В каком месте живет шииты исмаилиты. Течения в шиизме: шииты-имамиты, зейдиты, исмаилиты, алавиты

Отсюда происходит другое название исмаилитов – семеричники . Чем же было вызвано их непризнание пяти последних имамов? Около 760 г. шестой имам Джафар Садик, считая своего старшего сына Исмаила недостойным, лишил его права наследовать имамат и передал это право своему младшему сыну. Исмаилиты, в противоположность имамитам, не признавали законности отрешения Исмаила. Даже после распространения слухов о смерти Исмаила, его приверженцы оставались верны ему, а их потомки, рассеянные по Ирану и Сирии, распространили свое учение при помощи миссионеров (даи ), которые проповедовали прежде всего иносказательное толкование Корана, утверждая, что изречения Мухаммеда не следует понимать буквально: они имеют, якобы, скрытый, аллегорический смысл.

Около ста лет деятельность секты была главным образом религиозной. Но один из миссионеров – Абдаллах – направил эту деятельность к достижению политических целей. При поддержке своих собратьев ему удалось придать исмаилитской пропаганде неслыханный размах. Даи Хамдан Кармат объединил рабочие и крестьянские элементы Месопотамии, где незадолго до того происходило восстание негритянских рабов – зинджей . Он сплотил эти сельские и городские элементы вокруг идеи «скрытого имама», отвечавшей простонародному стремлению к равенству, и создал тайное заговорщическое общество, в котором имелись степени посвящения. (Оно было весьма похоже на западное масонство . Не исключено, что происхождение последнего тесно связано с предшествующими исмаилитско-иудейскими источниками.) Из Месопотамии движение карматов перебросилось в Аравию и приняло коммунистические черты.

В то время как Хамдан Кармат проповедовал в Месопотамии, другой даи, Абу Абдаллах, возбуждал берберов Ифрикийи (Туниса), объявляя им о близком пришествии «скрытого имама». Вскоре прибыл и человек, выдававший себя за этого имама. Это был Убайдаллах , представитель персидской «семьи глазного врача» – той самой, что недавно дала мощный толчок развитию политического исмаилизма. В Ифрикийе Убайдаллах вскоре был схвачен правителями из династии Аглабидов и заточен в темницу в городе Сиджильмассе. Но на поддержку исмаилитов встало одно из местным берберских племён – кутама (кетама). Имам-махди был освобождён и вскоре основал в Тунисе исмаилитское государство, ложно выдав себя за потомка Али и дочери пророка Мухаммеда, Фатимы. Став господами Ифрикийи (909-910 гг.), Убайдаллах и его потомки (Фатимиды ) тотчас же обратили свои тщеславные устремления на восток. Они объявили себя истинными халифами всех мусульман, а династию Аббасидов – незаконной. Шестьдесят лет спустя Фатидимы подчинили исмаилитской власти и Египет.

Карматизм поставил учение о «скрытом имаме» на службу социальной революции. Фатимиды, отбросив социализм, использовали исмаилитское учение о «скрытом имаме» просто для захвата господства.

Религиозное учение исмаилизма

Если рассмотреть основу исмаилитского учения, то можно убедиться, что Фатимиды придавали законному наследованию имамата не большее значение, чем имамиты. Последние считали, что имам обязательно должен быть назначен своим предшественником и происходить от него по прямой линии. Но уже зейдиты полагали, что каждый потомок Али и Фатимы имеет право требовать себе звание имама, чтобы защищать дело шиизма. Наконец, в глазах исмаилитов имамат сводился к «полномочию, дарованному свыше новому главе из среды посвященных путем внезапного озарения его интеллекта». При таком подходе вопрос о законности Фатимидов отходит на второй план. Они использовали общее шиитское учение о «божественной искре» в имамах вплоть до того, что один из Фатимидов – Хаким – был провозглашен богом.

В учении исмаилизма большую роль сыграло постоянное возвращение к числу семь (быть может, под влиянием гностицизма). Ему всегда придавался священный характер. Исмаилизм установил пять ступеней, ведущих от человека к божеству (в их число входят и человек, и бог). Эти ступени созданы исходными принципами: Мировым разумом, Мировой душой, Первичной материей, Пространством, Временем. Последовательным воплощением Мирового разума были семь пророков: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Пророк Мухаммед и ещё один Мухаммед, сын седьмого имама Исмаила. Уже из этих теорий видно, какая пропасть отделяет правоверный ислам от исмаилизма (не говоря уже об иносказательном толковании Корана и о вере в переселение душ). В то время как правоверные считают Мухаммеда последним из пророков, дело которого будет только восстанавливать махди, когда при конце света произойдет его пришествие, исмаилиты ради нового пророка сводят на нет значение миссии Мухаммеда. По их учению, при каждом из семи пророков состоят семь имамов. Первый из них постоянно сопровождает пророка. Так, к первым пяти пророкам прикреплены имамы Сиф, Сим, Исмаил, Аарон (у Моисея, а седьмым его имамом был Иоанн Креститель, Предтеча), Симон-Петр (у Исы-Иисуса). С Мухаммедом как имам связан Али, за которым следуют первые шесть его преемников-Алидов вплоть до имама Исмаила. Сын Исмаила Мухаммед начинает седьмой пророческий цикл. Его имамами были исмаилитский миссионер Абдаллах, а затем – двое его сыновей. Четвертым имамом был первый фатимидским халиф Убейдаллах. В этой числовой символике видно сильное влияние неоплатонического учения об эманации.

