Падшие духи. Духовные заболевания

Говорит ли что-то о происхождении бесов и демонов? Являются ли они духами умерших людей или же это духи падших ангелов? Кто такие бесы? Александр Кемпбелл 10 марта 1841 года выступал с лекцией, в которой он склонялся к версии того, что это духи умерших людей. К тому же, 1 Тимофею 4:1 говорит, что позднее некоторые отойдут от веры и уверуют в учения, исходящие от бесов или демонов. Действительно ли можем стать свидетелями проявления демонических сил в наши дни?

Из-за того, что Библия не дает какой-то конкретной информации о демонах, разговоры о них не утихают даже в среде консервативных ученых. Библия не говорит не только об их происхождении, но также и о том, как они действуют. Единственное, что можно сказать из отрывка, который вы привели, так это то, что они существуют и атакуют всех людей в наши дни, как верующих, так и нет.

Дух ясно говорит, что позднее некоторые отойдут от веры. Они будут внимать лживым духам и поверят в учения, исходящие от бесов, (1-е Тимофею 4:1)

Я скажу вам свое мнение. Я верю, что демоны это существа наподобии ангелов, с той лишь разницей, что они восстали против Бога и потеряли свое место рядом с Ним. Я считаю так из-за того, что сам сатана таковым является. Ясно, что сатана существовал раньше Адама и Евы, как становится ясно из Бытие 3 главы. Все, что Бог создал было хорошо, об этом говорит Бытие 1:31. Следовательно, можно сделать вывод о том, что сам сатана является творением хорошим, но с некой формой свободы воли. Далее я делаю вывод, что он восстал против Бога, за что поплотился своим местом на небесах, после чего был сброшен на землю, чтобы атаковать самое важное Божье творение - человека. Смотрите Откровение 12:1-9.

Мне сложно подобным образом объяснить природу демонов, так как нет в Библии отрывков из которых мы могли бы сделать выводы об их происхождении и последующем затем восстании против Бога и разворота ко злу. В любом случае я не верю, что они изначально были злыми созданиями, так что, скорее всего, они позже отвернулись от Бога и обратились ко злу. Могут ли они быть духами умерших, как в это верил Александр Кемпбелл? Я не могу опровергнуть его веру, но я думаю иначе. Я думаю, что умершие люди в меньшей степени являются «духами», они не совсем духи. Я верю, что когда мы умираем, мы обретаем некое тело, отличное от физического тела, так что мы не можем быть «духами». В любом случае я верю, что это не какой-то важный вопрос доктрины, в котором мы точно должны разобраться. Что важно понимать, так это то, что эти духовные силы зла существуют и они борятся против Божьих людей, против нас с вами (Послание Ефесянам 6:10-12). Также нам важно понимать, что Бог контролирует эти силы и не позволяет им овладеть нами, если мы доверяем Ему.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)

    Битва архангела Михаила с сатаной. Якопо Тинторетто

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Сегодня на Литургии читался отрывок из Евангелия, в котором Господь изгоняет беса немоты из больного человека. Увидев это чудо, иудеи начинают обличать Христа в том, что он изгоняет бесов силой бесовского князя. В этом Евангельском фрагменте Господь объясняет нам всю пагубность положения человека, оказавшегося во власти падших духов, и указывает настоящую силу, которая способна избавить человека от подобного рабства. Послушаем же внимательно, чтобы знать, как уберечься от этой напасти.

    Однажды Господь изгнал беса из немого. Когда бес вышел, немой стал говорить. Некоторые иудеи, ставшие свидетелями чуда, сочли Христа колдуном, который действует силой бесовского князя.

    Почему иудеи считают, что можно кого-то исцелять силой бесовского князя? Уже само возникновение этого вопроса говорит о том, что такие исцеления встречались. Встречаются они и сегодня, в противном случае люди не обращались бы так часто к колдунам и экстрасенсам. Но какова действительная духовная природа подобных явлений?

    Когда в человеке пребывает не Царство Божие, а царство бесовское? Когда он дал власть бесам над собой своими грехами и страстями

    Церковь давно боролась с колдунами и целителями. Еще в ветхозаветной книге Левит говорится: Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них (Лев. 20:27) Сегодня Церковь не призывает их убивать, но настоятельно не рекомендует обращаться к таким людям за помощью. Гадание и обращение к темным силам – тяжелый грех. Если цена достижения здоровья – вхождение с противоборствующими Богу силами, то лучше болеть.

