Чистый четверг. Великий четверг в русской православной церкви Литургия в чистый четверг у православных

Отец Всеволод Чаплин: «Главное в Великий четверг - не половая тряпка, а воспоминание о Христе»

Как нужно отмечать Чистый четверг? Согласно церковной традиции, каждый день Страстной недели посвящен воспоминанию о конкретном событии из жизни Христа и называется Великим. Но четверг на этой неделе является особенно почитаемым у православных и называется не только Великим, но и Чистым четвергом.

В этот день прошла Тайная вечеря, когда Христос омыл ноги своим апостолам, и накормил их хлебом со словами: «Ешьте, это - тело мое». У славян в четверг перед Пасхой традиционно проходили очистительные обряды. И до сих пор многие полагают, что в Чистый четверг необходимо сходить в баню и провести влажную уборку дома. Но так ли это? Об этом мы спросили у настоятеля храма Феодора Студита у Никитских ворот Отца Всеволода Чаплина.

Чистый четверг - это название народное. Церковь каждый из дней Страстной седмицы называет Великим, - говорит Отец Всеволод. - Главное в этой день - причастие Святых Христовых Тайн. Потому что в Великий четверг вспоминается Тайная вечеря, когда господь предложил своим ученикам хлеб и вино, сказав: «Это есть мое тело», «Это есть моя кровь».

Данное событие вспоминается каждый раз, когда происходит причащение, но именно в четверг перед Пасхой люди особо призываются в храмы. Литургия специально начинается раньше обычного, чтобы люди успели причаститься и не опоздать на работу, или опоздать, но не очень сильно. Причастие с мыслью о Христе является главной особенностью этого дня.

Но многие думают иначе. Я недавно спрашивал одну женщину, которая пришла и вызвалась дежурить в храме в Великий четверг, о том, что в этот день самое главное? И она сказала: «Главное - помыть полы».

Так вот, это совсем не главное, особенно - именно в этот день. Главное - причаститься Святых Христовых Тайн. Потом у людей рабочий день, а вечером еще одна, особая служба. Читаются 12 отрывков из Евангелия, в которых говорится о страстях Христовых. Это долгая служба, но я заметил, что прихожане стремятся прийти на эту службу даже после утомительного рабочего дня.

Поэтому если посвятить день причастию и двум службам, а между ними еще и поработать, то времени на баню и влажную уборку дома уже не останется. Следовательно, полы лучше вымыть еще до Чистого четверга, или после него.

Главное в эти дни - не половая тряпка, а воспоминание о Христе, скорбь, но скорбь светлая, потому что мы плачем над гробом Спасителя, но уже знаем, что он воскреснет. И мы благодарим его за то, что он победил смерть и открыл нам всем путь в рай. Без его искупительной жертвы мы не могли бы себя вытащить за волосы из болота греха.

- Я правильно Вас понял, что в Чистый четверг мыть пол и идти в баню не просто необязательно, но и не нужно?

Я именно это и сказал. Это - просто народное поверье, которое плохо рифмуется с богослужениями и заботами такого дня. И я даже не очень понимаю, откуда возникла странноватая традиция посвящать этот день мытью полов, а тем более хождению в баню. Храм в этот день важнее бани.

Если человек все-таки не сможет зайти в храм по причине крайней занятости или даже лени - как он может отметить Великий четверг?

У нас страна всеобщей грамотности. Поэтому утром стоит прочесть евангельское повествование о Тайной вечере - 26 главу Евангелия от Матфея, а вечером - слова о страданиях Христа, которые содержатся в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея, или в Евангелии от Иоанна.

Службы в Великий Четверг проходят во всех православных храмах одинаково, или каждый настоятель пытается привнести что-то свое, сделать службу отличной от других?

На Литургии я стараюсь вводить элементы общего пения. Чтобы в некоторых песнопениях звучал не только хор, но и прихожане мощно включились в богослужение. Я, кроме того, скажу краткую проповедь - это я стараюсь делать по ходу каждой службы. И вижу, что прихожанам это интересно, когда есть проповедь - их становится больше на службах. Мы будем раздавать всем желающим Евангелия, но сделаем это не в Великий Четверг, а в Великую Субботу, накануне Пасхи.

Важно, чтобы люди видели: храм - это не только место, где совершаются богослужение, но и культурный центр, там идет жизнь и рады каждому человеку. Поэтому мы пытаемся дать людям возможность делиться с другими своим творчеством, на этот раз - откроем небольшую выставку народных промыслов.

Чистый, или Великий четверг - народно-христианский праздник. Его отмечают в четверг перед Пасхой. В 2019 году он приходится на 25 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа с 12 апостолами.

