь же, возле термитника, превратились в змей, чтобы нападать на людей.

И теперь змеи бросаются на всех, кто подходит к ним близко, а если злая змея укусит человека, он умирает в страшных муках.

Тема: «Пожароопасные предметы. Спички»

Цель : формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать желание быть осторожными с огнем.

Задачи :

1) дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

2) познакомить со свойством огня;

3) познакомить с правилами пожарной безопасности.

оборудование: модель пожарной машины, иллюстрации, мультфильм « кошкин дом».

Ход занятия :

Воспитатель сообщает детям о том, что в каждом доме есть огонь. Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Где можно взять огонь?

Зажечь спичку, зажигалку, газовую плиту. Тогда появится огонь. В лесу можно развести костер, чтобы погреться у огня, приготовить пищу.

Но если не потушить костер, может сгореть лес, деревья, трава. В большом огне может сгореть все: и мебель, одежда, занавески, игрушки и даже люди. Пожары очень опасны! Поэтому надо осторожно обращаться с огнем.

Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в группе кто-то пищит.

Да, это же спички. Они просят, чтобы мы их зажгли (воспитатель зажигает спичку) - Ой, ребята, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Я очень боюсь, огонь уже жжет мои пальцы!

Ребята, помогите мне! Что надо делать? Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам, ребята. Я так испугалась! А вы? (и мы испугались)

А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?

Да, правильно, загорелись бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с вами.

Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички! Детям спички брать нельзя! Это не игрушки!

Ребята, посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

Пожарная.

Правильно. А как вы догадались?

Она красная, номер 01.

Правильно, ребята, пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня.

А как едет она? Быстро или медленно?

Правильно, быстро, чтобы быстрее потушить пожар. И когда она едет, звучит сирена.

Как звучит сирена?

Чтобы не было беды, надо хорошо знать правила пожарной безопасности. Мы их, ребята, уже знаем:

Спички нельзя (брать)

Газ нельзя (зажигать)

Утюг нельзя (включать)

В розетку пальцы нельзя (вставлять)

Ребята, запомните эти правила и соблюдайте их, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

Пожарная машина от слова пожар, а люди, которые тушат пожар, - пожарники. Смелые, мужественные люди. Давайте поиграем в пожарников.

Физкультминутка :

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились.

Итог. Вот что, ребята, бывает, если неосторожно обращаться с огнем.

Тема: «Огонь»

Цель:
- познакомить детей с пожароопасными предметами;
- формировать чувство опасности огня;
- довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно;
- познакомить с предметами, требующими осторожного обращения
Материал: красный фломастер по количеству детей, дорожные знаки, перфокарта с номерами служб, карточки с заданием, музыкальное сопровождение, шкатулка, аптечка, ящик с инструментами

Ход:
Загадка:
Дрожит свинка,
Золотая щетинка (огонь)
Дети, давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». И вспомним с вами, где человеку помогает огонь, а где вредит.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь.
Но! Если с ним не дружить он может превратиться в злобного и жестокого врага. В пламени огня погибают люди, сгорают деревни и города, леса.
(слышится вой сирены пожарной машины)
- Что это за звук? Как вы думаете, куда едет пожарная машина?
- Зачем пожарные включили сирену?
Игра «Добавлялки» (с красным шаром)
-Дети, давайте вспомним какие пословицы про огонь мы знаем?
* от искры сыр – бор загорается.
* нет дыма без огня.
* огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
* вор приходит хоть стены оставит, огонь придет всё унесет.
* человек без огня не живет не единого дня.
* берегись, не ожгись!
Дети, вы молодцы, назовите предметы, необходимые для тушения пожара. (вода, песок, огнетушитель, мокрая тряпка)
Рассматривание иллюстраций
«Непослушный Буратино»
(дети находят ошибки, которые допустил Буратино)
Физминутка (под музыку)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Обращаю внимание детей на стол.
(На столе лежат карточки)
Задание: обведите красным фломастером предметы, которые вы считаете опасными.
На картинке: ножницы, иголка, кукла, книга, молоток, краски, аквариум, фрукты.
Дети выполняют задание, подводим итог: есть опасные предметы,
- которые нельзя брать детям;
- которые можно брать с разрешения родителей;
- которыми можно пользоваться самостоятельно
Все эти предметы нужны человеку. Но мы будем осторожны, будем соблюдать правила безопасности, будем с ними дружить.
Следующее задание: Игра «Каждой вещи свое место»
На столе: аптечка, ящик для инструментов, шкатулка
- таблетки, градусник
- молоток, отвертка, гвоздь
- иголка, булавка, ножницы
(Дети раскладывают картинки по местам)
Подвожу итог: опасные предметы, должны лежать в специально отведенных местах.
- Найдите и назовите опасные места у нас в группе (балкон, окно, розетка, выключатель, кран)
- Дети объясните, почему они опасны?
- Дети опасности могут встретиться нам и на улице. Как вы думаете какие?
(Обратите внимание на иллюстрацию «Знаки»)
Игра «Назови знак»
(дети называют несколько основных дорожных знаков и объясняют их значение)
Давайте представим ситуацию: девочка заблудилась. К кому она может обратиться за помощью? (к полицейскому, к взрослому)
- Что она должна им сказать? (свой домашний адрес, фамилию и имя)
- Назови свой адрес. (Несколько детей выборочно называют свой домашний адрес)
- А какой адрес у нашего детского сада? (пер. Ноградский 3)
Обращаю внимание детей на картинку (перфокарта) с номерами служб 01, 02, 03
Какие это номера телефонов?
- Тревожные.
Правильно, все люди должны их знать и звонить по этим номерам в случае опасности.
Вспомнить стихотворения «Сам не справишься с пожаром», «Дома я один остался», «Если мама заболела»
Нарисованы ситуации:
Пожар 01
Мальчик порезался 02
В дверь стучит чужой 03
Дети стрелочкой должны указать номер службы, которая необходима в каждой ситуации.
Подводим итог: смотрим как ребенок выполнил задание.
В руках у меня спичка. Читаю стихотворение:
Ростом спичка – невеличка
Не смотри, что мала
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Вывод: Мы будем дружить с огнем?
Будем стараться соблюдать все правила безопасности?
И тогда вы будете расти здоровыми, а мы знаем, что здоровье – это самое ценное для человека.
Спасибо!!!