    Господь объяснил иудеям, что бесовской силой бесы из человека не изгоняются: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет (Лк. 11:17).

    Когда в человеке пребывает не Царство Божие, а царство бесовское? Когда он дал власть бесам над собой своими грехами и страстями. Как же бесы будут сами лишать себя царства и разрушать свой дом?

    И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями (Лк. 11:19).

    И каким тогда образом апостолы именем Христа изгоняют бесов, если допустить, что Сам Он пользуется бесовской силой?

    Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Лк. 11:20).

    Истинная сила, которой Христос изгоняет бесов – «перст Божий», Святой Дух.

    Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него (Лк. 11:21).

    Вера, покаяние и добрые дела – вот что удерживает нас от власти бесов

    Святитель Феофан Затворник поясняет: «Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире» .

    Святитель Феофан также говорит, что нужно делать, чтобы бесы не владели человеком: «Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру» .

    Вера, покаяние и добрые дела – вот что удерживает нас от власти бесов.

    Заканчивается Евангельское зачало словами Христа, подводящими итог рассуждению о борьбе с бесами: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23). В этих словах Христос призывает собирать вместе с Ним, а не расточать, как это делают его враги.

    О каком собирании идет речь? И что мы можем расточить? Вот как поясняет эти слова свт. Лука (Войно-Ясенецкий): «Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом - тот против Него. Страшные слова: «Быть против Христа - быть врагом Его». А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых?

    Мы призваны собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью

    Есть только два пути: один направо, другой - налево. Направо путь указанный Господом, путь налево - путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, - следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево - идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним.

    Мы призваны собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость - основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом»

    О природе падших духов

    «Падшие ангелы» (бесы, или демоны) несут в себе все свойства, присущие ангельскому естеству.

    Святитель Димитрий Ростовский указывает, что сначала «Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек». Ангелы сотворены безсмертными, разумными, безплотными, способными к песнопению - о чем говорит св. Афанасий Великий.

    Пока диавол был Ангелом Божиим, он обитал на Небе, то есть в духовном мире, с другими Ангелами. Но вот, как говорит пророк Иезекеиль (28, 17), от красоты своей возгордилось сердце его и от тщеславия своего он погубил мудрость свою . Будучи создан благим, бывший Ангел по собственному произволению сделался «сатаною» (противником Божиим) и «диаволом» (клеветником на благость Божию). Клеветой на Бога и, поначалу, безнаказанностью своего гордого сопротивления Богу он соблазнил многих других Ангелов и увлек их за собою. Господь решил остановить распространение зла через оставшихся Ему верными Ангелов. Архангел Михаил победил клеветника призывом ко всем Ангельским Силам Небесным - помнить факт их создания: «Кто из Ангелов может создать их, Ангелов, как Бог их создал?»

    Зараженные гордыней ангелы-бесы не стерпели правды этих слов. Словно мечи и копья, слова Правды Божией пронзили их существа и вынудили навсегда покинуть мир небожителей и, уже по повелению Божию, оказаться в мире поднебесном . Отныне место их пребывания - поднебесное пространство, т.е. весь видимый космос, наш земной воздух, земля и ее преисподняя - внутренность земли.

    Господь же и Его верные Ангелы пребывают в мире, недосягаемом для воздействия демонов. Потому всю свою злобу бесы обратили на человека, который является образом Божиим, и, зная, что Господь любит Свое создание, стремятся как можно больше навредить ему.

    Из жизнеописаний святых явствует, что глава падших ангелов, сатана, до пришествия антихриста пребывает во аде - в ядре земли, а на земной поверхности, и в воздухе, и в водной среде действуют бесы под управлением своих «князей», то есть падших ангелов высших иерархий, которые нисходят в ад для получения приказаний сатаны и доносят ему о своих действиях.

    Почему и как демоны творят зло

    Всем хорошо известно, что такое насущная потребность . Потребностей у нас много, но насущных среди них значительно меньше. Это то, без чего невозможно жить.

    У демонов тоже есть такая насущная потребность. Они не нуждаются ни в пище, ни в сне, ни в отдыхе. Им нужно творить зло . Демоны ни о чем не мыслят, кроме зла, ни в чем не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им. Исступленная ненависть к Богу выражается страшным и непрестанным богохульством, противодействием и непримиримой враждой. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и осуществляют через людей. Они усвоили своему бесплотному естеству пороки плотские и развили в себе несвойственные им грехи несравненно более, чем люди. Гонимые ненасытной злобой к роду человеческому (Иов. 1, 7), бесы являются источниками различных болезней и мучений людей и животных, и вообще всей природы на земле.