История праздника

В этот день Иисус и Его ученики провели Тайную Вечерю. На ней Спаситель омыл ноги апостолам. Они протестовали, говорили, что недостойны такого поступка. Но Иисус объяснил, что так Он выражает свою любовь и смирение. Он говорил, что служить ближнему - неунизительно для человека.

В конце Вечери Иисус провел последний напутственный разговор, во время которого попрощался с апостолами. После этого Он предложил им хлеб и вино, как тело Свое и кровь. Этот обряд получил название Таинство Причащения.

Той ночью иудейские первосвященники вынесли Иисусу смертный приговор. Поэтому ночь с четверга на пятницу считается в православии страшным временем.

Традиции и обряды праздника

Утром в Чистый четверг в православных церквах совершают литургию Василия Великого, освящают миро. В кафедральных соборах проводят обряд «умовения ног»: архиерей омывает ноги 12 священникам. Верующие исповедуются в грехах и причащаются в храмах. Вечером совершается служба с чтением 12 Евангелий. Верующие стоят в храме с зажженными в руках свечами.

В Чистый четверг люди встают до восхода солнца и купаются. Считается, что вода в этот день смывает грязь с тела и грехи с души, благодатно воздействует на душевное состояние.

Хозяйки убирают в домах, выбрасывают ненужные вещи, моют иконы, стирают. После уборки зажигают свечи и лампадки. В этот день пекут пасхальные куличи, красят яйца, готовят праздничные блюда к Пасхе.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: пересчитай все деньги в доме

Чистый четверг, который в этом году выпадает на 5 апреля, считают одним из важнейших дней Страстной недели. С этим днем связаны многие традиции и обряды. Христиане в древние времена верили, что выполняя их можно достичь успеха, улучшить здоровье, наладить семейные отношения уже в этом году. Кроме раннего подъема, купания, очистки дома и выпекания куличей, принято в Чистый четверг три раза пересчитывать все деньги в доме, что по традиции принесет нескончаемый их запас на протяжении всего года.

Поэтому предлагаем вам 5 апреля вывернуть все карманы и кошельки, и пересчитать свои деньги, что может стать отличным квестом для всей семьи и быть может действительно принесёт свои плоды в финансовом плане. Почему бы и нет!?)

В Чистый четверг принято готовить четверговую, или «черную» соль. Второе название связано с цветом, который она приобретает после приготовления. Такая соль обладает целительной силой. Ее используют как приправу к праздничным блюдам. Остаток хранят за иконами и применяют как лекарство. Из нее также делают обереги и носят на шее.

Незамужние девушки совершают обряды привлечения женихов.

В Чистый четверг принято ходить в парикмахерскую. Это благоприятный день для стрижки. Считается, что вместе со срезанными волосами уходят порча и сглаз.

Что можно кушать в Чистый четверг

Чистый четверг приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день разрешается сухоядение - невареная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи. Следует воздержаться от приема алкоголя.

Что нельзя делать в Чистый четверг

В этот праздник запрещается веселиться, петь, танцевать, гадать. Не нужно злиться, обижаться, думать о плохом. Нельзя одалживать деньги и вещи, особенно кухонные принадлежности, иначе благополучие покинет дом. Запрещается печь куличи и красить яйца до окончания уборки в доме. Нельзя оставлять невымытой посуду и грязным белье.

Приметы на Чистый четверг

  • Солнечный день - примета солнечной весны.
  • Если в Чистый четверг искупаться в реке, то вода подарит силу и здоровье.
  • Если в этот праздник вымыться и вымыть, то весь год чисто в доме будет.
  • Пасхальный кулич получился рыхлым, тяжелым и не пропеченным - примета тяжелого и хлопотного года.
  • Если в Чистый четверг трижды пересчитать все деньги в доме, то в течение года они не будут переводиться.

Поздравления

    С Чистым четвергом! Пусть этот день
    Проходит в хлопотах приятных.
    Гоните прочь унынье, лень,
    Пусть дом ваш станет чистым и опрятным.

    А затем зажгите вы свечу
    И за все прощенья попросите.
    Счастья пожелать я вам хочу.
    Жить по-новому сегодня вы начните.

    Я с четвергом Великим вас сегодня поздравляю.
    И поздравленьем этим я о Пасхе скорой вам напоминаю.
    Желаю, чтобы Бог на все молитвы ваши отзывался,
    Чтоб от печальных мыслей чистым разум ваш остался.
    Чтоб чистыми стремленья ваши вечно оставались,
    И все дела благие ваши неизменно удавались.

– такое именование четверга Страстной седмицы хорошо известно в народе. Даже совершенно нецерковные люди с уважением относятся к этому дню.

Я знаю многих людей, далеких от Церкви, которые тем не менее каждый раз в Чистый четверг затевают дома уборку – что-то протирают, моют окна, пылесосят, отдавая таким образом своеобразную неосознанную религиозную дань Чистому четвергу.