Секты исмаилитов – друзы

Халифы-Фатимиды заключают седьмой цикл имамов, следующих за последним пророком. Но логически мыслившие исмаилиты не могли удовлетвориться высшим земным проявлением Мирового разума в лице фатимидского имама. Круг должен был замкнуться, и в 1017 г. часть из них решила, что фатимидский халиф Хаким должен открыться миру как воплощение самого бога. Так из общей массы исмаилизма выделились друзы (от имени основателя этой секты – Дарази, приближенного халифа Хакима и одного из его проповедников). Друзы по сей день живут в Xayране, горном районе Сирии, куда перенёс свою проповедь бежавший из Египта после таинственного исчезновения Хакима Дарази. Они ожидают возвращения Хакима точно так же, как имамиты ожидают возвращения «скрытого имама». Друзизм, как вероучение для посвященных, воздерживается от какой бы то ни было пропаганды в среде инакомыслящих. Подробности его доктрины знает лишь та часть общины, которая называется уккаль («разумные»), остальные именуются «джуххаль», т. е. «не ведающие», причем в число последних могут входить и люди, занимающие высокое общественное положение. Бог Хаким, по их мнению, един и не имеет атрибутов. Число семь в этом учении выступает в виде семи основных заповедей. Друзы в еще большей степени, чем шииты, допускают такыйю («мысленную оговорку») и верят в переселение душ.

Мечеть халифа Хакима в Каире

Секты исмаилитов – нусайриты (алавиты)

Учение о божественности Хакима столкнулось при своем проникновении в Сирию с другим, возникшим незадолго до того тайным вероучением низаритов (нусайритов – нынешние алавиты ). Неприязненные отношения между друзами и нусайритами длились несколько столетий. Если друзы обожествляют Хакима, то нусайриты и приверженцы секты более позднего происхождения – али-илахи – обожествляют Али. Али, говорят они, вечен в своей божественной природе; он наш бог в глубине своей сущности, хотя внешне он наш имам. Они веруют в троицу, состоящую из Али, Мухаммеда и Сальмана (причем Мухаммед – лишь эманация Али, а Сальман – предтеча Али). Не входя в подробности этих учений, отметим лишь наличие языческого элемента, примешивающегося к гностическим. Под троицей нусайритов угадываются языческие триады древней Сирии. Более того, Алидам придаются мифологические атрибуты: Али становится властелином грома; краски вечерней зари, которые в античной древности считали кровью убитого кабаном Адониса , теперь воспринимаются как кровь сына Али, мученика Хусейна . В обрядах нусайризма мы встречаем любопытное смешение шиитских и христианских черт (большие праздники и празднование дней святых) Гробницы их святых, окруженные деревьями, являющимися также предметом культа, венчают возвышенности страны. Нусайризм-алавизм оказывается учением, заблудившимся в тумане синкретизма и вследствие этого отвергнут правоверным исламом, хотя тот весьма терпимо относится к другим направлениям исмаилизма.

Спустя пятнадцать лет после таинственного исчезновения халифа Хакима Фатимиды в 1035 г. восстановили в Египте «обычное», не друзское вероучение исмаилитов. Оно продержалось там до свержения династии Фатимидов Саладином в середине XII века. Саладин заменил в Египте исмаилизм обычным суннизмом.

Секты исмаилитов – ассасины

Но до этого события, в правление фатимидского халифа Мустансира (1036 – 1094), даи Ирака в 1078 г. прислал в Египет одного иранского исмаилита – Хасана ибн Саббаха. Тогда произошло событие, подобное отлучению имама Исмаила (послужившему причиной возникновения исмаилизма). В ущерб правам старшего сына, Низара, халиф Мустансир назначил своим наследником младшего сына. Хасан ибн Саббах встал на сторону Низара и был изгнан из Египта. Но он продолжил свою пропаганду в Сирии (в районе Халеба), а затем в Иране, где с помощью своих сторонников в 1090 г. завладел крепостью Аламут и сделал ее своей штаб-квартирой. Вскоре он захватил другие замки в этой стране, а также построил новые и принудил своих приверженцев к слепому повиновению. Он делал это, спаивая людей смесью, содержащей индийскую коноплю (гашиш – от этого слова и произошло данное им наименование «ассасины » – от арабского «хашшашин»). Под действием гашиша обманутые галлюцинировали, им виделся рай, а Хасан пользовался этим, чтобы подстрекать их на убийства царственных особ и знатных лиц. Такой систематический террор уже и раньше практиковался в исламе – например, хариджитами .

Воспользовавшись смутами, наступившими на Ближнем Востоке вслед за появлением крестоносцев , Хасан против воли сельджукских султанов, тогдашних хозяев Западной Азии, сумел основать независимое княжество, которое методами террора держалось в течение правления восьми «магистров» (1090 – 1256).

Фатимиды добавили к учению исмаилизма один элемент – пассивное повиновение имаму. Неоисмаилизм Хасана ибн Саббаха, бывший скорее тайной политической организацией, чем вероучением, возвел это повиновение в закон. Ни изучение Корана, ни его иносказательное толкование не имели значения, если не проводились под личным руководством (талим ) имама. Это препятствовало свободе индивидуального толкования святого учения. Сплотившихся вокруг Хасана ибн Саббаха хорасанских исмаилитов стали называть батинитами и талимитами . Слово «батиниты» образовано от «ат-тавил аль-батин» – толкование скрытого смысла священного текста, доступное только посвященным. По учению батинитов, беспрекословное следование талиму – наставлениям имама – является обязательным. Этот источник для них не менее авторитетен, чем Коран. Хасан объявил себя заместителем египетского фатимидского имама, но был неограниченным властителем тел и душ своих приверженцев.