Тема: «Беседа о добром и злом огне»

Задачи: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить закреплять знания по правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; закрепить правила пожарной безопасности:
- не брать спички и не играть с ними;
- не влезать предметами в розетку;
- не подходить к газовой плите;
- не включать утюг и другие электроприборы;
- при пожаре звонить – 01.
Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности, красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель.
од занятия.
Воспитатель в руках держит листок бумаги, вырезанный как необыкновенный лист с дерева, красным цветом к себе.
Восп: Посмотрите какой у меня листок, он вам ничего не напоминает? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы скажите мне отгадку:
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Правильно, это – огонь.
- Ребята, а как можно получить огонь? (спички, зажигалки, газовая плита) .
- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костер? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
- Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.
Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!
Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары?
Игра «Если возник пожар»
- Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.
Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Пока воспитатель говорит дети передают шар по кругу, как только воспитатель остановилась, ребёнок у кого в руках шар должен в рифму сказать ответ. И дальше продолжаем передавать.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с (пожаром)
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом ребенку) .
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь - (пожар) .
(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом) .
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,

Кто со спичками (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом)?

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер - (01) .

Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай)!

А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в трёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой, вторую засыпает песком, третью накрывает мокрой тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать воду, а также песок (землю, плотную ткань.

Дидактическая игра «Собери и расскажи»

Детям раздаются разрезные картинки по теме «Как возникает пожар»

Дети должны собрать картинки и рассказать о чём они. Воспитатель на доску вывешивает рисунок того ребёнка который рассказывает, для того чтобы другие могли видеть и подсказать при необходимости.

Игра: «Топаем, хлопаем».

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)

Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)

Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)

Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)

Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (Топают)

Клим увидел: дом горит, Мальчик "01" звонит. (Хлопают)

Воспитатель:Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку – от детей их убирать.
Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём –
И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,
Применять их будем в дело и пожар не разведём.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Непосредственно образовательная деятельность: «ОГОНЬ! ДРУГ ИЛИ ВРАГ» СКАЗКА О ДОБРОМ И ЗЛОМ ОГНЕ

Жил-был Огонь. Был он очень безжалостным и горячим. ИИИ

Гулял огонь, где хотел.

По лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца.

Время шло и человек изобрел спички.

10 Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату человека.

Со временем появились свечи

Масляная лампа

Керосиновая лампа

Обыкновенная лампочка

На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре.

Сейчас люди используют газ и газовую плиту.

Огонь согревает

С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла.

Подковы, орудия труда.

Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты.

Огнем украшают праздники, запускают фейерверки

Огнем зажигают бенгальские огни.

Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр, во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу

Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям.

Если не затушить костер, то этот маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага.

Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу.

Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть. .

Чтобы спастись от злого огня надо вызвать пожарных.

Пусть знает каждый гражданин, набираем - 01 .

Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор презентации: Девяткова Е. В., воспитатель второй квалификационной категории, п. Горноправдинск, ХМАО-ЮГРА, 2014 год. Личный вклад - текст сказки в сопровождении с фото по пожарной безопасности, фото использованы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию и духовно -нравственному воспитанию на тему:«Георгий Победоносец – символ победыдобра над злом»Программное содержание: Познакомить детей с иконой Георгия Побед...

Знакомство детей с иконой Георгия Победоносца. Развитие у детей духовно-православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга....

Для педагогов ДОУ...

Сказка о том, как Человек подружился с Огнём

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек : боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.

— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.