Всё это само по себе неплохо. Но наша задача – тех, кто называет себя христианами, – по мере возможности разъяснять нашим близким и друзьям (если, конечно, они спрашивают и готовы нас слушать) христианский смысл Чистого четверга.

Чистый четверг – это четверг на Страстной седмице, которая вся представляется нам единым событием. И среди этих дней Чистый четверг выделяется особо. Понедельник, вторник – это дни напряженные, дни проповеди, дни борьбы, среда – предательство Иуды, пятница – страшный день распятия.

У каждого дня Страстной седмицы есть какой-то свой смысл, свой особый знак, причем знак трагический. А четверг – день чистый, светлый.

Конечно, он и печальный, но эта печаль внутри, она только у Спасителя на сердце. Он снова и снова говорит ученикам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»; «Я назвал вас друзьями»; «Я возлюбил вас» – очень большая степень дружеской любви. И вплоть до Гефсиманского сада, где Он просит учеников побыть рядом, Он с ними.

И Он видит, что они как дети – Он говорит, что Ему предстоит страдание, и вроде бы что-то чувствуют, но ничего толком не понимают. И Он не может объяснить им словами, что происходит, почему Его ждет смерть, почему нельзя Ему миновать смерть, так как ученики еще не подросли, не получили Духа Святого.

Я представляю себе такую ситуацию: Россия, 1937 год, муж и жена сидят дома, и они знают, что сегодня ночью за мужем должны прийти, что он – следующий… Вокруг них играют дети, которые не понимают, что происходит – мать всплакнет украдкой, отец пытается шутить, пытается быть ласковым, мягким, но внутри они знают, что будет дальше, и тревогу не скрыть…

Вот это семейная атмосфера пасхального седера, во время которого Христос с учениками празднуют Песах, праздник исхода народа из Египта, и на этом праздновании Господь «исполняет правду», доводит ситуацию до конца.

Он не просто вспоминает то событие, но говорит: это Я вывел вас из Египта. Это Я даю вам Свое Тело и Свою Кровь. Он полностью отдает всё, что только может Бог отдать человеку.

И теперь остается вторая половина задачи – Бог-то отдал, а человеку нужно всё это принять. Если человек не примет – всё пропадет даром. Великая тайна, великая трагедия и великая радость, что отношения Бога и человека – это отношения Отца и сына, отношения любящих друг друга, а не просто Творца и Его создания.

И вот, когда Господь с учениками собрались на Тайной вечере, Он сказал, что пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы Самому послужить. Ученики спрашивают: как послужить, мы не понимаем?

И Он дает им знак, ритуальный иудейский знак – омывает им ноги. Всякому путнику, который устал, шел по жаре, по камням большое расстояние, как любимому гостю оказывали этот знак уважения, любви и почитания. Как у нас, например, мы бы дали зимой к печке прислониться, погреться.

И Господь омывает ученикам ноги, служит им, а затем благословляет пасхальную трапезу – преломляет хлеб и благословляет вино, говоря: «Это Тело Мое, это Кровь Моя». И эта общая трапеза за столом – высший момент единения.

Очень часто православные люди, не в меру и не по разуму постящиеся, имеют к еде некое манихейское отношение – еда чуть ли не скверна, нечто тленное, плотское. Это, конечно, не так. Еда – это благословение Божие, основа нашей жизни.

Другое дело, что в нашем порченом мире и еда бывает порченая – в падшем мире пала и еда. И Господь на Тайной вечери восстанавливает, очищает процесс пищи, исправляет древний грех чревоугодия – то безобразие, когда Адам и Ева съели плод с эдемского дерева. Он говорит, что пища свята, потому что самая главная пища, первая на вашем столе, – это «Тело Мое и Кровь Моя».

Как мать, которая в силу биологических причин отдает материнское молоко, часть себя, Господь отдает Свое Тело и Кровь, но не в силу некой механической причины, а по любви, потому что Он абсолютно свободен, Он может всё. Мать не может отдать себя на съедение детям, даже если очень захочет, а Он может, и Он это делает.

И оказывается, что сидение за столом, совместная трапеза – это не обыденщина и гулянка, которую привыкли порицать некоторые православные христиане, а вечеря любви, священнодействие. Причем священнодействие не как набор знаков, которые напоминают нам о чем-то (как, например, рипида, которой машет дьякон, прообразуя действие Духа Святого. Этот образ остался от опахала на Востоке – в жару было много мух, и надо было обмахивать священника и престол страусовыми перьями при совершении Литургии), а реальное, простое и понятное без перевода: Я даю тебе пищу с любовью.