Но один из его преемников, четвертый магистр Аламута пошел дальше, нарушив, подобно халифу Хакиму, последовательность учения внезапным маневром. Тогда как его предшественники выдавали себя только за заместителей каирского имама, он неожиданно объявил себя правнуком Низара (сына Фатимида Мустансира, чьи права когда-то отстаивал Хасан ибн Саббах). Тем самым он освобождал себя от власти фатимидского халифа и сам становился первосвященником исмаилитов. В те времена магистр Аламута держал в своих руках крепости не только в Иране, но и в Сирии. Их постепенно подчинили его эмиссары, в случае надобности прибегавшие к поддержке христиан. «Старец горы», упоминаемый западными историками крестовых походов , был не кто иной, как сирийский наместник магистра аламутского. Один из таких наместников Рашид ад-дин Синан, спустя полвека повторил в Сирии иранскую авантюру Хасана ибн Саббаха. Он освободился из-под власти Аламута, применял ту же политику загадочных убийств и вынудил считаться с ним как крестоносцев, так и Саладина, который тогда сверг Фатимидов.

Масьяф - главная крепость ассасинов в Сирии

Монгольское нашествие Хулагу в 1256 г. сокрушило могущество ассасинов в Иране. Сирийских же исмаилитов вскоре после этого покорили египетские султаны-мамлюки . Их потомки еще и сейчас живут вокруг разрушенных крепостей. Небольшие группы их встречаются также в Иране, Средней Азии, Афганистан Омане и на Занзибаре. В Индии они сохранили былую мощь, если не религиозную, то по крайней мере экономическую и образуют секту хожда. Её главы с середины XIX века носят титул Ага-ханов

Философия исмаилитов

Так исмаилизм, происшедший от шиизма, оказал могучее влияние на судьбы ислама и послужил прямой или косвенной причиной возникновения целого ряда политических движений: карматов, Фатимидов, ассасинов. Кроме того, он внёс свою лепту в развитие мусульманской философии, став на одну точку зрения с мутазилизмом в отрицании божественных атрибутов и признании приоритета разума.

Бог, по философии исмаилитов, лишен атрибутов и недоступен восприятию. По своему соизволению он явился в образе Мирового разума – подлинного божества исмаилитов, основным атрибутом которого является знание. Разум в свою очередь создал Мировую душу, а она благодаря присущему ей атрибуту (жизни) породила Первичную материю, пассивно принимающую разнообразные, придаваемые ей Разумом формы. Душа непрерывно стремится к познанию, чтобы возвыситься до природы Разума. К действию этих трех начал присоединяются Пространство и Время, чьё объединенное действие направлено на Мировую материю. Таким образом, от Бога до материи существует семь начал. Эти начала (за исключением Бога) проявились в образе пророков и имамов, о семи циклах которых мы уже говорили.

Посвящение в исмаилитское вероучение имело семь степеней. Большинство исмаилитов достигало только второй, а даи (миссионеры) – шестой степени. Седьмой достигали редкие единицы.

Иносказательным было у исмаилитов и толкование рая (как состояния души, достигшей совершенного познания) и ада (как состояния невежества). Пребывание в аду представлялось временным, так как, по учению о переселении душ (танасух ), каждая душа возвращалась на землю и оставалась здесь, пока не приобретала знания под руководством имама. В тот день, когда все сотворенное проникнется Мировым разумом, зло исчезнет.

Исмаилитская система эманации встречается с очень незначительными изменениями в философской энциклопедии, составленной в X в. группой арабских ученых, известной под названием «Чистых братьев». Их концепция циклов и числовая символика повторяются в учении шиитской секты хуруфитов («толкователей букв»), основанной в XIV в. Дервиши-бекташи в Османской империи тоже приняли это вероучение, согласно которому каждый цикл начинается с появления Адама и заканчивается Страшным судом; за пророками следуют святые, возвещающие воплощения божества; первым таким воплощением являлся основатель секты. Расчеты, основанные на числовом значении букв алфавита, играют в учении бекташи не меньшую роль, чем у исмаилитов; число семь сохраняет у них особое значение.

June 5th, 2012

Памир занимает особое положение. Это самый высокогорный регион не только Таджикистана, но и всего бывшего Советского Союза. Расположенная здесь Горно-Бадахшанская автономная область охватывает почти половину всей страны, при этом ее население составляет лишь около 3% населения республики. Местные жители официально считаются таджиками, но в действительности являются группой отдельных народов, со своими собственными языками, культурой и даже религией.


В состав России Памир вошел лишь на рубеже 20го века. Как утверждается, добровольно. При этом правда, памирцы были поделены между Россией и Афганистаном. Не знаю, кому при этом повезло больше. Сейчас, спустя более века после этого разделения, налицо огромная разница во внешнем виде и образе жизни представителей некогда единого народа. Когда едешь вдоль реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном, и разглядываешь противоположный берег, возникает ощущение, что смотришь не просто на другую страну, а заглядываешь назад во времени. Настолько там все архаично. Но с другой стороны, традиционный уклад жизни делает афганских памирцев более устойчивыми к разным политическим и экономическим катаклизмам.