    В Священном Писании есть множество примеров воздействия сатаны и слуг его, бесов, на тело и душу человеческую. В 4-й главе Евангелия от Матфея мы читаем, как диавол, искушая Господа Иисуса Христа, своей силой переносит Его то на кровлю храма, то на высокую гору. В Книге Иова рассказано, как диавол ниспосылает огонь на стадо овец и пастухов, вызывает ураган, который разрушает дом, где собрались дети Иова, и они погибают (1, 9). В Книге Товита демон по имени Асмодей убивает семерых мужей…

    Но, пожалуй, самое страшное воздействие демонов на человека, которое описано в Священном Писании, - это вхождение их в его внутренность. Демон, войдя в человека, не смешивается с человеческой душой, но, пребывая в теле и в душе, насильственно владеет ими. Это и есть беснование, или одержимость. В Евангелии от Луки (8, 30) мы читаем, что бесы могут во множестве помещаться в одном человеке. Господь наш Иисус Христос на протяжении всей евангельской истории постоянно совершает изгнание бесов из людей (Мф. 8, 28-34; 9, 32-33; Мк. 1, 23-26; 9, 17-29; Лк.11, 14 и др.).

    Но каким же образом бес вселяется в человека?

    Как бес вселяется в человека

    Как учат святые отцы, бес, перед тем как вселиться в человека, подготавливает «почву». Главным способом их воздействия является внушение человеку своих мыслей под видом его собственных . Делают они это очень осторожно, прилагая свои мысли к мыслям человека, чтобы не было заметно, как внушаемые ими помыслы вплетаются в человеческое сознание. Они постепенно приучают людей думать и желать всего только греховного, делая их подобными себе. Подчиняя разум и волю человека, бесы стремятся к овладению и его телом. Это становится возможным, когда благодать Божия не для погибели, а для наказания отходит от неисправимого грешника. Теперь бесы могут войти в его тело и управлять им. И нет такого преступления и злодеяния, которое не мог бы совершить бесноватый (по-современному, «зомбированный») человек, если бы не Божий Промысл, ставящий внешние пределы бесовской силе.

    В особых случаях для вразумления и исправления Бог попускает бесам вселяться и в верующего, церковного человека…

    …Есть люди, в которых присутствие бесов бывает открытым . Это самые страшные и тяжелые случаи: когда в человеке действует чужая злая воля , используя человеческое тело и вынуждая его кричать не своим голосом, биться об пол и кидаться на людей, совершать всевозможные безобразные действия - все то, что мы называем беснованием . Таким людям обычно не помогает уже ни молитва близких, ни водосвятные молебны - им нужна специальная церковная помощь.

    И конечно же, никакая психиатрия, никакая «белая магия», никакие экстрасенсы или «нетрадиционные», «народные» целители тем более не смогут помочь этим несчастным.

    Психиатры к бесноватым относятся как к людям с обычными повреждениями психики - «лечат» их таблетками и уколами…

    Один духовный писатель сообщает интересный факт из отечественной истории. «Современная безбожная психиатрия, - пишет он, - не умеет отличить нервнобольного от одержимого. В дореволюционной России были известны способы, позволяющие безошибочно это делать. Один из них: перед подозреваемым в бесноватости ставят десять стаканов. Девять из них со святой водой, один с простой. Одержимый, сколько бы попыток ни предпринимал, всегда выберет стакан с простой водой».

    Таким людям могут помочь только священнослужители Православной Церкви, опытные в духовной жизни и имеющие специальное благословение священноначалия. Они применяют к бесноватым людям церковную практику так называемой «отчитки», которая включает в себя особые молитвословия и священнодействия.

    Впрочем, о явно бесноватых людях надо сказать следующее: они находятся под особым промыслом Божиим, ибо бесноватый человек всегда знает о своем гибельном состоянии и всегда желает избавиться от живущего в нем зла. Только сам, своей волей, он уже не в состоянии это совершить. Как это ни парадоксально звучит, но у бесноватого есть преимущество перед закоренелым грешником: пьяницей, блудником, любостяжателем. Бесноватый хочет избавиться от зла, а грешник далеко не всегда хочет прекращать грешить. Правда, с другой стороны, у грешного человека остается свобода выбора, свобода воли, между тем как волей одержимого владеет бес.