И это отношение сохраняется у многих народов, например, грузинское застолье. Помните, как пел Окуджава: «Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу»? Вот примерно это, древний архетип, не в смысле знака, а живое действие, которое живо в нас до сих пор: вместе сесть за стол, вместе преломить хлеб.

Во многих народах люди, даже враги, которые посетили твой дом, и вместе с которыми ты преломил хлеб, – отныне твои друзья, ты их должен защищать ценой своей жизни, потому что священный обычай гостеприимства и преломления хлеба гораздо выше, чем наши земные распри.

И то же самое происходит в Чистый четверг – священный, живой обряд, который не надо объяснять – Господь отдает Себя.

И конечно, Чистый четверг – это день, когда было установлено таинство Евхаристии. Хотя мы знаем, что пасхальный седер совершался ранее долгие века в память об исходе из Египта, но именно Сам Сын Божий, пришедший в мир, выявил его истинный смысл, завершил его до конца.

Не то что этот смысл был скрыт – о нем прикровенно говорили пророки, о нем постоянно напоминается в Ветхом Завете, – но некому было его исполнить. Пока не пришел, не родился Сам Богочеловек, некому было положить этот последний кусочек сверху, подлить последнюю капельку вина в чашу, взять в руки, подать и сказать: «Это Тело Мое, это Кровь Моя, которые Я отдаю вам, во оставление ваших грехов».

Поэтому, конечно, людям, которые приходят в эти дни в храм, хорошо бы об этом помнить. Напомнят ли им об этом православные родственники, посылая их в этот день в храм, прочтут ли они об этом в книге, или еще каким-то образом – не знаю.

Но мы знаем одно – любящим Бога вся споспешествует во благое, и человек, который действительно хочет знать смысл того, что происходит в храме в Страстную седмицу, всегда найдет возможность это узнать.

Чистый четверг – это именно день чистоты, потому что это день братства, любви, вот этой пасхальной трапезы. Пусть даже на сердце самого Спасителя горечь, боль и предчувствие тревоги, потому что Он знает, что будет дальше, но Он отдает Свою Любовь.

В этот день пасхальной трапезы, в день чистоты христиане, как и всегда, стараются подойти к Чаше Господней с чистыми руками, то есть очистить душу в таинстве исповеди, покаяния. И обычай наводить чистоту и мыть квартиру на Чистый четверг – в общем-то неплох. Но, намывая полы, окна и сметая паутину, всё-таки хорошо бы не забыть о паутине в нашей собственной душе.

Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы - недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить "генеральную" уборку в доме в Великий ("Чистый") четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви.

Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название "четверговых" (бытует также название "четверговый огонь"). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от "четверговой" свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от "четверговой" свечи надо начертать дома крест над дверью, - "для охранения от зла".

Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. "Согласно православным богослужебным книгам, - пишет священник Михаил Желтов, - служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: "Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа""... Служба 12-ти Евангелий "восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому" . "Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве" .

Ныне служба 12-ти Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из всех четырех Евангелий. Эти отрывки повествуют о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его и приставлением воинской стражи к Его гробу. Согласно указанию современного русского Типикона, во время чтения каждого Евангелия все молящиеся должны держать в руках зажженные свечи . "Вынесение" же из храма и особое почитание "четвергового огня" относится к числу народных традиций, связанных у восточных славян с Великим Четвергом.

Обязательно ли мыться в Чистый четверг?

В народном быту в Страстной четверг совершалось множество языческих по своей сути ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

Говоря о восприятии Великого четверга в русской народной традиции, В. Г. Холодная отмечает: "Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта...

В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручиться поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие" .

У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику — реке или ручью — за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание.

Чтобы увеличить магические очистительные свойства воды, во многих местностях в нее дома опускали серебряный (а если могли — то и золотой) предмет: монету, кольцо или серьги. Все домашние умывались этой водой, дабы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы "жить весь год богато". Умываясь с серебра, крестьянки приговаривали: "Как серебро не портится, не ржавеет, так же бы и моя жизнь прошла хорошо". Девушки умывались в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно. Для маленьких детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы "смыть болезни". В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей.

В некоторых местах омовение в Чистый четверг сочеталось с ритуалом кликания весны. В Буйском уезде Костромской губернии девушки на восходе солнца трижды опускались в воду со словами: "Вода весенняя, здоровая! Дай и нам здоровья", - затем трижды кувыркались по земле и, забравшись на крыши, пели в честь весны песни. В соседних областях девушки, войдя в реку по пояс, водили хоровод и пели: "Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великою благостью!" (если на реке еще был лед, хоровод водили вокруг проруби).

Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки белили печи, мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.

Как отмечал С. В. Максимов, в народе Чистый четверг "признается не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже "ворона своих воронят в луже моет". На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. "Если в Чистый четверг вымоешь, — говорят они, — весь год чистота в избе водиться будет"... Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: "Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время"" .