Для таджикского Памира советский период был эпохой значительного развития региона и улучшения жизни. Этот район был особой закрытой областью, хорошо обеспечивавшейся "из Москвы". Поэтому большинство памирцев не хотели выходить из состава СССР. С обретением Таджикистаном независимости в республике началась гражданская война, в которой памирцы поддержали оппозицию. Поставки продовольствия в регион прекратились, и над Памиром нависла угроза голода. Но катастрофы удалось избежать. Помогла заграница. Дело в том, что большинство памирцев считаются исмаилитами, одной из разновидностей мусульман-шиитов. Это течение в исламе традиционно возглавляет ага-хан, представитель рода потомков пророка Мухаммеда, получающий свой титул по наследству и являющийся высшим авторитетом для своей "паствы". В советское время все контакты памирцев со своим религиозным лидером были прерваны. После падения Советского Союза у исмаилитов, живущих в других странах, появился шанс не только наладить былые связи, но и помочь своим единоверцам. Нынешний Ага-хан IV в голодные для памирцев годы сумел организовать поставку продовольствия из киргизского Оша. По его настоянию памирцы прекратили сопротивление новому правительству Таджикистана. В дальнейшем Фонд Ага-хана много сделал для развития региона. А главное, было реорганизовано местное сельское хозяйство. Теперь Памир удовлетворяет свои потребности в продовольствии во многом за счет собственных ресурсов. Сейчас Ага-хан стал для памирцев очень уважаемой фигурой, по сути, заняв в сознании людей ту нишу, которая освободилась после ухода советской власти.

Географически Памир можно разделить на несколько частей. Запад региона состоит из череды узких речных долин, окруженных высокими каменистыми и сыпучими горами. Жизнь здесь сосредоточена внизу вдоль рек. Почти каждую долину населяет отдельная памирская народность, зачастую со своим собственным языком, непонятным другим. Такая разноголосица происходит от того, что народы, называемые памирцами, происходят не от одного корня, а пришли на Памир в разное время из разных мест. На востоке региона лежат широкие высокогорные равнины. Местность здесь полупустынная, почти лишенная растительности. Население этой части Памира составляют, в основном, киргизы. Кроме самой восточной, китайской части, где снова живут памирцы. В северной части расположена практически необитаемая зона ледников, среди которых возвышаются самые высокие горы на территории бывшего СССР (но высочайшая точка региона находится в Китае). Еще есть почти изолированный от остального мира Ваханский коридор, когда-то отданный Афганистану для создания буфера между Российской и Британской империями. Там в свое время жили те киргизы, которые потом .

Таджикская часть Памира - Горно-Бадахшанская автономная область - как и в советское время, является особой приграничной зоной. Официально въезд сюда разрешен только при наличии соответствующего документа, получаемого в ОВИРе. На практике никто тут им особо не интересуется. Но во избежание неприятностей лучше получить "памирский пропуск" в Душанбе. Выдается он всем желающим при наличии регистрации в Таджикистане, стоит около трех долларов, а делается за день-два.

Общественный транспорт на Памир не ходит. Из Душанбе туда отправляются только частные такси с "памирского базара". Машины есть двух видов. Первый - джипы: покомфортнее, побыстрее и подороже. Второй вид - старые УАЗики "буханки": неудобно, долго, ходят через день, но относительно дешево. А еще в Хорог летают самолеты из Душанбе.

Город Хорог - это административный центр ГБАО, расположенный в устье реки Гунт, на самой границе с Афганистаном. Эту долину населяют шугнанцы, но в городе живут представители всех памирских народов. По российским меркам Хорог - большая деревня, но по местным меркам, это большой населенный пункт. В городе есть сразу несколько университетов, поддерживаемых Фондом Ага-хана. Свою роль в появлении такого количества учебных заведений в довольно маленьком городе сыграла гражданская война, заставившая многих памирцев (среди которых было немало ученых людей) вернуться на свою малую родину. Вообще, памирцы очень тянутся к знаниям, что является частью их религиозных взглядов. Высшее образование здесь не редкость. Русским языком тут владеют заметно лучше, чем на западе Таджикистана. Хотя молодежь уже предпочитает английский, на котором многие здесь говорят весьма неплохо.

Туристов здесь много, наших мало. В городе полно гостиниц и гостевых домов. Подешевле можно поселиться на южном берегу реки, в районе за афганским консульством.

Вид на город. Если присмотреться, то на горе слева можно разглядеть выложенный из раскрашенных камней флаг Ага-хана.

Окраина города. Недалеко отсюда расположен один из самых высокогорных ботанических садов мира, основанный еще в советское время. Правда, особого интереса для обычных туристов сад не представляет.

Каждый клочок плодородной земли здесь на вес золота.

Несмотря на высокогорье, летом здесь очень жарко. Поэтому местная детвора любит плескаться в воде.

Течение реки Гунт очень быстрое. Но смельчаки прыгают с камней в бурный поток и плывут вдоль берега.

По внешнему виду многие памирцы заметно отличаются от таджиков западного Таджикистана, напоминая, скорее, жителей южной Европы.

Обратите внимание не традиционный головной убор памирцев. Его носят как мужчины, так и женщины.

Эти два товарища оказались участниками фольклорного коллектива из соседней Рошткалинской долины, приехавшими на фестиваль "Крыша мира", который я застал в первый день в Хороге. Вот, старший из них танцует с девушкой.

Кстати, местные девушки, на мой вкус, симпатичнее западных таджичек. К тому же, многие в повседневной жизни одеваются по-современному, а не закутываются в бесформенные халаты. В целом, чувствуется, что женщины здесь более "эмансипированны".

А это еще одна участница фольклорного представления.

Фестиваль проводился уже не в первый раз. Помимо местных коллективов, в нем принимали участие гости из других стран Центральной Азии. Вот, казахский музыкант очень лихо играл на домбре.

А это казахская же девушка исполнила танец с домброй. Вообще, у казахов, кажется, много всего связано с этим музыкальным инструментом.