    «Легкая» одержимость и постоянные несчастья

    Как физические болезни могут иметь разные формы и стадии, так и духовное заболевание, о котором мы говорим, - одержимость, или беснование, - имеет свои разные степени. Каждый согласится: одно дело, когда человек не может долго находиться в храме (его так и тянет уйти), и совсем другое - когда он лает и в ужасе корчится под крестным знамением. Конечно, первый случай - это «всего лишь» начальная степень одержимости. О ней мы теперь и поговорим.

    Опыт свидетельствует, что такая начальная одержимость в последние годы становится все более массовым явлением.

    Люди нецерковные постоянно утверждают, что они «никому не желают зла», и потому удивляются: за что Бог их наказывает, почему не клеится жизнь. Свои грехи, которые им удалось скрыть от людей, они не считают злом и поэтому даже не помнят о них. Например, грех убийства зачатого младенца во чреве - аборт - в эпоху безбожной власти был объявлен не грехом, не преступлением, а «физиологическим вмешательством». И вот, до сих пор приходят в храм пожилые женщины, детоубийцы, сделавшие соучастниками преступления и своих мужей, и других близких, - и искренне недоумевают: откуда у них депрессия, почему в церкви начинается такая тоска, появляются какие-то непонятные слезы, становится душно, как перед обмороком?..

    Страсти и пороки, которые стали настолько привычными, что их уже невозможно отделить от личности человека (курение, сквернословие, «бытовая» ложь, саможаление, блудные помыслы, увлечение телевизором, непрерывное осуждение своих знакомых…), создают благоприятную почву для эпизодического или постепенно переходящего в постоянное воздействия на него бесов.

    Стоит такому человеку прийти в храм, где правят службу с благоговением, как он тут же начинает плохо себя чувствовать . Ему и душно (от кадильного фимиама), и жарко, и темно, не хватает света, воздуха. А если еще и прихожане усердно молятся, то во время Херувимской или Евхаристического канона, а то и во время проповеди, призывающей к покаянию, у таких людей ни с того ни с сего начинается приступ кашля, икоты, зевоты, они издают неестественные выкрики и даже падают в обморок: с каким-то страшным (так что все вздрагивают) грохотом валятся на пол…

    Раз, другой, третий - и несчастный (или несчастная) начинает догадываться, что с ним происходит нечто необыкновенное. Происходит не оттого, что в храме на самом деле душно и темно, а от близости Святыни: икон, мощей Божиих угодников, а главное - Тела и Крови Христовых. Он делает ужасное открытие: «Значит, мне плохо там, где Святыня, где Бог… Какой же тогда я сам? Что со мной произошло и происходит?»

    Случаи постоянных неудач, несчастий и болезней, которые произошли в результате «навета вражия», то есть по злому действию чародея (экстрасенса, гипнотизера, колдуна), имеют причиной то же самое состояние человека, что и случаи с «легко» одержимыми. Это безблагодатная, нецерковная жизнь, нераскаянные грехи (порой страшные, но не осознаваемые), злоба на врагов, с ожесточением, когда в душе - абсолютная невозможность простить, и опять же - греховные страсти и пороки.

    Хорошо, если среди знакомых такого несчастного человека найдется хоть один, кто посоветует ему обратиться к православному священнику! …

    Протоиерей Георгий Вахромеев,

    настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва

    ________________

    , .
    Страсти, их сущность и пути преодоления: , .
    Болезни и их происхождение. Пути преодоления: , .
    Связь грехов, страстей и болезней: , .
    Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: , .
    Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": , .
    Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: , .
    О спасении в миру: ; .
    Масонство и глобализм: , .

    Текст лекции

    Почему эта тема так важна? - Потому что мы все в той или иной степени подвергаемся воздействию со стороны мира падших духов. Мы с вами говорили в предыдущей лекции о том. что каждому человеку дан Ангел-Хранитель от Бога, который получает большую силу помогать человеку после его крещения. Так же и злокозненный дьявол пытается приставить к человеку, с момента его рождения некоего беса-искусителя, задачей которого является соблазнение человека, порабощение его своему влиянию, если этого возможно, то вселение в него, завладение его душой и погибель этого человека.