Некоторые действия в этот день были направлены на обновление отдельных предметов утвари, символизировавших благополучие в соответствующей сфере хозяйства. К подобным ритуалам относится мытье дежи, известное у русских Курской губернии. В Чистый четверг хозяйка "наряжала" дежу: мыла, закрывала чистым куском грубого холста - "дежником", подпоясывала красным пояском, будто бы она на базар едет. Целый день дежа стояла "нарядивши", а вечером в ней ставили тесто для лепешек - "пелениц" ...

Таким образом, "мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту" . Обрядовое же значение имела и уборка избы.

Иными словами, обязательное проведение "генеральной" уборки в Великий четверг является не "предписанием" Православной Церкви, а языческим по происхождению обычаем.

"Освященный огонь" и магический круг

Выше было сказано о ритуалах Чистого четверга, связанных с водной стихией. Немало очистительных обрядов Страстного четверга было связано и с огнем, в первую очередь на Русском Севере и в Сибири. В Сибири кое-где добывали трением так называемый "деревянный огонь", считавшийся священным. Им поджигали "Богородишну траву" или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот с целью защитить его от чумы и порчи.

Окуривание (как один из способов очищения и изгнания нечисти) было распространено повсеместно. В лесных местах в Чистый четверг до восхода солнца специально ходили в лес за можжевельником (вересом), который считался обладающим чудодейственной силой . Кое-где крестьяне рассказывали, что войти в лес надо со словами: "Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род", затем надо идти "не умывшись, не помолившись, и соблюдать строжайшую тайну, чтобы никто не приметил. Дома же принесенное надо разбросать по двору и хлевам, и только в таком случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной". Впрочем, в некоторых местностях, например, в старой Новгородчине, эти меры считались недостаточными, и, для окончательного успокоения и уверенности, нужно было сделать следующее: "принесенный из лесу верес, ранним же утром, до восхода солнца, зажигают на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу, и все члены семьи скачут через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и окуриваясь от дьявольщины, которая в этот день в особенности хлопотлива и проказлива" . Можжевельником окуривали также скот и хозяйственные постройки.

К Страстному четвергу было приурочено в России приготовление некоторых веществ и предметов, обладавших, по поверью, лечебной силой. Так, свойствами исцеления различных болезней и защиты от сглаза наделяли "четверговую соль". Целительную силу приписывали также остаткам хлеба, испеченного к Страстному четвергу; говорили, что этот хлеб благословил Сам Господь. Крестьяне Тобольской губернии верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь", зажигая им свечу или лампу. Эта обожженная лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись .

В Великий четверг во многих местах исполнялся древний обряд очерчивания магического круга, связанный с установлением незримой границы, призванной обеспечить защиту и благополучие крестьянской семьи и хозяйства. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом, читая 102-й псалом Давида - "от воров". В некоторых местностях обходили избу с иконой в руках. Но чаще дом, двор, огород или поле трижды "объезжали" верхом на палке - клюке, помеле, ухвате или кочерге. Хозяин или хозяйка должны были делать это в одиночку рано утром, до восхода солнца, натощак, стараясь, чтобы никто их не увидел, произнося "заговорные слова", дабы уберечь хозяйство и семью от несчастья и оградить их от проделок нечистой силы и колдунов.

Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также и в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губернии, чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: "Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!" . Эти действия должны были защитить "отверстия" в доме, которые воспринимались как наиболее уязвимые для проникновения злых сил места.

Часто предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, была "четверговая" свеча . В ряде губерний существовал обычай вечером Чистого четверга приносить из церкви свечу, с которой слушали чтение "Страстей Господних". Огонь этой "четверговой" свечи в народе считался святым. До дома "четверговую" свечу старались донести так, чтобы она не погасла. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечу иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем ею коптили крестики на матице, над входной дверью и окнами. С горящей свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. "Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась".

"Четверговую" свечу положено было зажигать в особо важных случаях, например, во время летних гроз и бурь, чтобы сберечь дом от попадания молнии. Эту свечу давали в руки умирающим, ставили перед иконой во время трудных родов. Ей приписывалась сила уничтожать чары колдунов и лечить лихорадки.

"Четверговая" свеча называлась также "страстной", или "страшной". Впрочем, иногда крестьяне говорили, что не всякая четверговая свеча может называться страстной, и собственно страстной свечой считали ту, которая горела по крайней мере "на трех страстях" .

Ту же, что и "закрещивание" копотью свечи, цель имело мазание крестов смолой на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам.

"Закрещивание" часто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. Так, в Вятской губернии хозяйка верхом на банной кочерге - "ожоге" объезжала вокруг дома, зачерчивая его от татя и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты .

Вообще же, пишет Т. Золотова, в народной обрядности "вода, огонь и крест имели универсальное очистительно-предохранительное значение". Поэтому во всех календарно-обрядовых циклах использовались приемы возжигания огня, окуривания, окропления, купания, применения креста для отпугивания нечисти .

Вернемся, однако, к "четверговой" свече. Как замечал С. В. Максимов, "русские люди придают большое значение так называемому "освященному огню". Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий", во время которых он, по народному верованию, получал особенную силу и исключительную благодать. "Важное значение придается не только огню, но даже свечам" . Окружавшее "четверговую" свечу суеверное почитание является примером того, как на "освященный" (по представлениям народа) в церкви огонь - и, соответственно, на свечи, - были перенесены элементы языческого поклонения огню.

Свойствами магического оберега наделялась в народном сознании не только "четверговая", но и "пасхальная" свеча (с которой обходили церковь во время крестного хода на Пасху), а также "богоявленская". Поверья, подобные тем, которые в России окружали "четверговую" свечу, в Греции относятся к "пасхальному огню" , а в католических странах Европы - к свече, освященной на праздник Сретения Господня .

Итак, распространенные в народе представления об "освященном" огне и о чудесной силе свечей восходят к языческим временам. Богослужебная же традиция Православной Церкви не знает никакого "освящения" "четвергового огня" или обряда нанесения копотью крестиков над дверями дома.

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о магических приемах, предупреждал: "Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться" . Также и церковным авторам древней Руси приходилось выступать против суеверного, магического использования крестного знамения .

"Мнят себя христианами, а поганские дела творят..."

Характерное для восточнославянской народной обрядности Великого четверга стремление всеми возможными способами защититься от злых сил связано с тем, что, как говорилось выше, вокруг этого дня сосредоточились языческие представления о "пограничном" периоде, времени вторжения существ из потустороннего мира: умерших предков и нечистой силы. Считали, что в ночь на Великий четверг у колдунов и ведьм "бывают самые важные свидания с нечистой силой... И нет дня в году, наиболее удобного для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее" . Вологжане рассказывали, что ночью нужно придти в лес, снять с себя нательный крест, закопать его в землю и затем говорить: "Владыко лесной, есть у меня до тебя просьба", - и леший не замедлит явиться, чтобы раскрыть все тайны и рассказать о будущем .

До принятия христианства у восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших. С распространением христианской веры он был приурочен в народе к четвергу Страстной седмицы. Отсюда происходит украинское название Великого четверга: Навський Великдень (или Мавський Великдень, Мертвецький Великдень) , и белорусское Наўскi Вялiкдзень, то есть "Пасха мертвецов".

В литературе древней Руси мы находим сведения о так называемой "мови навьям" - ритуале, осуществлявшемся в честь предков ранним утром Великого четверга. Дело в том, что баню (мовь или мовницу) было принято топить не только для живых, но и для умерших - "родителей". Древнерусский автор писал о суеверах своего времени: "Мнят себя христианами, а поганские [языческие] дела творят и пеплом посреди мовницы сыплют. Оставляют мертвым мясо, молоко, масло, яйца и все необходимое бесам на печь льют. Для мытья им чехлы и убрусы у мовницы вешают. Вымывшись сами, целуют церт [здесь: печь] и кланяются", после чего покидают баню . Пепел насыпали на пол, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися. В другом древнерусском поучении говорится: "Бесы же смеются злоумию их [топивших баню] и, войдя, моются и порплются [то есть валяются] в пепле том. Как куры след свой показывают на пепле на прельщение им. И вытираются чехлами и убрусами теми. И приходят топившие мовницу, и ищут на пепле след. И когда видят на пепле след, говорят: "Приходили к нам навьи мыться"" .

Предназначавшиеся для мертвецов продукты съедали сами хозяева на Пасху, полагая, что погостившие покойники уже отведали подношений. Целью таких жертвоприношений едой было задобрить умерших пращуров, заручиться их покровительством .

Стоглавый Собор (1551 г.) осудил тех, которые утром Великого четверга приглашали - "кликали" умерших предков: "А в Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласы [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом. И о том ответ. Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении" .

Обычай оставлять в бане ведро воды и веник для "родителей" или для "хозяина" (банника) просуществовал в России до конца XIX в. В качестве примера пережитков языческих представлений об умерших можно также привести существовавшее среди украинских крестьян верование, что в Великий четверг "мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию... По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма... Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище" .

Как писал И. П. Калинский, в народных поверьях и обычаях, приуроченных к Великому четвергу, "весьма явно пробивается древнеязыческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека, особенно ввиду наступающей весны, которая считается временем возбуждения и оживления всех сил природы.