А это колоритный местный житель в китайской рубашке. Кажется, не совсем трезвый.

Продавщица в магазинчике. Я уже говорил, что местные девушки симпатичные?

Киргизские пацанята. Вы, кстати, знаете, что мороженное вместе с пирожком гораздо вкуснее, чем просто мороженное или просто пирожок?

А вот настоящие таджики, из Душанбе. Я так и не понял всей этой схемы, но, как мне сказали, рабочих и технику для укладки асфальта гораздо выгоднее привезти из Душанбе, чем нанимать на месте. Или кто-то с кем-то выгодно поделился гонораром за эту работу.

Жилые дома в городе сплошь частные одноэтажные. Многие построены по традиционному памирскому плану. Такие дома состоят из основной большой комнаты (как правило, квадратной в плане) и длинного коридора с несколькими пристройками. По периметру комнаты (и по одной из сторон коридора) идут приподнятые над полом лежаки. Самое почетное место в доме для уважаемых гостей - сбоку от двери (на фотографии оно за кадром слева). Крышу поддерживают пять столбов. Их число сейчас объясняется исламской символикой, но, на деле, восходит еще к домусульманскому периоду. В центре крыши всегда есть отверстие, к которому ведут несколько рядов квадратных сводов, что также связанно с архаичными верованиями.

Неотъемлемый атрибут памирского дом - портрет Ага-хана на одном из столбов. На фото его не видно, зато есть вышитый герб.

А это изображение имама Хусейна, почитаемого шиитами (кто говорил, что ислам запрещает изображение людей?). Музыкальный инструмент украшен флагом Ага-хана.

Вообще, исмаилизм - весьма своеобразное религиозное течение. Те, кто знаком с обычным исламом, будут сильно удивлены отличиями от традиций суннитов и шиитов и, скорее всего, сочтут исмаилитов еретиками. Все дело в том, что обычный ислам построен не столько на Коране, сколько на сборниках деяний и высказываний пророка Мухаммеда (которые у суннитов и шиитов отличаются). Исмаилиты не отрицают эти сборники, но свои традиции строят на основе буквального прочтения Корана.

Например, очень необычно проходит у исмаилитов намаз. Совершают они его не пять раз в день, а два - на рассвете и на закате. Вместо мечети собираются в специальном доме собраний или на улице возле него. Азана (специального призыва на молитву) у исмаилитов нет - вместо него в положенное время по ретранслятору начинает играть религиозная музыка. Вечерняя молитва заметно дольше, чем у других мусульман. Женщины и мужчины на молитве присутствуют вместе, но не вперемежку, а по разные стороны. Лицо обращают не к Мекке, а в любую сторону (зачастую друг к другу, если сидят по периметру комнаты). Обычного для других мусульман коллективного чередования молитв и поклонов во время намаза у исмаилитов нет. Вместо этого они молятся сидя, и каждый сам мысленно произносит молитву. Несколько раз в перерывах между чтением молитвы целуют руку соседям по бокам. Во время намаза исмаилиты слушают музыку и переведенные отрывки из Корана. Оригинальный арабский текст также заучивают и читают во время собрания (часто это делают женщины).

Во дворе гостевого дома, где я жил ("Pamir Lodge"), как раз была построена исмаилитская джамаат-хана (дом собраний). А рядом с ней в отдельном доме живет профессор из Англии. Он тоже исмаилит и в свое время налаживал связи между Ага-ханом и памирцами. В Хороге ему настолько понравилось, что на пенсии он решил там поселиться.

В первый же день в городе я случайно наткнулся на улице на свадьбу. Люди оказались очень приветливые. Говорят, приходи вечером - будем отмечать.

Вечером я пришел к тому дому. Молодожены пока не подъехали, но на улице их ждал музыкальный коллектив из местных женщин, которые днем выступали на фестивале.

Немного поиграли и поплясали в ожидании виновников торжества.

Веселые женщины.

Наконец молодожены приехали. Невеста, по обычаю, закутана с ног до головы.

Вошли в дом и там немного потанцевали. Кстати, обратите внимание на портрет Ага-хана слева.

Потом был какой-то обычай с луком, которым вначале залезли под покрывало невесты, а потом выпустили из него стрелу.

Потом невесту немного покормили специальной свадебной едой.

После этого раздали угощение гостям, гости поели, и на этом "мероприятие" закончилось.

А в таких мешках привозят приданое невесты.

На следующий день я пошел в ботанический сад и по дороге опять же случайно наткнулся на кортеж той же свадьбы. Одна из машин остановилась и подобрала меня. Ура, продолжение!

Нас привезли в роскошный ресторан на окраине города.

В этот день, как я понял, были свадебные торжества по-европейски. В общем-то, все, как у нас: гости, еда, музыка, танцы. Только при этом приглашают всяких "проходимцев" :) Алкоголь тоже пьют, но как бы стесняясь.

Кунаки жениха "зажигали" больше всех.

Как и у нас, молодоженов все по очереди поздравляли и фотографировались с ними.

Красивая пара. Живут они, кстати, в Москве. Но свадьбу, по традиции, надо справить на родине.

А это, как мне сказали, хозяин ресторана.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Иудеи разделились на 71 течение, из коих одно попадет в рай, а 70 - в ад. Христиане разделились на 72 течения, из коих 71 попадет в ад, а одно - в рай. Мои последователи разделятся на 73 течения, из коих одно попадет в рай, а 72 - в ад.
Ибн Мадже. (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)

В шиизме выделяются 5 основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и "крайние" (гулат, или алавиты). Из них к "умеренному" крылу принадлежат имамиты-джафариты и зейдиты. Их учение во многом сходится с основными положениями ортодоксального Ислама.