    Почему это происходит и кто же такой изначальник всякого зла? «На небе совершилось несчаст¬ное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господствий, начал и властей (Еф.6:12) » . Святитель Кирилл Иерусалимский: «… Первый виновник греха и отец зла (Ин. 8, 44) есть диавол. Это сказал Господь, а не я. Яко диавол исперва согрешает (1 Ин. 3, 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался Диаволом («диавол» в переводе с древнегреческого означает «клеветник»), от действий получив это наименование. Ибо, будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника. Это не мое учение, но духоносного Пророка Иезекииля. Он, оплакивая его, так говорит: Ты печать уподобления и венец доброты, в раю Божием был ecи (Иез. 28, 12-13). — И несколько после: Был ecи ты непорочен во днех твоих, от коегоже дне создан ecи, дондеже обретошася неправды в те6е (Иез. 28, 15); весьма хорошо сказано: обретошася в тебе, поскольку не отвне привзошло в тебя зло, но сам ты родил его. После он сказал и причину сему: Вознесеся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих; и за грехи твои уязвлен ты, и на землю повергох тя (Иез. 28, 17). Согласно с этим говорит Господь в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). Видишь сходство Ветхого Завета с Новым. Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, которые повинуются ему. От него прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния ...» . Пророк Исайя о падшем херувиме говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней » Ис.14:12-15.
    Итак, мы видим из данных свидетельств пророков, что сатана желает :
    1) быть подобным Всевышнему ;
    2) преданности и поклонения себе ;
    3) чтобы ему служили люди, которые призваны служить Богу ;
    4) чтобы люди поверили, что он добр, а Бог зол .

    Хотя злые духи и невидимы нашими телесными очами, но, как говорил св. Антоний Великий: «Злые духи видимы бывают только в наших грехах. Они — существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога и получившие различные имена сообразно беззаконным свойствам и делам их. Имена сии следующие: сатана, диавол, веельзевул, князь власти воздушной и прочие, подобные сим » .