Не напрасно поэтому Стоглав сильно восстает против этих обрядов и называет их "прелестью и хулою еретичества"" .

В наши дни протоиерей Максим Козлов, говоря о суевериях, "которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны", отмечает, в частности, и представление о том, что "Великий или Чистый четверг — это день, когда нужно все мыть", производить уборку дома и т.д. "Ни в этот, ни в последующие дни концентрации на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает", - говорит о. Максим . "Самое важное в Страстной седмице - это Христос, - напоминает митрополит Иларион (Алфеев). - Вообще, Христос - самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают" ...

Учитывая сказанное выше, становится также понятно, почему епископ Новосибирский Сергий (Соколов) на вопрос, будет ли он брать себе домой "четверговый огонь", ответил: "Я не огнепоклонник" .

Примечания:

Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

Http://www.bogoslov.ru/text/398799.html

Валентина Зандер. Христос - Новая Пасха. Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи.

Http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/strastnaya_sedmitsa/zander_obyasnenie_sluzhb-all.shtml

См.: Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

Http://www.bogoslov.ru/text/398799.html; он же.

Общая композиция служб Страстной седмицы. http://www.bogoslov.ru/text/397608.html;

Великая Пятница. http://www.pravenc.ru/text/150067.html;

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682; Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm;

О богослужении Страстной седмицы. Настольная книга священнослужителя.

Http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_23-all.shtml#33d.

У русских православных авторов XIX-XX вв. встречаются попытки дать символическое толкование традиции возжигания свечей при чтении страстных Евангелий. Так, протоиерей Г. С. Дебольский писал: "Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (Ин. 13, 31-32), то есть "вместе с крестом", говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были, сколько тяжки, столько же и славны для Господа..." (Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста. http://www.pravoslavie.ru/put/1701.htm). Чтение страстных Евангелий слушают с возженными свечами, согласно С. В. Булгакову, "в знак пламенной любви к страдавшему Господу и подобно Евангельским девам, исшедшим в сретение Жениха своего с твердою верою, что Он не оставит их сирыми (сиротами), а "изыдет из гроба к свещеносным"" (С.В. Булгаков. Настольная книга для священнослужителей. Триодь Постная. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/triodion_bulgakov.htm). Наиболее известным является толкование протоиерея Серафима Слободского: "Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю" (Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682).

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).

Http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75. О "четверговой" соли подробнее см.: Что такое "четверговая соль"? http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Bogoslovie_10/01127_Chto_takoe_chetvergovaya_sol.htm

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm;

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 76

Иначе называлась "четвережной", "страстяной" свечой, "огнем евангельским"

В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 116

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

Татьяна Золотова. Сгинь, нечистая сила!.. Как защищались от "злых сил" сибирские старожилы // Родина. 2003. № 2, с. 76

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996, с. 115

См.: Ольга Богданова. Сияние греческой Пасхи. http://www.taday.ru/text/367302.html

См.: "Сретенские" свечи и чин их освящения. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/01128_Sretenskie_svechi.htm

Цит. по: Протоиерей Александр Новопашин, Валерий Мельников. Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян. http://azbyka.ru/vopros/svyatye_otcy_otvety_09-all.shtml.

См. также Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. О чародеях.

Http://www.agioskanon.ru/sintagma/012.htm#m1.

См.: Рыбаков Б.А. Дом в системе языческого мировоззрения.

Http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas3/00.aspx

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208

В. [В.] И[ванов], В. [Н.] Т[опоров]. Навь // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1997. Т. 2, с. 195

Елена Грузнова. Место, где все равны. Социокультурный феномен русской бани // Родина. № 9. 1995. С. 102

Стоглав. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

А. Балов. Колокольный звон в народных верованиях // Живописная Россия, 1903. № 142. С. 446. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 262. См. также: Демонология. http://rus.ridna-ukraina.com.ua/demon

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

В Москве состоялась пресс-конференция на тему "Как правильно подготовиться и провести Пасху". http://www.patriarchia.ru/db/text/1126687.html

Епископ Иларион (Алфеев): Христос учит нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение. http://www.pravmir.ru/article_2857.html

Прот. Николай Афанасьев о происхождении диаконского служения.

Http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=843&sid=929cb7ff255babb21ca2d26fe6dcfca2&start=30

По русскому обычаю в этот день нужно переделать много дел. И при этом, согласно православным канонам, надо не забыть о душе и покаянии, ведь Великий (Страстной) четверг посвящен Тайной вечере, во время которой Христос провел обряд, который мы называем Святое Причастие.

И сегодня сайт расскажет, чем принято заниматься в Чистый четверг и как провести этот день с пользой для души, тела и дела.