Умеренные 1

Зейдиты . Зейд - один из сыновей имама после Али и только, течение зародилось в 8 веке. Особенности -

1. халифская власть не обязательно должна переходить от отца к сыну, главное, чтобы из рода Алидов, получается, выборное лицо, хоть и из узкого числа лиц, хотя у других четко автоматом по наследству.

2. Зейд был почтенным, но без сокровенных знаний, обычный человек, здесь солидарность с суннитами. Для Зейдитов имам - защитник шиитов, но не непогрешим, это политфигура, а не религиозная.

3. Обычно шииты проклинают всех, но зейдиты, - только Усмана (Абу Бакра и Умара уважают).

4. Временный брак шииты признают, это популярно, пережиток доисламских традиций: за определенную цену «покупается» на время женщина, обход правила 4х жен. НО зейдиты как институт не признают этого, ибо скрытая форма проституции.

5. Избегают до гмата предопределения и предпочитают свободную волю человека.

В первые века существования ислама именно зейдиты популярны были и активны, - в Йемене, Иране, и тд,. Сейчас только в Йемене, но и там не более 40%. Они далеки от Ирана, уже по религии у них не может быть союза, они ближе всего к суннитам. и если там резня происходит, то только по клану, роду, племени. Религиозная доктрина зейдитов настолько приближена к ортодоксальному суннитскому Исламу, что их часто не причисляют к шиитам, а называют его малым масхабом при 4-х основных богословских школах ортодоксии. Ими были основано государство Идрисидов (8-10 вв), на территории совр. Марокко. Это государство было позднее присоединено к Кордовскому халифату. Они также приходили к власти в Табаристане (Иран) 9 в, и на севере Йемена.

Умеренные 2

Имамиты - самая многочисленная ветвь, в основном в Иране.

1. Двунадесятники, признают 12 имамов из рода Али. Причем шиит-имамит должен их признавать не по личным качествам, а из-за связи кровной.

2. В первые века не были активны, но внесли вклад в разработку шиитской доктрины, Аббасиды {750-1256} отмежевались от шиитов и смогли прийти к власти.

3. Компромиссная формула - Али лучший из людей. Почему родилась такая политика. Шиизм был знаменем, под которым случались все крестьянские восстания на востоке.

4. у шиитов есть предание, что каждый из 12 имамов мученически умер, но на самом деле - максимум трое. Но прессинг на шиитских имамов был по факту, в конце 9 века 12й последний шиитский имам 6-9 лет чудесно исчезает, поэтому - «сокрытый имам», вроде как полез в подземные сооружения. Аллах так позаботился о нем, обезопасив, но он с нами, незримо управляет делами.

5. Аллах мб лишил людей имамов за грехи, потом 60 лет Малого сокрытия, когда были заместители сокрытого имама, потом их тоже не стало, последний даже не стал назначать преемника, пошли шиитские восстания на востоке. Большое сокрытие - по сей день. Предполагается, что закончится с возвращением Махди.

6. Махди - Это не канонизированная фигура, как миссия у иудеев. У суннитов - полумифическая фигура, это будет новый Иисус, есть представление о нем как о человеке. Появится среди безграмотных низов. У шиитов Махди - это 12й сокрытый имам, он появится и уничтожит всех тиранов, наступит рай для благочестивых. Шииты сильно верили. С пафосом.

7. Сейчас шиизм имамитский в Афганистане (15% хазарейцев,) Иране, Сауд Арави на востоке (15%), это лезгины, таты в Дагестане, в Бахрейне (80-90%), Ливане (40%). Сунниты их признают, так как они не радикалы. Имамы имамитов не были аскетами. Специфика в подходе. Шиитские хадисы, сильные и слабые. Подтверждающие притязания Али на власть. Появились позднее суннитских.

Радикалы 1

1. Верят, что у имама есть божественная манифестация, т.е. проявление, бог в лице каждого из Алидов проявился, т.е. они святые. У суннитов такого нет, так как выходит, вы делите суть Аллаха. А он неделим.

2. Еще. Шииты вынуждены пользоваться Кораном, но суннитским. Тогда - Говорят, что есть 115 сура про Али, они с пророком -2 светила, ставят на уровень Мухаммада. Толкуют Коран своевольно, аллегорично. Например, про Мусу: Корова - это Аиша, и Муса сказал, убейте Корову-Аишу, ведь она выступала против Али.

3. Есть представление, что были закрытые врата иджтихада, (Иджтиха́д - деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджта хидом, религиозное творчество на основе Корана.) То есть все протрактовано и тема закрыта. А Шииты считают, что имеют право дальше трактовать.
4. Шииты не едят приготовленное не-шиитами (ну почти кошери. Но в 21 веке не оч актуально).

5. считают, что войну можно вести и против суннитов тоже! Еще есть духовенство как четкая корпорация со своей строгой вертикалью, когда занятие той или иной ступеньки на этой лестнице требует особых качеств, Аятолла например.

Радикалы 2. Крайние шииты

Исмаилиты .

В 8 веке после смерти 6го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль- Казима, но часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила (его именем названа эта секта), а после него его сына,позже- исмаилиты стали объявлять сокрытыми имамами всех его потомков. Связь сокрытых имамов, находящихся в неких сакральных сферах с общиной осуществляли т.н. уполномоченные, которые якобы получали приказы сокрытого имама.