    «В Библии мы находим следующие наименования падших духов: диавол (Иов. 1, 6-9; 12, 1-7; Пс. 106, 6; Зах. З, 1-2; Прем. 2, 24; 1 Цар. 21, 1; 1 Мак. 1, 36; Мф. 4, 1, 5, 8,11; 13, 19. 39; 25, 41; Лк. 4, 2-3, 5-6, 13; 3, 12, 22, 31; Иов. б, 70; 8, 44; Деян. 10, 38; 19,13,15; 1 Пет. 5, 8; 1 Ин. 3, 8, 10; 2 Кор. 12, 7; 1 Сол. 2, 18; 1 Тим. 3, 6-7; Алок. 12, 9, 12; 2, 10 и др.). Слово «диавол» с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». «Сатана» в переводе с еврейского («сатан») — «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или ду¬хами злобы (Лк. 8, 2; Еф. 6, 12; Деян. 19, 13, 15), нечистыми (Мф. 12, 43-45; 10, 1), бесами (Мф. 12, 24-28; Мк. 16, 17; Иак. 2, 19), духами бесовскими (Алок. 16, 13-14), падшими ангелами (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6 и др.).
    Но преимущественно имя диавола присваивается в Писании одному, главному из злых духов и их начальнику — Люциферу (Мф. 9, 34; 25,41; Ин. 8,44; 1 Ин. 3, 8; Алок. 12,9; 20. 2), который иногда называется и другими именами, например, диаволом и сатаною (Алок. 12, 7-12), искусителем (Мф. 4, 3) и обольстителем (Алок. 12, 9), веельзевулом (Лк. 11, 15), Велиаром (2 Кор. 6, 15), Асмодеем (Тов. 3, 8), отцом лжи (Мк. 8,44), аввадоном (Иов. 28, 22), господином смерти (Евр. 2, 14), князем мира сего (Ин. 12, 31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2, 1-2), князем бесовским (Мф. 9, 34; 12, 24,), злодеем (1 Ин. 2,13). Называются иногдадетьми диавола и сатаною и люди по злым качествам души их (Ин. 6, 70; 8, 44; Ин. 2, 10; 3 Дар. 11, 14, 23, 25).
    Другое наименование — слово «демон». Демон (Тов. 6, 8,15,18; 8, 3; Втор. 32,17) — это злой дух, диавол. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (имеет смысл «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать»)
    » . В этом выражена вся его суть. Он может только опустошать, уничтожать и разрушать, но он абсолютно не способен к созиданию, ибо созидание и творчество - свойства Бога. А свойства зла - это всегда разрушение и уничтожение.
    «Употребляется слово «велиал» (Пс. 40, 9), означающее «негодный», «нечестивый», «злой». Велиар (2 Кор. 6,15) — слово это с еврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой» (Втор. 12,13; Суд. 19, 22; 20, 13; 1 Цар. 1, 16; 2, 12; 10, 27; 25, 17; 30, 22; 2 Цар. 20,1; 17,7; 3 Цар. 21,10). Одновременно — «виновник нечестия, всякого зла и бедствия» (Пс. 17, 5; 40, 9). Подобным образом в Новом Завете у апостола Павла название это присваивается диаволу, виновнику идолослужения и всех злодеяний (2 Кор. 6, 15) и темных культов.
    В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия.
    Слово «веельзевул» встречается в Новом Завете (Мф. 10, 25; 12, 24, 27; Мк. 3,22;Лк. 11, 15, 18, 19), и под ним нужно понимать начальника злых духов, или главного из них, которого иудеи называли князем бесовским и которого Сам Господь называет сатаною (Мк. 3, 21-26). Впрочем, дословный перевод этого имени означает «повелитель мух» <…>
    После ниспадения злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 6,12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание обращено исключительно на близкую им землю, с тем чтобы здесь между людьми сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность демонов, которые ни о чем не мыслят, кроме зла, ни в чем не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им
    » .
    Их природа есть зло. Вот это, дорогие мои, мы должны помнить. Они могут обманывать, обещать человеку, создавать иллюзию добра, но в конце концов, они всегда уничтожают тех людей, которые подчиняются им и связываются с ними.
    Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло » . Один и тот же человек способен и на добрый поступок, а через некоторое время на злой. Он может и помочь голодному, и избить, накричать на ближнего. Но в человеке, пока он жив, всегда есть возможность покаяния, т.е. метанойи - изменения ума, и приложения к добру. Пока человек жив. В дьяволе, в нечистых духах этого нет. Там есть только одно зло. И не потому что Бог не хочет принять его обратно в Царствие Небесное, а потому что дьявол не способен покаяться. Он настолько углубился во зло, он настолько с ним сросся, что ему невозможно покаяться. Он не хочет этого, и никогда не захочет этого. Вот это очень важный момент. Если бы он покаялся, Бог простил бы и его, и мог бы вернуть ему его прежнее достоинство. Но нет. Зло стало его второй натурой, которое усилилось после соблазна первого человека Адама и вовлечения его в грех. С это поры его пребывание во зле стало необратимым.