Омовение и стрижка

В Чистый четверг принято вставать очень рано, до рассвета, и первым делом заниматься очищением тела – принимать ванну или душ. Делается это в память о том, как Христос на Тайной вечере омыл ноги своим ученикам. Кроме того, считается, что вода в этот день очищает не только от грязи, но и от грехов, и от дурных намерений, и от вероятных болезней. Поэтому во время купания мысли должны быть светлыми, тогда омовение благодатно скажется и на здоровье, и на психологическом настрое, и на духовном развитии личности.

Многие в Страстной четверг не только моются, но и подстригаются. Есть поверье, что вместе с отстриженными прядями уходят недуги, сглазы и зло. В старину именно в этот день матери впервые стригли малышей, чтобы к ним не пристала порча , и чтобы волосы были мягкими и здоровыми.

Исповедь и причащение

В Великий (Чистый, Страстной) четверг верующие после омовения отправляются в храм, где отстаивают утреню, исповедуются и причащаются. Это нужно для того, чтобы избавиться от груза грехов и очиститься, а также вспомнить о том, как Христос на Тайной вечере преломил хлеб и нарек его телом своим, а вино – кровью своей. Священнослужители в память об этом дают прихожанам на причастии просфоры и по глотку кагора.

Кстати, по некоторым данным, в Чистый четверг к исповеди и к причастию приходят даже те, кто обычно избегает этих традиционных обрядов. Дело в том, что, проведенные именно в этот день, они обладают огромной очистительной силой, и можно отмолить серьезный (но не смертный) грех.

В текстах, которые на утрене читают священники, содержится упоминание не только о начале обычая Евхаристии (Святого причастия), но и о предательстве Иуды, который, уже замыслив злодеяние, тем не менее, взял предложенный Иисусом хлеб . Говорится там и о том, что даже закоренелый преступник рано или поздно обращается к Богу с мольбой о прощении.

Эти священные тропари и повествования о Тайной вечере призваны пробудить в прихожанах смирение и любовь к Богу, а также показать, что Христос милостив и милосерден.

Как правило, верующие в Страстной четверг после утрени, исповеди и причащения возвращаются домой, где приступают к приготовлениям к Пасхе. Однако некоторые остаются и на литургию.

Стирка и уборка

Чистый четверг: традиции и обычаи

В Страстной четверг даже в долг не дают, и кухонной утварью не делятся ни с соседями, ни с родственниками, которые живут в другом месте. Раньше хозяйки предпочитали заранее запасаться всем тем, что им может понадобиться, так как знали, что в этот день у окружающих ничего не допросишься. Правда, следование этой традиции как-то не вяжется с милосердием, о котором говорится в церковных текстах.

Затевается в Чистый четверг и большая стирка – хозяйки снимают весь текстиль (занавески, покрывала, постельное белье) и тщательно отстирывают его. Принято мыть половики и перины, выбивать ковры и дорожки. Раньше все это развешивали во дворе, и в ночь на Страстную пятницу вся семья спала на соломе. Это была не только бытовая необходимость, но и религиозная аскеза, ведь, согласно Евангелию, в последнюю пятницу перед Пасхой Христос принял смерть на кресте, поэтому после пятничной полуночи любые излишества неприемлемы.

Куличи, творожная пасха и пасхальные яйца

Чистый четверг: традиции и обычаи

Именно в Великий четверг обычай предписывает печь куличи , готовить из творога пасху и красить пасхальные яйца. Это делается с молитвой, с положенным смирением и со светлыми мыслями. Нельзя начинать приготовление куличей в дурном расположении духа, иначе тесто не поднимется, да и яйца потрескаются, если поставить их варить, злясь на кого-то или с кем-то ругаясь.

Раньше было принято печь много куличей, чтобы угостить ими не только родственников, но и соседей, друзей, простых прохожих. В богатых домах куличи и пасхальные яйца жертвовали храму, сиротским приютам, богадельням, угощали ими и всю прислугу в доме, и работников.

В наше время многие тоже пекут по 15-20 куличей, чтобы и разговеться всей семьей, и оставить праздничную выпечку в церкви, а также чтобы просто обменяться угощениями с теми, с кем они будут справлять Пасху.

Четверговая соль

Кроме того, в Чистый четверг готовят четверговую («черную») соль. Есть несколько способов приготовления:

  • В чугунной посуде крупную соль смешивают с квасной гущей или с мякишем черного хлеба (тогда соль надо предварительно намочить), ставят в печь и ждут, пока смесь не превратится в один очень твердый комок и не почернеет. После этого откалывают по кусочку и толкут в ступке.
  • Это самый подходящий для городских хозяек способ: крупную каменную соль просто перекаливают на сковороде до темного цвета, постоянно помешивая. Кстати, есть поверье, что если соль начинает очень сильно трещать и «стрелять», значит, на человеке, который ее «жарит», или на его доме лежит