(Воспользовавшись слабостью поздних Аббасидских халифов, исмаилиты пришли к власти в Ифрикии (Тунис). Затем они завоевали весь север Африки и Сицилию, а в 969 они установили контроль над Египтом и перенесли в Каир свою столицу. Затем они подчинили себе Йемен, Хиджаз и Сирию. Образовавшееся обширное государство - Фатимидский халифат. Власть в этом государстве носила мистический характер, как и во всех шиитских государствах. Однако после прихода к власти их правители превратились в тиранов и потеряли доверие народа. Приход Фатимидов к власти окончательно развеял все иллюзии народа относительно благодати небесной, которую обещали шииты в случае прихода их к власти. Началось активное сопротивление этим узурпаторам. Фатимидское государство исмаилитов, как и деятельность всех шиитских и хариджитских группировок, принесло много бед мусульманам в политическом аспекте. В результате их правления они так ослабили и раскололи мусульманский мир, что Европа ударила по мусульманам. Этого они ожидали давно. В 1091 году Фатимиды сдали Сицилию норманнам, в 1099 - Иерусалим и др. города Палестины крестоносцам. Из-за них мусульманская Испания, потеряв исторические связи с Северной Африкой, к которой она обращалась в случае опасности, стала жертвой Реконкисты. К 1085 году ход событий привел Европу к тому, что боязнь перед арабами несколько ослабла, а решимость бросить им военный вызов возросла. Шиитские же правители, действуя против Аббасидов и всех ортодоксальных мусульман, заключали договора с европейскими державами о совместных действиях против Аббасидов. Кстати, подобные действия шиитские правители совершали и в более поздней истории. Например, когда шиитская джафаритская династия Сефевидов пришла к власти в Иране XVI в., они развязали войну с Османией. Причем сефевидские джафариты (кызылбаши ) совершили это вероломство в сложнейших для мусульман полит.условиях. Дело в том, что Христианские правители Европы благословленные римскими папами вынашивали планы второго после крестовых походов вторжения в мусульманские страны. В 1492 в Испании было уничтожено последнее мусульманское государство - эмират Насридов. После этого началось преследование мусульман Испании. Их насильственным образом обращали в Христианство, но большинство мусульман оставалось верными Исламу и исповедывало веру тайно. Их называли морисками . В связи с этим они жестоко преследовались инквизицией. Им было запрещено давать арабские имена своим детям, арабские книги сжигались, десятки тысяч морисков приняли мученическую смерть за веру на кострах инквизиции. Наконец в 1609-1610 гг они были выселены из Испании в северную Африку.)

Исмаилиты заметны были в средние века. Доктрина интересная. Заимствовали много из неоплатонизма, философское течение в Византии, и индуизма, синкретический синтез Ислама с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле. По этим пунктам они являются «вышедшими» из Ислама. Считают, что у Аллаха есть ипостась, мировой разум, он породил 7 пророков, и Исмаил - 7й. Цель человека - достичь гармонии со всем миром, иначе в круге постоянно будешь крутиться, духовное совершенство, как в буддизме. Смогли создать в Египте халифат, - Фатимиды. Есть в Иране, на Памире, в Индии. Меньшинством всегда были, сейчас почти не осталось. Их смело можно назвать 1й в мире хорошо законспирированной масонской ложей. Позднее эти принципы заимствовали у исмаилитов крестоносцы, в среде которых образовались первые масонские ложи.

Подрывной деятельностью у исмаилитов занимались проповедники - даи. Они вели дауат - пропаганду исмаилизма. Согласно их убеждениям во главе дауата стоял "сокрытый" имам, который якобы передавал свои "божественные" повеления даи. Даи имели помощников - накибов. Они внедрялись в гущу мусульман и завязывали с последователями ортодоксального суннитского Ислама провокационные споры. Над этой сложнейшей иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже высшие представители пропаганды. Его знал только "сокрытый" имам и он общался с последователями только через специальных доверенных лиц. Подобно масонам члены ступеней иерархии не знали друг друга. Благодаря этой системе исмаилиты стали настоящей раковой опухолью на теле исламского мира.

Алавиты, или гулаты. И сейчас есть. Сирия (10%) - 12 млн. Астральные культы, вера в переселение, элементы христианства. Считают, что некогда души людей были звездами. Читают Евангелие, занимаются астрологией, и посвящены в сокрытое знание, и сейчас скрыто, в общину можно попасть лишь по рождению. Правящее меньшинство в Сирии как раз! (Асады).

Ни одна из шиитских группировок, в разное время приходивших к власти в различных странах так и не сумела продемонстрировать преимущества шиитской модели. Их правители, пришедшие к власти в результате анти-омеядской, а затем анти-аббасидской деятельности, превращались в тиранов и были совершенно непопулярны среди народа. В результате многочисленных смут и в периоды их правления мусульманский мир ослабевал и терял позиции перед своими внешними врагами.

ИСМАИЛИТЫ (араб. исма"илийа ) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр , то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).

Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».

Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.

Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).

Ольга Бибикова

Таджикские мусульмане-исмаилиты живут в Горном Бадахшане. От таджиков-суннитов, проживающих в долинной части Таджикистана, памирцев отличает язык, религиозное направление, а также обряды и традиции.

Верующие исмаилиты считают Ага-хана наследником пророка Мухаммеда.

По одной из версий, секта исмаилитов откололась от шиитской ветви ислама в VIII-ом веке после того, как Исмаил - старший сын шестого шиитского имама Джафара ас-Садыка - был лишен права наследования.

Однако несогласные с этим решением продолжали считать его седьмым имамом. Они образовали свою секту, где чтят потомков Исмаила, которых называют Ага-хан.