    «Главнейший грех их - исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду <…> Существенная страсть их - гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии7). Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками. Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждою погубления их » .
    Демонические сущности имеют своего рода специализации. Они любят все виды греха и все виды страстей. Но каждому из них какоё-то определённый вид греха нравится больше, и он стараются пребывать в нём. Ещё один важный момент - не имея тела, они не могут полностью ощутить сладость греха. Чтобы полностью погрузиться в грех, им нужно тело. И такими телами становятся люди. Люди, которые предаются греху становятся людьми бесоодержимыми, они становятся вместилищами падших духов. «В частности, блаженный Августин указывает на бесов, называемых инкубами и суккубами, которые, принимая соответственно образ мужчины или женщины » . Они стараются во сне войти в некоторые отношения с человеком, вызвать его похоть, вызвать его страсть, и если человек им предаётся, они во всё большей степени им овладевая, могут вовлечь человека в такие неестественные пороки как гомосексуализм, скотоложество и т.д. Нечистые духи используют человеческое тело для своего услаждения. И между собой они таких людей называют «скорлупой» или «такси» - т.е. тем на чём они ездят, в чём они живут. И все пороки, которые мы знаем, всячески развиваются падшими духами в людях. Люди, которые идут у них на поводу становятся бесообладаемыми, бесоодержимыми, а зачастую и просто бесноватыми. Количество таких бесноватых людей в наше время, к сожалению, становится всё больше и больше.
    Как указывает преподобный Нил Мироточивый: «бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но еще и гордятся своими богомерзкими делами ...» . Богу они ничего не могут сделать. Ну что может сделать горшок горшечнику? Зато всю свою ненависть к Богу они выражают в своих нападках на образ Божий. На человека. Они хотят отнять у Бога людей, покорить себе, и образ Божий, превратить в некую образину, подобие себе. Потому и сказано, что нечистый дух не отступает от человека до тех пор, пока или не уподобят себе, или не доведут до самоубийства. В обоих случаях человек начинает принадлежать им. «В реальной жизни сатана делает все, чтобы отвлечь человека от горнего мира, погрузить его в море чувственных страстей. Воздействуя на чувственную сферу человека, он побуждает его к страсти к спиртному, табакокурению, наркомании, блуду, сребролюбию и т. п. » . Дьявол «подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ибо, исповедуя ложную веру, прельщенный, по сути дела, воздает поклонение диаволу » . Сейчас очень много различного рода сект. И сект не только сатанинских (а сейчас очень много и прямых сатанинских сект, и в Петербурге существует около сотни таких сект, в которых напрямую воздаётся поклонение…), а просто сект, где исповедуются ложные представление о Боге. Например, секта Виссариона, в которой Виссариона почитают за воплощение Христа и воздают ему божеские почести. Тысячи людей, которые вовлекаются в эти секты, по сути дела, служат дьяволу. Служа вымышленному богу, они служат непосредственно падшему духу, который это учение воздвигает и уводит человека от спасения.
    «Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую — явление беса в виде покойного.
    Явление диавола и его действия были известны среди всех народов мира
    » . Всегда во всём мире, какой бы народ ни находили, там есть знание о том. что существует Высшая сила - Бог, там обязательно существует знание о том, что есть некая злая сила, которая стремится погубить человека. «Не случайно слово «диавол» встречается во всех мировых языках. Так, на арабском — это «шайтан», египетском — «сет», японском — «о-яма», персидском — «дев», английском — «сейтн», сирийском — «бехерит», валлийском — «пувкка» и т. д. » .

    «Святой Макарий Великий говорит, что ангелы имеют образ и вид, так как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души есть образ и вид внешнего человека в его теле (Беседа 7). Тот же угодник Божий научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела. Они тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждой для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела (Беседа 4, гл. 9. Слово 5, гл. 6. » . «В собственном смысле — невещественен Один, необъемлемый пространством — Бог. Духи сотворенные бесплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает не определенным для нас по невозможности определить его » . «Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы — словом, полное подобие видимого человека в его теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов <…> Отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми » . Конечно, вот это зло отразилось на внешнем виде падших ангелов. Если кто-то видел своего Ангела-Хранителя, то убедился в том, что его вид соответствует изображениям на иконах ангелов, где мы видим прекрасных юношей, с прекрасными светлыми ликами, исполненные счастья и добра. А мир демонический выражается в виде злобных, искажённых, уродливых, страшных лиц. Причём, как свидетельствуют Святые Отцы, бесы, в зависимости от своей специализации (а мы говорили, что у них есть свои специализации: одни больше любят блуд, другие - гордость, третьи - тщеславие), они и приобретают вид, характерный их страсти. Бес чревоугодия похож на уродливого, распухшего бегемота, блудный бес имеет свой специфический отвратный вид и т.д. и т.п. Надо сказать, что и те люди, которые служат нечистому духу, они также несут на своём лице отражение этого зла. Мы знаем, как изображают Бабу Ягу - скорченная, старая, беззубая, злобное выражение лица… Колдуньи, у которых длительные занятия колдовством отражаются на лице, несущем печать зла. Был фильм про экстрасенса Джуну, которая является потомственной колдуньей во многих поколениях. Помимо того, что вся её судьба несчастна, её лицо несёт на себе отпечаток тьмы. А в старости это особенно видно и запечатляется. Говорят, что лицо - это зеркало души. В особенности это проявляется в глазах. У людей добрых и светлых глаза излучают любовь и свет, а у людей злобных глаза бегающие, маслянистые, излучают энергию зла. Каждый из нас может испытать это на себе, посмотреть как демон проявляется в нас. Попробуйте сфотографировать себя в состоянии раздражения, возьмите мобильник и сфотографируйте, а потом на досуге рассмотрите снимок. И вы увидите, как из вашего симпатичного лица выглядывает образина: безумный взгляд, искажённое злобой лицо… «Это не я» - скажете вы. Не может быть, чтобы я был таким. Этот тот, к который в вас, или нашёл на вас, в этот момент и проявился.
    «По мнению св. Игнатия Брянчанинова, "духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди". В деянии Святых Апостолов указано, что Ангел Господень "восхитил Филиппа" и отнёс его в Азот [Деян. 8, 39-40]. В книге пророка Даниила мы читаем о том, что Ангел принёс пророка Авакума из дальнего места, чтобы тот накормил пророка Даниила, томящегося во рву со львами [Даниил. 14, 31-39]. Способность быстро преодолевать пространство имеют не только Ангелы, но и демоны » . Надо сказать, что нечистые духи сохранили те силы и, отчасти, способности, которыми они обладали, когда находились в ангельском состоянии, и в зависимости от того, они сохранили соответствующие силы и способности. Те, кто относились к Херувимам, как Денница, обладают очень большими возможностями по воздействию на землю и на человека. А другие обладают меньшей силой, но их возможности соотносятся с их бывшем положении в ангельской иерархии. «Имеют бесы и возможность переносить с места на место, как грубое земное вещество, так и людей » . Но не мгновенно. «В житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского, написано о путешествии, проделанном им верхом на бесе из Новгорода в Иерусалим и обратно. Причём всё путешествие совершилось во вторую половину ночи, то есть заняло около 2-3 часов. Это свидетельствует о том, что скорость передвижения падших духов, хоть и очень велика, но далеко не беспредельна » .
    «Демоны, подобно Ангелам, также имеют способность производить поразительные изменения в видимой природе. В книге Иова мы читаем о том, как под действием диавола огонь, представлявшийся человеческим взорам обрушенным с неба, пожег принадлежащие Иову стада овец вмести с пастухами. Здесь же мы узнаём о том, как в результате манипуляций нечистого духа начался ураган, который разрушил дом, где собрались дети Иова, и они погибли [Иов. 1, 9]. В книге Товита написано о демоне Асмодее, убившем семерых мужей, за которых поочерёдно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила [Тов. 3, 8]. Действие духов на вещество посредством вещества нам неизвестного, равно как и многие другие свойства ангелов, изображены в следующей повести Священного Писания. Ангел явился будущему израильскому судье Гедеону и когда тот приготовил жертвоприношение, "Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его" [Суд. 6, 21].
    Как мы видим из этого вышеприведенного, бесплотные духи, сотворённые из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной; владеют средствами, позволяющими преодолевать законы видимого мира
    » .
    «Местом пребывания падших ангелов соделалось поднебесное пространство, которое иначе называется воздухом, земной поверхностью, и бездной или адом.
    По свидетельству св. Игнатия Брянчанинова, <<…пространство между небом и землёй, вся видимая нами лазуревая бездна, воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. В книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве, поднебесной; он скитался по ней, быстро пролетал её, томимый ненасытною злобою к роду человеческому [Иов. 1, 7]. Св. апостол Павел называет падших ангелов <<духами злобы поднебесной>>[Ефес. 6, 12], а главу их - князем власти воздушной [Ефес. 2, 2]. Итак, падшие ангелы рассеяны во множестве в воздушном пространстве>>.
    Пребывание демонов на земле ясно свидетельствуется евангельскими повествованиями, в которых рассказывается об их различных действиях и злодеяниях. Они являются источниками различных болезней и недугов, могут входить в людей и животных и мучить их [Лук. 8, 33; Лук. 13, 16 и т. д.]. Демоны живут и в воде, это видно из учения Православной церкви, которая в день Богоявления Господня, в своих <<молитвах на освящение воды>> просит Бога об очищении воды то возможного присутствия там падших духов
    » .
    «В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу св. пророк Исайя: << Во ад снидеши, сказал он ему, в во основания земли>> 1>> [Ис. 14,15]. Совершилось предсказанное князю воздушной власти, силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, и, как сказано в Апокалипсисе, <<низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать>>[Апок. 20, 3]. Перед вторым пришествием Господа <<сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли>>[Апок. 20, 7]. Из жизнеописания святых также явствует, что глава падших ангелов - сатана пребывает во аде <…> Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всём совершающимся на поверхности земной. Также в аду, согласно учению Церкви, находятся души грешников, которые претерпевают от демонов лютые мучения » .
    Как могут воздействовать нечистые духи на людей? «<<Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов{12}, - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло) или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью>>. О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и св. Апостол Павел, говоря, <<что сам сатана принимает вид ангела света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их>>.
    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы
    » . Больше всего и чаще всего нечистые духи воздействуют на человека через его подсознание.