Святой камень

90-летний Почвари Боваров благодарит Бога, что дожил до того момента, когда ему посчастливилось увидеть имама исмаилитов. Для мусульман-исмаилитов каждый имам является живым воплощением пророка.

Вознести хвалу Богу и просто помолиться Почвари приходит к Хамаисангу. Это каменная глыба огромых размеров.

"Надо знать, как вести себя в святом месте. Нужно поцеловать камень три раза, помолиться, а перед уходом оставить немного сладостей или денег. Может в них кто-то будет очень нуждаться, возьмет их себе, а вам "спасибо" скажет", - объясняет Почвари.

По местному поверью, глина, взятая из святого места, поможет одолеть все неприятности и болезни.

Самобытность

Община исмаилитов в Таджикистане небольшая. Как поясняет профессор Шодихон Юсуфбеков, памирский исмаилизм - это смесь ислама с древнейшими арийскими религиями.

"Исмаилизм на Памире сильно отличается от того исмаилизма, который исповедуют исмаилиты всего мира. В исмаилизме памирцев много заимствований из арийских религий, которые существовали до принятия горцами ислама", - говорит профессор Юсуфбеков.

"Спасаясь от гонений, последователи имама Исмаила добрались до Памира. Жители Бадахшана достаточно лояльно отнеслись к первым мусульманам-исмаилитам. Так население края приняло ислам", - добавляет он.

До последнего времени старики прятали в домах фотографии с изображением своего имама Ага-хана, боясь преследований со стороны советской власти. Этот страх живет в душе до сих пор, - признается памирский халифа Асомиддин Мирзомиддинов.

"Мой отец был священнослужителем. По этой причине у меня всегда возникали проблемы на работе - проверки, обыски, беседы... Родственники за свои убеждения в 30-е годы были отправлены в Сибирь. Мы даже не знаем, где они похоронены", - вспоминает он.

Асомиддин Мирзомиддинов - пир в третьем поколении. Так на Памире называют особо почитаемых людей, получивших светское и религиозное образование.

Преследования

Самые известные памирские пиры советских времен были репрессированы. Некоторые пиры эмигрировали, боясь преследований. И знания, которые до этого передавались из поколения в поколение, были утеряны.

Сегодня пиров в Бадахшане почти не осталось. Их заменили халифа - местные священнослужители. Как поясняет профессор Шодихон Юсуфбеков, именно к ним обращаются жители с самыми разными вопросами.

"Люди помнили своих пиров. Они им поклонялись. Каким-то образом поддерживали связь. Но давление на пиров, безусловно было, особенно в 30-е годы прошлого столетия", - рассказывает Шодихон Юсуфбеков.

Молельные дома

Таджикские исмаилиты не посещают традиционные мечети. Сунниты и шииты считают их сектантами.

Мечети исмаилитам Памира заменяют молельные дома - джамоатхона. Анабшо Шоназаров - хранитель одного из таких домов в высокорной долине Хуф.

"Это очень древний молельный дом. В советское время он был разрушен. Место долго пустовало, но никто из сельчан не посмел начать строительство здесь, боясь божьей кары. Этот участок старались обходить стороной и относились к нему, как к святому месту", - вспоминает Анабшо.

"После распада Союза я отстроил на этом месте снова молельный дом, и теперь сюда в любое время может прийти любой желающий и помолиться" - добавляет он.

В каждом молельном доме - по одной фотографии нынешнего имама исмаилитов, а также Али, ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда.

Обязательным атрибутом молельного дома является фитиль. Его возжигают по важным религиозным поводам.

Однако многие памирские кишлаки не имеют молельных домов, и поэтому в последние годы появилась традиция собираться на пятничную молитву - джуманамоз - по очереди у сельчан на дому.

Равноправие

На Памире женщины и мужчины обычно молятся вместе. По словам одного из сельчан, Гульбека, после религиозной части джуманамоза они сообща решают бытовые проблемы.

"У нас полное равноправие. Мы едины перед Богом и поэтому нет разделения", - говорит он.

Местный халифа еженедельно посещает исмаилитский центр. Там его инструктируют по поводу того, какие беседы необходимо вести с паствой во время общественных молитв, как молиться и что читать.

По словам Ермахмада, в советские годы верующим приходилось очень трудно.

"Компартия молиться запрещала. Мы делали это тайком. Но после перестройки Михаила Горбачева коммунисты читали молитву вместе с нами", - вспоминает он.

До большевистской революции горцы, никогда не покидавшие родные кишлаки, практически ничего не знали о происходящем в мире.

Представление о том, что находится за родными горами, они получали из рассказов пиров, которые бывали в Афганистане и Индии. Туда они ездили, а чаще - шли пешком - на паломничество к имаму исмаилитов Ага-хану.

Возвращались они с его фотографиями и фармонами - наставлениями.

Так в доме жительницы кишлака Пиш Гулчехры Иноятбековой появился старый снимок деда нынешнего имама исмаилитов.

"Если кто-то бывал за границей, то привозил иностранные журналы. А в них часто писали о нашем имаме и даже фотокарточки были напечатаны. Мы эти журнали берегли, как святыню. Не дай Бог, узнали бы в милиции. Мы точно лишились бы работы. Это было бы самым легким наказанием", - вспоминает Гулчехра.

По мнению, многих жителей таджикского Горного Бадахшана, Карим Ага-хан спас население горного края от голодной смерти в годы гражданской войны в Таджикистане в период с 1992 по 1997 годы. Поэтому и по сей день на Памире чувствуется, что жители с особым почтением относятся к своему духовному лидеру.